В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие всему живому. Доброта как естественная норма поведения человека.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Работа над идейно-художественным анализом стихотворения позволяет ученикам осмыслить содержание произведения, понять особенности поэзии Маяковского, роль авторских неологизмов в стихотворении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ стихотворения | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие всему живому. Доброта как естественная норма поведения человека.
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Маяковского, особенностями стихосложения, поэтического языка, новаторством в творчестве поэта; готовить детей к идейно-художественному анализу стихотворения; настроить детей на сопереживание чувствам поэта; воспитывать жалость, сочувствие ко всему живому на земле.
Оборудование: портрет поэта, толковый словарь русского языка.
Ход урока.
I. Объявление темы и цели урока.
Выразительное чтение (учителем или заранее подготовленным учеником) стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
II. Беседа по содержанию произведения.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Какие чувства вызывает оно у читателя?
Определите идею произведения. Что, по утверждению поэта, должно стать естественной нормой поведения человека? Объясните значение слов: естественная форма, со-чувствие, со-страдание.
(По ходу беседы учащиеся делают записи в тетрадях:
Тема: происшествие на улице
Основная мысль, идея: Сострадание, сочувствие всему живому должно стать естественной нормой поведения человека.
III.Работа над поэтическим языком произведения.
Прочитайте описание улицы. Найдите аллитерацию (гриб, грабь, гроб, груб… На круп грохнулась) С какой целью используется аллитерация? (Резкие звуки в сочетании со зловещим смыслом слов передают звук падения, неожиданность, ужас).
Как описывается толпа? Определите по словарю значение слова зеваки.
Как описан смех? Почему он зазвенел и зазвякал? (Это бездушный, жестяной смех, смех-вой)
Что увидел человек в глазах упавшего животного? Какова роль метафоры «улица опрокинулась…» (мир перевернулся, произошла катастрофа).
Как образованы неологизмы каплища, ржанула? Подберите слова с такими же суффиксами. Какое значение приобретают изобретенные поэтом слова? Почему они необходимы, что помогают понять, подчеркнуть, выделить?
Какие еще неологизмы употреблены в стихотворении? Какова их роль? (плоше, опита, клешить).
Вспомните, что вам известно об особенностях рифмы у Маяковского? Какие необычные рифмы в стихотворении вы можете назвать? (каплища - тоска плеща, в вой ему - по-своему, шерсти - шелесте).
В. Маяковский придавал большое значение рифме, считал, что рифмоваться должны самые важные слова. Какие из отмеченных вами рифм подтверждают это?
Как герой произведения обращается к лошади? Прочитать. Объясните слова:
… все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь…
Почему герой произведения называет лошадь деточкой и в то же время обращается к ней на вы? Почему лошадь старая и рыжий ребенок? (В таком обращении сочетается сочувствие, нежность к страдающему животному и уважительное отношение к соседу по планете).
Прочитайте финальную часть стихотворения. Как вы ее понимаете?
Итог урока.
Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Выразительное чтение стихотворения;
- Выучить стихотворение наизусть;
- идейно-художественный анализ стихотворения (устно);
- Написать сочинение-миниатюру по мотивам стихотворения по самостоятельно сформулированной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
Подготовка к написанию сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям Л. Андреева "Кусака", В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", А. Платонова "Юшка") в 7 классе. Урок РР.
Презентация и материал к уроку литературы по теме: РР Написание сочинения по теме: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?" (по произведениям писателей 20 века). По материалам видеоурока, провед...
Доброта и милосердие в стихотворении Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Урок литературы в 7 классе....
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....