урок по литературе "Повесть о Шемякином суде"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Алпатова Ольга Александровна

8 класс

Шемякин суд

Форма работа в группах, работа экспертов

Правосудие должно быть честным?! (записать на доске)

1. Скажите, как гимназисты юридической гимназии,  что  в государстве призвано защищать интересы каждого гражданина? (закон)

2.Какая государственная структура является гарантом соблюдения закона (суд)

3. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим еще одно произведение древнерусской литературы – «Шемякин суд»

Выявление действующих лиц

1.  Определите жанр? (повесть)

2.  Дайте определение (эпическое произведение, содержащее несколько сюжетных линий)

3. Определите с какими персонажами связаны сюжетные линии (бедняк, богач, судья, поп)

Работа в группах

Используя собственный читательский опыт, свои представления о мире, охарактеризуйте каждый тип героя

У вас на столах лежит табличка, посмотрите ее, теперь ваша группа работает с этим литературным образом. Обсудите в группе, выберете того, кто будет отвечать.

Судья

Богач

Бедняк

Поп

Обращение к проблеме

Соответствуют  ли данные вами характеристики героев тем, что описаны в повести? (работа с текстом)

Какой художественный прием лежит в основе повести? (антитеза)

Чего добивался автор повести, создавая именно такие типажи героев? (показать, что неправедное правосудие ведет за собой череду преступлений и неприятностей, в которые попадает герой)

Попытайтесь нарисовать, можно схематично, как вы представляете себе каждого героя.

Работа с экспертами

Эксперты в течение урока готовили презентацию (итог) урока, каждый слайд предполагает запись тезисов в тетрадь

1. Место повести в древнерусской литературе

2. формулировка идеи произведения

3. объяснение смысла названия

4. интересные факты об истории создания  повести

 

Рефлексия

У каждого из вас в рабочей тетради есть три вопроса, на которые я прошу вас дать краткие ответы

решение, которые вынесли бы вы, если бы были судьей…

Как поступили бы вы, если бы были богатым братом…

Как бы вы повели себя, если были бы на скамье подсудимых

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx52.03 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_ekspertov.doc28 КБ
Файл teoreticheskaya_informatsiya.docx306.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь

по литературе

_______________________________

Правосудие должно быть честным?!

Шемякин суд

http://starina-rus.ru/kartinki/kp/ill-3/17.jpg

1.  Запишите тезисы по презентации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

Какое решение вынесли вы, если бы были судьей?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как поступили бы вы, если бы были богатым братом?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как бы вы повели себя, если были бы на скамье подсудимых?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Карта с заданиями

1. Внимательно прочитайте теоретический материал. Вас предстоит ответить на вопрос: как осуществился переход от того этапа древнерусской литературы, который стал основой формирования духовности русского народа (житийной литературы и литературы богослужебной) к той, к литературе нового типа Отвечая на вопросы, вы должны сделать этот вывод.

2. В виде презентации подготовьте ответы на следующие вопросы:

1) Какие исторически события характерны для эпохи создания повести?

2) Какой в 17 веке формируется новый тип литературы,

3) С чем это связано?

4) Какие еще произведения известны демократической литературе?

5) Какой фразеологизм теперь известен в народе благодаря повети?

вы в течение урока готовите презентацию (итог) урока, каждый слайд предполагает запись тезисов в тетрадь

1.историческая эпоха

2. как называется новая разновидность литературы

3. какие темы затрагивает демократическая литература

4 объяснение смысла названия



Предварительный просмотр:

I. Эпоха создания повести. Предпосылки возникновения сатирических повестей

17 век называют «бунташным», т.к. происходят Народные волнения в Москве, Крестьянская война под предводительством Степана Разина, Церковная реформа.

Церковная реформа патриарха Никона вызвала раскол Русской Церкви и повлекла за собой возникновение многочисленных раскольнических течений, а также недоверие народа к представителям церкви. 

Царем на Руси в тот период времени был Алексей Михайлович Романов (1629 – 1676). Прослыв «тишайшим» царем в «бунташный» век, Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю. 

http://volna.org/images/3662/225/3.jpg

http://volna.org/images/3662/225/4.jpg

http://volna.org/images/3662/225/5.jpg

http://volna.org/images/3662/225/6.jpg

II. Эти исторические события отражаются в литературе

В XVII веке появляется сатирическая разновидность «повести», в которой проявляются демократические тенденции. Эта разновидность очень последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал.

Литература не только пишет о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, а иногда попросту пересказывала известные сказочные сюжеты. Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства. Они в основном анонимны.

Так, например, в  «Повести о Ерше Ершовиче», описывающая под видом тяжбы между ершом и лещом – жителями Ростовского озера – земельные тяжбы XVII века, разоблачала пороки русского судопроизводства; «Повесть о Шемякином суде»», изобличающая взяточничество судей, представляла конфликт между богатыми и бедными; «Азбука оголом и небогатом человеке» рассказывала о злоключениях москвича – посадского; «Калязинская челобитная» давала представление о пьянстве в монастырях.

А знали ли вы что?

«Шемякин суд» – это фразеологизм.
Этот фразеологизм употребляется, когда хотят подчеркнуть несправедливость какого-либо мнения, суждения, оценки. «Какая же это критика? Шемякин суд какой-то». Этим высказыванием выражается отношение к несправедливому приговору, который, возможно, основан на корыстных мотивах судившего. Существует два мнения, откуда взялось это высказывание. Первое основанное на историческом факте о коварном и жестоком князе Галичины Дмитрии Шемяке, который в XV столетии предательским способом ослепил князя Василия – законного наследника московского княжества. Второе мнение берет начало из русского народного повествования о «неправедномсудиеШемяке», которое было сочинено в то же самое время. Однако есть предположение, что эта повесть исторически связана, правда с некоторыми изменениями, с тем самым Дмитрием Шемякой, галицким князем.

Фото для презентации:

http://starina-rus.ru/kartinki/kp/ill-3/17.jpgТолерантность - это неспособность организма вырабатывать антитела, а мозг - лучший иммуностимулятор - "Голодомор является нашей

Русские народные сказки, читать русские сказки онлайнhttp://volna.org/images/3662/500/12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повесть о Шемякином суде"

Урок литературы в 8 классе по теме: "Повесть о Шемякином суде" конспект и презентация...

Урок-конспект по литературе "Повесть о Шемякином суде"

План-конспект урака, презентация и текст повести с остановками для обсуждения по ходу чтения....

Урок в 7 классе "Плавание судов"

Папка содержит разрабоку урока и презентацию к уроку...

Презентация "Повесть о Шемякином суде"

Для более легкого ознакомления учеников с произведением «Повесть о Шемякином суде» создавалась данная мультимедийная презентация в помощь учителям. Презентация «Повесть о Шемяк...

кроссворд к "Повести о Шемякином суде"

Кроссворд помогает в увлекательной форме проверить знание текста "Повести о Шемякином суде"....

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»

Конспект урока в 8 классе...