тематическое планирование элективного курса "измерение физических величин" 10 кл. физика.
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе элективного курса "Измерение физических величин"(Автор Кабардина С.И) для 10 класса. Рассчитана на 34 ч учебного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование элективного курса «Измерение физических величин».
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса авторов С.И Кабардина, Н.И.Шефер « Измерения физических величин» (Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение. 9-11 классы. Москва. «Дрофа», 2007 г), стандарта среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень).
В соответствии с уровнем подготовленности учеников и наличием оборудования в кабинете физики по рекомендации авторов программы вместо работ по, магнетизму и атомной физике (материал 11 кл), включила работы по механике и теплоте.
Включение экспериментальных заданий в содержание ЕГЭ по физике дает возможность использовать задания не только с использованием лабораторного оборудования, но и задания с фотографиями, поэтому часть лабораторных работ будет по фотографиям.
В связи с тем, что физический практикум на уроках физики запланирован в объеме 20 часов, я убрала практикум с курса, оставив только лабораторные работы внутри тем, сократив тем самым объем до 34 часов в год.
Рабочая программа.
Тема курса | Кол-во часов по программе | Кол-во часов потеем. планированию |
Методы измерения физических величин | 28 | 22 |
Физические измерения в повседневной жизни | 12 | 8 |
Физический практикум | 22 | 14 работ в ходе 1 и 2 темы |
Резерв | 6 | 4 |
Важнейшая задача современной школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике.
Для всестороннего развития личности необходимы такие понятия и методы исследования, с помощью которых могут быть установлены научные факты. А для установления научных фактов в физике вводится объективная количественная характеристика свойств тел и природных процессов, независящая от субъективных ощущений человека. Введение таких понятий является процессом создания особого языка – языка науки физики. Основу языка физики составляют понятия, называемые физическими величинами. А любая физическая величина должна быть измерена, так как без измерений физических величин нет и физики. Решением данной проблемы является элективный курс: «Измерение физических величин».
Данный элективный курс ставит своей целью: дать возможность учащимся познакомиться с разными системами измерения физических величин (в частности таких как СГС, СИ), основными методами физической науки, овладеть измерительными и экспериментальными умениями и навыками, так как Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного); образования включает умения и навыки использования физических приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин, и представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость. Задания ЕГЭ проверяют методологические умения выпускников. По статистике в этих заданиях ученики делают больше всего ошибок.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся десятого класса со сведениями из истории метрической системы мер.
- Расширить знания учащихся о физических понятиях: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальные исследования.
- Привить учащимся навыки использования измерительных приборов и обеспечить понимание ими того факта, что ни один прибор не даёт абсолютно точных значений измеряемой величины.
- Научить учащихся делать вывод в соответствии; с поставленной задачей исследования, анализируя результаты эксперимента.
- Раскрыть роль измерений в технике и быту; показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других, связанных с ними величин.
- Сформировать навык соблюдения правил техники безопасности.
- Формировать коммуникативные способности учащихся, умения работать в группах и парах сменного состава.
- Развивать способности к созидательной деятельности, толерантности, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог, выступать перед коллективом.
- Предоставить учащимся возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.
Содержание программы.
Глава 1.Методы измерения физических величин.
Основные и производные физические величины и их измерение. Единицы и эталоны единиц физических величин. Система СИ. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов.
Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведения эксперимента. Выбор метода измерения и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений.
Измерение времени, массы. Методы измерения тепловых, электрических, световых величин.
Лабораторные работы.
1. Измерение длины с помощью линейки и штангенциркуля.
2. Измерение массы с помощью рычажных весов.
3. исследование зависимости дальности полета снаряда от угла вылета..
4. Проверка правила моментов сил.
5.Измерение жесткости пружины.
6. измерение удельной теплоты плавления снега.
7. Определение мощности, потребляемой электромотором, электрической лампочкой.
8. определение удельного сопротивления проводника.
9. определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
10. измерение ёмкости конденсатора.
11. Измерение скорости реакции на звуковой сигнал.
Глава 2.Физические измерения в повседневной жизни.
Измерение температуры в быту. Влажность воздуха и способы её измерения. Атмосферное давление и приборы для измерения давления. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытвые электроприборы. Бытовые источники света.
Лабораторные работы.
1. Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.
2. Измерение влажности.
3. Измерение артериального кровяного давления.
Экскурсия в диагностические кабинеты поликлиники.
В конце изучения курса ученики должны:
Знать понятия: физическая величина, единица физической величины, дольные и кратные единицы, система СИ, основные единицы, производные единицы, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения, граница абсолютной погрешности, погрешность отсчета, инструментальная погрешность, прямые измерения, косвенные измерения.
