Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Гулимова Татьяна Олеговна

Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А. С. Пушкина "Пиковая дама", различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохой

Николая I, а также основными карточными терминами. Дети учатся анализировать поступки героев повести, сопоставлять образы героев, выявлять основные части композиции произведения, понимать роль эпиграфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pikovaya_dama.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

8 класс

с использованием современных образовательных технологий

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

… чувства добрые я лирой пробуждал…

А С. Пушкин

1. Постановка гипотезы. Слайд 1

- Недавно мы проанализировали роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». О каких нравственных понятиях размышлял поэт с помощью сюжета произведения?

(честь, достоинство, верность в дружбе и любви, умение благодарить, великодушие)

- Тема сегодняшнего урока – «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». О каких моральных категориях размышляет автор в этом произведении? В чём перекликаются эти произведения?

  1. Историческая основа повести «Пиковая дама»

- Повесть «Пиковая дама» написана в 1833 г., т.е. на три года раньше, чем роман «Капитанская дочка». Повесть имеет предысторию.

 Предыстория повести «Пиковая дама» (рассказ ученика)

А) Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу «Пиковой дамы». Поэт сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка повести не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с нею знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

- Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по происхождению, старуха и Германн – не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума.

Б) Подготовленный ученик рассказывает о времени, кода была написана повесть (1833 г.)

Кто находится на престоле? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени?

Реформы Николая 1

          Реформы Николая 1 коснулись деятельности Третьего отделения Собственной канцелярии. Под его управлением был учрежден жандармский корпус. В результате, вся страна (кроме области Закавказья, Войска Донского, Финляндии и Польши) была поделена на пять, а потом на восемь округов под управлением жандармских генералов. Таким образом, Третье отделение стало докладывать государю о малейших изменениях в настроениях народа. Кроме того, в обязанности ведомства входила проверка деятельности государственной системы, органов местной и центральной администрации, выявление фактов коррупции и произвола, привлечение виновных к ответственности и прочее. Главная опасность "инакомыслия" и "вольнодумства" таилась в области печати и просвещения. Так считал Николай 1. Реформы в учебных заведениях начались с самого восхождения царя на престол. Император считал, что восстание декабристов стало результатом "ложной воспитательной системы". Таким образом, с 1827 года было запрещено принятие крепостных в университеты и гимназии. В 1828 году был издан "Устав об учебных заведениях", а в 1835 году - "Университетский Устав".

          Реформы Николая 1 отразились на цензуре. В 1828 году были введены новые правила. Они, безусловно, смягчали ранее принятые, однако предусматривала большое количество ограничений и запретов. Николай 1 считал борьбу с журналистикой одной из главных задач. С этого момента под запретом оказалось издание многих журналов.

          Во второй четверти 19 века остро встал крестьянский вопрос в стране. Николай 1 провел реформу государственной деревни. Однако изменения носили весьма противоречивый характер. Безусловно, с одной стороны оказывалась поддержка предпринимательству, зажиточной части деревни. Однако вместе с этим усилился податной гнет. В результате, на изменения в государственной деревне население ответило массовыми восстаниями.

          В период с 1839 по 1843 год была проведена денежная реформа, в результате которой был утвержден кредитный рубль, который равен был одному рублю серебром. Это преобразование позволило укрепить финансовую структуру в стране.

         Последние годы правления императора современниками были названы "мрачным семилетием". Правительство в этот период приняло меры по прекращению связи русского и западноевропейского народа. Въезд в Россию для иностранцев, как и выезд из нее русских был фактически запрещен (исключением было разрешение центральной власти).

  1. Карточные игры. Слайды 2,3

 Рассказ подготовленного ученика о карточных играх, популярных в 30-е годы 19 века.

