Урок литературы в 11 классе "Ответственность за любовь" ( по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Цель урока:
провести анализ рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», углубить знания учащихся об особенностях болезни Дауна. Сформировать гуманное отношение к людям с синдромом Дауна.
Задачи:
1.Обучающая.
Способствовать формированию знаний о героях рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», о их судьбах. О причинах и особенностях болезни одной из главных героинь рассказа Милочки – синдроме Дауна.
Помочь учащимся понять идею создания произведения, увидеть элементы мифологии в рассказе.
2.Развивающая.
Формировать умения работать с текстом, анализировать внутренний мир героев, их поступки.
3.Воспитательная.
Прививать интерес к литературе и биологии, прививать чувство любви, сострадания к нездоровым людям, чувство ответственности за свою семью, своих детей, за тех, кто нуждается в помощи. Совершенствовать навыки общения
Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма работы: Фронтальная работа с текстом рассказа в форме беседы.
Оборудование урока:
Текст рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары» (1994г.).
Приложение 1 (Презентация «Люди с синдром Дауна»),
приложение 2 (Презентация по биологии «Синдром Дауна»),
приложение 3 (Презентация «Колоски»),
приложение 4 (Презентация о детях с синдромом ( с песней К.Арбакайте «Я верю в чудеса»).
Портрет Л.Улицкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_otvetstvennost_za_lyubov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МВСОУ КОСОШ
Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Улицкой «Дочь Бухары».
Тема урока:
«Ответственность за любовь».
Учитель русского языка и
литературы Чепурнова О.И.
Кулунда,2014.
Цель урока:
провести анализ рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», углубить знания учащихся об особенностях болезни Дауна. Сформировать гуманное отношение к людям с синдромом Дауна.
Задачи:
1.Обучающая.
Способствовать формированию знаний о героях рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», о их судьбах. О причинах и особенностях болезни одной из главных героинь рассказа Милочки – синдроме Дауна.
Помочь учащимся понять идею создания произведения, увидеть элементы мифологии в рассказе.
2.Развивающая.
Формировать умения работать с текстом, анализировать внутренний мир героев, их поступки.
3.Воспитательная.
Прививать интерес к литературе и биологии, прививать чувство любви, сострадания к нездоровым людям, чувство ответственности за свою семью, своих детей, за тех, кто нуждается в помощи. Совершенствовать навыки общения
Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма работы: Фронтальная работа с текстом рассказа в форме беседы.
Оборудование урока:
Текст рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары» (1994г.).
Приложение 1 (Презентация «Люди с синдром Дауна»),
приложение 2 (Презентация по биологии «Синдром Дауна»),
приложение 3 (Презентация «Колоски»),
приложение 4 (Презентация о детях с синдромом ( с песней К.Арбакайте «Я верю в чудеса»).
Портрет Л.Улицкой.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний .
-Ребята, вы прочитали рассказ Л.Улицкой «Дочь Бухары».
-Какие чувства, эмоции вызвал рассказ?
(Сочувствия по отношению к Бухаре и её дочери.)
-Считаете ли вы этот рассказ поучительным, актуальным?
(Да. Рассказ учит любить, выживать, даже если один из родителей предаёт семью, где растёт больной ребёнок. Такие случаи не редки и в наши дни.).
Объявление темы урока, постановка цели .
-Тема урока «Ответственность за любовь».
Наша цель: ответить на вопрос: какова идея повести Л.Улицкой «Дочь Бухары»?
4.Изложение нового учебного материала .
А)Рассказ учителя о писательнице Л.Улицкой.
Автор рассказа «Дочь Бухары» - Улицкая Людмила Евгеньевна(23.02.1943 – н.в.)
Родилась в Башкирии.
Закончила биологический факультет МГУ. Автор очерков, пьес, переводчик с монгольского языка. Известна с 90-х годов.
Так как писательница Улицкая – ещё и биолог, то тема заболевания на клеточном уровне ей очень близка. О таких людях, как Милочка, она создает рассказ «Дочь Бухары». Он напечатан в России в 1994 году.
Б) Беседа с учащимися по рассказу «Дочь Бухары».
Вопросы:
1.Рассказ Л.Улицкой о любви.
