. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок литературы по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" разработан по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_uroka.doc97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Общая часть.

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока:  Нравственные проблемы в повести В.Г. Короленко  «Слепой музыкант».

 Тип урока:           совершенствование знаний, умений и навыков, целевое   применение усвоения.

Планируемые образовательные результаты:

а) предметные: научиться слушанию, говорению, письму; научиться различным видам чтения( выразительному, беглому и т.д.) ; научиться анализу художественного текста; составлению характеристики героев, сопоставлению героев событий.

б) метапредметные: самостоятельно ставить учебную задачу, цели; аргументированно строить высказывание; понимать содержание прочитанного текста; проводить литературную параллель; характеризовать авторские свойства предмета, опираясь на исходный текст.

в) личностные:  принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  воспитание  чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  отечественной художественной культурой;

Решаемые
учебные проблемы:

 – познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Основные понятия,
изучаемые на уроке:
 Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения

Вид
используемых на уроке средств ИКТ:
 Универсальные

Методическое
назначение средств ИКТ: обучающие, демонстрационные.

Аппаратное и
программное обеспечение:
 Программные средства, компьютер, проектор, экран

Образовательные
интернет-ресурсы:

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного
образовательного результата, группы результатов

Вписываются планируемые результаты на
данный этап

Длительность этапа

 3 мин

Основные виды учебной деятельности,
направленной на формирование данного образовательного результата

 Активизировать внимание учащихся, развивать мыслительные способности, воображение учащихся

Методы обучения

Чтение стихотворения учащимся, беседа .

Средства ИКТ для реализации данного
вида учебной деятельности

 Презентация

Форма организации деятельности
учащихся

 

 , словесный, мотивация учебной деятельности

Функция, роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя

 Активизировать внимание учащихся

 

Этап 2. Организация и самоорганизация
учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного
образовательного результата, группы результатов

Длительность этапа

 Помочь учащимся в определениях, сравнениях, обобщениях.

10 мин.

Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного образовательного результата

 Мотивация учебной деятельности

Методы обучения

 наглядный, словесный, познавательный

Средства ИКТ для реализации данного
вида учебной деятельности

 презентация

Форма организации деятельности учащихся 

 Ответы на вопросы, комментированное чтение, пересказ текста. Просмотр слайда, беседа, самостоятельная работа

Функции, роль учителя на данном этапе

 Направляющие, контролирующие, опрос учащихся

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного
образовательного результата, группы результатов

 

 Целевая установка

Длительность этапа

 20 мин.

Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование данного образовательного результата

 Беседа, работа с текстом

Методы обучения

 проблемный

Средства ИКТ для реализации данного
вида учебной деятельности

 презентация

Форма организации деятельности учащихся

 Наблюдения,  дискуссия

Функции, роль учителя на данном этапе

 Обучающие

Основные виды деятельности учителя

 Фронтальный опрос по вопросам из учебника, самооценка.

 

Этап 4. Проверка полученных
результатов. Коррекция.

Длительность этапа

 10 мин.

Виды учебной деятельности для проверки
полученных образовательных результатов

 Проверить, как учащиеся поняли учебный материал, физкультминутка.

Средства ИКТ для реализации видов
учебной деятельности

 Работа с дидактическим материалом (презентация

Методы контроля

 метод фронтальной организации учащихся

Способы коррекции

 Учитель объясняет разноуровневое и творческое задания

Форма организации деятельности
учащихся

 Самостоятельная работа учащихся.

Функции, роль учителя на данном этапе Основные виды деятельности учителя

 Направляющая

 

Этап 5. Подведение итогов, домашнее
задание

Рефлексия по достигнутым или
недостигнутым образовательным результатам

 2 мин.  Дифференцированное домашнее задание Выставление оценок

 

Конспект урока.

Тема урока.        Нравственные проблемы в повести  В.Г.Короленко  «Слепой музыкант».

Тип урока:           совершенствование знаний, умений и навыков, целевое   применение усвоения.

Вид урока:              Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.  

