Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования (2004 г.) и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программой по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Лебедева Ю.В. Литература 10 класс, М.: Просвещение 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz.doc | 63.5 КБ |
soderzhanie.doc | 58.5 КБ |
tp.doc | 59.5 КБ |
kt_pl.doc | 234.5 КБ |
umo.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по литературе 10 класс
Статус документа
Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования (2004 г.) и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программой по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Лебедева Ю.В. Литература 10 класс, М.: Просвещение 2012.
Структура документа
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования.
В 10 классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи и внеклассное чтение.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения.
Особенности организации учебного процесса
Содержание программы носит практико - и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.
Описываются методические особенности тем.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.
Цели изучения литературы в 10 классе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи курса
Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.
Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегрированный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Структура курса
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В 10 классе представлена русская литература XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.
В 10 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX века в их связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В центре анализа — литературный процесс в XIX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.
Межпредметные связи
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Особенностью старшей школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, и постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино.
Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:
- в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- в умении работать с разными источниками информации, находить последнюю, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Виды контроля:
-промежуточный:
- пересказ,
- выразительное чтение (в том числе наизусть),
- развёрнутый ответ на вопрос,
- викторины,
- тесты,
- анализ эпизода,
- анализ стихотворения,
- комментирование художественного текста,
- характеристика героя,
- конспектирование (лекции учителя, статьи учебника),
- подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы,
- презентация проектов
- итоговый:
- анализ стихотворения,
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
В урочной деятельности предусмотрена индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в рамках здоровьесберегающих технологий - ежеурочные физкультминутки, зарядка для глаз.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Литература 19 века.
Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики А.С.Пушкина. Художественное своеобразие поэмы «Медный всадник».
Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.
М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»
Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их взаимоотношении и взаимовлиянии.
Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в повестях. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие творческой манеры.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры. Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
Этапы биографии и творчества. Рассказы цикла «Записки охотника». Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общая атмосфера и ее отражение в романе.
Отцы в романе. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы, родители Базарова. Споры Базарова и Павла Петровича.
Базаров и его последователи. Базаров и Аркадий Кирсанов. Мнимые последователи Базарова.
Дружба и любовь в жизни героев романа. Художественная сила последней сцены романа «Отцы и дети».
Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии. Роль драматурга в создании русского национального театра.
Драма «Гроза». История создания, система образов. Приемы раскрытия характера. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт. Своеобразие конфликта в драме. Смысл названия. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Сила и слабость Катерины. Острота конфликта Катерины с «темным царством» Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы.
Драма «Бесприданница». История создания. Взаимоотношения героев. Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница».
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
Жизнь и творчество писателя. Художественное своеобразие романа «Обломов». История создания, система образов. Место романа в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Обломов - его сущность, характер и судьба. Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения. Понятие «обломовщина».
Обломов и Штольц в романе. Обломов и Штольц – две стороны одного века. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».
Роман «Обыкновенная история».
НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца («Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.)
Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза!».
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». Образы крестьян и помещиков. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников. Особенности языка. Фольклорное начало.
«Певец женской доли». Произведения Н.А.Некрасова о судьбе русской женщины.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.
Драматизм звучания любовной лирики поэта. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое…»).
Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Еще майская ночь…». Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Певице» и др.
Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху.
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
Очерк жизни и творчества писателя. Сюжет и композиция повести «Очарованный странник». Система образов повести. Образ Флягина: поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы повести. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕРИН
Жизнь и творчество писателя. Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок.
Сатира как выражение общественной позиции автора. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории».
Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Музыкальность его лирики.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
Жизнь и творчество. «Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике.
«Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости).
Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» лавной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере.
Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.
Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму.
Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе».
Своеобразие жанра и композиции романа.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
Жизнь и творчество. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского.
«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение.
Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись).
Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.
Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета романе.
«Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.
Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразной «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка.
Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания».
Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
Жизнь и творчество. Углубление понятия о рассказе.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
«Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс).
Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью».
Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность» «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных
людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции.
Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по литературе 10 класс
(3 часа в неделю, 105 час.)
