Урок литературы в 11 классе "Ответственность за любовь" ( по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Чепурнова Ольга Ивановна

 Цель урока:

 

провести  анализ рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», углубить знания учащихся об особенностях болезни Дауна. Сформировать гуманное отношение к людям с синдромом Дауна.

 

Задачи:

 

1.Обучающая.

 

Способствовать формированию знаний о героях рассказа  Л.Улицкой «Дочь Бухары», о  их судьбах. О причинах и особенностях болезни одной из главных героинь рассказа Милочки – синдроме Дауна.

Помочь учащимся понять идею создания произведения, увидеть  элементы мифологии в рассказе.

 

2.Развивающая.

Формировать умения работать с текстом, анализировать внутренний мир героев, их поступки.

 

3.Воспитательная.

 

Прививать интерес к  литературе и биологии, прививать чувство любви, сострадания к нездоровым людям, чувство ответственности за свою семью, своих детей, за тех, кто нуждается в помощи. Совершенствовать навыки общения

 

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ.

                 

Метод: объяснительно – иллюстративный.

 

Форма работы: Фронтальная  работа  с текстом  рассказа  в форме беседы.  

                         

Оборудование урока:

 

Текст  рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары» (1994г.).

Приложение 1 (Презентация «Люди с синдром Дауна»),

приложение 2 (Презентация по биологии  «Синдром Дауна»),

приложение 3 (Презентация «Колоски»),

приложение 4 (Презентация о детях с синдромом ( с песней К.Арбакайте «Я верю в чудеса»).

Портрет Л.Улицкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_otvetstvennost_za_lyubov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МВСОУ КОСОШ

Урок литературы  в 11 классе по рассказу Л.Улицкой  «Дочь Бухары».

Тема урока:

         «Ответственность за любовь».

                                           Учитель русского языка и                                        

                                           литературы Чепурнова О.И.

        

                                             

                                    Кулунда,2014.

 Цель урока:

провести  анализ рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары», углубить знания учащихся об особенностях болезни Дауна. Сформировать гуманное отношение к людям с синдромом Дауна.

Задачи:

1.Обучающая.

Способствовать формированию знаний о героях рассказа  Л.Улицкой «Дочь Бухары», о  их судьбах. О причинах и особенностях болезни одной из главных героинь рассказа Милочки – синдроме Дауна.

Помочь учащимся понять идею создания произведения, увидеть  элементы мифологии в рассказе.

2.Развивающая.

Формировать умения работать с текстом, анализировать внутренний мир героев, их поступки.

3.Воспитательная.

Прививать интерес к  литературе и биологии, прививать чувство любви, сострадания к нездоровым людям, чувство ответственности за свою семью, своих детей, за тех, кто нуждается в помощи. Совершенствовать навыки общения

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ.

        

Метод: объяснительно – иллюстративный.

Форма работы: Фронтальная  работа  с текстом  рассказа  в форме беседы.  

        

Оборудование урока:

Текст  рассказа Л.Улицкой «Дочь Бухары» (1994г.).

Приложение 1 (Презентация «Люди с синдром Дауна»),

приложение 2 (Презентация по биологии  «Синдром Дауна»),

приложение 3 (Презентация «Колоски»),

приложение 4 (Презентация о детях с синдромом ( с песней К.Арбакайте «Я верю в чудеса»).

Портрет Л.Улицкой.

                                                Ход урока:

        

1.Организационный момент. 

2.Актуализация знаний .

-Ребята, вы прочитали рассказ Л.Улицкой «Дочь Бухары».

 -Какие чувства, эмоции вызвал рассказ?

(Сочувствия по отношению к Бухаре и её дочери.)

-Считаете ли вы этот рассказ поучительным, актуальным?

(Да.  Рассказ учит любить, выживать, даже  если один из родителей предаёт семью, где растёт больной ребёнок. Такие случаи  не редки и в наши дни.). 

Объявление темы урока, постановка цели .

-Тема урока «Ответственность за любовь».

Наша цель: ответить на вопрос: какова идея  повести Л.Улицкой «Дочь Бухары»?

 4.Изложение нового учебного материала  .

А)Рассказ учителя о писательнице Л.Улицкой.

Автор рассказа «Дочь Бухары» - Улицкая Людмила Евгеньевна(23.02.1943 – н.в.)

Родилась в Башкирии.

Закончила биологический факультет МГУ. Автор очерков, пьес, переводчик с монгольского языка.  Известна с 90-х годов.

