Урок литературы в 8 классе по повести И.С.Тургенева "Ася"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока литературы с введением компонента психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_povesti_i.s.turgeneva_asya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
с введением компонента психологии
Элегия несбывшегося счастья
(по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Цели:
- Проследить развитие чувств героев повести;
- Исследовать причины жизненной драмы героев;
- Выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью вальса И. Штрауса «Над голубым Дунаем»; карточки.
Оформление доски: запись темы урока, эпиграфы:
«А счастье было так возможно…» (А.С.Пушкин);
«У счастья нет завтрашнего дня…
У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев);
театральная декорация (окно с подоконником, на окне – штора, на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней – засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками.)
Ход урока.
- Организационный этап
- Целеполагание. Мотивация.
- Чему будет посвящен наш сегодняшний разговор?
- Любовь… Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется, для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.
- О чем повесть «Ася?» (О любви)
- Почему же тема урока - «Элегия несбывшегося счастья»?
- Как соотносятся с темой эпиграфы? (Чтение и объяснение)
- П. Анненков писал, что все повести Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психология загадки». Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту загадку, понять, какими средствами пользуется автор для того, чтобы открыть тайны душевных переживаний, проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви.
- Введение в тему.
- Звучит вальс. Учитель читает фрагмент стихотворения «Роза»
- Вам известно это стихотворение? Что можно сказать о его настроении? (Элегическое)
2. Тайна имени.
- Как зовут героиню повести? (Ася) от какого имени образуют это уменьшительное? (Анастасия)
- А каково полное имя Аси в повести (Анна)
- Кто объяснит эту загадку? (Анна – чистая, святая; Анастасия – рожденная заново.)
-Как соотносится идейное содержание стихотворения с проблематикой повести?
- Наблюдение за развитием отношений Н.Н. и Аси.
- «Психологический пейзаж, как фон для развития чувств»
- Почему она вас полюбила? (Знак судьбы. Тонкая чувствительная натура готовая любить)
- Противоречивое поведение. Подсознательный поиск героя, который будет дорог сердцу (Цитаты, анализ ситуации).
- Какой же Ася понравилась господину Н.Н.? (Сама собой)
- Ключевой образ Аси – птица. Когда у нее вырастут крылья?
-«Крылья выросли, да лететь некуда…» почему счастье, что было так возможно и близко, не состоялось? (очень разные герои)
- Сравнительный анализ образов. Работа с таблицей.
он | она | ||
поведение | мотив | поведение | мотив |
Радуется: «Мне было хорошо», «пришел веселым», смеется, любуется ею. «»Я не хотел заглядывать в самого себя | Безотчетная радость в ожидании счастья Испытывает удовольствие от общения с девушкой в него влюбленной. Боится признаться в том, что не достоин Аси, не в состоянии отдать любви всего себя | Покраснела. «Выражение лица… печально» Хотела бежать. Открывает тайны души. «Крылья выросли – да лететь некуда» Отказывается танцевать. | Стыдится своих откровений, боится выглядеть легкомысленной. Уже почувствовала разницу отношения к происходящему и предчувствует трагическую развязку. |
- Анализ эпизода «Свидание».
- Как ведут себя герои?
- Через что показана близость трагической развязки? (мрачные краски, старуха, мертвая птица, крылья есть – да лететь не может)
- Почему у этого чувства не может быть продолжения? (Он готов только на интрижку, а Асе нужно серьезное чувство)
- Рефлексия. Работа с психологом. Метод ассоциаций.
На что похоже сейчас твое настроение, с каким предметом ты его можешь сравнить. Найди в тексте слова, с которыми ты ассоциируешь свое эмоциональное состояние на данный момент. Можешь ли ты объяснить свой выбор?
- Итог урока, или вместо заключения…
- Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было потеряно. Но чувство не забылось, не прошло, Н.Н все помнит до мелочей, свято хранит реликвии любви. (Обращение к театральной декорации)
Первой любви не сотрется печать
Будем друг друга все жизнь вспоминать;
Общие сны будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроем –
Но о прошедшем тоска не умрет,
А уж любовь не придет –
Нет, уж любовь не придет!
(В.С.Курочкин)
Карточка – опора
Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью, или произведение искусства такого же характера.
Элегический (элегичный) – проникнутый грустью, грустный, мечтательный.
Психологизм – углубленное изображение психических, душевных переживаний.
Рефлексия – размышление о своем психологическом состоянии, анализ переживаний.
Созерцание – пассивное наблюдение.
Символ – условный знак какого-нибудь понятия, образа.
Отповедь – ответ, содержащий резкий отпор чьему-нибудь суждению, выступлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.
Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего ...
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и...
Технологическая карта урока литературы (8 класс) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
quot;Долг и честь в повести "Капитанская дочка"...