Рабочая программа по литературе в 6 классе(автор В.Я. Коровина и др.)
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС для учителей , работающих по программе В. Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_kl_fgos.docx | 102.97 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2014 год.
Исходными документами для составления рабочей программы по «Литературе» являются:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
-Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 г.Москва .10.2010 №986 «Обутверждении федеральных переченей учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013- 2014 учебный год»;
-приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности оснащению учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Структура рабочей программы литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
пояснительную записку;
общую характеристику учебного предмета;
описание места учебного предмета;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
результаты освоения учебного предмета(личностные, метапредметные, предметные);
содержание курса «Литература»;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
Цели обучения:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
2.Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
3.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 68 часов в 6 классе.
Данная рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»
● Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
● Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
● Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
● Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
● Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
6.Содержание тем учебного предмета «Литература»
Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 1 ч.
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 31ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
- Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
- Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
- Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
- «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
- «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
- «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
- «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
- «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
- «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
- «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
- Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
- Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
- «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
- «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
- Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
- Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
- «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
- Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
- Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
- Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
- «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
- Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
- Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
- Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
- «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
- Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
- Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
- «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
- Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
- Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
- еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
- Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
- Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
- Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
- ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 18 ч.
- Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
- Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
- Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
- «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
- Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
- Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
- Произведения о Великой Отечественной войне
- К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
- Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
- Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
- «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
- Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
- Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
- «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
- Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
- Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
- Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
- Родная природа в русской поэзии XX века
- А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
- Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
- Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
- Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
- ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 2 ч.
- Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
- Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
- Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
- «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
- Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
- ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 5 ч.
- Мифы народов мира
- Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
- Геродот. «Легенда об Арионе».
- Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
- Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
- Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ -3ч.
- Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
- Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
- Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
- Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
- Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
- Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
- Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
- Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
- Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
- «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
- Теория литературы. Притча (начальные представления).
- Итоговый контроль по результатам изучения курса – 1 ч.
7.Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | ||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | Домашнее задание | План . | Фактич. | ||||||||
1 | Введение. Писатели – создатели, хранители и любители книги | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты | Художественное произведение. Диагностика уровня литературного развития уащихся | УМК | 1.Прочитать с.3-5, ответить на вопрос 4,5. | ||||||
Устное народное творчество | |||||||||||||
2 | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; различать пословицы и поговорки. использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров. Письменный ответ на проблемную тему | Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен | УМК, фонохрестоматия | 1.Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с.13-14). | ||||||