Так  как  писательница  Улицкая – ещё и биолог, то тема заболевания на клеточном уровне ей очень близка. О таких людях, как Милочка, она создает рассказ «Дочь Бухары». Он  напечатан в России в 1994 году.

 Б) Беседа с учащимися по рассказу «Дочь Бухары».

Вопросы:

1.Рассказ Л.Улицкой о любви.

Давайте определим, между кем была эта любовь?(Между Димой и Алей.)

2.Охарактеризуйте ЕГО и ЕЁ.

(Он – мужественный, победитель. С плаката (идеал). Светлый, белозубый, русо-русский. Здешний. «Дима докторский».

Она – Туманно-чёрная тайна. Анонимная красавица.

3.Как Л.Улицкая показывает появление СВЕТА  ЛЮБВИ ? Найдите эти слова в тексте.

(Когда старый доктор Андрей Иннокентьевич вышел встречать внука, то увидел, что «Свет после полумрака его комнаты был каким-то чрезмерным, неземным и стоял столбом – как это бывает с сильным ливнем – над майором и его женщиной.)

4.Как приняли восточную красавицу  в доме?

(Паша стала называть  её «головешкой азиятской». Дала ей имя – Бухара.)

-А Бухара тем временем ловко приводила в порядок дом, сияла от счастья, она очень любила своего Диму.

5.Как пришла беда?

(У Бухары и Димы родилась дочь с признаками болезни. Дмитрий  был встревожен, гнал от себя предчувствия ( до установки диагноза). Бухара же, хоть и была простой медсестрой, всё понимала.

Из рук не выпускала Милочку, обнимала даже ночью, словно не замечала неполноценности  дочки.)

В) Учитель:

-Бухара наряжала  Милочку  и любовалась её личиком, на котором были все признаки болезни Дауна.

Сегодня у нас есть возможность больше узнать о синдроме Дауна.

   

 Показ презентации  «Люди с  синдромом Дауна?» (приложение 1).

 Г)Рассказ учителя  о болезни Дауна с показом презентации «Синдром Дауна»  (приложение 2),  

 

5. Закрепление изученного материала  .

 

А)Комментарии текста рассказа учителем литературы, вопросы к учащимся.

-После рождения больной дочери Дмитрий Иванович (появление отчества -отчуждение) испытывает к жене чувство неприязни. Боялся иметь с ней ещё детей. Его любовь умерла!

Он уходит из семьи. Семья распалась.

- Навещал  ли  Дмитрий Иванович  свою бывшую семью в дальнейшем?

(Нет, хотя он привез Бухару с фронта и её родные были очень далеко. А Молочка всё же была его дочерью.)

-Бухара и Милочка жили, как могли, старались жить. Бухара с дочкой подвергалась нападкам соседей, её хотели «уплотнить», им подбрасывали дохлых кошек.

Л.Улицкая пишет, что Бухару тогда люди ещё называли пришелицей.

Человек не может жить без любви. Теперь всю свою материнскую и женскую любовь Бухара переносит на дочь.

? Расскажите, каким человеком росла Милочка?

(Добрая, старательная. Любила копаться в своем садике. Говорила мало и невнятно. Долго играла в детские игры. Не брезговала грязью, лепила из неё. Научилась аккуратно вырезать бумагу(пригодилось для работы).

-Ребята, рассказ «Дочь Бухары»  необычен, он поражает суровостью правды, описанием болезни.

?  Согласны ли вы, что этот рассказ мифологичен? Какие элементы мифов вам встретились?

( 1.Проник в тайну – утратил  любовь, как Адам и Ева захотели познать тайное, вкусив яблоко.

2.  Мила лепила из грязи, как Господь  сотворил землю и все живое из воды, песка, глины, земли.)

?  Получается, что у Бухары и Милочки  начало созидательное. А у Дмитрия Ивановича?

(У него начало разрушительное.)

Мать любила дочку, Паша жалела.

Но свет любви погас. И Бухара тяжело заболела.

Бухара перестала быть красавицей. Цвет тоже ушел из её жизни (абрикосы, привезённые с родины, жесткие и почти белые).

Но  Бухара говорит  Паше, что сейчас умереть ещё не может, как Милочку оставить…

Она видела, что нужна дочке.

?  Виноват ли кто-нибудь в болезни Бухары?        

( Физических сил её оказалось немного, муж больше не любил.)

?  Как готовила Бухара свою Милочку к самостоятельной жизни, к жизни без неё?

(Стала водить в спецшколу, где учили обслуживать себя, познакомила с Григорием.)

Она торопилась, «как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».