Цель урока:            Познакомить обучающихся с повестью   В.Г.Короленко  «Слепой музыкант».

                                 

Образовательная

задача:                      повышение уровня восприятия и глубины проникновения

                                   в художественный текст;

                                   показать духовное обновление человека, обиженного  

                                   судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

                                  воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

                                  умение работать с художественным произведением,

                                  анализировать прочитанное, отбирать главное;

                                  обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

                                  умение говорить.

Воспитательная

задача:                    помочь учащимся услышать нравственное звучание

                                 повести, ее житейские мудрости;

                                 воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование:      презентация,

                                 рисунки учащихся к различным эпизодам, музыкальное сопровождение,

                                 

                               

Ход урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и

создание условий для осознанного восприятия нового материала.

I. Организационный момент Психологический настрой учащихся.

(Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка.).

Учитель.Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

2. Мы начинаем с вами урок литературы.. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.  Мы вновь будем восхищаться, удивляться…  Помогите мне, ребята! Продолжите!Что еще? (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, ребята, молодцы! Спасибо! Нам понадобится учебник , ручка, карандаш. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий! Комментарий: Дети проверяют наличие необходимых принадлежностей на рабочем месте. Формирование и развитие УУД  обучающихся:

– личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

– познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Этап 2. Организация и самоорганизация

учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Учитель: Чтобы продолжить работу на д повестью, надо определить, что обозначают такие  понятия , как тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения.

     Комментарий: Предварительно детям было дано задание по группам. Обобщив всю собранную информацию, представители каждой группы готовили выступление и подбирали слайды по темам.

1 группа(2 об-ся) –  (работа с литературоведческим словарем)теоритический материал проецируется на экране.

2 группа(5 об-ся)- определяет и называет тему, идею, жанр, композицию повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

 Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого  

            рождения, о важности человеческого участи.

Идея: показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

                      «Моя задача была не специально психология слепого, а          

                      психология  общечеловеческой тоски по полноте

                      существования».

Жанр:  повесть.

Сюжет:  включает в себя как бы 2 повествования:

                 1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

                 2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в      

                      себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе      

                      понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция:

 Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды  - и приговор: «Ребенок родился слепым».

                   Это трагедия. Как сложится  его жизнь?

     Развитие действия: Судьба мальчика зависит от окружающих, от  участия близких:      

                                          /мама, дядя Максим,  Эвелина/.

     Кульминация:   Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

                                   /встреча со звонарем, разговор с дядей/.

     Развязка:  Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

     Эпилог:  Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни  «… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

Комментарий: Формирование и развитие УУД  обучающихся:

–  личностные – формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за  результаты своей деятельности, доброжелательности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;

–  познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

– активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы; самостоятельно делать выводы;

                                                Этап 3. Практикум

Слово учителя:

                              1. Формулирование темы урока

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому? Об этом сегодня на уроке  пойдет разговор.

Комментарий: на экране проецируется портрет писателя.

 Тема урока  - нравственные проблемы в повести   В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

 Сообщение целей урока

 Цель нашего урока –  попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор  потомкам в своей повести?

3. Постановка учебной задачи

Главный вопрос, который поставил в повести автор таков: «Для чего, собственно, создан человек?» («Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа: « … только счастье не всегда создано для него».)

Формирование и развитие УУД  обучающихся:

– личностные :

 учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

– познавательные:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение);

– регулятивные :

принимать, сохранять и ставить учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

2.Дискуссия.

Учитель: Вопросам о том, что такое счастье, где его границы, в чем его смысл, способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году. Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.  Что с ним будет?  Как сложится его жизнь?

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь, по которому идет главный герой. Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от умения протянуть руку помощи.

Рассмотрим этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап: Пути познания мира.

      /1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в      

        3 года.  Как тонко и удивительно точно передает автор  чувства, которые  

        испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые  

        переживания, впечатления детской души.  

