Конспект урока «Певец любви, певец своей печали»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Конспект урока. Тема: "Певец любви, певец своей печали" (любовная лирика А.С. Пушкина). 9 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ села Мусорка.
Урок по теме: «Певец любви, певец своей печали»
(любовная лирика А.С.Пушкина).9 класс.
Учитель русского языка и литературы: Агольцева Е.В.
Цель урока: познакомить с адресатами любовной лирики А.Пушкина; обучать выразительному чтению.
Методические приёмы: беседа, лекция, выразительное чтение, анализ стихотворений.
Оформление урока: портрет А.Пушкина; выставка-обзор портретов любимых женщин А.Пушкина с комментариями к ним, музыкальное сопровождение: романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» (исп. Н. Гедда), романс А.Даргомыжского « Я вас любил…» (исп. А.Ведерников).
Эпиграф к уроку: « Любовь у Пушкина-это не просто чувство человека, но чувство человека- художника».(В.Белинский)
Ход урока
I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово учителя.
Любовь для А.Пушкина- предмет высокой поэзии. Она выведена за пределы быта и обычной жизни. « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями унижают поэзию»,-писал А.Пушкин. Он был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует рассматривать как поэтический аналог « донжуанского списка».В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения « Я вас любил…», « Я помню чудное мгновенье»,или « На холмах Грузии…» искать ответ на вопрос, в кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. Черты любимых женщин он часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит- виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца « гореть и любить.»
Взглянем на мир глазами Пушкина- его сердцем и мыслью… А что такое «поэзия мысли?» Конечно же, поэзия- это по преимуществу « память сердца …»
Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?
III.Чтение и разбор стихотворения « Я помню чудное мгновенье…»(1825 г.)
( Стихотворение приводится в пушкинских сборниках с посвящением – криптонином
«К ***»)
1.Выразительное чтение стихотворения (учитель)
2.Вопросы и задания
- Ваши впечатления от пушкинских строк?
- В чём тайны пленительности стихотворения?
- Как начинает звучать в стихотворении музыка любви?
- Вслушайтесь в само звучание, в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию. Тайна звуков у Пушкина – гласных и даже согласных.
- Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье- вдохновенье – упоенье; безнадежный- нежный- мятежный; ты- красоты- мечты-черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?
3.Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его самостоятельно.
Вопросы и задания (после прочтения стихотворения).
-Ваши новые открытия?
-Какова композиция стихотворения?
-Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чём их тайна?
4.Сообщение ученика об А.П.Керн (домашнее задание)
Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных, в начале 1819 г. Поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет, и Пушкин вновь увидел её летом 1825 г. Неожиданный приезд Анны Петровны всколыхнул в поэте почти угаснувшее и забытое чувство. Появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение « Я помню чудное мгновенье…», которое сам и вручил ей. Так же он написал ей семь любовных писем, полных любви и восхищения, которые она бережно хранила всю свою жизнь.
5. Звучит романс М.Глинки « Я помню чудное мгновенье…», который был написан уже после смерти А.Пушкина и был посвящен дочери А.П.Керн
IV. Чтение и анализ стихотворения « На холмах Грузии…»
1.Слово учителя.
Среди шедевров пушкинской любовной лирики и стихотворение «На холмах Грузии…» Всего 8(!) строк, но каких! В нём нет броских эпитетов, сложных метафор, развёрнутых сравнений. Стихотворение волнует нас не только словесной красотой, но и глубиной мысли и чувства. Оно передаёт психологическое состояние поэта, импульсивную смену его чувств и настроений.
2. Выразительное чтение стихотворения (подготовленный ученик)
3. Вопросы и задания.
- Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его с предыдущим ( « Я помню чудное мгновенье…»)
- Как меняется настроение в стихотворении?
- В чём специфичность речевых оборотов?
- Что оказывается созвучным в природе чувству поэта?
- Почему оживает любовь? Чем она является для поэта?
- О чём свидетельствуют последние строки стихотворения?
V. Чтение и анализ стихотворения « Я вас любил…» (1829 г.)
1.Слово учителя.
Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: « Я вас любил…» ,но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией. Хотя всё стихотворение соткано из самых обыкновенных слов.
2. Выразительное чтение стихотворения (подготовленный ученик)
3.Слово учителя
Поэта можно заподозрить в благодушии, разве можно желать счастье своей возлюбленной с кем-то другим? Но так ли это на самом деле? Фраза « Я вас любил» повторяется трижды. Но каждый раз эта фраза звучит по-разному и наполнена новым смыслом. В первый раз мы готовы признать, что любовь угасла, что чувство уже прошло, но строчки:
Любовь ещё ,быть может,
В душе моей угасла не совсем…
Говорят о том, что эта любовь не совсем угасла, значит она живёт, волнует.
Глагол прошедшего времени « любил» означает «люблю».
Но пусть она Вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить Вас ничем…
Оказывается, любовь, по мысли поэта, не только в том, чтобы поминутно видеть её, следовать за ней, но и в том, что бы в чём-то отказать себе ради любимого человека.
Может, в этом и заключается великий и простой смысл любви.
4. Звучит романс А.Даргомыжского « Я вас любил…»
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Звучит музыка Л.В.Бетховена «Лунная соната».
Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики А.Пушкина. Стихи Пушкина не есть список его побед и поражений . В них запечатлена психологическая правда любовных переживаний, выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин любил женщин и воспел Женщину.
VII. Домашнее задание.
1. Письменный анализ одного из стихотворений о любви, выучить наизусть.
2.Ответить (устно) на вопросы в учебнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. 11 класс. Конспект урока "О любви".
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ (часть С)....
Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".
Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....
Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...
Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...
Конспект урока "Биохимия любви"
Интегрированный урок по химии, биологии. литературе...
Конспект урока "Биохимия любви"
Интегрированный урок по биологии, химии. литературе...
Конспект урока "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 класс
Конспект урока "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 7 класс...