Романса трепетные звуки
методическая разработка по литературе по теме
Предварительный просмотр:
МКОУ Демидовская СОШ
Литературно-музыкальная композиция
«Романса трепетные звуки»
Учитель русского языка и литературы
Первой квалификационной категории
Анашкина Зоя Викторовна
Февраль 2014 г.
Литературно-музыкальная композиция на тему: «Романса трепетные звуки»
Цель мероприятия: прививать интерес к музыкальному и литературному творчеству; познакомить учащихся с авторами литературного объединения Мещера, слова которых положены на музыку.
Ведущий 1:
(Слайд №1)
Сегодня я несколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Ведущий 2:
(Слайд №2) Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.
Ведущий 1:
Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы,
То ль на склоне
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли. (Б.Ахмадуллина «Романс о романсе»)
Ведущий 2:
Русский романс любим многими людьми. Сегодня мы с вами собрались на вечер, посвященный русскому романсу второй половины 19 века. Сначала мы узнаем немного об истории возникновения романса.
Ведущий 1:
(Слайд №3) Способность выражать свои чувства с помощью музыки появилась у людей уже в далёкой древности.
На заре человеческой цивилизации в Древнем Шумере на глиняной табличке была записана любовная песня, которую пропела царю его невеста в день бракосочетания.
Ведущий 2:
Но родиной романса всё же считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс.
Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.
Ведущий 1:
В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.
Ведущий 2:
Они уносят дух –властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утомить:
Душа, безумная, томиться и желает –
И петь, и плакать, и любить.
Ведущий 1:
Своим происхождением в России романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала внутренние переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.
Ведущий 2:
Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором всё в цветенье и разгаре.
«Сияла ночь, луной был полон сад».
Ведущий 1:
Встреча двух известных людей, чья любовь была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения и романса «Средь шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер (Слайд №4)
Ведущий 2:
Двадцать лет назад он увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф.Миллером. До замужества она пережила трагедию – она была увлечена князем Вяземским, из-за этого увлечения один из её братьев был убит на дуэли. Не был и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни.
Ведущий 1:
Звучит романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)-аудиозапись
Ведущий 2:
На стихи Тютчева создано много красивых, лиричных романсов (Слайд №5)
В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III.
Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств.
Ведущий 1:
В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева – барона А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.
Ведущий 2:
Звучит романс «Я встретил вас…» (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.) Исполняет Коптева Надежда Максимовна – ветеран труда, которая всегда держит связь со школой.
Ведущий 1:
Существуют две версии появления следующего романса.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые…
Ведущий 2:
Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Вторая же - более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, – год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём».
Ведущий 1:
Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.(Слайд №6)
В исполнении уч-ся 8 класса Дворяшиной Ларисы звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
Ведущий 2:
Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению, как это случилось в творчестве музыкального деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».
Музыку к стихам Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант- любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в июне 1855 года.
Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное» приписывается певице Варваре Абаза – жене одного из братьев Эраста. Вероятно, она в своё время не воспротивилась тому, что её посчитали автором музыки этого произведения, или вообще не придавала большого значения авторству.
Ведущий 1:
Романс Глинки на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" - жемчужина русской музыкальной классики.
Удивительная история создания во многом раскрывает тайну непревзойденного лирического очарования этого произведения. Пушкин посвятил свои строки Анне Петровне Керн - замужней красавице, несчастливой в своем браке.
Ведущий 2:
Глинка же спустя годы влюбился в ее дочь - Екатерину Ермолаевну. Но будучи женатым человеком, он также не имел возможности соединить свою судьбу со своей возлюбленной. Нежность, печаль, надежда - и все это "вдвойне" омытое гением Пушкина и талантом Глинки.
Плавно, почти невесомо, как пух, летящий с весенних цветов, возникает мелодия, начинающая романс:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты... (Слайд №7)
Звучит романс «Я помню чудное мгновение». Сл. А.С. Пушкина, муз. Глинки
Ведущий 1:
Много стихов А.А.Фета было положено на музыку ещё при его жизни. В 40-50 годах 19 века эти романсы то и дело звучали в салонах Москвы и Петербурга.
Читая Фета, иногда ощущаешь, что не поэт, а сама нежность и гармония выводят эти дивные строки.
Звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…» (Слайд №8)
Ведущий 2:
Со второй половины 19 века различие между профессиональным и бытовым романсом превратилась в принципиальное обособление. Развитие классического романса рассматривалось как несомненный художественный прогресс, а развитие бытового романса считалось наивным и пустым занятием. Сочинители бытовых романсов, не имевшие голоса в печати, подвергались уничтожающей критике и играли роль беззащитных мишеней. Даже композиторы, имевшие высшее образование, но писавшие бытовые романсы, подвергались критике. Композиторами считались только те, кто сочинял оперы, симфонии.
Ведущий 1:
Эта ошибка дорого обошлась нашей культуре. Конечно, авторы романсов не всегда владели профессиональной техникой, были шероховатости в самой мелодии, в развитии, в несовместимость вступления и заключения, но нельзя было не замечать их огромный вклад в культуру.
Послушайте бытовой романс "Ночь светла ". Музыка Шишкина, слова Языкова.
(Слайд №9)
Ведущий 2:
А теперь мы предлагаем вашему вниманию романс «Что за ночь». Этот романс написан на слова нашего мещёрского поэта Вадима Цокуренко, родившегося в Гусь-Хрустальном. Музыка и вокал Ольги Секерко. (Слайд №10)
Ведущий 1:
Наш вечер подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить.
Ведущий 2:
И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.
Ведущий 1: (Слайд №11)
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Ведущий 2:
В исполнении Коптевой Надежды Максимовны звучит «Романс о романсе» из кинофильма «Жестокий романс».
И в заключении из этого же кинофильма мы предлагаем вам послушать романс «А напоследок я скажу» в исполнении Макаровой Надежды , бывшей ученицы нашей школы, окончившей консерваторию им. Гнесиных, ныне работающей в Музконцерте г. Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»
«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Презентация к Вечеру русского романса на тему: "Романса трепетные звуки"
Презентация к Вечеру русского романса...

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.2. Образовате...

Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"
Использованна технология критического мышления....