Учебник: Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл. – М.: Просвещение, 2012 Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008
№ п\п | Тема | Кол-во часов | В том числе: | ||
Внекл. чтение | Развитие речи | Сочинение | |||
1. | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 1 | |||
2. | А.С. Пушкин | 1 | |||
3. | М.Ю. Лермонтов | 1 | |||
4. | Н.В. Гоголь | 1 | |||
5. | Русская литература второй половины XIX века. Введение | 1 | |||
6. | И.С. Тургенев | 10 | 1 | 1 | |
7. | А.Н. Островский | 9 | 1 | 1 | |
8. | И.А. Гончаров | 9 | 1 | 1 | |
9. | Н.Г.Чернышевский | 2 | |||
10. | Н.А. Некрасов | 12 | 1 | 1 | 1 |
11. | Ф.И. Тютчев | 2 | 1 | ||
12. | А.А. Фет | 2 | 1 | ||
13. | Н.С. Лесков | 2 | |||
14. | М.Е. Салтыков-Щедрин | 3 | |||
15. | А.К. Толстой | 1 | |||
16. | Л.Н. Толстой | 24 | 2 | 2 | 2 |
17. | Ф.М. Достоевский | 10 | 1 | 1 | |
18. | А.П. Чехов | 10 | 1 | 1 | |
19. | Итоговый урок | 1 | |||
20. | Резервные уроки | 3 | |||
Итого | 105 | 6 | 7 | 9 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование Литература 10 класс
(105 ч.: 3 ч. в неделю)
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Тип урока | Тема урока | Примечание |
I полугодие (47 ч.: 40 ч. + 2 ч. р/р + 2ч. вн. чт. + 3ч. сочинения) | |||||
1 | Вводное занятие | ||||
1 | 1 | Лекция | Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры | ||
1 | А.С.Пушкин | ||||
2 | 1 | Беседа | Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики А.С.Пушкина. Художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». | ||
1 | М.Ю.Лермонтов | ||||
3 | 1 | Беседа | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» | ||
1 | Н.В.Гоголь | ||||
4 | 1 | Семинар | Повести «Невский проспект», «Нос» Реальное и фантастическое в повестях. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе | ||
1 | Литература второй половины 19 века. Введение | ||||
5 | 1 | Лекция. Беседа | Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры. | ||
10 | И.С.Тургенев | ||||
6 | 1 | Лекция | И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества | ||
7 | 1 | Лекция. Беседа | Рассказы цикла «Записки охотника». Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике | ||
8 | 1 | Беседа | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общая атмосфера и ее отражение в романе | ||
9 | 1 | Беседа | Отцы в романе Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы., родители Базарова. Споры Базарова и Павла Петровича | ||
10 | 1 | Беседа | Базаров и его последователи. Базаров и Аркадий Кирсанов. Мнимые последователи Базарова | ||
11 | 1 | Беседа | Дружба и любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» | ||
12 | 1 | Беседа | Художественная сила последней сцены романа «Отцы и дети» | ||
13 | 1 | Семинар | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | ||
14 | 1 | Рр Сочинение | Классное сочинение по роману «Отцы и дети» Темы сочинений I. Сравнительная характеристика персонажей: 1. Базаров и Павел Петрович. II. Мастерство писателя. 1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей). III. Роль эпизода. 1. Один из эпизодов, содержащих диалог (по выбору учащегося). | ||
15 | 1 | Урок контроля | Итоговый урок. Устно-контрольный опрос по творчеству И.С. Тургенева | ||
9 | А.Н.Островский | ||||
16 | 1 | Лекция. Беседа | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии. | ||
17 | 1 | Беседа | Драма «Гроза». История создания, система образов. Приемы раскрытия характера. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт. | ||
18 | 1 | Практикум | Своеобразие конфликта в драме А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия | ||
19 | 1 | Беседа | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | ||
20 | 1 | Беседа | Сила и слабость Катерины. Острота конфликта Катерины с «темным царством» | ||
21 | 1 | Рр | Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | ||
22 | 1 | Лекция. Беседа | А.Н. Островский. Драма «Бесприданница». История создания. Взаимоотношения героев. | ||
23 | 1 | Беседа | Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница». | ||
24 | 1 | РР Сочинение | Сочинение по творчеству А. Н. Островского 1)Самодуры в пьесах А.Н.Островского. 2)Кто виноват в гибели Катерины? 3)Молодое поколение в драме «Гроза». 4)Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы. 5)Хозяева жизни в драмах «Гроза» и «Бесприданница». | ||
9 | И.А. Гончаров | ||||
25 | 1 | Лекция. Беседа | Жизнь и творчество писателя. Художественное своеобразие романа «Обломов». История создания, система образов. Место романа в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв» | ||
26, 27 | 2 | Беседа | Обломов - его сущность, характер и судьба. Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения. Понятие «обломовщина» | ||
28 | 1 | Беседа | Обломов и Штольц в романе. Обломов и Штольц – две стороны одного века. | ||
29 | 1 | Беседа | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». | ||
