ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
статья на тему
Рассказ об опыте работы школьного литературного объединения за семь с половиной лет работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы школьного литературного объединения в системе дополнительного образования | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Часто приходится слышать грустные рассуждения о том, что юное поколение не то что поэзию, а и просто чтение недолюбливает, предпочитая компьютер книге. А что конкретно можно сделать для того, чтобы возрос интерес к литературе и к поэзии в частности?
Желание пригласить детей в удивительный и многоликий мир поэтического творчества было поддержано директором школы, человеком любящим и ценящем поэзию, Руденко Светланой Георгиевной. Признаюсь, что это занятие было для меня совершенно новым. В школе уже существовала музыкальная гостиная «Поэзия», но в ней ребята читали, обсуждали и инсценировали произведения известных поэтов. По сути, я впервые пыталась прокладывать мостик между детскими сердцами и поэзией, предлагая им самим взяться за перо.
Составила программу, в которой поставила ряд задач: формирование у школьников представлений о методах поэтического творчества, коммуникативной культуры, межличностной толерантности, креативного мышления; приобретение навыков создания художественных произведений, анализа художественного текста; повышение интереса к литературе и гуманитарной культуре, развитие природных способностей детей, обогащение творческого опыта и социального пространства школьников с использованием ресурсов сотрудничества с представителями художественной интеллигенции – поэтами, редакторами литературных изданий , воспитание чувства сопричастности к литературному творчеству. Отличительная особенность программы – создание условий для работы учащихся разных возрастов в одной группе, знакомство с новейшими поэтическими формами.
Программа работы школьного литературного объединения была рассчитана на учеников 5-11 классов. Но, как говорится, жизнь внесла свои коррективы. Однажды на занятие пришли несколько первоклассников и попросились в наше литературное объединение. Глаза их были широко распахнуты и смотрели на меня удивленно и доверчиво, в кулачках у малышей были карандаши и тоненькие тетрадки. Я ни смогла не принять их в наше объединение. Кстати, подавляющее большинство этих ребят продолжают активно заниматься в объединении вот уже восьмой год.
Золотой карандашик
Карандашик не простой –
карандашик золотой.
Я могу раскрасить солнце,
зайчик солнечный в оконце,
и надену на тюльпанчик
золотистый сарафанчик.
Позолочу я все вокруг:
и цветы, и солнца круг,
солнечные зайчики,
и… веснушки мальчикам!
(Лилия Коновалик, 1 класс)
Пришлось пересмотреть программу, сделать ее доступной для учеников начальной школы. И хотя цель курса – способствование самореализации учащихся путем предоставления возможности для экспериментирования и открытия нового в области литературного творчества, для себя я ее определила следующим образом – научить детей не только слушать и смотреть, но видеть и слышать окружающий мир. Приведу пример. Приближался День матери, ребята писали стихи о своих мамах. Почти все они составлялись примерно из одних и тех же общих фраз и были безликими. Объясняю, что стихотворение должно рассказывать именно об их маме, ведь каждая мама неповторима, красива и талантлива. Спросила одного из второклассников: «Какого цвета глаза у твоей мамы?». Мальчик посмотрел на меня с недоумением: «Глаза? У мамы?!?» Но на следующее занятие он пришел радостный и, прежде, чем поздороваться, с порога выпалил: «Серо-голубые! У моей мамы очень красивые серо-голубые глаза!»
Осень
Осень разноцветная,
Яркая и светлая,
Нежная, чуть грустная.
Корочкой арбузною
Первый лед хрустит на луже,
Ветер листья гонит, кружит.
Нет поры тебя милее,
Твой огонь мне сердце греет!
(Мария Буравцова, 4 класс)
Любопытно, что дети с интересом узнают о различных приемах и формах стихосложения, сразу же пытаются применить их на практике. Конечно, их произведения трудно сравнивать с классическими образцами сонетов, триолетов, баллад, рубаи, танка, хокку и прочих форм, да и надо ли? Пожалуй, только второкласснице под силу написать такой триолет:
Фрукты
На завтрак люблю мандарины я есть,
А также лимоны и апельсины.
Полезные очень в них витамины.
На завтрак люблю мандарины я есть.
Мне фрукты купили – отличная весть.
Я буду здоровой, красивой и сильной!
