КОНСПЕКТ урока по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Пискунова Елена Николаевна

Комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В. Распутин. Женский разговор.50 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Тема: "… отдельного человека спасти всегда можно…", "Хорошо, когда рядом…"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с рассказом В.Распутина "Женский разговор" и проблематикой рассказа, раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина.
  • развивать навыки устной связной речи, критическое мышление учащихся в образовательном процессе, умение анализировать, сопоставлять, выделять главное.
  • приобщать учащихся к истокам нравственности, воспитывать уважительное отношение к жизненному опыту взрослых.

Тип урока: урок-диспут с элементами инсценирования.

ХОД УРОКА

Слово учителя.

 С писателем Валентином Распутиным мы уже знакомы по повести "Живи и помни", написанной в 1974 году.

Рассказ "Женский разговор" написан в 1994 году после долгого перерыва. Лихорадочная хаотичность жизни отрывала автора от письменного стола болезнями, депутатской работой, прямой публицистической деятельностью. Было не до художественного слова…  Но, несмотря на все сложности, Валентин Григорьевич был уверен, что “никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.

Итак, перейдем к рассказу.

(Инсценирование части рассказа со слов: "Уеду, еще днем нацелилась Вика…" до слов: "Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь…")

1. Давайте обратим внимание на название произведения. «Женский разговор». Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании. Это разговор женщин или разговор о чём-то?

2. Подберите синонимы к слову «разговор», открывая его смыслы. /Диалог, беседа, обмен мнениями, собеседование, сопереживание, речь (разг.)/.

3. Прочитаем 1-е предложение.

4. Какой разговор у нас сейчас пойдёт? /Неспешный разговор, разговор по душам/.

5. Кто героини рассказа? /Шестнадцатилетняя Вика, деревенская бабушка Наталья/.

6. По какой причине Вика оказалась в деревне у бабушки? /Связалась с компанией, сделала аборт. Бросила школу. Отец привёз её к бабушке на перевоспитание/.

7. Найдите в тексте описание Вики.

8. Какой композиционный приём использует писатель при построении рассказа? /Антитеза. Миропонимание двух героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор о человеческой морали традиционных представлений современной женщины в современном обществе/.

9. Понимают ли бабушка и внучка друг друга?  /Это разговор двух поколений, прошлого и настоящего, города и деревни/

10. Когда происходит разговор Вики и бабушки Натальи? Почему именно ночью? /Легче открывать тайны, коснуться сокровенных мыслей/

11. Что волнует бабушку? / «.. еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!»/

(Инсценирование части рассказа со слов: "А у вас как с дедушкой было…" до слов: "Тебя об одном спрашиваешь, ты о другом, с обидой сказала Вика…")

12. Какой, по мнению Вики, должна быть современная женщина? / «Ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут. Женщина ценится сейчас целеустремлённая – идёт к цели. Надо сильный характер иметь. Всё теперь не так, как раньше»/

13. Как выглядит современная женщина на взгляд бабушки Натальи?

/ «…совсем полная воля. Как у собак». «Куда стреленная? Рот разинешь – так и стрелют. Такие меткачи пошли».

«Самые разнесчастные бабы. Собака, гончая порода называется. И гонит, и гонит, свету невзвидя. Покуль из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».

«Какая есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Баба своей породы должна быть»./

14. Как вы понимаете значение слова "целомудрие"?

Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание,  скромность, красота, основа счастья

 15. Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд:  распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность…

Вывод учителя: Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль, т.4, с. 578)

16. Как понимает целомудрие бабушка Наталья?

/«С умом штанишки не скидывают… К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то… Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженёк, для тебя налита… Чистая. Звонкая. Без единой трещинки. Божья сласть. Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него». С лежи супружьей подняться, «искриночкой, звёздочкой, без никакой крадучи светить. Ты хозяйка, сариса»/.

Слово учителя: Итак, у каждой - своя правда. Здесь – бабушка и внучка, ведущие неспешный разговор о женщине, о целомудрии. ВЫВОД: Вика утратила нравственные ценности.

