Рабочие программы по 5 классу
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Мирошниченко Ольга Николаевна

Аннотация к рабочей программе   «Русский  язык»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Русский  язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения русского языка в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

2. Цель изучения дисциплины

Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию

3. Структура дисциплины

5 класс

Язык – важнейшее средство общения

Повторение пройденного в 1-4 классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

Лексика. Культура речи

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся должны знать определение основных изученных языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

Понимать основное содержание текстов разных стилей. Владеть техникой чтения в соответствии с годом обучения; выделять основную мысль, структурные части исходного текста; владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника.

Подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение,

тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль.

Создавать письменное высказывание разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

6. Общая трудоемкость дисциплины

5 класс –  программа  рассчитана на 204 часа в год (6 уроков в неделю), 36 уроков отводится на развитие речи.

7. Формы контроля

Контрольные работы (тесты с вариантом выбора ответа, тесты с краткой записью ответа), контрольные, проверочные, словарные диктанты, контрольные диктанты с грамматическим заданием, изложения, сочинения.

Аннотация к рабочей программе  дисциплины «Литература»

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Литература» включена в базовую часть гуманитарного цикла.

Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

2. Цель изучения дисциплины

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

3. Структура дисциплины

5 класс

Введение. Устное народное творчество.

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII век

Из русской литературы XIX века

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Из русской литературы XX века

Поэты о Великой Отечественной войне

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

Писатели улыбаются

Из зарубежной литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pisateli_i_tulskiy_kray_5_kl.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по литературе "Русские писатели и Тульский край"  разработана на 35 часов (1 час в неделю).

Целью данного курса является выявления процесса влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков (тем самым познание родины, ее культуры).

Задачи курса:

  • изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути на творчество писателя;
  • собрать фактический материал по творчеству писателей-земляков;
  • через литературные произведения писателей расширить знания учащихся о родном крае;
  • помочь увидеть Тульский край и литературу в их взаимосвязном историческом развитии;
  • воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Актуальность введения в школе курса " Русские писатели и Тульский край " определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы патриотического воспитания школьников, с другой стороны, расширением их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.

Основными формами организации занятий являются:

  • лекция
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • урок-презентация
  • урок-конкурс
  • круглый стол
  • дискуссия.

Методы и приемы обучения соотнесены с возрастными и психологическими особенностями учащихся, таковыми являются:

  • рассказ
  • беседа
  • индивидуальные занятия
  • показ и др.

Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).

Обучение проводится на безоценочном уровне.


Календарно-тематическое планирование курса литературы

«Русские писатели и Тульский край»

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока

Планируемая

фактическая

1

Введение в курс литературы

07.09.2011

2

В.А. Жуковский – «Белёва мирный житель»

14.09.2011

3

В.А. Жуковский «Эолова арфа»

21.09.2011

4

Заочная экскурсия по литературным местам Тулы

28.09.2011

5

Заочная экскурсия по литературным местам Тулы

05.10.2011

6

На пушкинской тропе. Уроженцы в Туле

12.10.2011

7

На пушкинской тропе. Уроженцы в Туле

19.10.2011

8

Г.И. Успенский. Материалы о родном городе

26.10.2011

9

Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы»

16.11.2011

10

В.В. Вересаев – «пропитанный тульской природой

23.11.2011

11

В.В. Вересаев «Без дороги». Вересаев-переводчик

30.11.2011

12

Экскурсия в дом-музей В.В.Вересаева

07.12.2011

13

Экскурсия в дом-музей В.В.Вересаева

14.12.2011

14

А.С. Грибоедов и Тульский край

21.12.2011

15

А.С. Грибоедов. Работа в Тульской губернии

28.12.2011

16

А.С. Хомяков – помещик Тульской губернии

11.01.2012

17

А.С. Хомяков – поэт, публицист, религиозный философ

18.01.2012

18

В гостях на усадьбе отца М.Ю. Лермонтова

25.01.2012

19

М.Ю. Лермонтов «Эпитафия»

01.02.2012

20

Имена великих людей, связанных с жизнью М.Ю. Лермонтова в Тульском крае

08.02.2012

21

Имена Н.В. Гоголя на карте Тульского края

15.02.2012

22

Обсуждение кинофильма «Ночь перед Рождеством»

22.02.2012

23

Места Тульского края, связанные с жизнью и творчеством И.С. Тургенева

29.02.2012

24

И.С. Тургенев в Ясной Поляне

07.03.2012

25

Комментированное чтение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

14.03.2012

26

Комментированное чтение рассказа И.С. Тургенева «Певцы»

21.03.2012

27

М.Е. Салтыков-Щедрин и Тульский край

04.04.2012

28

Чтение сказки М.Е. Салтыкова-Щердина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

11.04.2012

29

Н.С. Лесков – превосходный знаток народного быта туляков

18.04.2012

30

Чтение «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н.С. Лескова

25.04.2012

31

Чтение «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н.С. Лескова

02.05.2012

32

А.П. Чехов и Тульский край

10.05.2012

33

А.П. Чехов в Ясной Поляне

16.05.2012

34

Экскурсия в Мелихово

23.05.2012

35

Экскурсия в Мелихово

30.05.2012


Литература

  • Край наш Тульский: Путеводитель. - Тула, 2002
  • Тульский край в литературе и искусстве. - Тула, 2001
  • Тульский биографический словарь: В 2-х томах. - Тула, 1996
  • Тульский биографический словарь: Изд. 2-е, доп. - Тула, 2003
  • Гордость земли тульской: В 2-х томах. - Тула, 1982-1991
  • Булгаков В.Ф. О Толстом. - Тула, 1978
  • Милонов Н.А. Русские писатели и Тульский край. - Тула, 1971
  • Л.Н. Толстой в Тульском крае. - Тула, 1978
  • Пузин Н. Дом-музей Л.Н. Толстого Ясная Поляна: Путеводитель. - Тула, 1998
  • Новиков В.А. И.С. Тургенев в Тульском крае. - Тула, 1990
  • Новиков В.А. По тургеневским местам. - Тула, 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...