3-4 | Пословицы и поговорки | Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок | Мультимедийный проектор | Сообщения индивид. | |||||||||
1.Подобрать 5 пословиц на одну из тем (счастье, судьба, терпенье, надежда, семья, дети, язык, речь). Выписать пословицы в тетрадь. 2.Ответить на вопросы 3,5 с.16-17. | |||||||||||||
5 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос | 1.В чем красота и мудрость русских обрядов 2. Почему пословицы и поговорки называют «зернами народной мудрости» | Стр.18-22, читать | ||||||||||
Древнерусская литература | |||||||||||||
6-7 | Из древнерусской литературы. Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости). | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации | знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге | Развитие представлений о русских летописях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека | УМК, фонохрестоматия, Мультимедийный проектор | 1.Читать, пересказывать «Сказание о белгородском киселе». 2. Подготовить выразительное чтение сказания. | ||||||
Произведения русских писателей 18 века | |||||||||||||
8 | Из литературы 18 века. Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха» | формирование ответственного отношения к учению. | принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль | Поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Вопросы в учебнике. | ||||||
9 | И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос | Истолкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен. Конкурс на лучшее инсценирование басни Викторина на знание басен и их иллюстраторов Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И.А .Крылов в своих баснях?» | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Подготовить инсценировку (или чтение по ролям) басен. | ||||||
Произведения русских писателей 19 века | |||||||||||||
10 | Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза. | ||||||
11 | Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры стиха. . | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выучить стихотворение «И.И.Пущину». 2.Найти в сборнике стихов Пушкина стихотворения, написанные двусложным размером. | ||||||||||
12 | «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Слово учителя, сообщения учащихся; | портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села. Мультимедийный проектор | 1.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро». | ||||||
13 | О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства .Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Слово учителя, беседа по тексту. | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Прочитать главы 1,2. 2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138). | ||||||
14 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Развитие представлений об подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1Прочитать главы 3-6. 2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138-139). | ||||||
15 | Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Различные виды чтения.Составление простого и цитатного планов. Рассказ по плану Сопоставительная характеристика. Речевая характеристика. Дискуссия | УМК, фонохрестоматия | 1.Подготовить выразительное чтение 9-11 глав. 2.Ответить на вопросы к этим главам (с.139-140 ). | ||||||
16 | Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши.Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Различные виды чтения.Составление простого и цитатного планов. Рассказ по плану Сопоставительная характеристика. Речевая характеристика. Дискуссия | УМК, фонохрестоматия | 1.Выполнить 1-е задание на с.138 (первую часть задания выполнить письменно). 2.Прочитать 12 главу. 1.дочитать роман до конца. 2.Ответить на вопросы к этим главам (с.140). | ||||||
17 | Внеклассное чтение А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | Иллюстрировать понятия «антитеза» примерами из повести | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Дочитать повесть. пересказ эпизода. | ||||||
18 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина | Письменный ответ на проблемные вопросы: - В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского? -Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности? | 1.Биография Лермонтова (по учебнику), ответить на вопросы 1-3 | ||||||||||
19-21 | М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Листок», «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Три пальмы» | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя) | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки | Начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Тучи», «Утёс», « Листок». .Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы». | ||||||
22 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведчес-кого анализа. | Письменная работа по теме: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова? (по выбору) | . | |||||||
23 | И.С.Тургенев. «Бежин луг». | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа. | Смысловое чтение умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя | Развитие представлений о портретной характеристике персонажей, понятие о пейзаже в литературном произведении, создание собственных иллюстраций к рассказу | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Близко к тексту пиисать картины природы; 2.Пересказатьистории мальчиков. | ||||||
24 | Работа по картине В.Лебедева «Бежин лгу». | Картина В.Лебедева «Бежин лгу». Мультимедийный проектор | 1.Стихотворение в прозе «Русский язык» выучить наизусть; 2.Мини-сочинение «Рассказ о моём товарище». | ||||||||||
25 | Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья», «С поляны коршун поднялся» | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выучить наизусть одно из стихотворений. | ||||||
26 | А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у березы» | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Лекция, беседа, проблемные задания. | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Стих наизусть по выбору. | ||||||
27 | Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога”. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Развивать понятие о пейзажной лирике, о звукописи, иметь начальные понятия о строфе, уметь сопоставлять стихотворение с картиной | Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы) | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выразительное чтение стихотворения; 2.Выписать в тетрадь «трудные слова», дать им толкование. | ||||||
28 | “Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа. | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Отрывок из стихотворения (Iглавку) выучить наизусть; 2.Подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова | ||||||||||
29 | Тестирование по творчеству М.Ю. Лермонтова И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Знать изученные теоретико-литературные понятия | Тестовая проверка знаний по теории литературы | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Читать сказ Лескова «Левша». | ||||||
