опыт работы литературного клуба
элективный курс по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературный клуб как форма реализации креативных возможностей учащихся
(из опыта работы клуба СОШ №3 города Льгова)
Автор: Жильцова О.С, учитель русского языка и литературы.
В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы.
На мой взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературно-драматический клуб. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности.
Преимущества школьного литературного клуба перед другими формами внеклассных занятий: стабильность (что способствует зарождению и развитию школьных традиций);систематичность (что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность); массовый характер работы (что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников).
Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по литературе, став её центром. Говоря о клубе применительно к преподаванию литературы в школе, мы рассматриваем это явление в двух аспектах: влияние работы клуба на уроке, возможность с его помощью сделать преподавание более эффективным; самостоятельное литературно-образовательное и литературно-развивающее, творческое значение работы клуба как форма реализации креативных возможностей учащихся.
Литературный клуб «Образ» работает в школе №3 города Льгова с 2004 года. На протяжении этого времени клуб проводит большую и весьма эффективную работу по приобщению учащихся к литературе. Разработана программа по созданию развивающей образовательной среды школьников среднего и старшего возраста через литературно-драматический клуб.
Цель клуба: создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, для их творческой самореализации, развития креативности.
Задача клуба: развивать познавательный интерес учащихся к изучению литературы; повышать интеллектуальный уровень учащихся; способствовать творческой самореализации членов клуба; содействовать речевому общению учащихся.
Структура клуба: Членами клуба являются учащиеся 7-11 классов СОШ №3.
- Руководство клубом осуществляет актив, в который входят 10 человек. Актив собирается на свои заседания еженедельно для обсуждения хода и итогов работы, утверждает планы дальнейшей деятельности, самостоятельно работают над созданием творческих произведений, участвуют в различных творческих конкурсах школы, города, области.
2.Открытые заседания клуба проводятся два раза в четверть.
3.Основное содержание работы литературного клуба - развитие творческих способностей личности ребёнка. Учащиеся в клубе активизируются, развивается их самостоятельность, проявляются их способности, интересы.
Деятельность данного клуба реализуется через проекты:
- творческие: самостоятельное написание творческих работ; выступления;
- игровые: самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);
- информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.
На мой взгляд, литературный клуб является формой реализации креативных возможностей учащихся. Рассмотрим это на примере такого творческого проекта, как самостоятельное написание активом клуба сценариев для литературных праздников, создание «своей роли».
Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера. Привлечение учащихся к сочинению некоторого произведения позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения – креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию творческой композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Дадим описание технологии коллективного творческого проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Выбор темы.
2. Определение идеи.
II этап. Основной.
1.Поиск творческого хода:
а) определение главных и второстепенных действующих лиц;
б) временная принадлежность (в работе необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступления);
в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).
2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей. Индивидуальная , парная и групповая работа над созданием теста.
3. Художественное оформление.
III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.
IV этап. Рефлексия.
Каждое открытое заседание требует большой подготовки. Выбор темы зависит от желания расширить рамки школьной программы, усилить интерес к предмету.
Пушкинская тема – традиционная в работе клуба. Актив клуба проводит открытые заседания: для 5 классов – праздник «В мире сказок Пушкина»; для 6 классов – интеллектуальная игра «Здравствуй, Пушкин!»; для 7 классов – брейн-ринг «К нему зарастет народная тропа…» . Торжественно начинаются заседания, посвященные творчеству Пушкина: зажигаются свечи, играет тихая музыка. Все внимательно всматриваются в портрет великого поэта… Приглашаются учащиеся, их родители, учителя. Яркое выступление актива клуба, драматизация любимых страниц Пушкина и – игра. Актив старается разнообразить задания викторины: блиц-турнир, «Поле чудес», «черный ящик», «умники и умницы» (войди в роль героини Пушкина, расскажи о себе). Играют не только команды и болельщики , но и родители (они получают задание – найти в тексте название произведений Пушкина) , задания получают «художники» (во время игры создают репродукцию к стихотворению), «поэты» по буриме пишут «творения». И, конечно, звучат стихи Пушкина. В конце праздника обязательно поэты читают свои стихи, сочиненные в честь Пушкина. Такие праздники получаются яркими, познавательными.
Литературный клуб, его актив – это дружный, сплоченный коллектив. Отзывы учащихся, родителей, учителей – самые положительные. В клуб пришли новички из числа зрителей. Складываются традиции, создан архив творческих работ. Основной результат деятельности клуба – призовые места в различных творческих конкурсах. Опрос, проведенное активом среди учащихся школы №3, показало, что такая форма внеклассной работы, как литературный клуб, необходима. Воспитательное значение такого увлекательного коллективного труда бесспорно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы литературного клуба «Зеленая лампа».
Программа содержит материал для учащихся 5-11 класса, где предусматриваются индивидуальные занятия и задания для учащихся разного возраста с учетом особенностей художественного вкуса....
Программа работы литературного клуба «Читаем, думаем, спорим…»
Пояснительная записка.С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт ...
Клуб "Педагогическая кухня". Опыт работы общественного педагогического сообщества
Информационная карта участников диссеминации инновационного опыта лучших учителей Московской области....
ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Рассказ об опыте работы школьного литературного объединения за семь с половиной лет работы....
Опыт школьного спортивного клуба "Лицей спортивный"
С сентября 2014 года в МАНОУ «Лицей №4» создан и успешно функционирует школьный спортивный клуб «Лицей спортивный» - он является общественной организацией учащихся объединенных с целью совместной рабо...
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...
Презентация программы "Умные каникулы. Литературный клуб и мастерская Литературного клуба "Звезда соцсетей"
Презентация программы "Умные каникулы. Литературный клуб и мастерская Литературного клуба "Звезда соцсетей" (5-8 классы)...