        В 1761 г. Екатерина Вторая запретила азартные игры, основанные на математическом расчёте и сообразительности игрока: бридж, преферанс, вист, винт. Это коммерческие игры. Случай в них присутствует в меньшей степени. Есть азартные игры. В них успех зависит от случая, удачи, например: баккара, макао, покер. В конце 19 в. Популярными стали такие игры, как штосс, баккара, виктория, макао. Тогда самой сложной игрой в России считался винт, а в Европе – ломбер.

        В жизни многих известных людей очень часто всплывают совершенно неожиданные факты. Талантливый поэт, произведения которого увенчали Серебряный век русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин был заядлым азартным игроком. Увлечение азартными играми в то время было всепоглощающим для поэта – огромное количество приводов в жандармерию, доносов Бенкердорфу и не меньшее количество неприятностей, последовавших за этим. В 1829 году Александр Сергеевич прибыл в Москву и в этом же году он попал в список картежников в жандармерии. В карточных кругах Пушкин был известен как банкомет – игрок, который ставил огромные суммы и «держал» банк. Играл поэт много и азартно - некоторое время даже ходила шутка о том, что Пушкин сменил Музу на Муху.

         В игре Александр Сергеевич не очень везуч - то и дело проигрывал целые состояния. Однажды, играя с дворянином Загряжским, поэт проиграл сначала все свои деньги, а затем поставил на кон пятую главу из «Евгения Онегина» и, проиграл… Такая ставка ценилась очень высоко – писатели и поэты получали примерно 25 рублей ассигнациями за написанную строку. К счастью, следующей ставкой Пушкина была пара пистолетов, при помощи которой он смог отыграть и рукопись, и свои деньги. Не смотря на весьма солидный доход, который Пушкин получал на содержание за писательский труд, из картежных подвигов денег постоянно не хватало.

         Игры в карты – были одним из немногих развлечений в высшем свете. Наиболее популярной карточной игрой того времени был штосс или фараон, правила которого сводились к подбору комбинации карт. В этой игре не было ничего общего ни с покером, ни с баккара – шанс выиграть был столь же переменчив, как и в рулетке. Идеальный турнир с Фортуной, лучший шанс для игрока испытать себя - не даром, штосс был любимой игрой Александра Сергеевича Пушкина. Женитьба немногого охладила поэта к азартным развлечением – этому послужило обещание данное Пушкиным жене о том, что он станет меньше проводить времени за карточным столом.

Штосс, игра, изображённая в повести.

        Перед игрой игроки договариваются о размере минимальной ставки, которая называется начальный куш. У каждого игрока своя колода карт, колода банкомета называется штосс. Сдатчик он же банкир определяется жребием. Оба игрока достают по одной своей любой карте из колоды и кладут на стол в закрытом виде, после этого каждый делает ставку на свою карту. Далее соперник банкира он же понтер, подрезает колоду банкомета, то есть понтер разделяет своей картой колоду банкомета на две части, банкомет переворачивает свою колоду лицевой стороной вверх и сдвигает верхнюю карту на полкарты вправо таким образом, чтобы понтер мог видеть первую и вторую карты. Эти карты называются лоб и соник. Правило сдвигать только вправо означает то, что обозначение масти и достоинства карты находится в левом верхнем углу, поэтому если сдвигать влево, то трудно будет определить карту. После этого понтер открывает свою карту для сравнения с открытыми картами банкомета. Если в колоде первая карта (лоб) совпадает по достоинству с картой понтера, то ставку выигрывает банкомет. Масть карты значения не имеет. Если первая карта не совпадает по достоинству с картой понтера, а совпадает вторая карта (соник), то победителем считается понтер. Если ни лоб, ни соник не совпадают по достоинству с картой понтера, то банкомет сбрасывает две первые карты на стол. Затем карта понтера сравнивается с третьей и четвертой картами колоды. Каждая такая пара карт для сравнения называется абцуг. Лоб и соник это первый абцуг. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока не встретится в колоде карта понтера. Соответственно, если карта в колоде будет нечетной - третьей, пятой, седьмой и т.д., то победа за банкометом. Если карта в колоде будет четной - второй, четвертой, шестой и т.д., то победа за понтером. В том случае если совпадает и лоб, и соник, то победителем признается банкомет. Такая ситуация называется плие.