Уметь:
вычислять абсолютную погрешность измерения, относительную погрешность измерения, границу абсолютной погрешности, погрешность отсчета, инструментальную погрешность, работать с графиками и таблицами, переводить все единицы в СИ, пользоваться дольными и кратными приставками, делать и оформлять лабораторные работы.
Производить измерения температуры, массы, длины, влажности, давления атмосферного и артериального, силы, мощности, силы тока, напряжения, ёмкости.
Пользоваться приборами: амперметром, вольтметром, динамометром, термометром, психрометром, барометром, тонометром, штангенциркулем, линейкой, весами.
В конце года у каждого ученика должны быть отчеты о проделанных 14 лабораторных работах.
Литература.
- Измерения физических величин. С.И.Кабардина, Н.И.Шефер Учебное пособие. М., Бином,2005 г
- Измерения физических величин. С.И.Кабардина, Н.И.Шефер Методическое пособие. М., Бином,2005 г
- Экспериментальные задания. Готовимся к ЭГЕ по физике. Г.Г.Никифоров. М., Школьная пресса, 2004г
- Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. Г.Г.Никифоров, М., Дрофа, 2004г
- лабораторный практикум в средней школе. Под ред. А.А. Покровского. М., просвещение, 1992г
- Эрик Раджерс. Физика для любознательных. Т.1. Материя, движение, сила./ Под ред. Л.А. Арцимовича.-М.: Мир,1969г
- Физика 10. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Сотский Н.Н. М.: Просвещение, 2008г
Глава 1. Методы измерения физических величин. 22 ч.
Первый уровень: учимся измерять!
№ урока Дата дата | Тема урока | Форма занятия | Параграф учебника |
1 | Физические величины и их единицы. | Лекция | 1 |
2 | Измерение физических величин | лекция | 2 |
3 | Лабораторная работа №1 « Измерение длины с помощью линейки и штангенциркуля» | ||
4 | Погрешности прямых однократных измерений | лекция | 3 |
5 | Планирование и выполнение эксперимента. Безопасность эксперимента | тренинг | 4 |
6 | Л/р № 2 «Исследование дальности полета снаряда от угла вылета». | ||
7 | Л/р №3 « Определение высоты подъема тела» | лекция | 5 |
8 | Предварительные измерения. Л/р №5 «Измерение времени реакции человека на световой сигнал» | Практикум | 5 п 2 |
9 | Оценка границ случайных погрешностей. | лекция | 6 |
10 | Л/Р №4Проверка правила моментов сил | ||
11 | Обработка результатов измерений. Приближенные вычисления | Практикум | 7 |
12 | Построение графиков. Указание границ погрешностей на графиках | практикум | 8 п1, 2 |
13 | Л/р №5Работа с графиками. | ||
14 | Л/р № 6 «Измерение жесткости пружины» | Конференция | 9 |
15 | Л\Р №7 Определение коэффициента поверхностного натяжения | конференция | |
16 | Измерение тепловых величин. Виды термометров. Шкалы термометров | Лекция | 10 п1,15 |
17 | Л/р 8 « Исследование зависимости показания термометра от внешних условий» | ||
18 | Л/р 9 « Измерение удельной теплоты плавления снега» | ||
19 | Измерение электрических величин. | лекция | 11 |
20 | Л/р№ 10 « определение удельного сопротивления проводника» | ||
21 | Л/Р311 «.определение мощности , потребляемой электромотором, электрической лампочкой». | Лекция | 12 |
22 | Измерение световых величин | 13 |
Глава 2. Физические измерения в повседневной жизни.8 ч.
Второй уровень: переходим к самостоятельным измерениям!
№ урока дата | Теме урока | Форма занятия | Параграф учебника |
1 | Измерение влажности. л/р № 12 « измерение влажности воздуха». Психрометры. | семинар | 16 |
2 | Атмосферное давление. Барометры. Л/Р№13 «Измерение атмосферного давления» | ||
3 | Исследование работы сердца. Л/р № 14 « Измерение артериального давления» | конференция | 17,18 |
4-5 | Экскурсия в диагностические кабинеты. Поликлиники ЦРБ | ||
6 | Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. | семинар | 19 |
7 | Бытовые источники света | семинар | 20 |
8 | Техника безопасности при использовании электроприборов. |
Резерв времени. 4 часов
Темы лабораторных работ могут быть заменены, но их количество сохраняется.
Методы измерения физических величин. 30 ч.
