Урок литературы и искусства. "Авторская песня. Вчера. Сегодня. Завтра..."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Создание литературного альманаха. В этом уроке обьединяются два предмета - литература и искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bardovskaya_pesnya.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок искусства
Авторская песня
Вчера. Сегодня. Завтра…
9 КЛАСС
ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ ИСКУССТВА
И ЛИТЕРАТУРЫ КАРАСЬ Н. В.
г. Гусь - Хрустальный,
2014
Слово учителя
Сегодня мы с вами проводим не совсем обычный урок. На этом уроке объединяются два предмета – искусство и литература. На уроках искусства вы делали доклады о разных поэтах-бардах. А сейчас мы попробуем создать литературный альманах, который назовем «Авторская песня. Вчера. Сегодня. Завтра…».
Талантливые произведения наших бардов мало кого оставляют полностью равнодушными, поэтому у жанра так много поклонников и тех, кто хотел бы присоединить свой голос к высказыванию наболевших проблем.
Так появляются новые почитатели и рыцари авторской песни.
Звучит музыкальная заставка. Н. В. Царев (бард и учитель нашей школы) исполняет песню «Школьная любовь».
А сейчас первая страница нашего альманаха.
Что такое авторская песня?
Вопрос сначала классу.
Затем слово специальным экспертам, которые изучали значение термина «Авторская песня».
Авторская песня включает в себя «умение писать стихи, играть на гитаре, быть артистичным, чуть психологом (как иначе работать с тысячными залами?). Еще важнее другое: объединить это все в одном человеке».
Вот что об авторской песне говорят сами барды (именно так называют в России представителей этого жанра).
Булат Окуджава (поэт, прозаик) считал, что «авторская песня - это, прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный аккомпанемент.
Это хорошие стихи, которые можно читать про себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступными, углубляет сущность».
Вероника Долина так объяснила, что значит для нее авторская песня: «Когда берешь гитару, она тихонько подпевает тебе и учится, тоже учится подпевать голосу. Гитара подстраивается к голосу сама, а потом голос к гитаре».
Авторская песня… это та самая, где очень важно присутствие автора.
Микаэл Таривердиев, композитор, отмечал, что для него барды – явление драгоценное… Бард в трех лицах: он автор стихов, автор музыки, он же исполнитель. И пусть его голос подчас уступает по красоте голосу настоящих певцов, а стихи не всегда идеально отточены, но поразительная мера искренности, помноженная на личное заинтересованное восприятие мира, составляет драгоценность его творчества».
А вот размышления Владимира Высоцкого:
«Авторская песня - тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один и тот же человек с гитарой, глаза в глаза… И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мысли… Вот что нужно для авторской песни! Ваши глаза, уши и мое желание что-то рассказать, а ваше желание – слушать».
Учитель
Мы определились с тем, что такое авторская, бардовская песня. Как же возник этот жанр?
Вторая страница «История жанра»
Слово историкам
Авторская песня родилась в печально известном 1937 году. Возможно, как своеобразная альтернатива так называемой «массовой поэзии», как противопоставление страшному времени.
Москва. Осень 1937 г. Два молодых человека – школьник Жора Лепский и студент-первокурсник института философии Павел Коган – создают песню для самих себя. Возникают строчки, озарившие Когана:
Надоело говорить и спорить
И смотреть в усталые глаза
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
А затем: Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас, На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру «веселый Роджер»,
Люди Флинта песенку поют.
И в беде, и в радости, и в горе,
Только чуточку прищурь глаза-
В флибустьерском синем море
Бригантина поднимает паруса.
Вот Георгий Лепский садится к роялю, и через некоторое время на свет появляется песня, которой суждено стать Первой. (Звучит мелодия «Бригантины»)
Стихи и немного маршевая мелодия этой песни уводят слушателей в мир романтических книг, в мир морских просторов, в мир удивительных людей, «обветренных как скалы». И все это страна мечты, в которую можно попасть «только чуточку прищурь глаза». Критики находили в этой песне много неточностей, но главное, что «Бригантина» понравилась слушателям и зажила собственной жизнью.
Учитель
Как дальше шло становление и развитие авторской песни?
Первое поколение бардов, тех, чье творчество начиналось в 40-50-е годы и составило золотой фонд жанра, - называли «атлантами». Для нас образ атлантов связан с древнегреческими мифами:
Атлант – греч. – 1. Титан, держащий на своих плечах небесный свод…Согласно мифу, Атлант должен был держать небо в наказание за участие в борьбе титанов против богов… В архитектуре атлантами называют статуи мужчин, поддерживающих перекрытия (например, атланты у здания Эрмитажа работы А. И. Терентьева)
Для тех, кто знаком с авторской песней,
атланты – герои популярной песни Александра Городницкого «Атланты». Звучит запись в исполнении автора.
Автор «Атлантов» Александр Михайлович Городницкий – ученый-геофизик, доктор наук, член Союза писателей СССР. Эта песня была очень известна, ее исполнением оканчивались многие концерты авторской песни в разных городах.
Особый всплеск интереса к бардовской песне пришелся на годы оттепели, когда чуть ли не вся страна слушала и пела песни бардов. Неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычные по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.
Какие годы называют в нашей истории годами «оттепели» ?
Шестидесятые годы. Время после смерти Сталина, когда страной руководил Н. С. Хрущев. Когда после довольно деспотичной власти Сталина люди вздохнули свободнее.
Учитель
Теперь давайте спросим класс:
-Кого из поэтов-бардов вы можете назвать?
Вопрос к историкам:
-Кого не назвали ребята?