Карточные термины. Слайды 4,5

  • Понтировать – делать ставку
  • Выиграть соника – сразу выиграть
  • Играть мирандолем – играть, не увеличивая ставку
  • Ставить на руте – ставить на одну и ту же карту с повышением
  • Загнуть пароли – удвоить ставку
  • Талья – партия
  • Метать банк – раздавать карты
  • Понтёр – в азартных  играх лицо, ставящее известный куш на определенную карту против банкомета.
  • Банкомёт – игрок в карты, который держит банк, т.е. поставленные на кон деньги
  • Прокидка - раскладка карт до конца колоды или до срыва банка
  • Семпель- первая ставка

Словарная работа. Слайд 6

  • Камеристка – комнатная служанка
  • Порошковые карты – у шулеров – карты, в которых наведено на мази добавочное очко, которое можно стереть
  • Кабалистика – нечто непонятное, запутанное и непонятное
  • Монгольфьеров шар – братья Монгольфьер в 1783 г. Совершили первый полёт на воздушном шаре
  • Месмеров магнетизм – антинаучная теория о животном магнетизме
  • Ришелье - (1585-1642), французский государственный деятель. Полное имя и титул - Арман Жан дю Плесси, кардинал, герцог де Ришелье, прозванный "Красным кардиналом". Слайды 7,8
  • Граф сен Жермен - авантюрист, дипломат, художник, музыкант, композитор, путешественник, оккультист. Обладал обширными знаниями в области истории и химии. Знал почти все европейские языки. Занимался магией. Слайды 9,10
  • Джакомо Казанова - итальянский авантюрист, путешественник, писатель. Слайд 11
  • ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ Д (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Слайды 12, 13
  • Наполеон 1 Бонапарт - император Франции в 1804 – 1815 гг., французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Слайд 14
  • Мефистофель - наименование одного из духов зла, демона, чёрта, дьявола. Обычно выступает как спутник доктора Фауста. Слайд 15

  1. Анализ повести

Образ Германна

      Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение».

- Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба.

Таблица 1. Характер Германна (домашнее задание). Слайды 16, 17

Что заложено от природы

Как вынужден жить

«сильные страсти и огненное воображение»

«сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал»

«скрытен и честолюбив»

«Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти»

«будучи в душе игрок»

«никогда не брал он карт в руки»

«следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»

«я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

«игра занимает меня сильно»

«Германн – немец: он расчётлив»

«лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»

«молодой инженер»

- Какие выводы можно сделать на основе таблицы?

(Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного, по его мнению, поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится.)

- Зачем Германну деньги?

(«…убеждён в необходимости упрочить свою независимость», с помощью денег он хочет добиться «покоя и независимости». Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. А это свидетельствует о гордыне.)

- Какова цель жизни Германна? Слайд 18

(«покой и независимость»)

Гордыня - непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм. В православии гордыня является одной из восьми греховных страстей.

- Справедливы ли притязания Германна на богатство?

( Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем внутренне превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи.)

- Каким образом Германн может разбогатеть?

Таблица 2. Пути приобретения богатства (домашнее задание). Слайд 19

Расчёт

Просить милости у графини

Умеренность

Сделаться её любовником

Трудолюбие

Выиграть

Обмануть доверившегося

- Какой путь труднее?

- Какой путь кажется Германну наиболее перспективным?

- С чем играет Германн в своей жизни?

( с судьбой)

- Интересен вопрос: почему Пушкин сделал своего героя немцем? Писатель чувствовал первые шаги той болезни, которая только стала проникать в Россию в начале 19 в., но ею уже живёт Европа – жажда сиюминутного обогащения, власть денег в мире, где происходит подмена одних ценностей другими. Тема «Пиковой дамы» - губительная сила «золотой лихорадки».

Композиция повести

- В какой момент автор нарушает хронологию событий?

