"Повесть о Шемякином суде"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы в 8 классе по теме: "Повесть о Шемякином суде" конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povest_o_shemyakinom_sude._urok.docx31.04 КБ
Файл shemyakin_sud.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

«Повесть о Шемякином суде» Учитель МБОУ «ПСОШ № 1»

«Повесть о Шемякином суде» Учитель МБОУ «ПСОШ № 1»

8 кл. Учебник Коровиной В. Я

Богомолова Ольга Алексеевна


Т

ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

Цели урока: показать идейно-художественное  своеобразие повести как сатирического произведения;

развивать навыки

  • анализа текста,
  • навыки монологической речи,
  • выразительного чтения,
  • описания иллюстраций.

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

2) Слайд 1-2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)[1]

  • Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)
  • Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра  демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась  в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

     В истории русского лит. языка демократическая л - ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

    Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.

Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д[2]. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.).

На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам учебника.

V. Дополнительные задания:

  1. План Слайд 4

1-я часть:

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».

2-я часть: Слайд 5

5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

VІ.  Слайд 8. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный) 
   записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:

Да (за)

Нет (против)

1. Предприимчивость
2. Активность
3. Напор
4. Смекалка

1. Навязчивость
2. Лживость
3. Трусость
4. Нахальство
5. Наглость

VІІ. Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

  • «Ш. суд» определён как сатирическая повесть,
  • но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.
  • «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.
  • Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

VІІІ. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

ІΧ. Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

2. Прочитать «Недоросль».

Тест по «Повести о Шемякином суде»

 В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый  много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему:                                                                                                                                                     -  Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.                                                                                     А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:                                                                                                                 - Даже своего хомута  и того у тебя нет!                                                                                             И не дал ему хомута.                                                                                                                               Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь  изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост.                                    Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста.  Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал  поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить  на него  челом в город к Шемяке-судье.

                                                                                («Шемякин суд»)

Тест по «Повести о Шемякином суде»

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка       2) повесть        3) житие             4) поучение

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование
  2. завершает повествование
  3. является кульминацией сюжета
  4. является одним из этапов развития сюжета

 А3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга
  2. тема внутренней свободы человека
  3. тема труда
  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть
  2. забота о богатом брате
  3. стремление взять побольше у богатого брата
  4. стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала
  2. показывает небрежение к добру брата
  3. характеризует психологическое состояние героя
  4. подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

А1. 2

А2. 1

А3. 4

А4. 3

А5. 2

В1. Устаревшее слово

В2. Поступок

В3. Рассердился

В4. лоб


[1] Учебник-хрестоматия «Литература. Часть 1. 8 кл. «Просвещение», Москва. 2005 г.

[2] Обратить внимание детей на слайд 7 в презентации, где гравюра на меди из собрания Ровинского

 Использованная литература:

  1. kmspb.narod.ruposobie/shsud.htm
  2. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 8 кл. М., «ВАКО», 2007, стр.24 – 25.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повесть о Шемякином суде» Χ V ІІ век 1

Слайд 2

С. 29 «Повесть о Шемякином суде» (статья) Как вы понимаете, что такое демократическая л – ра ? Кто был героем демократической л – ры ? 2

Слайд 3

Дмитрий Шемяка Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в 1433-1450. Князь Углицкий в 1441- 1448, великий князь Московский в 1446-7. 3

Слайд 4

План повести 1-я часть: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти 4

Слайд 5

2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5

Слайд 6

Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку , пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу . 6

Слайд 7

Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского . « Взыди ты на мост , — говорит истцу Шемяка , — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него , такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. 7

Слайд 8

Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за ) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8

Слайд 9

Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33? 9

Слайд 10

Д . з . 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение « шемякин суд » как поговорку. 3. Прочитать « Недоросль » . 10

Слайд 11

Ресурсы http://www.peoples.ru/state/king/russia/dmitriy_shemyaka/shemyaka_7.jpg http://wiki.laser.ru/images/thumb/e/e4/%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg/240px-%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg http://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=4951 http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000491396.jpg 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе "Повесть о Шемякином суде"

8 классШемякин судФорма работа в группах, работа экспертовПравосудие должно быть честным?! (записать на доске)1. Скажите, как гимназисты юридической гимназии,  что  в государстве призвано за...

Урок-конспект по литературе "Повесть о Шемякином суде"

План-конспект урака, презентация и текст повести с остановками для обсуждения по ходу чтения....

Презентация "Повесть о Шемякином суде"

Для более легкого ознакомления учеников с произведением «Повесть о Шемякином суде» создавалась данная мультимедийная презентация в помощь учителям. Презентация «Повесть о Шемяк...

кроссворд к "Повести о Шемякином суде"

Кроссворд помогает в увлекательной форме проверить знание текста "Повести о Шемякином суде"....

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»

Конспект урока в 8 классе...