Тематическое планирование элективного курса "Поэтика М.Горького"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Обращение к текстам художественных произведений на уроках словесности в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в «безукоризненных образах» искусства слова.
Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, позволяет увидеть неповторимое своеобразие языка того или иного писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
“ПОЭТИКА М, ГОРЬКОГО” (11 КЛАСС)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обращение к текстам художественных произведений на уроках словесности в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в «безукоризненных образах» искусства слова.
Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, позволяет увидеть неповторимое своеобразие языка того или иного писателя.
Элективный курс по данной программе проводится в старших классах общеобразовательных школ.
Задачи курса:
1) расширить объем сведений, связанных с изучением языка художественных произведений;
2) дать систематические сведения о выразительной функции различных языковых средств на примере их употребления в текстах М. Горького и в текстах о М. Горьком;
3) совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста;
4) совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей;
5) развитие речи и творческих способностей учащихся;
6) формирование филологической компетенции учащихся.
Курс носит теоретико-практический характер. Особое внимание следует обратить на самостоятельную творческую деятельность учащихся исследовательского характера (подготовка рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений).
Особое внимание следует обратить на работу со словарями, справочниками, на подготовку конспектов, рефератов.
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, которые хотят углубить и расширить знания в области изучения художественной литературы и сформировать аналитико-исследовательские умения в работе с литературным пейзажем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА
«УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ», 11 КЛАСС.
Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | |
1. | Художественная роль пейзажа в русской литературе. | 1 | Урок-лекция |
2. | Основные типы пейзажей в произведениях М. Горького. | 1 | Урок-анализ |
3. | М. Горький – мастер романтического пейзажа. Анализ пейзажного фрагмента из рассказа «Старуха Изергиль». | 1 | Урок- исследование |
4. | Реалистический и романтический пейзаж в произведениях М. Горького. Сравнительно-сопоставительный анализ. | 1 | Сравнительно- сопоставительный |
5. | Морской пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш». | 2 | Урок- исследование |
6. | Функции глагола в произведениях М. Горького «Песня о Буревестнике». | 1 | Урок- исследование |
7. | Поэтика эпитета в «Песне о Соколе» М. Горького. | 1 | Урок- исследование |
8. | Цветопись в пейзажах М. Горького. | 2 | Урок- исследование |
9. | Концепт «ветер» в пейзажах М. Горького. | 1 | Урок- исследование |
10. | Концепт «солнце» в пейзажах М. Горького. Сравнительно-сопоставительный урок. | 1 | Урок- исследование |
11. | Ночной пейзаж в произведениях М. Горького и русских классиков | 1 | Сравнительно- сопоставительный |
12. | «Две грозы». И. С. Тургенев «Бирюк». М. Горький «Дед Архип и Лёнька». | 1 | Сравнительно- сопоставительный |
13. | Горький-редактор. «Вообще – слова необходимо употреблять с точностью самой строгой.» (Горький редактирует художественный текст рассказа «Челкаш».) | 1 | Урок- исследование |
14. | Горький и молодые писатели (обучение мастерству). «Литераторами станут единицы, но десятки и сотни станут грамотными...» | 1 | Урок-семинар |
15. | Итоговый урок. | 1 | Урок-конференция |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
(возможные варианты заданий)
• Провести анализ горьковского текста с целью выявления роли лексических средств, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных), слов, употребленных в переносном значении.
• Сопоставить несколько вариантов авторского текста (чернового и окончательного вариантов, провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мыслями, жанром произведения; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения (или написать сочинение), например на одну из тем: «Обращаясь к горьковским черновикам...»
• Сопоставить горьковский текст (отрывок) с близкими по теме, жанру произведениями (отрывками) других авторов с целью выявления особенностей индивидуального авторского стиля.
• Провести наблюдения над звуковой, интонационной организацией произведений Горького (на материале одного отрывка); привести примеры использования в произведениях Горького таких средств художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс.
• Проведите наблюдения за употреблением слов-антонимов, ключевых слов в пейзажных текстах, сделайте вывод о том, как частотность использования слов связана с ключевыми темами в произведениях Горького, с его мироощущением:
Приведите примеры использования Горьким ряда слов, которые можно назвать ключевыми в его произведениях.
• Проиллюстрировать примерами использование Горьким развернутого сравнения как средства выразительности.
• Показать на примерах роль в произведениях Горького повтора (лексического, грамматического).
• Подготовиться к выразительному чтению произведений Горького (их отрывков): определить место коротких и более продолжительных пауз; выделить слона, на которые падает логическое ударение; выбрать тон, учитывая содержание, основную мысль, жанр текста.
• Провести комплексную (многоаспектную) работу с текстами, о языке его произведений: определить тему, основную мысль, стиль текста; озаглавить текст (объяснить смысл названия), указать ключевые слова; определить, каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст (отрывок); указать средства межфразовой связи, роль первого (последнего) предложения; произвести лексический разбор текста; проанализировать орфографию и пунктуацию текста (сгруппировать орфограммы и пунктограммы, объяснить их); выполнить на материале текста разные виды разбора.
• Подготовить доклад (реферат) на основе изученной научной литературы и языкового анализа самостоятельно выбранных произведений Горького; темы могут быть сформулированы на основе материалов данной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Тематическое планирование элективного курса"Экология Донского края"
Наша школа имеет статус казачьей. Для изучения природы родного края был введен этот курс. В нем изучаются растения и животные родного края , где мы живем. В планирование включены темы изуч...
Тематическое планирование элективного курса в 9 классе
Тематическое планирование элективного курса по математике в 9 классе на тему: " Трансфомация листа бумаги: из квадрата-в многогранник"...
тематическое планирование элективного курса "измерение физических величин" 10 кл. физика.
Рабочая программа разработана на основе элективного курса "Измерение физических величин"(Автор Кабардина С.И) для 10 класса. Рассчитана на 34 ч учебного времени....
тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
Тематическое планирование пропидевтического курса физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....
Тематическое планирование элективного курса "Сочинение в жанре письма"
Тематическое планирование занятий....
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...