Стихотворение Ф.И.Тютчева "Умом Россию не понять..."
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Учебный материал к уроку изучения творчества Ф.И.Тютчева представлен в виде презентации с использованием интегративного культурологического комментария художественного текста.
Опорные моменты урока:
1. Общественно-политические взгляды Ф.И.Тютчева
2. Современники о патриотизме Ф.И.Тютчева
3. Стихотворения Ф.И.Тютчева о России
4. История создания стихотворения "Умом Россию не понять..."
5. Особенности поэтической лексики стихотворения Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…»
6. Особенности общественно-политической мысли в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…»
7. Звуковая организация стихотворения
8. Стихотворение Ф.И.Тютчева в музыке
9. Смысловые связи стихотворения Ф.И.Тютчева со "Словом о полку Игореве", произведениями М.Ю.Лермонтова, А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой.
10. Интеграция тематических групп в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10761_10761.rar | 2.99 МБ |
Подписи к слайдам:
Общественно-политические взгляды Ф.И.Тютчева идеал Тютчева – союз славянских земель во главе с Россиейпротивопоставлял христианство и католичество; православие – символ России;славянофил;утопичность мировоззрения Ф.И.Тютчева, основанного на трех «китах»: православная империя, всеславянское братство и вражда с католическим Западом (утопия – фантастическая, не имеющая возможности сбыться мечта) Современники о патриотизме Ф.И.Тютчева И.С.Аксаков: «Тютчев… пламенел любовью к России: как ни высокопарно кажется это выражение, но оно верно…»М.П.Погодин: «…никто в России не понимает так ясно, не убежден так твердо, не верит так искренно в ее всемирное, общечеловеческое призвание, как он (Тютчев)»В.П.Мещерский: «Тютчев был глубоко русский человек в своих политических убеждениях, и в то же время глубоко искренний…» Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве. Скульптор Мартос И.П. 1804-1818 гг.
Ф.И.Тютчев о России РассветНе в первый раз кричит петух;Кричит он живо, бодро, смело;Уж месяц на небе потух,Струя в Босфоре заалела.Еще молчат колокола,А уж восток заря румянит;Ночь бесконечная прошла,И скоро светлый день настанет.Вставай же, Русь! Уж близок час!Вставай Христовой службы ради!Уж не пора ль, перекрестясь,Ударить в колокол в Царьграде?Раздайся благовестный звон,И весь Восток им огласися!Тебя зовет и будит он, - Вставай, мужайся, ополчися!В доспехи веры грудь одень,И с богом, исполин державный!..О Русь, велик грядущий день,Вселенский день и православный! Ноябрь 1849 г. И.И.Левитан. Вечерний звон. 1892 г.
Ф.И.Тютчев о России Эти бедные селенья,Эта скудная природа – Край родной долготерпенья,Край ты русского народа!Не поймет и не заметитГордый взор иноплеменныйЧто сквозит и тайно светитВ наготе твоей смиренной.Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде царь небесныйИсходил, благословляя. 13 августа 1855 г. И.И.Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» (читает И.М.Смоктуновский) Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать – В Россию можно только верить. 28 ноября 1866 г. Ф.И.Тютчев. Худ. С.Александровский. 1876 г.
История создания стихотворения написано 28 ноября 1866 г.впервые напечатано в издании «Стихотворения Ф.Тютчева» в 1868 г. Орловский А.О. Бега на Неве 1814 г.
Особенности поэтической лексики стихотворения Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» афористичность стихотворениядва глагола с отрицанием: «не понять», «не измерить» (усиление категоричности высказывания)архаизмы: «аршин», «стать» (опора на традиции языка)метафоризм четверостишия: «умом Россию не понять», «аршином не измерить» (фразеологизм)эпитет: «особенная стать»стать – «характер» (перен., устар.) А.И.Куинджи. Радуга. 1900-1905 гг.
Особенности общественно-политической мысли в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» Россия загадочна, не может быть понята умом;поэт верит в ее нравственные силы, считает великой державой Структура стихотворного произведения. Звуковая организация четырехстопный ямб, перекрестная рифма:Умом Россию не понять, аАршином общим не измерить: бУ ней особенная стать - аВ Россию можно только верить. баллитерация <р>,<м>,<с> г.
Б.М.Кустодиев. Масленица. 1916
Ф.И.Тютчев в музыке Б.Левензон «Умом Россию не понять…» .
И.Глазунов. Два князя. 1974 г.
Ф.И.Тютчев и «Слово о полку Игореве» О, стонать тебе, земля родная,Прежние годины вспоминаяИ князей давно минувших лет!Старого Владимира уж нет.Был он храбр, и никакая силаК Киеву б его не пригвоздила.Кто же стяги древние хранит?Эти — Рюрик носит, те — Давыд,Но не вместе их знамена плещут,Врозь поют их копия и блещут. (пер. Н.Заболоцкого) И.И.Левитан. Тихая обитель. 1890 г.
Ф.И.Тютчев и М.Ю.Лермонтов РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз,И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. 1841 г. И.Глазунов. Борис Годунов. 1967 г. Иван Грозный. 1974 г.