30 | Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ “Левша”. Анализ “Сказа…” | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | Развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа | Развитие понятия о сказе, понятие об иронии. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление викторины на знание текста сказа | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Читать 4-10 гл.; 2.Выделить и записать цитаты, характеризующие Царя Николая Петровича, Платова, левшу; 3.Подготовить пересказ одной из глав; 4.Читать вступительную статью учебника (с.224-226). | ||||||
31 | Сказ “Левша”. Анализ “Сказа…” | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | Развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа | Чтение сказа. Комментарии. | УМК, фонохрестоматия | Читать сказ до конца. | ||||||
32 | “Портрет” Левши. | Чтение по ролям, беседа по вопросам. | УМК, фонохрестоматия | 1.подготовиться к изложению на тему «Левша в гостях у англичан». | |||||||||
33 | Развитие речи. Изложение на тему “Левша в гостях у англичан”. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | «Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша» | .Прочитать другие рассказы Лескова. | |||||||
34 | Н.С. Лесков «Человек на часах» (внеклассное чтение) | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Умение составлять инсценировку под руководством учителя, составлять цитатный план письменного высказывания | Создание собственных иллюстраций к произведению | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | |||||||
Писатели улыбаются | |||||||||||||
35 | Встреча с А. П. Чеховым – писателем и человеком . Рассказ «Толстый и тонкий», | Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова; опреде- лять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор», составлять викторину на знание текста рассказов | Развитие понятия о комическом и комической ситуации. Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмор в рассказах А.П.Чехова» | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Инсценировать понравившийся эпизод рассказа. | ||||||
36 | Внеклассное чтение. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника» | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, уметь составлять инсценировку | Конкурс на лучшее инсценирование рассказов; создание викторины на знание текста рассказов, создание собственных иллюстраций к рассказам | УМК, фонохрестоматия | 1.Придумать рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное | ||||||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века | |||||||||||||
37 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях, составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Стихотворение по выбору наизусть | ||||||
38 | Развитие речи. Сопоставительный анализ стихотворений. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова- нию | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуриро- вать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов | Образ русской природы в стихах русских поэтов и романсах русских композиторов, Сопоставление проекта под руководством учителя альбома «Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века, полотнах русских художников и романсах русских композщиторов» | ||||||||
Произведения русских писателей 20 века | |||||||||||||
39-40 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации из ресурсов Интернета находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности, | Знать, что такое рождественский рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания | Понятие о рождественском рассказе, поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, особенности рождественского рассказа, составление устного рассказа о герое и его прототипах | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Подготовить пересказ рассказа одного из героев. Ответить на вопросы стр.15-16 | ||||||
41 | А. Грин. Слово о сказочнике. Повесть “Алые паруса”. Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности | Усвоить понятие жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев | Понятие о жанре феерии, Составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея», подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Сочинение-миниатюра «Мои пожелания героям…». | ||||||
42 | А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ “Неизвестный цветок”. » | Совершенство- вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев , своеобразие стилистики платоновской прозы.
| Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказах | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | .Сочинение-миниатюра «Кому нужна моя помощь?». | ||||||
43 | Внеклассное чтение «Цветок на земле», “В прекрасном и яростном мире”. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Смысловое чтение, уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на язык и стиль автора | Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», раскрыть особый мир платоновских героев | УМК, фонохрестоматия | Сочинение-миниатюра «Чему учат герои А.Платонова?». | ||||||
Произведения о Великой отечественной войне | |||||||||||||
44-45 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Г. Симонов, Д.С.Самойлов | Совершенствова ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы | совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение.
| Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, подбор примеров к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне» | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Выучить стих по выбору наизусть. | ||||||
46-47 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро вать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод | Подбор цитат к теме «изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни», анализ эпизода | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выделить и пересказать эпизоды рассказа, Которые помогают понять, Как герой был втянут в тяжкий обман Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами | ||||||
48 | “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”). | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро вать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод | Подбор цитат к теме «изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни», анализ эпизода | УМК, фонохрестоматия | Выучить наизусть описание летнего дня | ||||||
49 | В.Г. Распутин «Уроки французского» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро вать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки» | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Дочитать рассказ; 2.Ответить на вопросы. | ||||||
50 | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро вать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки» | УМК, фонохрестоматия | 1.Расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с.156); | ||||||
51 | Смысл названия рассказа. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро вать, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки» | УМК, фонохрестоматия | Ответить письменно на вопрос: «Почему голодающий мальчик не принял посылку?» | ||||||
