Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx | 72.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области"
«Рассмотрено » Руководитель ТГ /__________ /Липатова Н.Г. / ФИО Протокол № __1___ от «_10 » сентября__2014 г | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР /__________ /Самсонова Е.В./ Подпись ФИО «12_ » сентября 2014 г | «Утверждено» Руководитель Директор школы / __________ /______________/ ФИО Приказ № _ от « ___ » __ 200 _ г. |
/____________/Шуршина Н.И._/ подпись ФИО Приказ № __303 -О___ от« 15 »сентября 2014__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Родькиной Надежды Николаевны
учителя русского языка и литературы,
I квалификационная категория
по_литературе, 5 класс __
предмет, класс, и т.п.
Принято на заседании
педагогического совета,
протокол № 2 от
« 15 » сентября 2014 г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Учебно – тематический план по предмету
литература
Класс 5
Учитель: Родькина Н.Н.
Всего часов – 105, в неделю – 3
Планирование составлено на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной. - М: «Просвещение», 2011 года.
Учебник «Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях». В.Я.Коровина. –М: «Просвещение», 2014 год.
№ п/п | Наименование раздела и тема урока | Количество часов | УУД | Применение ИКТ | Календарные сроки | ||||||||
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные | план | факт | ||||||||
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, | презентация | 1.09 | |||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 10 часов | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | ||||||||||||
2 | Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» | 1 | Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану | Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач. | презентация | 4.09 | |||||
3 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор) | 1 | 5.09 | ||||||||||
4 | Сказка как вид народной прозы. | 1 | 8.09 | ||||||||||
5 | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. | 1 | презентация | 11.09 | |||||||||
6 | «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. | 1 | 12.09 | ||||||||||
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | 1 | презентация | 15.09 | |||||||||
8 | Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | 18.09 | ||||||||||
9 | РР Составление волшебной сказки | 1 | 19.09 | ||||||||||
10 | ВЧ Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | 22.09 | ||||||||||
11 | Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество" | 1 | 25.09 | ||||||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 часа | |||||||||||||
12-13 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». ВЧ Русские летописи. | 2 | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся | Планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; зрения и обосновывает её | презентация | 26.09 29.09 | |||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 1час | |||||||||||||
14 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | Проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану | Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих | 2.10 | ||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 13 часов | |||||||||||||
15 | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий | 1 | Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | презентация | 3.10 | |||||
16 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | 1 | видеоряд | 6.10 | |||||||||
17 | Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе | 1 | 9.10 | ||||||||||
18 | РР Басни Крылова. Анализ и исполнение | 1 | 10.10 | ||||||||||
19-20 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 2 | презентация | 13.10-16.10 | |||||||||
21 | «Спящая царевна» как литературная сказка. | 1 | 17.10 | ||||||||||
22 | В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» | 1 | 20.10 | ||||||||||
23 | А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | презентация | 23.10 | |||||||||
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | презентация | 24.10 | |||||||||
25-26 | Основные образы сказки | 2 | 27.10-30.10 | ||||||||||
27 | РР Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | 1 | 31.10 | ||||||||||
28 | РР Стихи и проза. Рифма и ритм | 1 | 10.11 | ||||||||||
29 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | 13.11 | ||||||||||
30 | ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» | 1 | 14.11 | ||||||||||
31 | ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 1 | презентация | 17.11 | |||||||||
32 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | 1 | презентация | 20.11 | |||||||||
33 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | 21.11 | ||||||||||
34 | Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». | 1 | 24.11 | ||||||||||
35 | ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | 27.11 | ||||||||||
36 | ВЧ Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | 1 | презентация | 28.11 | |||||||||
37 | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины. | 1 | 1.12 | ||||||||||
38 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения | 1 | 4.12 | ||||||||||
39 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | 1 | презентация | 5.12 | |||||||||
40 | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | 1 | 8.12 | ||||||||||
41 | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | 11.12 | ||||||||||
42 | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества | 1 | 12.12 | ||||||||||
43 | РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» | 1 | 15.12 | ||||||||||
44 | «Чудные картины» А.А. Фета | 1 | 18.12 | ||||||||||
45 | Контрольное тестирование за первое полугодие | 1 | 19.12 | ||||||||||
46 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | презентация | 22.12 | |||||||||
47-48 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев. | 2 | 25.12-26.12 | ||||||||||
49 | Тема дружбы в рассказе. | 1 | 29.12 | ||||||||||
50 | Под страхом смерти. | 1 | 12.01 | ||||||||||
51 | РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник». | 1 | 15.01 | ||||||||||
52 | А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. | 1 | презентация | 16.01 | |||||||||
53 | О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора | 1 | 19.01 | ||||||||||