Ф.И.Тютчев и А.А.Блок РОССИЯОпять, как в годы золотые,Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы росписныеВ расхлябанные колеи...Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые -Как слезы первые любви!Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу...Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет, -Не пропадешь, не сгинешь ты,И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты...Ну что ж? Одной заботой боле -Одной слезой река шумней,А ты всё та же - лес, да поле,Да плат узорный до бровей...И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда блеснет в дали дорожнойМгновенный взор из-под платка,Когда звенит тоской острожнойГлухая песня ямщика!.. 18 октября 1908 Ф.И.Тютчев и С.А.Есенин Спит ковыль. Равнина дорогая,И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.Знать, у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси –Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живется на Руси.Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя.Но никто под окрик журавлиныйНе разлюбит отчие поля.И теперь, когда вот новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Все равно остался я поэтомЗолотой бревёнчатой избы.По ночам, прижавшись к изголовью,Вижу я, как сильного врага,Как чужая юность брызжет новьюНа мои поляны и луга.Но и все же, новью той теснимый,Я могу прочувственно пропеть:Дайте мне на родине любимой,Все любя, спокойно умереть! (1925?) Фотография времен Великой Отечественной войны
Ф.И.Тютчев и А.А.Ахматова Не сраженная бледным страхомИ отмщения зная срок,Опустивши глаза сухие,И сжимая уста, РоссияОт того, что сделалось прахом,В это время шла на Восток.И себе же самой навстречу,Непреклонно в грозную сечу,Как из зеркала наяву,Ураганом с Урала, с АлтаяДолгу верная МолодаяШла Россия спасать Москву1942 Интеграция тематических групп в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» лексема «родина» и связанные с ней тематически: «Россия», «Русь», «земля родная», «край родной» (Тютчев); «земля родная», «Киев» («Слово о полку Игореве»); «отчизна» (Лермонтов); «Россия» (Блок); «Россия», «Урал», «Алтай», «Москва» (Ахматова); «родина», «Русь», «отчие» (Есенин)личностное отношение к родине: «край родной», «земля родная» (Тютчев); «земля родная» («Слово о полку Игореве»); «люблю отчизну я…», «с отрадой» (Лермонтов); «как слезы первые любви» (Блок); «вольет мне в грудь мою теплынь», «хорошо живется на Руси», «никто… не разлюбит отчие поля», «все равно остался я поэтом /Золотой бревёнчатой избы», «мои поляны и луга», «дайте мне на родине любимой,/Все любя, спокойно умереть!»(Есенин) тема веры: «верить», «колокола», «светлый день», «вставай Христовой службы ради…», «перекрестясь», «Царьграде», «благовестный звон», «доспехи веры», «с богом», «православный», «долготерпенья», «смиренной», «ношей крестной», «царь небесный», «благословляя» (Тютчев); «долгу верная» (Ахматова) Интеграция тематических групп в стихотворении Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять…» образ России: «особенная стать», «аршином не измерить», «исполин державный», «бедные селенья», «скудная природа», «край родной долготерпенья», «край ты русского народа», «наготе смиренной» (Тютчев); «степей холодное молчанье, /Ее лесов безбрежных колыханье, /Разливы рек ее, подобные морям», «дрожащие огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы, /В степи ночующий обоз,/И на холме средь желтой нивы/Чету белеющих берез», «полное гумно, /Избу, покрытую соломой, /С резными ставнями окно», «пляску с топаньем и свистом/Под говор пьяных мужичков» (Лермонтов); «расхлябанные колеи», «нищая», «избы серые», «песни ветровые… как слезы первые любви», «разбойную красу», «прекрасные черты», «лес, да поле,/ Да плат узорный до бровей», «звучит тоской острожной глухая песня ямщика» (А.Блок); «Не сраженная бледным страхом/И отмщения зная срок, /Опустивши глаза сухие, /И сжимая уста», «непреклонно», «долгу верная», «молодая» (Ахматова); «Свет луны, таинственный и длинный, /Плачут вербы, шепчут тополя. /Но никто под окрик журавлиный /Не разлюбит отчие поля», «золотой бревёнчатой избы», «чужая юность брызжет новью /На мои поляны и луга» (Есенин) Домашнее задание Ответить письменно на вопрос: «Почему в своем поэтическом творчестве Ф.И.Тютчев так часто обращается к общественно-политической проблематике?»Подобрать 1-2 стихотворения современных поэтов на тему патриотизма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства
Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...
Стихотворение "Герб России"
В стихотворении рассказ о гербе России, краткая история создания. Это материал для классного часа....
Внутренние воды России в стихотворениях поэтов. Природа России 8 класс.
Представлена подборка стихотворений, описывающих реки и озёра нашей родины....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...
Урок литературы в 8 классе"Что такое любовь к Родине" (Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»)
На уроке ученикам предстоит решить, что же такое любовь к родине? Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина...
Презентация к стихотворению Е. Сидоровой "Единство России" Пушкарева Валерия 13 лет
Участие в городском конкурсе "Я плюс мои друзья"...