Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Анализ эпизода.
Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ эпизода.
Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “...я зашел к княгине проститься...”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.”
Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой - Григорий Александрович Печорин - открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”...
Итак, в данном эпизоде - двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж - старая княгиня Лиговская - “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “- Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек...” И, хотя эта героиня - персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается).
Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы.
Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери...” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” ...ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.”
Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “...вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее...” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“...вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль...”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие!..
Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали...”
Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу... - сказала она.”
Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта
Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...
конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой» (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Урок литературы (технология "Развития критического мышления через чтение и письмо")...

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава "Княжна Мери".
Задания типа "узнай героя" очень распространены в моей педагогической практике. Они позволяют и контролировать процесс чтения к уроку ( не секрет, что дети часто прибегают к краткому содер...

Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....