Урок по географии 8 класс «Климат вчера, сегодня, завтра»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок "Климат вчера, сегодня, завтра" разработан как итоговый урок к теме "Климат и климатические ресурсы" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии 8 класс «Климат вчера, сегодня, завтра» | 460.28 КБ |
Презентация ч. 1 | 2.53 МБ |
Презентация ч. 2 | 2.58 МБ |
Презентация ч. 3 | 1.9 МБ |
Презентация ч. 4 | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щёлковская гимназия
Щёлковского муниципального района Московской области
Урок по географии
8 класс
«Климат вчера, сегодня, завтра»
Составитель: Тетерятникова Н.А.
Учитель географии высшей категории
2018 г.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Актуализация знаний (5 мин.) Слайд «Тема урока». | |
- Мы закончили с вами изучение темы «Климат и климатические ресурсы». Сегодня урок – обобщение я предлагаю провести по теме «Климат вчера, сегодня, завтра». Слайд «Демонстрация видеоряда». - Неправда ли, очень знакомые картинки, очень часто нам показывают их с экрана телевизора. | |
- С чем ассоциируется климат в вашем восприятии? Выскажите свои ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «Климат». | 1. Ассоциации детей. |
Что такое климат? Дайте определение климата. | 2. Климат – это многолетний режим погоды. 3. Основные характеристики климата: - температура воздуха, - количество осадков (мм), - коэффициент увлажнения, - скорость ветра (м/с). |
- В последнее время понятие климата воспринимается через аномальные природные явления. Это свидетельствует о разбалансировке климата. Климат имеет свою историю, его изменения зависят от взаимодействия основных компонентов климатической системы. | |
Историческая справка. Первые метеостанции появились в России около 250 лет назад. Рассмотрим историю климата нашей планеты. Слайд «История развития» | |
II. История климата – история жизни на планете. (15 мин.) | |
- Для понимания причин изменения климата важно знать его эволюцию на протяжении всей истории развития нашей планеты, которая оценивается периодом приблизительно 4, 6 млрд. лет. Слайд «Лента времени» | Геологическая эра – длительные отрезки времени в истории Земли. Работа учеников в малых группах |
Лента истории развития жизни на Земле. На ленте в масштабе сделаны временные отметки, соответствующие значимым событиям. | 1. Учебник, приложение № 3, стр. 306 «Геохронологическая таблица». 2. Список наиболее важных событий в живой природе. 3. Карточки событий (16 шт). |
- Я предлагаю прикрепить к ленте времени карточки с названием значимых событий, согласуя события в живой природе, геологической эре и времени. Возникновение планеты, на отрезке с отметкой 4,6 млрд. лет беру на себя как образец выполнения. Ваша задача распределить события в хронологической последовательности. | Обучающиеся прикрепляют карточки на доску. |
Обсуждение. Как много времени потребовалось для развития разных форм жизни на Земле? | Работа учеников в малых группах |
1. Когда появились первые клетки? | 3, 9 млрд. лет назад |
2. Когда появился кислород? | 2,5 млрд. лет назад |
3. Когда появились первые позвоночные животные? | 515 млн. лет назад |
4. Когда появились первые растения с семенами? | 360 млн. лет назад |
5. Когда образовался каменный уголь? | 300 млн. лет назад |
- В учебнике приложение № 3, стр. 306 найдите, как называется геологическая эра и период, когда образовался каменный уголь. Зачитайте, как выглядит облик земной поверхности. | Палеозойская эра, каменно – угольный период (карбон). |
6. Когда появились древнейшие предки человека? | 4 млн. лет назад |
7. Время появления человека? Найдите, как называется геологическая эра и период, когда появился человек? Зачитайте, как выглядит облик земной поверхности. | 0,1 млн. лет назад Кайнозойская эра, четвертичный или антропогенный период. |
8. Время появления сельского хозяйства | 10 тыс. лет назад |
9. Какие изменения произошли на Земле в связи с хозяйственной деятельностью человека Слайд «Изучение климатической истории Земли» | |
III. Изучение климатической истории Земли по косвенным данным. (5 мин.) | |