54 | Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». | 1 | 22.01 | ||||||||||
55, 56 | РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе | 2 | видеоряд | 23.01 26.01 | |||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 часа) | |||||||||||||
57 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | 1 | Развивает навыки сотрудничества в разных ситуациях, находит выходы из спорных ситуаций | Принимает и сохраняет учебную цель и задачу | Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера | Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы. | 29.01 | ||||||
58 | ВЧ И. А. Бунин «Подснежник» | 1 | 30.01 | ||||||||||
59 | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец | 1 | презентация | 2.02 | |||||||||
60 | Новые знакомые Васи | 1 | 5.02 | ||||||||||
61 | Тыбурций Драб – «замечательная личность» | 1 | 6.02 | ||||||||||
62 | РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | 9.02 | ||||||||||
63 | ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» | 1 | 12.02 | ||||||||||
64 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | презентация | 13.02 | |||||||||
65 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера | 1 | презентация | 16.02 | |||||||||
66 | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | 1 | 19.02 | ||||||||||
67 | Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». | 1 | 20.02 | ||||||||||
68 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» | 1 | презентация | 23.02 | |||||||||
69 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | 26.02 | ||||||||||
70 | ВЧ Сказки К. Г. Паустовского | 1 | 27.02 | ||||||||||
71 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | презентация | 2.03 | |||||||||
72 | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | 5.03 | ||||||||||
73 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита» | 1 | 6.03 | ||||||||||
74 | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | 9.03 | ||||||||||
75 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | презентация | 12.03 | |||||||||
76 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | 13.03 | ||||||||||
77-78 | РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 2 | 16.03 19.03 | ||||||||||
79 | ВЧ П. Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | 20.03 | ||||||||||
80 | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война | 1 | 2.04 | ||||||||||
81 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | 3.04 | ||||||||||
82-83 | РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | 2 | презентация | 6.04 9.04 | |||||||||
84 | Р/Р Моё любимое стихотворение о природе. | 1 | 10.04 | ||||||||||
85 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | 1 | 13.04 | ||||||||||
86 | ВЧ Н. А. Тэффи «Валя» | 1 | 16.04 | ||||||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 часов | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||||||||
87 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» | 1 | Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану | Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. | Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения | 17.04 | ||||||
88-89 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» | 2 | 20.04 23.04 | ||||||||||
90 | Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда | 1 | презентация | 24.04 | |||||||||
91 | Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини | 1 | 27.04 | ||||||||||
92 | Истории четвёртая и пятая | 1 | 30.04 | ||||||||||
93 | Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом | 1 | 1.05 | ||||||||||
94 | РР Сообщение по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена». | 1 | 4.05 | ||||||||||
95-96 | Дж. Лондон «Сказание о Кише» | 2 | 7.05 8.05 | ||||||||||
97 | Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы» | 1 | 11.05 | ||||||||||
98 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства | 1 | презентация | 14.05 | |||||||||
99 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев. | 1 | 15.05 | ||||||||||
100 | «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | 18.05 | ||||||||||
101 | Развитие речи. Классное сочинение «Мой любимый герой» | 1 | 21.05 | ||||||||||
102 | КР Контрольное тестирование за второе полугодие | 1 | Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. | Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. | Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, | осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | 22.05 | ||||||
103 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса» Повторительно-обобщающий урок-праздник | 1 | Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые операции, действует по плану | Осознаёт познавательную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей | Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах | 25.05 | ||||||
104 | Летнее чтение | 1 | 28.05 | ||||||||||
105 | Резервный урок | 1 | 29.05 |
Содержание курса
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | 1 |
2 | РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. | 10 |
3 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). | 2 |
4 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). | 1 |
5 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). | 13 |
6 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации. | 26 |
7 | ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 2 |
8 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность | 3 |
9 | ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. , трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление). «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 24 |
10 | ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 2 |
11 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | 1 |
12 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 18 |
Итого | 105 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами , формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.
3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
Медиаресурсы:
1. Литература 5-11 класс Конструктор презентаций. На диске содержится коллекция медиа-
объектов (рисунки, фото, тексты), которые можно применять при создании презентации.
2. Уникальная библиотека текстов «Хрестоматия школьника» содержит
все ключевые произведения по литературе и отрывки из них "НОВЫЙ ДИСК"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...