17.  А что там, за окном? /Безлюдье, немота, холод, оцепеневшая земля, бедная, сиротливая. «Везде там… Господи помилуй»/

18. Как вы думаете, психологический пейзаж за окном, изображённый Распутиным, с кем из героев рассказа можно соотнести?

19. А что Вика знает о жизни бабушки? /Ничего. В деревне последний раз была лет пять назад. Ещё одного внука совсем не привозили/

20. Как отзывается бабушка о современной жизни? / «Сама жизнь гончей породы. А он (человек) уж привык, ему другого и не надо. Как кругом всё перекошено, перекручено»/.

21. Что в разговоре с бабушкой заинтересовывает внучку? /А как раньше было? С дедушкой?/

22. О чём рассказывает бабушка? Что ёе волнует много лет спустя? / «Невенчанные легли. Хорошего мало. Но венчаться было негде. Церкви посбивали. Год голодный». Было ей 18 лет.

«Не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикосновенья». Шесть лет прожила с первым мужем Николаем. Двое детей от первого мужа. Война отняла супруга.

Молодой было чем похвалиться перед мужем. «Своим. Всем своим. Во мне солнышко любило играть…  После похоронки – затмение нашло» Семён дал другу слово жениться на Наталье. Сопротивлялась, но потом поняла, что «без меня он долго не протянет. Чему быть, тому не миновать». Семь лет прожили вместе. Двое мужиков в одного слились с высоты прожитой жизни.

«Когда прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет»/.

23. Как реагирует Вика на рассказ бабушки? /  «Какие вы раньше забавные были». «Забавная ты бабушка»./

Слово учителя: Что и для чего бабушка рассказывает внучке об односельчанке Дусе?

/Отбила мужа у сестры, остались двое детей. Семья была всю жизнь несчастна. На старости лет Дуся крестилась, чтобы спастись от греха. «Тебе спасаться до-ол-гонько надо. Не андел»/

24. Какие нравственные устои нарушила Дуся?

/Вековые устои, нравственное падение героини: увела мужа у сестры, выпивала, хозяйство вела кое-как, осиротила двух детей/

25.  Какой наказ даёт бабушка внучке?

/ «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь/.

Слово учителя: Вернемся к началу разговора:

26. Почему бабушке так важно услышать ответ на вопрос: «… еройство у тебя это было, али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?»

/Для Вики это своеобразный вызов, геройство. Бабушка  мудра, она понимает это. Она, наверное, не смогла бы простить сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть себя, поэтому бабушка говорит Вике: «Какую потрату на себя приняла»/

Хочется бабушке, чтобы внучка сохранила себя и подготовила к замужеству.

27. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть? /… лаская да чистая, да звонкая, без единой трещинки, белая, да глядистая, да сладкая./

28. Что значит "Любить", по словам Натальи? /Было бы уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие/.

29. Что значит для Вики разговор с бабушкой? Нужен ли он девушке?

/Этот разговор важен для обеих: бабушка рассказала о себе, передала внучке свои взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала опору для дальнейшей жизни, помогала устоять. А для Вики этот разговор – начало новой жизни/.

30. Затронул ли разговор Вику? Поняла ли, разгладилась ли душой? /Он затронул девушку: «неспокойно засыпала девчонка – подергивалась, одновременно вздрагивали плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».

31. Что будет завтра? Изменится ли отношение внучки к жизни?

/Хочется верить, что Вика найдет свой жизненный путь, сможет преодолеть свои ошибки…/

 

Слово учителя:

 Писатель  не торопит с моралью. Он пишет: "С тихим звоном билась в стеклину звездная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни…"

После прочтения и осмысления рассказа понимаешь, как хорошо, когда рядом с тобой в трудные жизненные  минуты оказываются чуткие, заботливые, мудрые и близкие люди.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

  1. Написать письмо бабушке от лица Вики, вернувшейся в город.
  2. Можно ли спасти от греха отдельного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....