Внутренние воды России в стихотворениях поэтов. Природа России 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Представлена подборка стихотворений, описывающих реки и озёра нашей родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennie_vody_rossii_v_stikhotvoreniyakh_poetov.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Внутренние воды России в стихотворениях поэтов.
При изучении любого предмета крайне важной является межпредметная связь с другими науками, которые изучают учащиеся. Так при изучении географии очень часто прослеживаются межпредметные связи с химией, математикой, биологией, физикой, т.е. с предметами естественно-научного цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихотворений в современный урок придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. По словам Т.П.Рачок, «поэзия даёт импульс творческому воображению и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия».
Интеграция географии с литературой – позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, повышает интерес к изучаемой теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение.
Поэтому очень важно использовать на уроках различные литературные произведения. Эмоциональная окрашенность информации усугубляет её восприятие, делает это восприятие живым.
Стихотворения можно использовать не только для создания эмоционального настроя, но и для последующей беседы или дискуссии, для объяснения нового материала с опорой на прочитанный или прослушанный стихотворный текст, для постановки проблемы или для создания проблемной ситуации.
У школьника хорошая память, но если в неё вводить недозируемую информацию, которую он не понимает, то со временем она перестаёт быть ему нужной и полезной. В стихотворных строках поэты часто скрывают образы в виде символов, глубоко проникающих в наше сознание и даже подсознание. Стихотворения органично вписываются в содержание урока и являются дополнением к основной учебной информации.
При подготовке к уроку учитель тратит большое количество времени на поиск и отбор необходимых произведений по изучаемой теме. Поэтому цель моей статьи – создание подборки стихотворений к теме «Внутренние воды России» 8 класс.
«Волга, Волга, без конца и края, «От далёкого истока
Тихий вечер, лодка вдалеке… До Каспийских берегов
О тебе, родная, вспоминаю, Льётся Волга, льётся Волга-
О несущей воды вдаль реке». Речка песен и стихов».
«Свирепа Ладоги волна, «Хорошо по Онежскому озеру плыть.
Что бьётся грудью о гранит. Сколько дивного можно для
Ты бойся силы этой, странник- сердца открыть:
Она потешится сполна! Острова, и заливы, и рощи в цвету…»
Ты ей и в штиль не доверяй- «Я вода голубая из озера Ильмень,
Она, как женщина, коварна: Но как только я к Ладоге трогаюсь в путь,
Сейчас добра и лучезарна, Возникает тогда моё древнее имя
Мгновенье – буря через край!» Глуховатое чуть и волшебное чуть». Волхов
Нева
«Какая сильная река, «Обь несёт свои вольные воды
По городу несётся бурно. По сибирским просторам века,
И чёрная порою как смола, Но меняют теперь с каждым годом
А отражает город чудно. Внешний облик её берега».
Мосты горят огнями ей,
А летом вовсе их разводят. «От Тувы до Океана,
Зимой не видит, как живём, В клочьях серого тумана,
Во льду одетая скучает… Поперёк Сибири всей
Весною с нетерпеньем ждём, Катит волны Енисей».
Когда в снегах она растает. «Ты штурмуешь высокие скалы,
История Петра в Неве,… Ты в работе с утра до утра.
Она наш город украшает, Так не зря навсегда от Байкала
Течёт с загадкою в себе, Убежала к тебе Ангара».
И поколения все знает…»
Северная Двина Ангара
В неизменной фуфайке сосновых лесов «Коварная, лихая, сумасбродная,
Холодна, а порой диковата, Родная дочь Байкала-старика,
Ты не рядишься в крылышки парусов, Ты по тайге меж гор течёшь, свободная,
Лишь плоты на тебе, как заплаты. Могучая сибирская река».
«Откуда Дон берёт начало, Лена
Где скрыта вечная струя, «К небу восходят твои берега,
Что вниз по руслу величаво Воды твои устремляются
Уходит в дальние края? к верхнему полюсу.
Под невысокою берёзкой Лена великая, матерь-река,
Начало Дон своё берёт, С гордым оленем и звёздным
Из-под травы земли московской, алмазом на поясе».
С Ивана-озера течёт». «Ах, какое это чудо!
«Амур-могучая река! Голубое плещет блюдо.
Посмотри на неё с высока! Хрусталём блестит вода
Как она длинна, широка!» Вся прозрачная додна!»
Байкал
«Есть в тайге сибирской нашей «За снежными далёкими хребтами,
Больше моря чудо-чаша. У древних обомшелых скал,
Это – озеро Байкал Седыми и косматыми валами,
В окруженье диких скал. Волнуется и сердится Байкал».
Озеро глубокое. «Окружённый стеной-стражей скал,
Озеро могучее. В зимний сон погрузился Байкал,
В ясный день – спокойное, Крепко лютыми вьюгами скованный.
А в грозу – кипучее. Даль кругом, необъятная даль!
Окружают озеро Лёд сверкает, как чистый хрусталь…
Горы и леса, Спит Байкал -
Сверху отражаются Богатырь заколдованный».
В водах небеса». «Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки - родной».
Баскунчак
«Есть удивительное место на Земле, «Озеро солёное – озеро чудес!
Загадочное производит впечатленье, Навсегда запомню я
Где средь равнины, где в пустынной мгле Белый снег полей твоих,
Находится природы сотворенье». Глубину небес».
«Вот солонка так солонка – Баскунчак:
По краям её – осока да типчак.
А внутри солонки – синяя вода,
А на дне солонки – соль белее льда!
Солона вода в солонке, солона.
Пусть преснее не становится она.
Охраняет пусть осока и типчак
Всероссийскую солонку – Баскунчак»!
Река
«Не конь, а бежит, не лес, а шумит».
«Летом бежит, зимой спит. Весна настала, опять побежала».
Озеро
«Стоит корыто полно воды налито».
«Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляют причёски.
И месяц, и звёзды – в нём всё отражается. Как зеркало это называется?»
Болото
«Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя».
Родник
«Летом в зной угостит водой ледяной».
«Под горою лес зелёный
Пахнет сочною травой.
Бьёт родник струёй студёной
Из подземной кладовой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс
Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....
конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.
урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс....
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.
Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....
Внутренние воды России- тест по географии в 8 классе
На вопросы теста предлагаются 4 варианта ответа....
Внутренние воды России.Разнообразие внутренних вод России.
Наша Родина, Россия – морское государство. Берега нашей страны омывают воды трех океанов и 12 морей. Сегодня на уроке мы познакомимся с природой внутренних вод, омывающих Россию...
География России. 8 класс.Географический диктант по теме: "Моря и внутренние воды России"
Диктант позволяет проверить знание географической номенклатуры по теме "Моря и внутренние воды России"...