ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ «Женский вопрос: вчера, сегодня, завтра»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Фицнер Юлия Александровна

Интегрированный урок предназначен для учащихся 10-11 классов, на данном уроке рассмотрено положение и роль женщины на протяжении нескольких столетий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ

«Женский вопрос: вчера, сегодня, завтра»

Стол, накрытый красной скатертью, на столе графин, колокольчик, на краю стола – МАШИНА ВРЕМЕНИ, закрытая тканью.

Два учителя – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ и СЕКРЕТАРЬ комсомольского собрания.

Доска оформлена иллюстрациями: «Женщины-крестьянки», «Женщины эпохи ретро», «Советские женщины». На столе таблички: «Председатель тов. главначпупс Победоносикова», «Секретарь тов. Оптимистенко»

И.В.Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Предмет, о котором мы будем говорить тоже неординарный – «Женский вопрос»: вчера, сегодня, завтра. Как вы думаете, почему мы обращаемся к этой теме? (ответы учащихся)

Ю.А.Верно, сегодня на уроке мы постараемся проследить положение женщины в разные периоды истории, но весьма необычным способом:  предлагаем вам смоделировать эпоху, когда «Женский вопрос» стоял наиболее остро, а именно 20-е годы прошлого века.

Звучит музыка

                                   председатель звенит колокольчиком

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Дорогие товарищи,  сегодня  комсомольское собрание нашего районного клуба посвящено серьезному буржуазному пережитку – так называемому «Женскому вопросу». Я знаю, что многие незрелые в идейном отношении личности сомневаются, может ли женщина работать на производстве наравне с мужчиной и иметь с мужчинами равные права.  (Секретарь прикрепляет лозунги на доску)

- Женщины на производство!

- Советской женщине есть что защищать!

- Советская женщина – строитель коммунизма!

- Дайте нам равные права!

Поэтому, товарищи, я жду ваших предложений относительно начала прений. Какие будут предложения?

Голос с места: «Начать!»

СЕКРЕТАРЬ Единогласно!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Итак, товарищи! В чем, собственно, суть так называемого «Женского вопроса»? Кто попробует высказаться?

СТУДЕНТ Можно я попробую?  

СЕКРЕТАРЬ А вы кто?

СТУДЕНТ Студент, недоучился. По словам философа Бердяева,  женский вопрос - «это мучительный вопрос для каждого существа; для всех людей он так же безмерно важен, как вопрос о поддержании жизни и о смерти».

СЕКРЕТАРЬ Во загнул! А с чего всё началось – то?!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Я предлагаю осветить историю вопроса.

СТУДЕНТ Ну, если к истории вопроса… Извольте. Историк Безобразов еще полвека назад в работе «О правах женщины» отмечал, что «первые же статьи действующего Свода Законов представляют буквальное повторение старинного закона Екатерининских времен, который в свою очередь носит на себе явные следы византийских воззрений и взглядов Домостроя».

СЕКРЕТАРЬ А что есть Домострой?

Ответы из зала

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Правильно, товарищи! Домострой – это памятник древнерусской литературы первой половины 16 века. Он показывает нормативные отношения в семье, которая предстает в книге моделью государственного устройства. Составление этой книги связывают с именем духовного наставника Ивана Грозного – Сильвестра.

СЕКРЕТАРЬ Итак, товарищи! Чтобы перейти к сути дела, представлю вам гения-изобретателя товарища Чудакова! Он, товарищи, изобрел чудо советской техники, называемое машина времени! Теперь у нас есть свой, красный Эдисон! Похлопаем!

ЧУДАКОВ Да не щелкай ты языком на мелких сегодняшних политических счетах! Моя идея грандиознее. Смотри, фейерверочные фантазии Уэльса, футуристический мозг Эйнштейна — всё, всё спрессовано, сжато и слито в этой машине. Сильвестр? – вот вам пожалста Сильвестр!

Начинает крутить рычаг, раздается космическая музыка

Видеоролик с Сильвестром

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Давайте обсудим положение женщины при Домострое. По счастью, я захватила в публичной библиотеке несколько страниц этого исторического источника.

С чем бы вы, товарищи комсомольцы, согласились, относительно «Женского вопроса», а с чем могли бы поспорить?! Перед вами рабочий лист, в котором вы должны сделать краткую запись.

Знакомство с источником, беседа

ТАБЛИЧКА НА ДОСКЕ.   ДОМОСТРОЙ: ЗА И ПРОТИВ

за

против

Хозяйка

Хранительница очага

Воспитательница детей

Сохранение традиций

Подчиненное положение

Не имеет права развестись

Не имеет собственности

Терпит насилие и деспотизм

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Можно представить как выглядела жизнь угнетенной женщины при царском режиме!