Давайте определим, между кем была эта любовь?(Между Димой и Алей.)
2.Охарактеризуйте ЕГО и ЕЁ.
(Он – мужественный, победитель. С плаката (идеал). Светлый, белозубый, русо-русский. Здешний. «Дима докторский».
Она – Туманно-чёрная тайна. Анонимная красавица.
3.Как Л.Улицкая показывает появление СВЕТА ЛЮБВИ ? Найдите эти слова в тексте.
(Когда старый доктор Андрей Иннокентьевич вышел встречать внука, то увидел, что «Свет после полумрака его комнаты был каким-то чрезмерным, неземным и стоял столбом – как это бывает с сильным ливнем – над майором и его женщиной.)
4.Как приняли восточную красавицу в доме?
(Паша стала называть её «головешкой азиятской». Дала ей имя – Бухара.)
-А Бухара тем временем ловко приводила в порядок дом, сияла от счастья, она очень любила своего Диму.
5.Как пришла беда?
(У Бухары и Димы родилась дочь с признаками болезни. Дмитрий был встревожен, гнал от себя предчувствия ( до установки диагноза). Бухара же, хоть и была простой медсестрой, всё понимала.
Из рук не выпускала Милочку, обнимала даже ночью, словно не замечала неполноценности дочки.)
В) Учитель:
-Бухара наряжала Милочку и любовалась её личиком, на котором были все признаки болезни Дауна.
Сегодня у нас есть возможность больше узнать о синдроме Дауна.
Показ презентации «Люди с синдромом Дауна?» (приложение 1).
Г)Рассказ учителя о болезни Дауна с показом презентации «Синдром Дауна» (приложение 2),
5. Закрепление изученного материала .
А)Комментарии текста рассказа учителем литературы, вопросы к учащимся.
-После рождения больной дочери Дмитрий Иванович (появление отчества -отчуждение) испытывает к жене чувство неприязни. Боялся иметь с ней ещё детей. Его любовь умерла!
Он уходит из семьи. Семья распалась.
- Навещал ли Дмитрий Иванович свою бывшую семью в дальнейшем?
(Нет, хотя он привез Бухару с фронта и её родные были очень далеко. А Молочка всё же была его дочерью.)
-Бухара и Милочка жили, как могли, старались жить. Бухара с дочкой подвергалась нападкам соседей, её хотели «уплотнить», им подбрасывали дохлых кошек.
Л.Улицкая пишет, что Бухару тогда люди ещё называли пришелицей.
Человек не может жить без любви. Теперь всю свою материнскую и женскую любовь Бухара переносит на дочь.
? Расскажите, каким человеком росла Милочка?
(Добрая, старательная. Любила копаться в своем садике. Говорила мало и невнятно. Долго играла в детские игры. Не брезговала грязью, лепила из неё. Научилась аккуратно вырезать бумагу(пригодилось для работы).
-Ребята, рассказ «Дочь Бухары» необычен, он поражает суровостью правды, описанием болезни.
? Согласны ли вы, что этот рассказ мифологичен? Какие элементы мифов вам встретились?
( 1.Проник в тайну – утратил любовь, как Адам и Ева захотели познать тайное, вкусив яблоко.
2. Мила лепила из грязи, как Господь сотворил землю и все живое из воды, песка, глины, земли.)
? Получается, что у Бухары и Милочки начало созидательное. А у Дмитрия Ивановича?
(У него начало разрушительное.)
Мать любила дочку, Паша жалела.
Но свет любви погас. И Бухара тяжело заболела.
Бухара перестала быть красавицей. Цвет тоже ушел из её жизни (абрикосы, привезённые с родины, жесткие и почти белые).
Но Бухара говорит Паше, что сейчас умереть ещё не может, как Милочку оставить…
Она видела, что нужна дочке.
? Виноват ли кто-нибудь в болезни Бухары?
( Физических сил её оказалось немного, муж больше не любил.)
? Как готовила Бухара свою Милочку к самостоятельной жизни, к жизни без неё?
(Стала водить в спецшколу, где учили обслуживать себя, познакомила с Григорием.)
Она торопилась, «как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».
