Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник.для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2008г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_7_kl.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
7 класс
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник.для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2008г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Вн. | РР |
Введение. | 1 | ||
Устное народное творчество. | 3 | 1 | |
Из древнерусской литературы. | 2 | ||
Из русской литературы XVIII века | 2 | ||
Из русской литературы XIX века. | 22 | 3 | 4 |
Край ты мой, родимый край! | 1 | ||
Из русской литературы XX века. | 19 | 3 | 2 |
Тихая моя родина | 1 | ||
Зарубежная литература. | 4 |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула ― носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства ― основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» ― карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
борники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») ― готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка ― незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом ― участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов―участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев ― сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль ― макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Произведения для заучивания наизусть
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва.
«Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B.А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1―2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C.А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).
Произведения для самостоятельного чтения
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A.П. Сумароков. Эпиграмма.
B.В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B.А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A.И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B.Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А.Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C.А. Есенин. 3―4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A.Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B.П.Астафьев.«Мальчик в белой рубашке».
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A.Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B.С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:
жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);
роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);
- литературный герой (развитие понятия);
- понятие о теме и идее произведения (начальные представления);
- герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
-видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
-различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
-объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
-видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
-передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
-видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
-аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
-выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
-оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
-сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам:
1 ч – 9 недель (18 ч)
2 ч -7 недель (14 ч)
3 ч -10 недель (20 ч)
4 ч -8 недель (16 ч)
Календарно – тематическое планирование
Литература 7 класс
68 ч = 52 рабочих + 8 рр+8вн.
№ п/п | Название разделов и тем. | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы . | Тип урока | Форма контроля | Дата проведения | |||||||
по плану | по факту | ||||||||||||
Введение 1 ч. | |||||||||||||
1 | Изображение человека, как выражение идейно - нравственной проблемы литературы. | 1 | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса. Видеоурок. Фонохрестоматия. | Урок изучения нового материала. | Работа с учебником | ||||||||
Устное народное творчество 3+1 вн. | |||||||||||||
2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. | 1 | Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) Фонохрестоматия. | Урок изучения нового материала | Вопросы хрестоматии | ||||||||
3 | .Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. | 1 | Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина Фонохрестоматия. | Комбинированный | Составление характеристики героя. Анализ произв. Выразительное чтение. | ||||||||
4 . | Вн. Новгородский и киевский циклы былин. Былина «Садко» | 1 | Киевский цикл былин. Садко - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы. Видеоурок Отрывок из мультфильма «Садко» | Урок-практикум | Работа с текстом | ||||||||
5 | Пословицы и поговорки . Особенности языка и смысла пословиц. | 1 | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Сообщения учащихся об УНТ ( из Интернета) | Урок-беседа | Составление рассказа по пословице | ||||||||
Древнерусская литература 2 ч. | |||||||||||||
6 | «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Руси. | 1 | Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг» Видеоурок | Урок с элементами диспута. | Выразительное чтение и анализ произв. | ||||||||
7 | Повесть о Петре и Февронии Муромских. –гимн любви и верности. | 1 | Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | Урок-размышление | Составление рассказа о героях. | ||||||||
Произведения русских писателей 18 века 2ч. | |||||||||||||
8 | М.В. Ломоносов, его деяния как ученого и поэта. Уверенность Ломоносова в будущем русского народа. Ода «На день восшествия на всероссийский престол Ее Величества…» . | 1 | Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) ИКТ : Сообщения о жизни и деятельности М.В.Ломоносова ( из материалов сети Интернет | Урок-исследование. | Подготовка сообщений о Ломоносове | ||||||||
9 | Г.Р.Державин- поэт и гражданин. Своеобразие поэзии поэта. | 1 | Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. | Урок-объяснение нового материала. | Чтение и анализ стихотворений | ||||||||
Произведения русских писателей 19 в. 22+4рр+3вн. | |||||||||||||
10 | А.С.Пушкин 5 ч. Воспроизведение быта и нравов Древней Руси в «Песне о вещем Олеге» | 1 | Биографические сведения о поэте Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) Фонохрестоматия
Презентация «Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси». Заочная экскурсия в московскую квартиру Пушкина на Арбате | Урок-беседа | Чтение и анализ «Песни».. Работа с заданиями учебника. | ||||||||