На завтрак люблю мандарины я есть,
А также лимоны и апельсины.
(Анастасия Юшкова, 2 класс)
Когда у ребят уже накопилось некоторое количество стихотворений, придерживаясь составленной программы, мы стали поочередно проводить чтение и обсуждение персональных подборок произведений одного из членов литературного объединения. Польза обоюдна: автор получает опыт публичного выступления, видит реакцию на свои произведения, выслушивает замечания и пожелания друзей; слушатели имеют возможность на слух оценить стихотворение, высказать критику. Во время таких чтений, предлагаю ребятам на слух определить форму произведения, если автор придерживался какой-либо твердой формы. Таким образом, они еще раз повторяют пройденный материал.
Однажды пришла мама одного из юных поэтов и, смущаясь, спросила, существуют ли «толковые словари по поэзии». Я спросила, какой вариант словаря ее интересует – для взрослых или для детей. Оказалось, что словарь необходим папе моего ученика – он не смог смириться с тем, что ребенок во втором классе знает то, чего не знает он. Ребята в то время знакомились с восточными твердыми формами.
Первый снег
Самый первый снег
Сияет и искрится,
Как аметисты.
Снегопад
Одел снегопад
Все растения в шубки,
Теперь им тепло.
Ворона
Ворона черна.
В темноте лишь сияют
Ее глазищи.
(Никита Волков, 2 класс)
При реализации практической части программы школьники могут проявлять творческую самостоятельность в определении тем, жанров и методов поэтического творчества. Учащиеся получают возможность участвовать в литературной жизни города, посещая презентации литературных изданий, творческие встречи, конкурсы. Особенно любимы ребятами конкурсы и поэтические чтения, проводимые центральной районной детской библиотекой и Домом Детского Творчества. Есть на счету ребят и победы в городских конкурсах.
Девочка и война
Когда была война,
В Ленинграде бомбили дома.
Среди битых окон одна
В доме девочка жила.
И писала она в дневнике
То, что папа ее вдалеке,
Что сражается он с врагом,
Защищая родимый дом.
Написала она про маму,
Как копает окопы, ямы.
Рассказала о том, как братишка
От фугасок спасает крыши.
Но ни слова не пишет она,
Как ей страшно, когда одна…
(Елизавета Варфоломеева, 3 класс)
На основе углубленного изучения тем программы подготавливаются материалы для публикации в литературных изданиях школы, района, города, России. Произведения участников нашего литературного объединения опубликованы в журналах «Костер», «Сфинкс», «Невский альманах», «Зубренок», «Мавочки и дельчики», литературно-художественных сборниках «Стихи не только о войне», «Победа в сердцах поколений», «Санкт-Петербург. Простор меж небом и Невой», «Мир вокруг нас», «Подарок победителю» (1-ый и 2-ой выпуски), «Взмыть в воздух на собственных крыльях», «К солнцу руки протяну», «Разноцветные стихи», «Все цвета радуги», «Великолепная пора», «Творчество наших читателей», газетах «Школьная пора» и «Муниципальный вестник». За неполные восемь лет существования лито «Вдохновение» было опубликовано более 1000 произведений юных авторов.
Мой учитель
Мой учитель самый лучший,
Самый умный, добрый самый,
И вприпрыжку через лужи,
В школу я бегу без мамы.
Мне учиться интересно,
Много нового узнаю.
Станет мне все-все известно.
Я учиться обожаю!
(Ксения Кузьмина, 3 класс)
В нашем литературном объединении нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, исключительно доверительные отношения, способствует росту личности как ученика, так и учителя, дарит радость сотворчества.
Продолжат ли эти ребята писать и в будущем, покажет время. Но я точно могу сказать, что они трепетнее стали относиться к русскому языку, научились работать со словом, четко выражать свои мысли, обогатился их словарный запас, повысилась самооценка, они готовы к публичным выступлениям и не боятся критики. Уверена, что эти навыки пригодятся им независимо от того, кем они станут во взрослой жизни.
Колесник Ольга Юрьевна – руководитель объединения «Вдохновение», педагог дополнительного образования, поэт и прозаик.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо
Уникальный опыт развития творческих способностей детей! Спасибо, Ольга Юрьевна, за бережное отношения к росткам творчества. Успехов Вам! Хотелось бы почитать стихи Ваших воспитанников и Ваши произведения