- Изучение климатической истории Земли происходит по косвенным данным. Слайд «Исследование ледовых кернов». - Учёные собирают образцы бурения слоёв льда в полярных регионах, которые тысячелетиями оставались не затронутыми антропогенным воздействием. Ледовый керн (колонка льда) длиной более 3053 м. был поднят на поверхность из ледового щита Гренландии, сохранившего в себе информацию о климате более чем за 100 тыс. лет. А в Антарктиде получена колонка льда с информацией за 800 тыс. лет. Учёные могут реконструировать климатические условия, существовавшие в период формирования этих ледовых слоёв, по годичным кольцам. Летний снег часто имеет другую кристаллическую структуру, чем зимний. Они отличаются по структуре и плотности. Ледовые керны представляют собой вертикальную хронологическую шкалу климатических условий прошлых эпох. Кроме этого палеоклиматологи анализируют состав атмосферных газов, включённых в слои ледового керна и определяют их связь с изменениями температуры. | |
Рост кораллов. Кораллы —это крошечные морские животные (кишечнополостные), скелетные останки которых состоят из карбоната кальция. Зимой скелеты отличаются другой плотностью, чем сформированные летом, из-за различий в скорости их роста, обусловленных температурой и другими условиями. Образцы керна, взятые из коралловых рифов, демонстрируют сезонные кольца, которые можно анализировать таким же образом, как и кольца деревьев. Скважины и океанические отложения. Для создания более полной географической картины учёные исследуют образцы горных пород, полученные в результате бурения скважин в земной коре. Измерения, проведённые при помощи таких скважин, подтвердили информацию о том, что XX столетие было самым тёплым за последние столетия. Каждый год пыль, растения и скелеты животных оседают на дно океана. Слои этих отложений образуют вертикальную летопись климатических условий прошлого. | |
Слайд Исследование годичных колец деревьев.
Каждый год дерево прирастает годичным кольцом, которое позволяет получить информацию о климатических условиях того периода, когда дерево росло. Более широкое кольцо свидетельствует о более тёплом сезоне роста. Правда информация годичных колец деревьев не заходит очень далеко в прошлое. Однако это детальная информация, по которой можно распознать отдельные события, происходившие в те или иные годы. Анализ колец дерева помогает проводить более точную хронологическую привязку данных, полученных с помощью других методов. Слайд «Мифы и факты о климате» | Работа учеников в малых группах Практическое изучение спила дерева. |
IV. Работа с текстом «Мифы и факты о климате» (15 мин.) | |
- Вы получаете карточки с перепутанными логическими цепочками, в которых надо сделать пометки: + согласен с утверждением - не согласен ? сомневаюсь Обсудите мнение в группе. | Работа учеников в малых группах |
- Вы получаете текст, из которого ищете подтверждение своих ответов. Вывод Глобального потепления нет, мы наблюдаем разбалансировку климата в результате хозяйственной деятельности человека. Слайд «Парниковый эффект» | Ученики по очереди зачитывают предложения – факты, подтверждающие правильные ответы для логических цепочек. |
V. «Парниковый эффект» (5 мин.) | |
- К антропогенным причинам изменение климата относятся прежде всего повышение концентрации в атмосфере парниковых газов, в основном оксида углерода СО 2, что вызывает усиление парникового эффектна. Другие причины изменения климата – сведение лесов, рост городов, выбросы от сжигания топлива, каменного угля и нефти. Слайд «Парниковый эффект». | |
Климат на Земле обусловлен постоянным потоком энергии, исходящим от солнца. Эта энергия доходит до нас главным образом в форме водимого света. Около 30 % её сразу же рассеивается в атмосфере, но большая часть из поглощаемых (70%) проходит через атмосферу и нагревает земную поверхность. Нагретая поверхность Земли в свою очередь излучает энергию в виде тепла. Атмосфера, благодаря присутствию в ней парниковых газов «водяной пар, углекислый газ, метан, оксид азота, фторсодержащие газы антропогенного происхождения» задерживает порядка 90 процентов этого теплового излучения и не дает ему рассеиваться в космическом пространстве. Похожее явление наблюдается в теплицах и парниках. Поэтому данное явление получило название «парниковый эффект». | |