дата | тема | СУМ | Знать/понимать | уметь | Эксперимент. Демонстрации. | МО | ФОПД | контроль |
1.Физические величины и их единицы | Как человек познает мир? Практика и теория в процессе познания мира. Физические величины. Масса. Сила. Единица длины - метр. | Методы измерения физических величин. Физические величины: масса, сила и их единицы. Дольные и кратные единицы. | Измерять массу и силу. Переводить все единицы в СИ. | Таблица СИ | Объяснит. Иллюстр. | лекция | ||
2. Измерение физических величин. 3.Л/р№1 Измерение длины. | Измерение физических величин. Меры и измерения физических величин. Погрешности измерений. Измерение длины. | Измерить значит сравнить с эталоном. Измерительный прибор. Прямые и косвенные измерения. Измерение расстояния до небесных тел. Светолокация. | Пользоваться микрометром, штангенциркулем, линейкой. Метод триангуляции. | Микрометр, штангенциркуль. | Частично-поисковый | Беседа, Доклады Лаборат. работа | Л/р | |
4. Погрешности прямых однократных измерений. 5. Л/р №2 Измерение силы тока, напряжения. | Границы погрешностей измерений. Инструментальная погрешность. Погрешность отсчета. Систематические и случайные погрешности. | Граница погрешности. От чего зависит случайная погрешность. Систематические и случайные погрешности. | Определять границы абсолютной и относительной погрешности. Приводить примеры погрешностей. Учитывать случайные погрешности. | Измерение силы тока, напряжения. | Исследовательский. | парная | Л/Р | |
6. Безопасность эксперимента. | Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Опасность тока. | Правила работы с измерительными приборами. | Обеспечивать безопасность на своем рабочем месте. Оказывать первую помощь в случае необходимости | электроприборы | исследовательский | индивидуальная | Журнал по ТБ | |
7. Л/Р№3 Изучение движения связных тел. | Погрешности измерений. | Порядок проведения эксперимента. | Изучение движения связных тел | исследовательский | индивидуальная | |||
8. Планирование и поведение эксперимента. | Выбор метода измерений и измерительных приборов. | Принципы руководства при выборе метода измерений и приборов. | Учитывать влияние измерительных приборов | Объяснит. Иллюстр. | ||||
9. Предварительные измерения. 10.Л/р №4 Измерение коэффициента трения. | Назначение предварительных измерений. | Назначение предварительных измерений. | Поддерживать постоянные условия эксперимента, повышать точность измерений | Измерение коэффициента трения. | Частично-поисковый | индивидуальная | ||
11.Оценка границ случайных погрешностей. 12 Л/р №5 Исследование дальности полета . | Повторные измерения. Среднее арифметическое значение измеряемой величины. Оценка границ случайных погрешностей. | Для чего нужны повторные измерения. Для чего вычисляют среднее арифметическое значение измеряемой величины. | Производить повторные измерения. Обрабатывать результат. | Исследование дальности полета снаряда при помощи баллистического пистолета. | исследовательский | парная | ||
13. Обработка результатов измерений. | Приближенные числа. Значащие числа. | Правила записи приближенных чисел. | Пользоваться этими правилами. | тест | ||||
14. Приближенные измерения. | Правила при работе в лаборатории. | Правила при работе в лаборатории. | Пользоваться этими правилами. | |||||
15.Л/р №6 определение высоты подъема тела. | Баллистический пистолет. | исследовательский | парная | |||||
16 Построение графиков. | Представление результатов измерений в виде таблиц. Назначение графиков. | Правила построения графиков. | Рационально использовать площадь графика. | графики | индивид | |||
17.Указание границ погрешностей на графиках. 18. Л/р №7 Работа с графиками. | границы погрешностей на графиках | Как отмечать границы погрешностей на графиках | Уметь отмечать границы погрешностей на графиках | Тетради для Л/Р с графиками . | индивид | Л/р | ||
19. Измерение времени. | Время. Сутки – естественная единица времени. Приборы для измерения времени. | Что такое время. Единицы времени. Часы. Устройство. | Пользоваться часами. | Модель механических , песочных часов. | Объяснит. Иллюстр | фронталь | ||
20. Календарь. | Год. Век. Поясное время, местное время, декретное. Старый стиль, новый стиль. | Единицы измерения времени – год, век. Солнечный календарь, лунный календарь. | Находить местное время, московское, среднеевропейское. | Карта с часовыми поясами. | Объяснит. Иллюстр | фронталь | ||
21. Л/р № 8 Измерение времени реакции человека на световой сигнал | Учет времени реакции на световой сигнал в различных профессиях. | Учет времени реакции на световой сигнал в различных профессиях. | Определять время реакции. | Как можно определить время реакции. | исследовательский | групповая | Л/р | |