СЕКРЕТАРЬ Вот, товарищи, пример из революционной поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».  Монолог забитой крестьянки Матрены Тимофеевны исполнит член нашего районного драмкружка товарищ Згазинская.

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Терпеть такое положение было нельзя.  История движется вперед.

СЕКРЕТАРЬ Эй, скубент! Валяй дальше по женскому вопросу! Потише, граждане!

СТУДЕНТ Извольте. Началом женского образования в России можно считать середину XVIII в, когда был создан Смольный институт благородных девиц и появилось несколько частных пансионов для девушек. Устав 1786 г. открыл доступ девочкам в народные училища.

Появляется табличка на доске: 1764 г. - ОТКРЫТИЕ СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА

                                                       1820-е гг. – ОТКРЫТИЕ ЧАСТНЫХ ПАНСИОНОВ

 Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девочек. Женское образование было преимущественно домашним. В начале XIX в. начали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования они не внесли, поскольку обучение стоило очень дорого. Не каждая семья могла себе позволить обучение дочери в пансионе. Поэтому в них обучались в основном дочери состоятельных дворян и купцов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Мы можем, уважаемые товарищи, представить себе, чему  и как обучали в этих так называемых пансионах…

ЧУДАКОВ Да зачем представлять! А техника-то на что! Пансион хотите – будет вам пансион!

Начинает крутить рычаг, раздается космическая музыка

Видеоролик из фильма «За двумя зайцами» (Проня в пансионе)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Кто из современных девушек-комсомолок хотел бы оказаться не на комсомольском собрании, а в пансионе мадам Нинон?  

СЕКРЕТАРЬ Прекрасно описал, что получалось в итоге так называемого обучения купеческих дочек видный драматург Михаил Старицкий в своей пьесе «За двумя зайцами» в 1873 году. Просим на сцену членов кружка художественной самодеятельности. В роли нетрудового элемента Свирида Голохвостого товарищ Переплётчиков, в роли купеческой дочки Прони – товарищ Гетманова.

музыка

П р о н я. Вы так и понимайте.
Г о л о х в о с т ы й. Ах-ах! Да я со своей стороны при полном 
аккорде, лишь бы с вашей стороны не было никакого мнения.
П р о н я. Другим, может, необразованным, что угодно с губы плюнь, 
потому понятия никакого не имеют, а я в пенционе все науки произошла.
Г о л о х в о с т ы й. Пардон, ей-богу, пардон! Потому у меня с языка, 
что у мельницы с колеса, так что-нибудь и ляпнет!  Эх, Проня 
Прокоповна, и умны же вы, - без мыла бреете.
П р о н я. Мне если б модная публика, так я б себя показала! А то 
с кем тут водиться - необразованность одна! Вот только с вами и имеешь 
приятность.
Г о л о х в о с т ы й. Натирально, куды им всем до вас? Все равно что, 
примером, взять - Мусатов и хранцюзка помада.
П р о н я. Мерси.
Г о л о х в о с т ы й. А вы тиятры любите?
П р о н я. Знаете, акробаты антиреснее мне: такие красивые мужчины. Я, 
бывало, как пойду, то так стревожусь за них, что полную ночь не сплю!
Г о л о х в о с т ы й. Так вы бы в таком разе гулять выходили, а я бы 
мог хоч целую ночь трудиться проходкою!
П р о н я. Ночью? Что вы? Страшно, чтоб, случаем, какой оказии не 
вышло... вы мужчина, а я барышня. Вот днем так я люблю гулять в царском саду с книжкою беспременно, потому так приятно роман почитать.
Г о л о х в о с т ы й. А вы какие читали?
П р о н я. "Еруслана Лазаревича", "Кровавую звезду", "Черный гроб"...
Г о л о х в о с т ы й. Да, это занятные, но я вам рикамендую один 
роман... вот роман, так роман... "Битва русских с кабардинцами" - а-ах! 
Либо - "Матильда, или Хранцюзка гризетка", либо тоже "Безневинная девица, 
или Любовь исхитрится". Антиресные, доложу вам! Не выдержишь, как дочитать!
П р о н я. Ах, я такие люблю ужасти как: чтоб про такую любовь писали, 
как смола чтоб кипела!

СЕКРЕТАРЬ Итак, товарищи комсомольцы! Давайте подытожим.  Как изменяется положение женщины в связи с открытием учебных заведений во второй половине 19 века?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Прошу вновь обратиться к рабочим листам.