11 | Образ летописца как образ древнерусского писателя. Сцена «В Чудовом монастыре». | 1 | Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Сцена «В Чудовом монастыре». Фонохрестоматия. | Урок-объяснение нового материала | Чтение и анализ Работа с заданиями учебника. | ||||||||
12 | Историческая основа поэмы «Полтава» Образ Петра. Мастерство в изображении Полтавской битвы «Полтавский бой» | 2 | Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы «Полтавский бой», прославление мужества и отваги русских солдат Фонохрестоматия Презентация | Урок-объяснение нового материала | Работа с заданиями учебника. Составление цитатного плана эпизода | ||||||||
13 | Воспевание града Петрова во вступлении к поэме «Медный всадник» | 1 | Интерес поэта к истории России. Прославление заслуг Петра . Фонохрестоматия. Презентация. | Урок-объяснение нового материала | Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть. | ||||||||
14 | Проблема блудных детей в повести «Станционный смотритель» | 1 | История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений). Фонохрестоматия. Заочная экскурсия в дом станционного смотрителя | Урок- аналитическая беседа. | Работа с заданиями учебника. | ||||||||
15 | М.В. Лермонтов 3+1рр Рассказ о поэте «Тайники русской жизни». Чтение «Песни про царя Ивана Васильевича…» | 1 1 | Биографические сведения о поэте Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. Фонохрестоматия. ИКТ Презентация « Жизнь и творчество Лермонтова | Урок-объяснение нового материал | Работа с заданиями учебника. | ||||||||
16 | Нравственный поединок купца Калашникова и молодого опричника Кирибеевича. | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы. | Интегрированный урок - литература-история. Изучение исторических документов. | Аналитическая беседа | |||||||||
17 | РР Выразительное чтение наизусть фрагментов из «Песни» | 1 | Язык и стих поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Урок РР | Чтение наизусть фрагментов из «Песни…» | ||||||||
18 | Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях Лермонтова . | 1 | . Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа. Фонохрестоматия. | Урок-объяснение нового материа | Чтение наизусть и сравнительный анализ стихотв. | ||||||||
19 | Н.В. Гоголь 4+3рр «Поэма великих страстей» (повесть «Тарас Бульба» Анализ 1 гл |
1 | Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести. Презентация « Жизнь и творчество Гоголя» | Урок- ознакомление с новым материалом | Составление плана статьи | ||||||||
20 | Тарас Бульба в Запорожской Сечи Анализ 2-4 гл | 1 | Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства. Презентация «Жизнь запорожцев в Сечи» Отрывки из фильма «Тарас Бульба». | Урок сравнение героев по поступкам. | Анализ эпизодов | ||||||||
21 | Две жизни – две судьбы. Образ Остапа и Андрия. Анализ 5-7 гл . | 1 | Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. Подвиг и предательство в повести. Судьбы братьев Отрывки из фильма «Тарас Бульба». | Урок сравнение героев по поступкам | Анализ эпизодов | ||||||||
22 | РР Чтение наизусть речи Тараса «О товариществе» Картина Репина «Запорожцы пишут письмо». | 1 | Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу Работа с иллюстрациями. Фонохрестоматия | Урок РР | Выразительное чтение наизусть | ||||||||
23 | Трагедия отца, потерявшего двух сыновей | 1 | Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. Отрывки из фильма «Тарас Бульба». | ||||||||||
24 | РР Подготовка к с сочинению «Остап и Андрий. Кто мне больше по душе и почему?» | 2 | Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом | Урок-контроль. . | Подготовка к сочинению | ||||||||
25 | РР Написание сочинения «Тарас Бульба – народный герой» (или «Остап и Андрий- братья и враги» нов стр 105 | Написание сочинения | |||||||||||
26 | И.С. Тургенев 3+1вн. . Знакомство с рассказом «Бежин луг» Природа в рассказе | 1 | Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». . Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа. Средства художественной выразительности. Художественные особенности произведения. Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. . | |||||||||
27 | Рассказ «Бежин луг» Анализ рассказов мальчиков. | 1 | Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения. | Урок изучения и закрепления знаний. | Заполнить таблицу «Истории мальчиков» | ||||||||
28 | Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Фонохрестоматия | Урок-объяснение нового материа | Выразительное чтение | ||||||||
29 | Вн. Рассказ Тургенева «Бирюк» | 1 |
Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. | Урок внеклассного чтения | Аналитическая беседа | ||||||||
30 | 2 ч. Н.А. Некрасов Величие духа русской женщины. Поэма «Русские женщины. Княгиня Трубецкая». | 1 | Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме. Презентация « Жизнь и творчество Некрасова» Фонохрестоматия | Урок изучения и закрепления знаний | Вы разительное чтение. Составление характеристики | ||||||||
31 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Презентация «Судьба русского народа» | Урок выразительного чтения и анализа произв. | Выразительное чтение. | ||||||||
32 | 1+1вн. М.Е. Салтыков – Щедрин. Сказка для детей изрядного возраста «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. Фонохрестоматия
| Урок изучения и закрепления знаний | Работа с материалом учебника | ||||||||
33 | Вн. Анализ сказки «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества | 1 | Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. Обличение нравственных пороков общества. | Урок изучения и закрепления знаний | Работа с материалом учебника | ||||||||
34 | 2 ч.+1вн. Л.Н. Толстой Взаимоотношения взрослых и детей. Главы из повести «Детство» | 2 | Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Презентация « Жизнь и творчество Л.Н. Толстого», «Семейное воспитание Толстого» Заочная экскурсия в музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Хамовниках | Урок изучения и закрепления знаний | Работа с материалом учебника | ||||||||
35 | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия). | Урок закрепления знаний | Работа с материалом учебника Подготовить диалог с товарищем о героях Толстого | |||||||||
36 | Вн. Литературный КВН, посвященный Некрасову, Тургеневу, Толстому, Салтыкову-Щедрину. | 1 | Произведения Некрасова, Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина. | Урок-КВН | Ответы на вопросы | ||||||||
