Урок внеклассного чтения "Экологические проблемы в повести И.Г. Торопова "Не стреляй в медведя дважды"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения по коми литературе (в 8-9 классах)
Экологические проблемы в повести Ивана Торопова «Не стреляй
в медведя дважды»
Цели урока:
- учить анализировать текст, вчитываться и вдумываться в его содержание;
- учить бережно относиться к окружающей природе;
- учить уважительно относиться к коми литературе.
Использованное оборудование: компьютер, презентация; учебники «Литература Республики Коми» (хрестоматия для 9-11 классов) Сыктывкар 2004 г.
Ход урока:
Вступительное слово: проблемы экологии волнуют сегодня каждого, кто способен любить и чувствовать природу, беречь её от браконьерства и жестокого обращения. Страшные лесные пожары, губящие все живое в тайге, разливы нефти в лесу и на реках, плывущая кверху брюхом рыба – таковы последствия «деятельности» чужаков на коми земле.
Коми писателей также очень волнует проблема сохранения родной природы, отношения человека к природе, к малой родине. Не секрет, что в парму, в тундру, за лесом, газом и нефтью идут люди-захватчики, не думающие о последствиях своей деятельности, о том, что останется после них…
Эта проблема – одна из основных и для творчества коми писателя Ивана Григорьевича Торопова.
Повесть «Не стреляй в медведя дважды» отмечена острым сюжетом, постановкой очень важной задачи: как сохранить родную природу. Автор призывает людей к деятельной защите окружающей среды.
Используя прием сопоставления, Торопов показывает, как человек губит природу. Вот перед нами лес Большой бор ( чтение отрывка из повести стр.144). Уважительно здоровается с лесом Ондрей-охотник, радуется встрече с ним.
- Почему «уважительно»? ( лес для Ондрея – кормилец, воплощение красоты и гармонии)
- Но вот вмешался человек-захватчик, и читатель видит совсем другую картину ( чтение отрывка стр. 146)
- Что будет с лесом?- думает Ондрей и обращается к свой собаке Кащысю, верному другу и неизменному выручателю в лесу (чтение отрывка стр.147)
Ондрей пытался бороться с опустошителями, но тщетно, в их руках сила и власть (чтение отрывка стр. 149).
- Каким человеком изображается охотник? ( он – хозяин родной земли, защитник леса, человек, воспринимающий себя частью природы)
Противопоставлены Ондрею-охотнику другие люди: начальник лесоучастка Волков, лесник Куштысев, которые лес не жалеют, губят все подряд; для которых план дороже всего, выполнение его сулит награды и премии, приносит много выгоды. И лесник Куштысев клевещет на Ондрея, ведь тот мешает опустошению леса, выступает против повальной его рубки. А все эти Волковы и Куштысевы чувствуют себя новыми хозяевами леса.
Ондрей ищет у леса защиты, успокоения. Он уже однажды пострадал от этих опустошителей.
- Как пострадал, чуть не умер Ондрей? (заранее подготовленный пересказ: попил воды из ручья и отравился, ползком добрался до своей избы, надеясь, что дома и стены помогают. Но и там вместо родного «пывсяна»-охотничьей избушки - он увидел толстый слой золы: сожгли! И силы покинули Ондрея, он почувствовал ледяное дыхание смерти. Стр. 150)
- Как спасся в тот раз Ондрей? (зажег огромный муравейник, собаку отправил за помощью).
Вот и в этот раз, дойдя до избы, Ондрей снова кланяется ей, уважительно и ласково (чтение отрывка 155).
Во второй части повести появляется новый герой – настоящий хозяин пармы, леса – медведь. Пути медведя переплетаются с дорогами людей.
- Почему медведь зашел на запретную территорию? Ведь он боится людей? (Его выгнали с привычных мест, и большой медведь стал охотиться вместе с Ондреем, то есть воровать из его ловушек добычу – еду).
И вот их пути перехлестнулись (чтение отрывка стр. 158 -161).
- Чем заканчивается повесть? (трагедией: погибают все).
- Почему погибают все: и медведь, и собака, и человек?
Слово учителя: природа не выбирает, кто лучше, человек или зверь – для нее все хороши, все нужны. Но когда человек начинает истреблять природу – он сам становится жертвой и гибнет. На такой печальной ноте заканчивается повествование.
Домашнее задание: написать сочинение-отзыв о повести И.Г. Торопова «Не стреляй в медведя дважды»
КРОССВОРД НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. название речки
2. лес по-коми
3.фамилия лесничего
4. широкий бор по-коми
5. человек для медведя
6. фамилия начальника лесопункта
7. внук Ондрея-охотника
8. фамилия газетчика
9. охотничья избушка по-коми
10. баба-яга из коми сказок.
По вертикали название медведя у охотника Ондрея.
б | и | а | с | е | р | ь | я | ||||||||||
| п | а | р | м | а | ||||||||||||
к | у | ш | т | ы | с | е | в | ||||||||||
п | а | с | ь | к | ы | я | г | ||||||||||
г | о | л | о | у | х | о | |||||||||||
в | о | л | к | о | в | ||||||||||||
г | р | и | ш | а | |||||||||||||
т | у | г | а | н | о | в | |||||||||||
п | ы | в | с | я | н | ||||||||||||
й | о | м | а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....
технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....
Технологическая карта крока литературы в 7 классе по теме :"Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" Урок внеклассного чтения.
Новые формы планирования уроков по ФГОС....
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...
Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...
Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.
Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает мыслительную деятельность учащихся....