Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_dlya_5_klassa_po_teme.docx | 81.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме: «Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Яна Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок литературы. Согласитесь, что на каждом уроке и в повседневной жизни мы совершаем путешествие, знакомясь с чем-то новым, с новыми авторами, новыми произведениями. Вы любите путешествовать? А походы любите? И сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, к которому мы подготовимся вместе. В путешествие в мир, созданный воображением писателя. А вот тему урока – путешествия мне хочется оставить в секрете, чтобы вместе его нашли и разгадали.
Готовы? Тогда начинаем…
Нас путешествия встречают каждый день-
В различных областях рутинной жизни,
Мы открываем что-то новое в себе-
Стремясь познать неведомые дали!
(Видео о тайге)
Учитель: Что вы увидели в этом ролике?
Ученики: Самый большой в мире лес – тайга на севере нашей страны
Учитель: Как вы думаете, куда мы отправимся?
Ученик: В лес, в тайгу
Учитель: А вы знаете, как до неё добраться?
Ученик: Нет, это далеко.
Учитель: Чтобы не заблудиться в лесу, на деревьях делают затеси.
Затеси- зарубки, пометки на деревьях.
Обратите внимание, на ваших столах лежат путевые листы. Как и положено в пути есть остановки. На каждой остановке, то есть после задания, вы будете ставить в своем листе затеси( пометки) о проделанной работе, согласно критериям. Познакомьтесь и подпишите свои путевые листы.
Нужно хорошо подготовиться к путешествию по лесу. Без чего не обойдется ни один поход, давайте посмотрим….(загадки)
1.Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной-
Я повисну за спиной.(рюкзак)
2. И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?..(палатка)
3. В кармане моем –
замечательный друг:
Он знает, где север, и знает, где юг.
(Компас)
4.Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)
5. Огненные гномики
"Живут" в картонном домике. (Спички)
6. Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать.(костёр)
Молодцы! Вот и первая остановка. Не забудьте оставить пометки в своем путевом листе.
Без костра не обходится ни один поход. Костёр разжигают для того, чтобы погреться , посидеть в уютной обстановке и послушать истории друг друга. Вот и сегодня на уроке ваша активность будет оцениваться искорками нашего костра. А в конце путешествия мы с вами посмотрим, сможем ли мы разжечь один дружный костёр.
Путь предстоит долгий и пока неизвестный, значит нам нужен помощник, человек, который поведёт нас в тайгу. Нам нужен проводник.
(фото В.П.Астафьева)
Вам знаком этот писатель?
Ученик: Это В.П. Астафьев
Учитель: Почему мы отправляемся именно в тайгу?
Ученик: Потому что Астафьев лучше всего знает эти места и лес.
В.П. Астафьев родился в Сибири, в Красноярском крае, в деревне Овсянка, где протекает река Енисей, а тайга покрыла своими лесами здешние места.
Все детство он провёл с бабушкой и дедушкой. Многие его воспоминания из детства связаны с местом , где он родился, и некоторые из них легли в основу его произведений. Когда пришло время войны, Астафьев добровольно ушел на фронт.. Его писательская деятельность началась уже после возвращения с фронта. За все время он написал множество произведений, большинство из них для детей.
Учитель: Как одним словом можно назвать мой рассказ о жизни писателя?
Ученик: Биография ( записываю на доске)
Учитель: Биография- описание жизни человека, сделанное другими людьми.
Хорошо! Поставьте следующую затесь в своих листах.
Учитель: Теперь, когда мы знаем куда мы отправимся и с кем, я попрошу каждого из вас ответить письменно на вопрос Какова цель нашего путешествия?
Ученик: Раскрыть секрет. Зачем мы отправляемся в тайгу?
Учитель: Когда люди путешествуют, они делают привал( остановку, чтобы отдохнуть) и рассказывают друг другу истории. Вот и мы с вами остановимся
НО посмотрите, среди деревьев что-то спряталось , давайте посмотрим что это?
Ученик: Это личный дневник.
Учитель: А для чего он нужен?
Ученик: Чтобы записывать свои мысли, чувства, рассказывать о себе, о своей жизни.
Учитель: Это не простой дневник, это личный дневник Астафьева.
Учитель: С одной из записей личного дневника познакомимся и мы, прочитав статью в учебнике.( стр… / распечатки) Читают несколько человек.
Что мы узнали из этой статьи?
Ученик: Сюжет рассказа «Васюткино озеро» взят из личной жизни писателя.
Учитель: рассказ о жизни, написанный самим автором называется автобиография?есть предположения? Если вы не знаете, я вам подскажу.
Это автобиография ( записываю слово на доске)
И мы уже знаем , что в личных дневниках делают записи о своей жизни, это и есть автобиография.