Художник, поэт Михаил Анчаров,
Драматург, поэт Александр Галич,
Журналист, драматург, писатель Юрий Визбор,
Писатель Булат Окуджава,
Актер, поэт Владимир Высоцкий,
Драматург, поэт Юлий Ким.
Учитель
Объединяет всех то, что они – поэты, соединяющие в себе еще и композитора, исполнителя, актера.
И последний вопрос к историкам:
Как официальные власти относились к авторской песне?
Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочиненные в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
Следующая страница – литературная
Учитель
Слушаем группу ребят, которая изучала песни бардов, тематику их текстов. Так как они работали со стихами, то мы назвали эту группу литературной.
-О чем пишут поэты-барды?
Они пишут о мужественных, смелых людях. Дружба – эта тема тоже волнует бардов.
Многие авторы-исполнители благоговейно относятся к природе, восхищаются ей. Тема природы неразрывно связана с темой Родины. Порой в песнях поэтов-бардов звучит тревога за судьбу Родины, восхищение ее красотой.
И, конечно же, любовь. Чувство, которое помогает нам жить, делает нас чище и добрее. Ради любви люди готовы свернуть горы.
Любовь – это счастье и горе, радость и слезы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне.
Звучат отрывки из разных песен.
Есть еще одна тема, которая волнует поэтов-бардов. Это война.
Какая бы она ни была – Великая Отечественная, Афганская, Чеченская. Причем на первое место в авторской песне выходит не героизм, а античеловечность войны, боль, причиненная людям.
Ах, сорок третий, сорок третий.
Проклятый сорок третий год,
Когда убитый – каждый третий,
Когда и взвод – уже не взвод.
(В. Турчанский)
Я не участвую в войне,
Война участвует во мне,
И пламя вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
(В. Берковский)
Почему все не так? Вроде все как всегда;
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
(В. Высоцкий)
Что я скажу твоим домашним?
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним?
Бери шинель, пошли домой.
(Б. Окуджава)
Учитель
Следующий этап в развитии авторской песни – это Грушинские фестивали. Так мы и назвали страницу четвертую. Что это за фестивали? Как они возникли?
Т.к. об этих фестивалях пишут в газетах, рассказывают по телевидению, то мы слушаем сейчас журналистов.
Журналисты
Возникновение этих фестивалей связанно с печальным событием. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушел в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей – девочку и двух мальчиков. (Перевернулась моторная лодка.) Валерий бросился в воду и стал спасать детей. Сначала довольно быстро вынес на берег перепуганную девочку. И вновь поплыл спасать мальчишек. Дети доплыли, а у Валерия не хватило сил выбраться из ледяной воды…
В памяти друзей он навсегда остался веселым, общительным, душой студенческой компании и туристических походов. И почти всегда с гитарой – он знал много походных песен о верности, о дружбе, о мужестве, сочинял сам.
Чтобы сохранить память о нем, родился в 1968 году фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. На него приезжают люди со всей России, привозят свои песни.
Звучит песня Ю. Кукина «За туманом».
Учитель
Говорить об авторской песне можно бесконечно. Чем запомнились 70-80-е годы?
Лучшие песни этих лет – это песни Вероники Долиной и Александра Мирзояна. Именно в этот период возникают клубы самодеятельной песни (КСП), здесь каждый имеет возможность проявить свой талант. Сюда может прийти каждый, кто пишет стихи, музыку, играет на гитаре.
На 70-е г.г. приходится рассвет творчества В. Высоцкого, который напишет 425 песен на свои стихи. В эти же годы продолжает работать Б. Окуджава.
Учитель
И последняя страничка нашего альманаха
- Что сейчас происходит с авторской песней? Есть ли будущее у этого жанра? Есть ли среди современной молодежи поклонники музыки бардов и продолжатели традиций? ...Ведь в 80-м году уходит из жизни В. Высоцкий. В 1997 Булат Окуджава.
Страница «Будущее авторской песни»
Нет, авторская песня не ушла в историю. Периодически на нашей эстраде появляются новые звездочки.
Это и Виктор Цой с его песней «Перемен, мы ждем перемен». Игорь Тальков.
Продолжают работать Александр Розенбаум, Олег Митяев. Они собирают огромные залы, продаются диски с их песнями, значит, есть поклонники.
Даже в нашем небольшом городе есть поэты-барды - это Н. В. Царев и Е. Шапорев
Учитель
И мы завершаем наш урок песней А. Розенбаума «Вальс Бостон».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...
Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему: «Кавказ: вчера, сегодня, завтра»
Цель: Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство с бытом и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному ...
Конспект открытого мероприятия по литературе "Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра"
Конспект открытого занятия по литературе на тему"Орловщина литературная: вчера, сегодня, завтра". Занятие проходило в форм литературно-музыкальной гостиной. Основная цель данного мероприятия - ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ «Женский вопрос: вчера, сегодня, завтра»
Интегрированный урок предназначен для учащихся 10-11 классов, на данном уроке рассмотрено положение и роль женщины на протяжении нескольких столетий....
Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"
Программа внеурочной деятельности по литературе...
Урок по географии 8 класс «Климат вчера, сегодня, завтра»
Урок "Климат вчера, сегодня, завтра" разработан как итоговый урок к теме "Климат и климатические ресурсы" 8 класс...
Проектная работа по литературе на тему: «Книга: вчера, сегодня, завтра»
Цель данной работы – показать процесс взаимодействия современного прогресса и традиционных источников информации, определить роль книги в современном обществе.Для того, чтобы достигнуть цели, не...