30 | 1 | Беседа | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | ||
31 | 1 | Рр Семинар | Роман «Обломов» в русской критике | ||
32 | 1 | Рр Сочинение | «Сон Обломова» и его значение в романе. Анализ эпизода | ||
33 | 1 | Внеклассное чтение | И.А. Гончаров «Обыкновенная история» | ||
2 | Н.Г.Чернышевский | ||||
34 | 1 | «Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» | |||
35 | 1 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения | |||
12 | Н.А.Некрасов | ||||
36 | 1 | Лекция. Беседа | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | ||
37 | 1 | Практикум | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др. | ||
38 | 1 | Практикум | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза!». | ||
39 | 1 | Беседа | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др. | ||
40 | 1 | Урок-концерт | Выразительное чтение наизусть стихотворений Н.А. Некрасова. | ||
41 | 1 | Лекция | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | ||
42 | 1 | Беседа | Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | ||
43 | 1 | Практикум | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме | ||
44 | 1 | Беседа | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | ||
45 | 1 | Практикум | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме | ||
46 | 1 | Рр Сочинение | Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | ||
47 | 1 | Внеклассное чтение | «Певец женской доли». Произведения Н.А.Некрасова о судьбе русской женщины | ||
2 | Ф.И. Тютчев | ||||
48 | 1 | Лекция. Беседа | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике Ф.И. Тютчева | ||
49 | 1 | Рр Урок-концерт | Драматизм звучания любовной лирики поэта. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое…»). | ||
2 | А.А.Фет | ||||
50 | 1 | Семинар | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Еще майская ночь…». Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Певице» и др. | ||
51 | 1 | Рр Сочинение | Любимые страницы лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | ||
2 | Н.С.Лесков | ||||
52 | 1 | Лекция. Беседа | Н.С.Лесков Очерк жизни и творчества писателя. Сюжет и композиция повести «Очарованный странник» | ||
53 | 1 | Беседа | Образ Ивана Флягина в повести. Система образов повести. Образ Флягина: поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы повести | ||
3 | М. Е. Салтыков-Щедрин | ||||
54 | 1 | Лекция. Беседа | М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество писателя | ||
55 | 1 | Беседа | Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатира как выражение общественной позиции автора. | ||
56 | 1 | Внеклассное чтение | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. | ||
1 | А.К. Толстой | ||||
57 | 1 | Беседа | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого | ||
24 | Л.Н. Толстой | ||||
58, 59 | 2 | Лекция. Беседа | Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» | ||
60 | 1 | Внеклассное чтение | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | ||
61 | 1 | Лекция. Беседа | «Война и мир» - вершина творчества Л.Н. Толстого. История создания романа. Своеобразие жанра и стиля. Система образов романа, ее особенности. | ||
62, 63 | 2 | Беседа | Пути исканий Андрея Болконского. Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира, духовных исканий героев | ||
64, 65 | 2 | Семинар | Война 1805–1807 гг. – эпоха “неудач” и “срама” в изображении Толстого. Проблема истинного и ложного героизма и величия | ||
66, 67 | 2 | Беседа | Пути исканий Пьера Безухова | ||
68 | 1 | Семинар | Женские образы в романе «Война и мир» | ||
69 | 1 | Рр Практикум | Наташа Ростова и Княжна Марья –любимые героини Л.Н.Толстого | ||
70 | 1 | Лекция. Беседа | “Настоящая жизнь” в понимании Толстого | ||
71, 72 | 2 | Лекция. Беседа | “Мысль народная” в романе-эпопее. Пацифизм и патриотизм писателя. Партизанское движение, значение образа Тихона Щербатого. Значение образа Платона Каратаева, «народ и толпа» в романе. | ||
73 | 1 | Практикум | Изображение народной войны в романе-эпопее. Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа. Влияние Бородинского сражения на судьбы героев. | ||
74 | 1 | Беседа | Наполеон и Кутузов в романе. Соотнесение исторической правды и художественного вымысла. | ||
75 | 1 | Рр Семинар | Философия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории | ||
76 | 1 | Беседа | «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Роль эпилога | ||
77 | 1 | Практикум | Итоги нравственно-философских исканий героев романа. | ||
78, 79 | 2 | Рр Сочинение | Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». I. Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: 1. «Капитан Тушин в Шенграбенском сражении». II. Сравнение и сопоставление персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: 1. Наташа Ростова и... (Элен, княжна Марья, Соня). III. Мастерство писателя 1. Мастерство писателя в создании образов второстепенных персонажей (на примере одного персонажа на выбор). | ||