(Во второй главе Лизавета Ивановна спрашивает у Томского, является Нарумов инженером, т.к. уже неделю видит под окнами дома незнакомого инженера. Это был Германн.)

- Один и тот же эпизод читатель видит с двух точек зрения – Лизаветы Ивановны и Германна. Героиня воспринимает Германна как возможного возлюбленного:

(«чёрные глаза его сверкали из-под шляпы», Лизавета Ивановна, заметив Германна, «села в карету с трепетом неизъяснимым».) В той же второй главе в размышлениях об анекдоте с тремя картами, выбирая, на каком пути он сможет добиться покоя и независимости, Германн подходит, сам того не замечая, к дому графини. И тогда Германн «затрепетал». Возвратившись домой, он видит сон. Подобный приём писатели часто используют для выявления истинной сущности персонажей, их цели, интересов, будущего.

 - Какой сон видит Германн? Какова роль этого сна в сюжете?

- Как пишет Пушкин, «неведомая сила, казалось, привлекала» Германна к дому графини. Когда герой увидел в окне Лизавету Ивановну, «эта минута решила его участь».

- Как вы это понимаете?

(Германн решил воспользоваться чувствами девушки, чтобы пробраться в дом графини.)

- Так Германн преступает какой нравственный закон?

(Нельзя использовать чувства человека. Нельзя пользоваться человеком словно игрушкой. Это непорядочно, бесчестно.)

- В этом смысле стоит обратить внимание на эпиграф ко второй главе. Какую роль он играет?

(Между любовью и деньгами Германн выбирает второе.)

Образ Лизаветы Ивановны

- Для чего, с вашей точки зрения, в сюжет повести введён образ Лизаветы Ивановны?

(Так в повесть входит тема любви, и она сталкивается с мотивом денег, игры.)

- В повести читатель видит два интерьера: старой графини и её воспитанницы. Сравните, чем они отличаются?

(В описании комнаты графини автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Время отложило свой отпечаток на всём: полинялые штофные кресла и диваны, с сошедшей позолотой, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за мной, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает читателю сущность графини: с одной стороны – богатой светской дамы, с другой стороны – отживающей свой век гордой старухи.) Слайд 20

- Образы графини и Лизаветы Ивановны сопоставлены в повести по принципу антитезы. Какой вывод можно сделать при сопоставлении этих образов?

(Сравнение интерьеров комнат героинь говорит о глубокой социальной пропасти между графиней и Лизаветой Ивановной: «Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате…» Ширмы в комнате девушки оклеены обоями – в покоях графини стены обиты китайскими обоями; у Лизы крашеная кровать и сальная свеча – в покоях графини штофные диваны и кресла, золотая лампада.)

Таблица 3. Характер Лизаветы Ивановны (домашнее задание). Слайды 21, 22

Что заложено от природы

Как вынуждена жить

«с нетерпением ждала своего избавителя»

«была домашней мученицей»

«живо чувствовала своё положение»

«получала выговор за лишний расход сахара»

«виновата была во всех ошибках автора»

«была сто раз милее наглых и холодных невест»

«отвечала за погоду и мостовую»

«она была самолюбива»

«жалование … никогда не доплачивали»

- Что роднит образ Лизаветы Ивановны и Германна?

(Героев объединяет несоответствие амбиций и социального происхождения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но подобные люди должны были самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Но желание реализовать свои желания достичь успеха приводит героев к черте преступления морального закона. Германн использует чувства Лизаветы Ивановны, чтобы достичь богатства, которе, по его мнению, сделает его успешным в жизни, т. Е. он достигнет «покоя и независимости», а Лизавета Ивановна приходит к пониманию, что она стала «слепой помощницей разбойника, убийцы её благодетельницы».)

- Образы Германна и Лизаветы Ивановны роднит тайна, мистика, страсть. Они живут мечтами, идеалами. Их обоих искушает другая, лучшая жизнь.

- Какую роль при этом сыграл образ Петербурга, в котором происходят события повести?