? Как вы считаете, способны ли обучаться и работать такие больные, как Милочка? Найдите подтверждение этого в тексте.
(Милочка не сразу научилась ходить на каблуках, недели две все спотыкалась по дому. Когда научилась, мать отвезла ее в мастерскую при психоневрологическом диспансере, где с помощью трудового воспитания, а именно склейки конвертов и вырезывания фигурных ценников, из умственно отсталых людей пытались вырабатывать полезных членов общества.)
(По утрам Милочка ходила на работу в мастерскую. Ей нравилось вырезать ценники, она делала это почти лучше всех.)
-Бухара жила и действовала как великий мастер, за которого никто его работу так хорошо не выполнит!
? Ребята, как описывает Улицкая детей с Синдромом Дауна?
(Спокойный и хороший нрав, славные ребята.)
-Посмотрим ещё раз, какими могут быть дети с Синдромом, если они растут в атмосфере любви.
Б)Просмотр презентации «Колоски» (приложение 3).
6.Вывод по теме урока.
Учитель:
-Подготовила ли Бухара свою дочь к жизни без неё?
(Да.)
-Кто в рассказе Л.Улицкой пронес ответственность за любовь через всю свою жизнь?
(Бухара. Слабая здоровьем. С болью предательства в душе.)
-Прав ли был потомственный врач Дмитрий Иванович, когда боялся, что при странном , непредсказуемом делении клеток их второй с Бухарой ребенок вдруг обязательно родится больным?
(Нет, не прав. Не всегда в клетке появляется лишняя хромосома. Жена опротивела ему до тошноты из-за страха перед непонятным, из-за того, что что-то получилось не так, как он бы этого хотел. Из-за трудностей.)
У Дмитрия был выбор. Он им воспользовался, он ушёл из семьи.
-А был ли у Бухары выбор?
(Был. Могла бы отдать дочь в интернат, но любила её и не отдала.)
-Ребята, Бухара умирает с верой в то, что человек не должен быть один?
(Да. Она находит Милочке подходящего мужа. Григория.)
-Как сложилась бы жизнь, если бы Дмитрий не разлюбил Бухару и не бросил её и Милочку?
(Может быть Бухара бы не заболела. Жили бы счастливо, родили бы ещё детей.)
-Почему Улицкая называет свой рассказ «Бухара», а не «Милочка»?
(Потому, что именно Бухара, «пришелица», «головешка азиятская» оказалась главной, ведущей жизненной силой.)
В конце рассказа мнение людей о Бухаре изменилось, Паша говорит о ней с уважением. Найдите эти слова в тексте.
( - Много вы понимаете! Да Бухара всех нас умней оказалась! Все, все наперед рассчитала! И Милочку выдала за хорошего человека, и сама, как приехала в это самое свое... так на пятый день и померла. А вы говорите!)
Теперь вы можете ответить на главный вопрос:
-какова идея повести Л.Улицкой «Дочь Бухары»?
(Не позволять случаю управлять нашей жизнью. Нести ответственность за поступки, за любовь должны оба родителя.)
Учитель литературы:
-Любить своих детей, с каким бы здоровьем они не родились на свет, всегда быть рядом с ними, не определять их в интернаты.
Обучать, готовить к работе, то есть помогать им адаптироваться в жизни.
А также ЭТИЧНО вести себя по отношению к семьям, где есть больной ребёнок.
Потому что и в наши дни никто не застрахован от болезни, от случая, который описывает Л.Улицкая.
Очень хочется, чтобы именно это вы помнили после нашего урока.
Просмотр презентации с песней «Я верю в чудеса» К.Арбакайте (приложение 4),
7.Задание на дом:
написать сочинение по рассказу «Дочь Бухары» (ЕГЭ. Часть2).
8.Оценки за урок.
Источники информации:
-Рассказ Л.Улицкой «Дочь Бухары»
-Лекции Н.А.Резяпкиной, доцента кафедры филологического образования АКИПКРО.
-Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе «Любовь как гармония душ в лирике А. С.Пушкина»
Познакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проб...
Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Урок литературы в 10 классе "Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева"
Урок с использованием проектной технологии, сопровождается презентацией....
Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского
В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"
Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к ...
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...