80 | 1 | Внеклассное чтение | «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. Конфликт Анны Карениной с обществом | ||
81 | 1 | Урок контроля | Устно-контрольный опрос по творчеству Л.Н.Толстого | ||
10 | Ф.М.Достоевский | ||||
82 | 1 | Лекция. Беседа | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | ||
83 | 1 | Беседа | История создания романа «Преступление и наказание». Сюжет и композиция, система образов романа | ||
84 | 1 | Лекция. Беседа | Теория Раскольникова. Истоки преступления героя. Наказание как отражение авторской позиции | ||
85 | 1 | Семинар | Маленькие люди в романе «Преступление и наказание», проблемы социальной несправедливости и гуманизм писателя | ||
86 | 1 | Беседа | Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова | ||
87 | 1 | Семинар | Раскольников и Соня Мармеладова. Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе | ||
88 | 1 | Семинар | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. Средства создания образа города и его значение | ||
89 | 1 | Рр Практикум | Оценка романа «Преступление и наказание» в критике | ||
90 | 1 | Рр Сочинение | Классное сочинение по роману «Преступление и наказание». Темы сочинений: II. Система персонажей. 1. Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня). III. Роль эпизода.
| ||
91 | 1 | Внеклассное чтение | Роман «Идиот». История замысла романа и образа князя-Христа. Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности | ||
9 | А.П.Чехов | ||||
92 | 1 | Лекция. Беседа | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 -90-х годов. «Человек в футляре». Теория литературы. Углубление понятия о рассказе | ||
93 | 1 | Практикум | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | ||
94 | 1 | Практикум | Особенности драматургии А.П. Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | ||
95 | 1 | Беседа | Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта | ||
96 | 1 | Беседа | Значение образов молодых людей Пети Трофимова и Ани | ||
97 | 1 | Беседа | Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей | ||
98 | 1 | Беседа. Практикум | Художественное своеобразие творчества А.П.Чехова. Символическая образность, символика цвета, «бессобытийность», «подводное течение» | ||
99 | 1 | Рр Семинар | Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы | ||
100 | 1 | Рр Сочинение | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П. Чехова | ||
101 | 1 | Урок контроля | Зачетная работа за второе полугодие. | ||
1 | Из литературы народов России | ||||
102 | 1 | Беседа | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | ||
3 | Из зарубежной литературы | ||||
103 | 1 | Беседа | Ги де Мопассан. Слово о писателе. Новелла «Ожерелье». Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Особенности жанра новеллы | ||
104 | 1 | Беседа | Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. | ||
105 | 1 | Беседа | Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль».Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка. |
Предварительный просмотр:
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе в 10 классе
Для учащихся:
- Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс. Учебник: В 2 ч – М.: Просвещение, 2012
- Русская литература 19 века. Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных произведений: В 2 ч./Сост. В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2012
- Русская литература 19-20 веков: В 2.Т 1: Русская литература 19 века. Учебное пособие для поступающих в МГУ им.М.В.Ломоносова. Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Читатель и время: Рабочая книга по литературе: 10 класс. Под ред. В.Г.Маранцмана. - М.:Просвещение, 2008
- П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
- М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
- «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002
- Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2008
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс.- М.:Дрофа,2002
- Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004
7. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе 19 века: 10 класс. - М.: Просвещение, 2005
8. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999,
9. И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995
10.Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997
11.«Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
Интернетресурсы:
- lib.ru
- http://refrus.narod.ru
- http://www.fplib.ru
- http://litcatalog.al.ru
- http://www.slovesnik.ru
- Яндекс, Рамблер, Гугл.
- http;//www.poiskknig.ru
- http://flibusta.ru
- http://book.ru
- http://bibliotekar.ru
- http://www.internet-biblioteka.ru
- hyttp://www.azlib.ru
- http://waplib.net
- http://www.flibusta.net
- http://www.litra.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...