(Петербург становится не раз героем в русской классике. Зачастую в этом городе происходят мистические события и трагедии. С образом Петербурга связан мотив сумасшествия.)

- Если для Германа Лизавета Ивановна – путь в дом старой графини и способ приобретения богатства, то для Лизаветы Ивановны Германн тоже может стать способом обрести свободу, независимость и покой.

- В эпилоге читатель узнаёт, что в доме Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница. Как вы думаете, зачем Пушкин упоминет эту деталь?

Мотив игры. Слайд 23

- Английский богослов и историк XVII в. Томас Фулер как-то заметил: «Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею». И тогда жизнь напоминает игру  в жизнь. А что такое игра?

        - Напишите ассоциативный ряд

(веселье, безмятежность, лотерея, выигрыш, проигрыш, случай…)

- Выберите значимое из этого ряда.

- Чтобы достичь богатства с помощью карточной игры, Германн включается в любовную игру. Он хочет сделаться любовником старой графини, он делает невинную девушку игрушкой в своих руках. И здесь речь не идёт о настоящем чувстве. А там, где нет настоящего чувства, нет настоящей жизни.

- Идея вытесняет живую жизнь Германна? Как об это сказано в начале четвёртой главы?

- Не случайны и образы, с которыми сравнивает Томский Германна – Мефистофель и Наполеон.

(Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.)

- Да и сама Лизавета Ивановна замечает сходство Германна с Наполеоном. В какой момент? Почему важно обратить внимание на эти детали?

- В разговоре с Лизой о Германне Томский говорит, что «на его совести по крайней мере три злодейства». Какие, на ваш взгляд?

(графиня, Лиза, сам Германн. Ведь он сам лишает себя настоящей жизни и в конце концов сходит с ума.) Слайд 24

Кульминация

- Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией?

(игра в доме Чекалинского)

- Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок?

С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой?

Честь и честолюбие. Слайд 25

- В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть «Пиковая дама», он создаёт поэму «Медный всадник», в которой Евгений, герой произведения, «пришед домой», долго размышлял.

О чём же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь…

- Какое слово присутствует и в повести «Пиковая дама»? (независимость)

- А вот слово честь отсутствует в «Пиковой даме», зато есть слово «честолюбие». («он был скрытен и честолюбив»)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Слайд 26

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

- Подберите синонимы к слову честолюбие. (тщеславие, стремление к славе)

- Какое желание мы называем тщетным? (напрасное)

- В каком произведении Пушкина понятие чести становится ключевым и вынесено в эпиграф? («Капитанская дочка»)

Финал

- Число три становится ключевым в повести. Когда оно упоминается?

- С помощью чего Германн хотел достигнуть «покоя и независимости»?

(расчёт, умеренность и трудолюбие)

- Но герой отказывается от этих категорий и выбирает карты, удачу и преступает черту морали, начинает жить без чести. Он делает свой нравственный выбор. И в конце его ждала пиковая дама и наказание. Слайды 27,28,29,30

- Почему Пушкин поменял первоначальное название «Холостой выстрел» на нынешнее? Слайд 31, 32

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе.

  1. Итоги

- О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести «Пиковая дама»?

- Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор.

  1. Рефлексия. Слайд 33

- Продолжите предложения:

1. Я понял (а), что…

2. Я не знал (а), что…

  1. Домашнее задание Слайд 34

Мини-сочинения –

  • Что наша жизнь? Игра?
  • Игры, в которые не играют.
  •    Кто Германн: виновник или жертва?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Урок литературу по повести В.Г. Короленко разработам по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Урок литературы по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" разработан по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Презентация к уроку в 6 классе по программе В.Я.Коровина....

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель."

Разработка открытого урока по литературе  в  7  классе А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные проблемы в повести....

«Городская» проза в современной литературе». Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Данный материал о жизни, творчестве писателя, сюжете героев произведения "Обмен"...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:  А.С.Пушкин.  Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»...