22.Л/р №9 исследование зависимости периода колебаний маятника от длины и массы. | Период колебаний. Формула Томсона. | Формулу Томсона. Зависимость величин в этой формуле. | Определять эту зависимость практически. | Математический и пружинный маятники. | исследовательский | парная | Л/р | |
23.Методы измерения тепловых величин. 24. Виды термометров. Шкалы термометров. 25. Л/Р №10 Измерение температуры тел. 26 Л/р №11. измерение удельной теплоты плавления льда. | Температура. Теплообмен. Термометры их виды. | Температура. Теплообмен, теплопередача, количество теплоты. Термометры: газовый, жидкостный. Термодинамическая температура. Абсолютная температура. | Температура. Теплообмен, теплопередача, количество теплоты. Термометры: газовый, жидкостный. Устройство термометра. Правила пользования. | Пользоваться термометром. Находить абсолютную температуру. | Объяснит. Иллюстр исследовательский | Фронтальная. парная | Л/Р | |
27. Методы измерение электрических величин. 28. Л/р № 12 Электроизмерительные приборы. | Ампер- основная единица. Приборы для измерения силы тока. Вольт. Прибор для измерения напряжения. | Определение ампера и вольта. Устройство амперметра и вольтметра. | Измерять электрические величины. | Амперметр, вольтметр, авометр. | Объяснит. Иллюстр сследовательский | Фронталь групповая | Л/р | |
29.Методы измерения магнитных величин. | Магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность. Тесла, вебер, генри. | Магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность. Тесла, вебер, генри. | Таблица СИ | |||||
30. Методы измерения в атомной физике. | Атомная единица массы, электрон-вольт. Величины и единицы, характеризующие ионизирующее излучения. Поглощенная доза излучения. | Атомная единица массы, электрон-вольт. Величины и единицы, характеризующие ионизирующее излучения. Поглощенная доза излучения. Опасность излучения. | Находить а.е.м. переводить МэВ в Джоули. | Объяснит. Иллюстр | фронтальная | |||
Физические измерения в повседневной жизни. 11 ч | ||||||||
1.Измерение влажности. 2.Л/р № 13 Измерение влажности воздуха. | Влажность. Абсолютная, относительная. Гигрометр. Психрометр. | Опр. Влажности. Значение влажности в жизни. Устройство психрометра. Гигрометры :конденсационный и волосной. | Определять влажность с помощью гигрометра. Регулировать влажность в помещении. | Все виды гигрометров. Психрометрические таблицы. | Объяснит. Иллюстр исследовательская | Фронтель индивидуальная | ||
3. Исследование работы сердца. 4.Л/Р № 14 Измерение артериального давления | Системе кровообращения. Кровяное давление. Сфигмоманометр (тонометр) | Кровяное давление и зачем его нужно измерять. Устройство тонометра. | Измерять давление . | Тонометр. Инструктор-медсестра школы. | Объяснит. Иллюстр исследовательская | группа | ||
5. Электрические токи сердца. 6-7 экскурсия в диагностические кабинеты ЦРБ. | . Электрические токи сердца. Электрокардиограмма. | . Электрические токи сердца. Электрокардиограмма. | Электрокардиограмма. | Объяснит. Иллюстр | ||||
8. источники электрического напряжения вокруг нас. 9 Л/Р № 15 изучение принципа действия пьезоэлектрической зажигалки. | Правила электробезопасности дома. Газоразрядный индикатор. Пьезоэлектрический эффект. | Правила электробезопасности дома. Газоразрядный индикатор. Пьезоэлектрический эффект. | Пользоваться пьезоэлектрической зажигалкой. | пьезоэлектрическая зажигалка | Журнал по ТБ | |||
10 бытовые источники света 11 Л/р № 19 Изучение принципа работы люминесцентной лампы. | Лампа накаливания. Люминесцентная лампа. | Устройство, принцип действия и история изобретения ламп. | Использовать лампы . менять лампы. | Лампочка, люминесцентная лампа. | Частично-поисковый. | Фронталь групповая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Тематическое планирование элективного курса"Экология Донского края"
Наша школа имеет статус казачьей. Для изучения природы родного края был введен этот курс. В нем изучаются растения и животные родного края , где мы живем. В планирование включены темы изуч...
Тематическое планирование элективного курса в 9 классе
Тематическое планирование элективного курса по математике в 9 классе на тему: " Трансфомация листа бумаги: из квадрата-в многогранник"...
тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
Тематическое планирование пропидевтического курса физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Тематическое планирование элективного курса по физике 10 класс
№ урока по разделуСодержание (тема)Общее кол-во часов по разделуОриентированные срокиОсобые формы проведения урокаТребования к учащимся пог данному разделу 1 Комбинированные задачи на 1ый з...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике « Научные основы физики» с использованием детского оборудования « Школьный кванториум» ( «Точка роста») для 10-11 классов
Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике « Научные основы физики» с использованием детского оборудования « Школьный кванториум» по программе &laqu...