1764 г. - ОТКРЫТИЕ СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА

1820-е гг. – ОТКРЫТИЕ ЧАСТНЫХ ПАНСИОНОВ

за

против

Доступность образования

Приобретение некоторых личных прав (самим выбирать жениха)

 

Образование поверхностное

Цель – зачастую выгодно выйти замуж

Отсутствие юридических и имущественных прав

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Итак, главная борьба за права женщин еще впереди…

СТУДЕНТ Я расскажу! Дальше было еще интереснее! В 1859 году женскими активистками создаются «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся» и другие общества, которые получили название «феминистского триумвирата». Эти организации ставили целью  предоставление новых рабочих мест, улучшение правового и финансового положения работниц. В это же время женщины стали собирать многочисленные петиции в предоставлении им прав на высшее образование.

Вешается табличка: ДВИЖЕНИЕ ЗА ЖЕНСКУЮ ЭМАНСИПАЦИЮ

       ОТКРЫТИЕ ЖЕНСКИХ ОБЩЕСТВ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

СЕКРЕТАРЬ Время купеческих пансионов миновало! Даешь высшее образование!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ А кто из женщин стал первым профессором математики и член-корреспондентом Академии наук? (КОВАЛЕВСКАЯ)

СЕКРЕТАРЬ А первая в России женщина-врач? (НАДЕЖДА СУСЛОВА)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Женщины приобретают значимость во всех сферах общественной жизни… 

СТУДЕНТ Вслед за Жорж Санд, которая, которая носила мужское платье, курила трубку и, оставив семейный очаг в Беррийской провинции, жила в маленькой парижской квартире на семь франков за столбец, напечатанный в «Фигаро», русские женщины стремительно феминизируются… Но с этим не согласны мужчины, и в первую очередь политики и, как ни странно, писатели…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ А что это значит? Давайте попробуем составить портрет эмансипированной женщины 60-х годов, ну, хотя бы…  С позиции писателя Тургенева. Вот вам отрывок из знаменитого романа «Отцы и дети»…

Читаем по ролям «Базаров у Кукшиной»

СЕКРЕТАРЬ  О чем рассуждает писатель Тургенев?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Какой представляет эмансипированную женщину общественность в конце XIX века?

за

против

Карьера

Независимость

Приобретение имущественных и личных прав

«синий чулок»

Утрата женских качеств, в том числе нравственных

Пренебрежение преимуществами женского пола

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Социалистическая революция открыла перед женщинами новые горизонты…

СЕКРЕТАРЬ А то ли еще будет! А ну, изобретатель, крути свою машину! В какой год отправимся, товарищи? (в 2015!)

ЧУДАКОВ Ну что ж, сейчас перенесемся в далекое будущее! Увидим, какие права и обязанности будут у женщин и как решится женский вопрос…

Крутит рычаги, космическая музыка

Музыка обрывается, Чудаков вытирает лоб

ЧУДАКОВ Прощения просим. Сломалась машина. Плашек пять восьмых не завезли, без них никак. Последняя гикнулась.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Что же делать, товарищи?

СЕКРЕТАРЬ А давайте представим, какая она – женщина будущего? Какие у нее права? Счастлива ли она?

На доске табличка: БУДУЩЕЕ, 2015 год. За и против

Дебаты

СЕКРЕТАРЬ Будущее покажет, товарищи. А сейчас наше собрание окончено(звонок) 

               ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Дорогие ребята, наш урок – путешествие в прошлое завершился.  Наверное, очень хорошо, что сегодня женщине предоставляется возможность реализоваться в разных областях, мы предлагаем подумать об этом и дома написать эссе «Современная женщина: какая она?»

На слайд-шоу  мелькают кадры 20 века: Коко Шанель, движение феминисток, Мерилин Монро, Тэтчер, женщины на производстве, у школьной доски, в лаборатории, с детенышем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумилина Л.П., Ахмедова Г.Н. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе "Трагизм судеб русской творческой интеллигенции Серебряного века".

Поскольку в программах по истории и литературе в 11 классе  (да и не только в 11-ом) есть "точки соприкосновения", то появилась замечательная возможность проводить интегр...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Разработка урока "Стертая прелесть старины" (интегрированный урок литературы и истории)

На данном уроке мы познакомимся с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литерату...

Урок литературы и искусства. "Авторская песня. Вчера. Сегодня. Завтра..."

Создание литературного альманаха. В этом уроке обьединяются два предмета - литература и искусство...

Урок по географии 8 класс «Климат вчера, сегодня, завтра»

Урок "Климат вчера, сегодня, завтра" разработан как итоговый урок к теме "Климат и климатические ресурсы" 8 класс...