Заключение | |
- В заключении предлагаю разработать логическую цепочку последствий увеличение углекислого газа в атмосфере, и изобразить на доске. | Сжигание топлива, выбросы в атмосферу – возрастание углекислого газа в атмосфере – парниковый эффект – возрастание температуры – возрастание числа опасных природных явлений – гибель животных, людей, финансовые потери. |
Рефлексия Слайд «Термометр» Одной из характеристик климата является температура - Я предлагаю определить температуру нашего настроения: ниже 0 – не понравилось, 0 – скорее нет, чем да, + 10 – скорее да, чем нет, + 20 – понравилось, +30 – сначала было хорошо, но мы потом устали. | |
Итоги урока | |
Оценки за урок | |
Домашнее задание Слайд | |
1. Итоговое задание по теме «Климат и климатические ресурсы» устно, 2. Климатические рекордсмены России, стр. 76 учебника |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История климата – история жизни на планете
Лента времени
Лента времени Образование планеты Земля
Лента времени Образование планеты Земля
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли)
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии)
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие Образование нефти и природного газа
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие Образование нефти и природного газа Первые птицы
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие Образование нефти и природного газа Первые птицы Первые цветковые растения
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие Образование нефти и природного газа Первые птицы Первые цветковые растения Первые обезьяны
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие Образование нефти и природного газа Первые птицы Первые цветковые растения Первые обезьяны Древнейшие предки человека
Лента времени Образование планеты Земля Ископаемые сине-зелёные Первые ископаемые бактерии Появление кислорода в атмосфере Земли Первые ископаемые ядерные одноклеточные организмы Первые многоклеточные организмы (водоросли) Первые позвоночные животные Первые рыбы Первые сосудистые наземные растения Первые насекомые Первые наземные животные (амфибии) Первые растения с семенами Образование каменного угля Первые динозавры Первые млекопитающие Образование нефти и природного газа Первые птицы Первые цветковые растения Первые обезьяны Древнейшие предки человека Появление сельского хозяйства
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение климатической истории Земли
Исследование ледовых кернов
Скважины и океанические отложения
Исследование годичных колец деревьев
Парниковый эффект
Рефлексия + 30 – сначала было хорошо, но мы потом устали + 20 – понравилось + 10 – скорее да, чем нет 0 – скорее нет, чем да ниже 0 – не понравилось
Домашнее задание Итоговое задание по теме «Климат и климатические ресурсы» устно. Климатические рекордсмены России , стр. 76 учебника
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ДЕМОКРАТИИ «ВЫБОРЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Методическая разработка урока обществознания по теме "Избирательное право" в 10 классе. Урок- игра.Цель: повысить правовую культуру учащихся, развивать интерес к общественно- политической жизни страны...
урок истории 6 кл спорт вчера, сегодня,завтра
интегрированный урок истории и урока физ. культуры Спорт вчера, сегодня, завтра...
Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему: «Кавказ: вчера, сегодня, завтра»
Цель: Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство с бытом и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА:ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»ТЕМА: ЦИТОЛОГИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…...
Открытый Урок Мира "Астрахань вчера, сегодня, завтра" в 9 «А» классе, посвященный 300-летию Астраханской губернии.
1 сентября. (Урок-экскурсия)...
Презентация 6 класс Москва вчера, сегодня, завтра
Презентация в изучению прпоизведенния Ф. Глинки Москва...
Проект класса "Школа вчера, сегодня, завтра"
В 1974 году построили Возовскую восьмилетнюю школу, где директором назначили Рыкова Ивана Андреевича, а завучем Солоху Бронислава Александровича. А с 1986 года по настоящее время директором работает С...