Разработка урока литературы в 10 классе "Базаров и его родители"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Творчество И.С. Тургенева. Учащимся  было предложено написать эссе на тему «Что значат для меня мои родители?» Высказывания учащихся легли в основу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «ТОКАЕВСКАЯ СОШ» КОМСОМОЛЬСКОГО РАЙОНА ЧР

 

 

 

 

 

Разработка урока литературы в 10 классе:

  

Базаров и его  родители

 

Работу выполнила Ахметсафина Н.К,

учитель русского языка и литературы      

 

 

 

 

 

 

 

Токаево, 2017

 Тема урока: Базаров и его родители

Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока: понять и выявить отношения  Базарова  к матери и отцу.

Оборудование урока:

 Запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”. Репродукция картины В. Перова “Старики родители на могиле сына”,

                                         Эпиграф к уроку на доске:

                                              Поклонись до земли своей матери
                                              И отцу до земли поклонись...
                                              Мы пред ними в долгу неоплаченном -
                                              Помни свято об этом всю жизнь

 М. Рябинин

Методические приёмы:

- создание проблемной ситуации,

- работа с текстом по вопросам домашнего задания,

- сообщения учащихся,

- беседа по содержанию романа,

- самостоятельная работа в группах.

(На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева учащимся  было предложено написать эссе на тему «Что значат для меня мои родители?» Высказывания учащихся легли в основу урока).

 Ход урока

1. Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария”

Ученик:
Белинский Ю.
Мама

Пол-России я исколесил. 
Даль меня от дома отрывала...
Мама! Я не самый лучший сын.
Ты меня прости за это, мама!
Много испытать мне довелось.
Долго через сердце боль сквозила...
Чтобы надо мной рассеять злость,
Мама, ты единственная сила!
Я могу от боли ошалеть.
Так нелепо все перемешалось!
И никто не хочет пожалеть.
Мама, ты единственная жалость!
Громкими литаврами звеня,
Или лишь позвякивая слабо,
Как бы жизнь не славила меня,
Мама, ты единственная слава!
Будет ли любовь в моей судьбе
Или же печальнейшая повесть,
Если я забуду о тебе,
Мама, ты единственная совесть!
Жизнь спешит во сне и наяву.
Все приобретает быстротечность.
Но, пока на свете я живу,
Мама, ты единственная вечность!

 

Учитель:

- Кому посвящено данное стихотворение?  Какова его тема? Назовите идею.

 Учащиеся:

-Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом.

- Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто нам подарил жизнь..

Учитель:

  - Что значат для вас  родители?

Учащиеся:

. Для меня  мама и папа - самые дорогие люди на свете, я  им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.

-Для меня мои родители очень много значат. Без их любви, ласки, кажется, трудно пришлось бы нам в жизни. Для меня  отец и мать– это жизнь.

-  Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность.   Их надо любить уважать, ведь что бы ни случилось с нами, они  всегда рядом.

 

2. Определение темы урока, его задачи и цели.

Учитель:

-Постарайтесь определите тему урока, задачу и цель урока.

 Учащиеся:

Тема урока: «Базаров и его родители»

 Ребята определяют задачу и цель урока.

3. Работа по теме урока.

1). Как относятся к Евгению отец и мать и как чувства переданы автором?

( Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его Енюшкой. Мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова.)

 

2). Что же собой представляют эти люди?

( Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания, читает медицинские журналы.

Василий Иванович переводит своих мужиков на оброк.

Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату.

Василий Иванович любит много говорить, что обличает Базаров. Он почти один разговаривает с гостями.)

 

3). Какие интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?

( Как врач, использует иногда латинские термины; вместо умер говорит отправился к праотцам, вместо баня – флигелек, вместо дом – бивуак, вместо акации – деревья, любимые Горацием.)

 

4). В чем отличия речи отца и сына?

( Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Напыщенность отличают его речь от простой и конкретной речи сына.)

 5). Что за человек, отец Базарова?

( Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда. Врачебной практикой занимается бескорыстно).

 

6). Как вы думаете, могла бы быть ближе к сыну Арина Власьевна?

( Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась, знала, что есть господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына).

 

7). Какую роль играли родители в воспитании сына?

( Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу).  

 

8). Как же Базаров относится к своим родителям?

( Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию:»Люблю, Аркадий» - а это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Даже видя ограничения способностей матери, он соглашается с тем, что она прекрасная женщина).  

9). Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

( Нет. В день отъезда он не хочет огорчать родителей. Так складывается трагический конфликт с любимыми и любящими. Велика цель, к которой идет Базаров, трудна дорога, горька и терниста его жизнь).

 

10). Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает ли он Базарова?

  Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким. Против этого типа Тургенев не нашел ни одного существенного обвинения.

Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал перевес его над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения).

 

Реализация домашнего задания.

 

Нравственное благополучие семьи

духовное родство: общие интересы,
взгляды, 
деятельность

 

душевные качества: 
искреннее дружелюбие, 
любовь, уважение

 

Вывод:

Духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

 Учитель:

-Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова. Как называет его Евгений?  Речь отца и сына. (Примеры из текста). 

 

 -Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним?

Отец

Мать

Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.

Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.

Люди хорошие
народ не строгий
как опёнки на дубле

  Учитель:

-Расскажите историю жизни Арины Власьевны.

-Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

4. Самостоятельная работа учащихся в группах.  

1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?

2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.

3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»?

«Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними».

-В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» художник В. Перов заканчивает картину «Старики родители на могиле сына».

 

5. Работа с текстом.

Учитель:

-Прочитайте последний абзац эпилога, сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? 

Ученик:

-Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод:

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

 

6. Домашнее задание.

      Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?” 

     Подготовить сообщение по теме: «Базаров перед лицом смерти».

 7.Итог урока. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...