Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в стихотворении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedarom_pomnit_vsya_rossiya.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : отражение Отечественной войны 1812 г. в творчестве поэта; воспитание любви к прошлому нашего Отечества.
М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) Русский поэт, автор стихотворения «Бородино» (1837)
М. И. Голенищев -Кутузов, генерал – фельдмаршал … Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине «Иди, спасай». Ты встал – и спас… А.С.Пушкин
Бородинская битва 29 августа в 124 километрах от Москвы состоялось грандиозное сражение. В общей сложности за этот день погибло 110-120 тыс. чел.
Командующий 2-ой Западной армией «Багратион — лучший генерал русской армии», — говорил Наполеон. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. М.Ю.Лермонтов
Толковый словарик Баллада - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма. Редут – полевое укрепление в виде траншеи и насыпи. Мусью – прост. Во франц. языке форма вежливого обращения к мужчинам (мсье). Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. Сеча – сражение, битва. Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия (пушки). Ликовать – радоваться. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи. Хват – удалой, смелый человек. Булат – оружие из стали. Басурманы – враги.
Образ рассказчика Художник А.В.Кондратьев. 1946 «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» От какого лица ведется рассказ? Что этим достигается? Как вы себе представляете внешность рассказчика? Можем ли мы судить о происхождении старого солдата? Как вы оцениваете отношения старого и молодого солдат? Лермонтов был ровесником молодого солдата. Удалось ли ему передать уважение к ветерану былых сражений?
Вывод Стихотворение М.Ю.Лермонтова – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» . Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной.
Образы стихотворения Образ народа Высокая цель – защита Родины Серьезное осознание своего долга Единство Чувство товарищества Спокойная уверенность в своих силах Чувство превосходства над врагом Готовность противопоставить свою инициативу пассивности командиров Ироничная усмешка над самоуверенным «мусью» Образ полковника Возвышенно-патетическая речь: Не погиб, не убит , а сражен булатом Не глаза, а очи Не сказал, а молвил Обращение к солдатам – « РЕБЯТА » Умремте - умирали - умереть
План стихотворения Отступление («Мы долго молча отступали...») — 3-я строфа. Выбор места сражения («И вот нашли большое поле...») — 4-я строфа. Настроение перед боем («Уж постоим мы головою За родину свою!») — 5-я строфа. Ожидание боя («Два дня мы были в перестрелке») — 6-я строфа. Ночь перед сражением («Прилег вздремнуть я у лафета...») — 7-я строфа. Клятва верности («Ребята! не Москва ль за нами?») — 8-я и 9-я строфы. Бородинская битва («Вам не видать таких сражений!..») — строфы 10—12. После сражения («Тогда считать мы стали раны...») — 13-я строфа.
Композиция стихотворения Экспозиция («Мы долго молча отступали...»); Завязка («И вот нашли большое поле... Построили редут»); Развитие событий («Два дня мы были в перестрелке», сражение: «Ну ж был денек!»); Кульминация (описание боя); Развязка («...И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать»).
Сравнительный анализ 2 и 14 строф 2 строфа Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы ! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля … Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! 14 строфа Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы . Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля . Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!
Средства выразительности эмоциональное восклицание (с него начинается рассказ о сражении: «Ну ж был денек!» тропы : - сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени», «Земля тряслась, как наши груди»; - метафоры и олицетворения: «картечь визжала», «И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...»; эпитеты: «дым летучий», «гора кровавых тел», «русский бой удалый». звукопись (11 строфа) аллитерации (на «р», на шипящие и свистящие «ч», «ж», «ц», «с», «ш» )
Синтаксические средства выразительности 1) бессоюзные однородные члены предложения («Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами...»; «Звучал булат, картечь визжала...»; «Смешались в кучу кони, люди...»); 2) глаголы действия (двинулись, промелькнули, побывали, носились, блестел, звучал, визжала, колоть устала, пролетать мешала, тряслась, смешались, слились); 3) повторы («дым летучий», «В дыму огонь блестел...»; «Все промелькнули перед нами, Все побывали тут»; «...Русский бой удалый, Наш рукопашный бой!..»);
Итог урока «Бородино» - стихотворение, в котором воспевается патриотический подвиг народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"
Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...
Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....
Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....
Презентация с использованием интерактивной доски "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Презентация с использованием интерактивной доски "Не даром помнит вся Россия про день Бородина". Во Всероссийской военно-спортивной игре "Победа", проводимой Министерс...
презентация к внеклассному мероприятию "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
поможет учителю легко и интересно провести внеклассное мероприятие...