 Чтобы  показать мир восприятия мальчика,  автор  находит в языке все нужные слова для описания весны: (работа с текстом- 1 гл.,  подзагл.6:  « Звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой,

            трели соловьиной песни,  грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

           людской говор ярмарки,  стук веток о стекло,  окрики журавлей.     / 1 глава, подзаголовок 6/.

    -   Как происходит познание окружающего мира?( Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней. )

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.  Звуковые формы стали главными формами его мысли.

- Какие чувства вызывает этот мир?       /  Любопытство,страх/.

Учитель: Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала –   нежность и поэтичность матер  и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод: Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:  оба инвалиды: он без ног,  у другого  -   нет зрения.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

- Что бы стало  с мальчиком без участия дяди?   /Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Назовите их, какова роль этих людей. О дяде уже сказали. ( Судьба подарила Петру в образе Эвелины  Ангела – хранителя).

Учитель :  Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих

- Какой талант открылся в мальчике? (Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим)/.

    Комментарий. Формирование и развитие УУД   обучающихся:

– личностные :

 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимать чувства других людей и сопереживать им.

- познавательные 6

 освоение способов решения проблем поискового характера (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять главную мысль текста; понимать информацию, представленную в неявном виде);

 понимание основы смыслового чтения художественного текста, умение выделять существенную информацию из текста;

 проводить сравнение по заданным критериям;

 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

 устанавливать аналогии;

– регулятивные :

 выполнять учебные действия в умственной форме;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– коммуникативные : готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 формулировать собственное мнение и позицию.

 2-й этап   Работа по группам        

Казалось, что все хорошо. Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

1-я группа рассказывает о встрече с семьей Ставрученков, зачитывая описания из текста

2-я группа рассказывает о встрече со слепыми нищими-бандуристами, зачитывая описания из текста

Петрусь узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

3-я группа отвечает на вопрос: - Почему обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем?Что он почувствовал?/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Почему?

Комментарий: После выступления каждой группы представители других групп и своей ставят флажок соответствующего цвета на стол выступившей группы (зеленый – сообщение и выступление понравилось, синий – сообщение и выступление было не полным, красный – не всё удалось).

                               Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.Физкультминутка.

 1. Физминутка. «Нам пора передохнуть» (для снятия общего утомления).

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперёд, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания.)

Комментарий. Формирование и развитие УУД   обучающихся:

– личностные – установка на здоровый образ жизни.

2.   АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться  

                     со своим»…. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к    

                      чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

-Почему дядя так с ним разговаривает? / Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод: Этот эпизод имеет особое значение. Т.К. герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность. Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

- Что происходит с Петрусем после долгого странствования?

 (После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им.    В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.)

- Что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?          

               - любовь близких,

               - человеческое участи,

               - милосердие окружающих,

               - собственная воля

- Так о чем же повесть ?(  о сложном постижении мира, о его маленьких победах над недугом, о том, что человек    должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.)

 

            - Чему учит нас автор своим произведением?( Автор своим произведением учит нас тому, чтобы мы были милосердными к окружающим, человечными, были терпимыми к человеческому страданию, и прожили достойную и полноценную жизнь.)

 Формирование и развитие УУД   обучающихся:

–  личностные – развитие мышления,  внимания, речи;

– познавательные – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии;

–  коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию;

– регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

.

                            Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание .

1.        Сочинение миниатюра: «  Чему учит нас повесть?»

2.        Составить цитатную характеристику героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы в рассказе Ю.Буйды «Казанский вокзал»

Методическая разработка урока по современной литературе на примере рассказа Ю.Буйды "Казанский вокзал" с использованием проблемно- диалогической технологии (педмастерская)...

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Тема урока: Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Предмет: литература       Класс: 6а       Учебник: «Литература. 6 класс»...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

. Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Урок литературу по повести В.Г. Короленко разработам по требованиям стандарта второго поколения к учебнику под ред.Б.Ланина "Литература 5 класс"...

А.С.Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.

Урок в 8 классе направлен на знакомство с произведением, на выявление философско - нравственной проблематики повести, атакже на  совершенствование навыков анализа произведения.Оборудование: ...