Анализ новеллы "Фаталист" М.Ю. Лермонтов
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Смысл названия новеллы «Фаталист»
Цели:
- установить связь с литературным процессом
- Проследить композицию романа в целом и повести в отдельности
3. установить смысл названия
Оборудование. Компьютер, экран, раздаточный материал
Ход урока
- Целеполагание.
- Ребята, литературное произведение всегда живет в контексте мировой литературы, и его можно сравнивать с другими произведениями.
С какими произведениями принято сравнивать роман Лермонтова. Об этом нам расскажет - ____________________________________
Таким образом мы установили связь между эпохой и способом мышления.
- Какова композиция романа? Об этом нам расскажет ___________________________
Вывод: данная композиция служит раскрытию характера главного героя.
- Что обозначает слово фаталист-фатум – фатальность?
Обратимся к словарю…
- Давайте перескажем новеллу «Фаталист» _____________________________
- Ребята, давайте еще раз скажем, что такое композиция? Зачем она нужна
Копозиция – это построение, способ организации произведения… Из чего строится сюжет? Из эпизодов.
Что такое эпизод?
Давайте посчитаем, сколько эпизодов в повести?
Какой из них будет центральный, то есть серединный?
Установили: эпизод встречи с Настей.
Как вы думаете, что обозначает эта фраза: «Прощай, Настя!»?
Вывод: Печорин бессознательно подчиняется судьбе. Он фаталист.
Как Настя реагирует на нее?
Вывод: Настя – фаталист
Обратимся к теме урока: Мы ответили на вопрос? – Да
Но урок еще не закончился, задачи мы еще не решили.
Перед вами лежит таблица. Давайте ее заполним…
Фаталист/ герой | Аргументация (цитатой) |
Вывод : в повести «Фаталист» все герои являются фаталистами.
Выводы: Итак, мы проследили композицию романа в целом и повести - отдельно.
Д.з. Написать эссе по повести «Фаталист»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.
В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...
А.С. Пушкин «Цветок». М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины». Урок сравнительного анализа стихотворений в Х классе
Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений - сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию ...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
Анализ эпизода.Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)...
М. Ю . Лермонтов " Бородино". Художественный анализ текста. (5 класс)
М. Ю . Лермонтов " Бородино". Художественный анализ текста. (5 класс)...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Обучение анализу стихотворения. Примерный образец анализа (М. Ю. Лермонтов "Парус").
Данная работа представляет собой примерный образец анализа стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус"....