?  Как вы считаете, способны ли обучаться и работать такие больные, как Милочка?  Найдите подтверждение этого в тексте.

(Милочка не сразу научилась ходить на каблуках, недели две все спотыкалась по дому. Когда научилась, мать отвезла ее в мастерскую при психоневрологическом диспансере, где с помощью трудового воспитания, а именно склейки конвертов и вырезывания фигурных ценников, из умственно отсталых людей пытались вырабатывать полезных членов общества.)

 (По утрам Милочка ходила на работу в мастерскую. Ей нравилось вырезать ценники, она делала это почти лучше всех.)

-Бухара жила и действовала как великий мастер, за которого никто его работу так хорошо не выполнит!

         

?  Ребята, как описывает Улицкая детей с Синдромом Дауна?

(Спокойный и хороший нрав, славные ребята.)

-Посмотрим ещё раз, какими могут быть дети с Синдромом, если они растут в атмосфере любви.

 Б)Просмотр презентации «Колоски» (приложение 3).

6.Вывод по теме урока.

Учитель:

-Подготовила ли Бухара свою дочь к жизни без неё?

(Да.)

-Кто в рассказе Л.Улицкой пронес ответственность за любовь через всю свою жизнь?

(Бухара. Слабая здоровьем. С болью предательства в душе.)

-Прав ли был потомственный врач Дмитрий Иванович, когда боялся, что при странном , непредсказуемом делении клеток их второй с Бухарой ребенок вдруг обязательно родится больным?

(Нет, не прав. Не всегда в клетке появляется лишняя хромосома. Жена опротивела ему до тошноты из-за страха перед непонятным, из-за того, что что-то получилось не так, как он бы этого хотел. Из-за трудностей.)

У Дмитрия был выбор. Он им воспользовался, он  ушёл из семьи.

-А был ли у Бухары выбор?

(Был. Могла бы отдать дочь в интернат, но любила её  и не отдала.)

        

-Ребята, Бухара умирает с верой в то, что человек не должен быть один?

(Да. Она находит Милочке подходящего мужа. Григория.)

-Как сложилась бы жизнь, если бы Дмитрий не разлюбил Бухару и не бросил её и Милочку?

(Может  быть Бухара бы  не заболела. Жили бы счастливо, родили  бы ещё детей.)

-Почему Улицкая называет свой рассказ «Бухара», а не «Милочка»?        

(Потому, что именно Бухара, «пришелица», «головешка азиятская» оказалась  главной, ведущей жизненной  силой.)

В конце рассказа мнение людей о Бухаре изменилось, Паша говорит о ней с уважением. Найдите эти слова в тексте.

( - Много вы понимаете! Да Бухара всех нас умней оказалась! Все, все наперед рассчитала! И Милочку выдала за хорошего человека, и сама, как приехала в это самое свое... так на пятый день и померла. А вы говорите!)

Теперь вы можете ответить  на главный вопрос:

-какова идея  повести Л.Улицкой «Дочь Бухары»?

(Не позволять случаю управлять  нашей жизнью. Нести  ответственность за поступки,  за любовь должны оба родителя.)

Учитель литературы:

-Любить своих детей, с каким бы здоровьем они не родились на свет, всегда быть рядом с ними, не определять их в интернаты.

Обучать, готовить к работе, то есть помогать им адаптироваться в  жизни.

А также ЭТИЧНО вести себя по отношению к семьям, где есть больной ребёнок.

Потому что и в наши дни никто не застрахован от болезни, от случая, который описывает Л.Улицкая.

Очень хочется, чтобы именно это вы помнили после нашего урока.

        

  Просмотр презентации с песней «Я верю в чудеса» К.Арбакайте  (приложение 4),

7.Задание на дом: 

   написать сочинение по рассказу «Дочь Бухары» (ЕГЭ. Часть2).

8.Оценки за урок.

Источники информации:

-Рассказ Л.Улицкой «Дочь Бухары»

-Лекции  Н.А.Резяпкиной, доцента кафедры филологического образования АКИПКРО. 

-Интернет-ресурсы: 

 http://www.youtube.com/

fds-1.ruprezent/prezentaciya-sindromom-dauna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе «Любовь как гармония душ в лирике А. С.Пушкина»

Познакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проб...

Урок литературы в 7 классе «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной. Цель урока: проанализировать произведение древнерусской литературы, показать значимость повести в формировании нравственных ценностей....

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Урок литературы в 10 классе "Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева"

Урок с использованием проектной технологии, сопровождается презентацией....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"

Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к ...

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...