37 | 2 ч. А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» .Хамелеонство в рассказе и в жизни | 1 | Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатир Фонохрестоматия Заочная экскурсия в дом-музей А.П. Чехова в москве | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
38 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе. Фонохрестоматия | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
Край ты мой, родимый край 1ч. | |||||||||||||
39 | Стихи русских поэтов XIX о родной природе (И.А. Бунин) | 2 | Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Выразительное чтение наизусть | ||||||||
Произведения русских писателей 20 в. 19+2рр+3вн. | |||||||||||||
40 | 1ч. И.А. Бунин. Уроки жизни в рассказе «Цифры». Сложность взаимопониманий взрослых и детей. | 1 | Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании. Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
41 | М. Горький 6+1рр+1 вн. Автобиографический характер повести «Детство». «Неумное» племя в повести.(1 гл) | 1 | Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение быта и характер Фонохрестоматия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
42 | Жизнь в доме деда Каширина. Свинцовые мерзости жизни.(2 гл) | 1 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни».. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа по вопросам | ||||||||
43 | Вн. Произведения современных писателей . В. Белов. Рассказы «Мальчики», «На Родине», «Весенняя ночь», «Поющие камни». | 1 | Жизнь современного человека. Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа по вопросам | ||||||||
44 | Развлечения и праздники в доме деда. (3 гл) | 1 | Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев. Изображение быта и характеров. Образ бабушки. Праздники в семье деда. Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа по вопросам | ||||||||
45 | Трудное время в семье. Знакомство с «улицей»(гл 4, 5, 7, 13) | 1 |
Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа по вопросам | ||||||||
46 | Дружба Алеши с Хорошим Делом. ( гл 8) | 1 | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа по вопросам | ||||||||
47 | РР Пересказ фрагмента «Пожар»и выразительное чтение отступлений. | 1 | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя | Урок РР | Пересказ | ||||||||
48 | Готовность на самопожертвование Подвиг во имя людей «Старуха Изергиль». Легенда о Данко | 1 | Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола). | Урок-исследование. | Изучение и закрепление теоретических понятий. | ||||||||
49 | 1 ч Вн В.М. Шукшин. Рассказ «Критики» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Беседа по вопросам | |||||||||
50 | 1 ч. Л.Н.Андреев. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе «Кусака» | 1 | Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Фонохрестоматия Видеоурок | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Творческое задание | ||||||||
51 | 2 ч. В.В. Маяковский. Два взгляда на мир. «Хорошее отношение к лошадям.» | 1 | Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника Творческое задание | ||||||||
52 | Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче» | 1 | Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
53 | 1+1вн ч. А.П. Платонов. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку в рассказе «Юшка». | 1 | Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Творческое задание. Нужны ли в жизни любовь и сострадание? | ||||||||
54 | Вн.чт. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | 1 | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Творческое задание учебника | ||||||||
55 | 1 ч. Б.Л. Пастернак. Единение с природой. Стихотворение «Никого не будет в доме…» | 1 | Метафоричность поэзии Пастернака. Единение с природой . Стихотворение «Никого не будет в доме…» Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выразительное чтение стихотворения | ||||||||
56 | 1 ч. А.Т.Твардовский. На дорогах войны. «Братья» | 1 | Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое. Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
57 | 1 ч. Час мужества. На дорогах войны. | 1 | Интервью с участником Великой отечественной войны Героизм, патриотизм. самоотверженность, трудности и радости военных лет в стихах поэтов-участников войны: Ахматовой, К. Симонова, Суркова… Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Чтение стихов. | ||||||||
58 | РР Урок – конкурс выразительного чтения стихов о ВОв | 1 | Героизм, патриотизм. самоотверженность, трудности и радости военных лет. Стихи о войне поэтов-сибиряков. Презентация Музыкальное оформление | Урок - конкурс | Чтение стихов | ||||||||
59 | 1 ч. Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственно – экологические проблемы в рассказе «О чем плачут лошади». | 1 | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции Фонохрестоматия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | ||||||||
60 | 1 ч. Е.И. Носов. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе «Кукла». | 1 | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Чтение и анализ рассказа | ||||||||
61 | \ 1 ч. Ю.П. Казаков. Выражение духовных настроений, состояние человека через описание природы. Рассказ «Тихое утро» | 1 | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Чтение и анализ рассказа | ||||||||
62 | 1 ч. Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи.»Земля родная» | 1 | Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Развернутый ответ на вопрос | ||||||||
63 | 1 ч. Смех М.Зощенко Рассказ «Беда» | 1 | Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Творческое задание | ||||||||
Тихая моя родина 1ч. | |||||||||||||
64 | «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.. | 1 | Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Чтение и анализ стихотв. Определение средств выразительности. | ||||||||
Зарубежная литература 4ч. | |||||||||||||
65 | Р.Берне. Стихотворение «Честная бедность». Пред-ставления поэта о справедливости и честности. | 1 | Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Художественный пересказ. | ||||||||
66 | Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта | Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. . | Выразительное чтение стихотв | |||||||||
67 | 0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника | |||||||||
68 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Анализ эпизод | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с материалом учебника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...