Сейчас вам необходимо будет в группах помочь Астафьеву заполнить пробелы в его автобиографии. Выбрать из статьи необходимую информацию и заполнить личный дневник.
Работа в группах
Учитель: Давайте посмотрим как у вас все получилось?
Ученики: ответы детей. Каждая группа должна высказаться.
Все справились с заданием, поставьте затеси и на этой остановке!
Учитель:
Мы с вами поработали, но нужно и отдохнуть и отвлечься.
Физкульминутка
Учитель: Мы перелистываем следующую страничку личного дневника Астафьева, где автор хочет нам открыть секрет рассказа «Васюткино озеро». Для того, чтобы узнать, что это за секрет, вы должны в парах с соседом по парте прочитать и сравнить два текста, один из которых вам уже знаком. Ответить на вопрос- что общего между ними?
Из личного дневника В.П.Астафьева | Отрывок из рассказа «Васюткино озеро» |
«Однажды в детстве я заблудился в лесу. Погнался за глухарем, сбился с пути и заблудился. Несколько дней провёл в тайге, но нашёл дорогу домой». Взято из школьного сочинения Астафьева, которое впоследствии легло в основу рассказа « Васюткино озеро». Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». | Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим… Васютка круто повернул назад. Шел он быстро, внимательно присматриваясь к каждому дереву, но знакомых зарубок не было. В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Понесся сдуру за глухарем и заблудился…. |
Учитель: Вопросы по содержанию.
1.Про кого говорится в данных отрывках?
Ученик: в первом тексте говорится про Астафьева, во втором- про Васютку, героя рассказа.
Учитель: что общего у автора и Васютки?
Ученик: оба заблудились в лесу и нашли путь домой.
Посмотрите , Астафьев не просто рассказал автобиографию. Он наделил своего героя, Васютку, элементами своей биографии.
Рассказ автобиографичный.
Автобиографичный рассказ- произведение, содержащее некоторые элементы биографии автора.
Учитель: Помним про секрет, который хочет раскрыть автор. Может вы уже догадались о каком секрете нам хочет сообщить автор?
Если нет, то я вам подскажу. В основу сюжета рассказа «Васюткино озеро» легло воспоминание из детства писателя. То есть в произведении есть реальный факт о жизни писателя. Такие произведения называют автобиографичными.
Обратите внимание на доску. Графа темы не заполнена. Теперь мы можем назвать тему? Как она будет звучать?
Ученик: Автобиографичность рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Секрет открыт! Молодцы!
Учитель: Молодцы! Вы справились. Эта была еще одна наша остановка, не забудьте поставить себе затеси в путевой лист.
Учитель: Сегодня мы только подготовились к путешествию , впереди вас ждет увлекательная дорога в мир произведений не только Астафьева, но и других писателей.. Давайте вспомним что мы сделали, чтобы раскрыть секрет? (вспоминаем вместе)
-Вспомнили что такое биография
-познакомились с биографией писателя
-узнали что такое автобиография
-заполнили личный дневник
-узнали про рассказ «Васюткино озеро»
-узнали что рассказ автобиографичный
Мы начали знакомство с писателем и главным героем Васюткой, которые на своем примере показали , что не нужно отчаиваться в трудной ситуации.
Только человек, обладающий определенными качествами может не растеряться и выжить в лесу.
Представьте, что вы оказались в ситуации наших героев. Как вы поступите? Выберете необходимое, что нужно сделать, если вы вдруг заблудитесь в лесу.
1.Не паниковать
2.Успокоиться, не пугаться
3.Бояться всех шорохов и звуков природы
4.Осмотреть местность вокруг
5. Есть неизвестные вам ягоды и другую растительность
6. Позвонить в службу спасения( если есть телефон)
Думаю, вы все знаете , что делать в такой ситуации. Поставьте затеси в своих путевых листах.
Сегодня мы проделали хорошую работу, подготовились к путешествию, но, к сожалению, оно подошло к концу.
Переверните листочек путевого листа , перед вами два рюкзака. Соберите рюкзак, подходящий вам, ответив при этом на вопросы.
Что понравилось на уроке? Что было полезного? Что вызвало положительные эмоции? Что заинтересовало и было любопытно? | Что было скучным и непонятным? Что вызвало трудности? Что , на ваш взгляд, было неполезным? |
Посмотрите какой рюкзак у вас заполнен больше, с этим рюкзаком вы уйдете сегодня с урока. Если у вас больше наполнен второй рюкзак, в этом нет ничего плохого, на следующем уроке содержимое вашего рюкзака может поменяться, в любом случае вы уходите с каким-то багажом знаний. Счастливого пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"
Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...
Конспект урока по литературе "Как выжить в тайге?" (По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро") 5 класс
Анализируя текст рассказа В. П. Астафьева "Васюткино озеро", пятиклассники получают практические навыки поведения в экстремальных ситуациях....