52 | Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» | Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Развивать понятие о лирическом герое, выявлять художественно значимые изобразительно – выразительные средства языка, , определять их художественные функции в произведении | Развитие представлений о лирическом герое, характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Ответить на вопросы. | ||||||
53 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки. | Развитие понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | .Вспомнить смешной случай из своей жизни. 2.Подготовить кроссворд по рассказу «13-й подвиг Геракла». | ||||||
54 | Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова | Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин знать, Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка лирики разных поэтов | Развитие представлений о лирическом герое, характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, обучение анализу стихотворения | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выразтельное чтение стихотворений А. Блока, А.Ахматовой 2.Выучить наизусть стихотворение С. Есенина. | ||||||
55-56 | Писатели улыбаются. В.М. Шукшин. «Чудик», «Критики» Внеклассное чтение «Срезал» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Иметь представление об особенностях шукшинских героев-чудиков», выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием | Подбор цитат к теме « Особенности шукшинских героев-чудиков», письменный выборочный пересказ с творческим заданием | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Пересказ эпизодов. | ||||||
57 | Развитие речи. Письменные ответы на проблемные вопросы | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | - В чем странность и привлекательность героев Шукшина - Каков образ моего ровесника в изученных произведениях | ||||||||
58-59 | Из литературы народов России Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». | воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель- ной деятельности. | Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины и творчестве разных поэтов | Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Подготовить развёрнутый ответна вопрос 1-4 (с.172) или 1-5 (с.175). | ||||||
Из зарубежной литературы | |||||||||||||
60 | Мифы народов мира. «Подвиги Геракла» | Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества | Отличие мифа от сказки Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф» | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции». 2. Нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции. | ||||||
61 | «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества | Отличие мифа от сказки Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф» | УМК, фонохрестоматия | Прочитать другие мифы Древней Греции. | ||||||
62 | Геродот «Легенда об Арионе» | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Выполнять сопоставительный анализ произведений | Поиск цитатных примеров, сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С. Пушкина «Арион» | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Составить рассказ об Арионе. 2.Составить простой план текста эпизода «Одиссей у циклопов», прочитанного в классе. 3.Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка | ||||||
63 | Гомер «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге | Понятие о героическом эпосе, Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф | УМК, фонохрестоматия | Дочитать «Илиаду». Дочитать «Одиссею». | ||||||
64 | М.де Сервантес «Дон Кихот» | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Понятие о пародии. Анализ пародийных образов и ситуаций в романе | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота. | ||||||
65 | Ф.Шиллер «Перчатка» | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- Фицировать. | формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, с | Понятие о рыцарской балладе. Сопоставление русских переводов баллады Шиллера | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Прочитать новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе». | ||||||
66 | П.Мериме «Маттео Фальконе» | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев | Понятие о новелле. Анализ эпизода из новеллы | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Сочинение-миниатюра «О чём я хочу спросить у автора». | ||||||
67 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | составлять словесный портрет героев (словесное рисование) оценивать и анализировать поступки героев | Понятие о притче. Анализ эпизода | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Написать сочинение: 1в. – «Маленький принц и Роза». 2в. – «Маленький принц и Лис». | ||||||
68 | Повторение, обобщение. Итоговое контрольное тестирование. Задание на лето. | приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви и уважительного отношения к литературе, к культурам других народов. | владение основами самоконтроля, самооценки,принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси- фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть, устные пересказы произведений, сообщения о произведениях и литературных героях, толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам: – Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему? |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания, в том числе библиотечный фонд:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2013. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. 2014 г.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
8. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
9. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
10. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Калганова Т. А. Литература: 6 класс: Сборник упражнений. — 64 с. — Обл.
2. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л .
3. Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер. .
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
1. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.
ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ
1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет ресурсы:
Художественная литература:
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Материально-техническая база:
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Колонки | 2 |
4 | Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей | 1 комплект |
5 | Раздаточный материал по темам курса | 20 штук |
6 | Репродукции картин художников | 1 комплект |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентации к занятиям. | |
2 | DVD фильмы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
рабочая программа по литературе 7 класс автор В. Я. Коровина
литература 7 класс В. Я. Коровина...
рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина
Рабочая программа по литературе 6 класс автор Коровина...
Рабочая программа по литературе 7 класс автор Коровина
Рабочая программа по литературе 7 класс автор Коровина...
Рабочая программа по литературе, 5 класс, автор Г.Меркин
Автор: Негушкина Г.В. Источник: собственные наработкиТэги: рабочая программа 5 класс, Г.С. Меркин, 3 часа в неделю...