Урок литературы в 9 классе «Любовь как гармония душ в лирике А. С.Пушкина»
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме
Познакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubovnaya_lirika.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе «Любовь как гармония душ в лирике А. С.Пушкина»
Лизункова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: преподавание литературы
Оформление урока: репродукция женских портретов, «Пушкин у фонтана слез». Видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская» (Видеоматериал собран учащимися). Рисунки поэта. Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.
Цели урока: познакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия ТСО; выразительное чтение).
Эпиграф: Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны…
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Любовь – источник поэзии.
«Что движет Солнце…» (Разговор о любви);
Любовь и поэзия – родные сестры.
Есть классический образ, применяемый к А.С. Пушкину – «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдет речь о том, «Что движет Солнце?»
- Что же?
«Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…» - утверждает поэт.
Любовь – вот что движет Солнце.
Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь – это источник поэзии.
Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо – крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его – явись хоть второй Пушкин».
- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – «отворять душу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человеческих качеств.
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение.
Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сестры…
II. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.
Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто…все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»
Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений – «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Никто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
- Какое чувство осталось после прочтения?
История создания стихотворения (индивидуальное задание).
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне? (Да потому что «сердце вновь горит»).
- А теперь давайте вернемся к словам Н.В. Гоголя. Можно ли применить их к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь, по выражению Гоголя, все просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»…)
- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство.)
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит – горит, мгла – грусть.)
- Почему сердце «не любить не может»?
- Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)
Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
III. «Любовь – мелодия».
1. Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
2. Белинский: «Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
3. Чайковский: «…в самом стихе…есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
4. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.
- Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».)
5. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия»
IV. Сообщение учащихся об адресатах лирики.
- Кому же посвящал свои стихи А.С.Пушкин?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал…
«Руслан и Людмила»
Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».
1. Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.
Сообщение. В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Они провели детство свое на юге России. Сестры рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.
В сентябре 1820 г. На пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слез». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюбленного хана. Киселева (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слез».
Этот поэтический образ запечатлен и в стихотворении «Фонтан любви…».(Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у «фонтана слез».
2. За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.
Сообщение на фоне видеосюжета «Тригорское». (Вместо видеосюжета можно показать иллюстрации.) Ранней весной 1819г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Через 6 лет летом 1825г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить свое пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина еще большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви!
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для чего воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.
Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А.П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».
Учитель. Давайте сопоставим портрет А.П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий ее.
В одном случае мы видим милую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными слез.
На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства. Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта.
С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная.
Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился другой. (Прослушивание фрагмента романса)
3. Петербург. А. Оленина.
Сообщение. Он не так давно вернулся из ссылки. Все старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению…
Аннета тоже захотела отличить знаменитого: она подошла и выбрала его на один из танцев…
Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Олениной посвятил Пушкин стихи: «Ее глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый»,
«Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что не даром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Оно поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания, в которой нет и намека на чувство обманутого собственника:
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «…дай вам Бог любимой быть другим…»
4. «Чистейшей прелести чистейший образец». Н.Гончарова.
Сообщение. Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадежного человека.
6 мая 1830г. состоялась помолвка.
Вначале успехи жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались ее красотой, элегантностью. Пэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всем облике есть что-то поэтическое».
Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю еще более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма ее к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.
Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку…
Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина».
V. Вывод
В своих стихотворениях Пушкин воспевает женственно-земные стороны любви, все настойчивее стремится к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих произведениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
VI. Домашнее задание
Стихотворение о любви (по выбору учащихся) выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
Конспект урока литературы, 8 класс. "Любовь есть прощение". А. Платонов "Возвращение"
Основная цель урока - формирование умения анализировать художественные образы....
Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...