Внеурочная деятельность детей
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Учитель рассказывает, как можно организовать внеурочную деятельность ребёнка, подробно показывает примеры работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организуем внеурочную деятельность .
Творческая деятельность учащихся.
Где ребёнок может проявить себя как личность, да притом ещё и творческая?! Я убеждена, что в создании проектов ученик может проявить своё творчество: фантазию, интерес, инициативу. Ведь в основе метода проекта лежит развитие не только познавательных, но и творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
Я хочу рассказать о том, как мы с 8-миклассниками работали над проектом. Это один из моментов внеурочной деятельности учащихся.
Мы (это актив класса) решили принять участие в районной конференции «Люблю тебя, земля родная!» Методом «мозгового штурма» определили, кто и как предполагает решить эту проблему. Дети сразу отметили, что должны быть встречи с людьми, поиск фактов из писем, из газетных статей в библиотеке, в архиве. Определяем, какие вопросы можно раскрыть по этой теме. Называем их. Это история памятника учителю Борисову И.А., погибшему в 1927 году, это рассказ о первом директоре школы, в которой мы учимся, это рассказ о Лобакове К.А. и его сборнике стихов «С любовью к Родине». Зачем нам это надо? Отвечаем: хотим лучше знать историю, людей своего района, не хотим быть «Иванами, не помнящими своего родства». К тому же мы с пользой проводим свободное от уроков время.
Выбираем группу детей, которые будут реализовывать наш проект. Ставим цели: учимся бережно относиться к природному и культурному наследию родного края, сохраняем историческую память, пополняем архив Кривошеинского района, готовим материалы для школьного музея. Какие шаги будут сделаны? Мы обсудили темы: «Жил на земле человек», «Он был первым директором нашей школы», «Мой дед». Каким человеком был каждый из этих людей, живших на нашей земле, что любил, чем увлекался, какие жизненные ориентиры выбирал? На эти вопросы должны ответить, обращаясь к архивным материалам, письмам, газетам прошлых лет, встречаясь со старожилами, работая в библиотеке. Ведь случилось так, что не сохранилось фотографии памятника даже в архиве района, а ребятам удалось найти её во время беседы с жительницей нашего села. Беспамятными людьми памятник учителю был перенесён в другое место, да так и затерялся. Но многие кривошеинцы помнят, что был такой памятник.
Никого не оставляют равнодушными слова Лобакова К.А., проработавшего в редакции районной газеты, ценившего слово: «Я села прекраснее не знаю, Для меня тут маленькая Русь…» Каким был он, первый директор нашей школы, прошедший репрессии, фронт? Мы прикоснулись к его письмам, писанным нам в школу в 80-ые годы прошлого века, прочитали рассказ в письмах о том, чем жили молодые люди 30-х годов прошлого века, какие увлечения у них были, порассуждали, почему так велико было желание молодых людей служить Отечеству, во имя его блага. Привожу своих воспитанников к мысли, что в основе их жизненных планов лежала творческая деятельность в сочетании с романтикой, с высокими помыслами служения Отечеству.
Результатом нашего поиска стало написание рефератов, выступление на районной конференции «Люблю тебя, земля родная!» и издание РУО и ДДТ книги «Моя малая Родина», куда вошли работы моих воспитанников.
Что же изменилось в ходе и результате нашей деятельности? Прежде всего – мы. Мы учились отыскивать информацию, делать самоанализ и давать самооценку своей деятельности, учились оценивать деятельность других. Но прежде всего мы становимся патриотами своей малой родины не на словах, а на деле. И, конечно, было приятно, когда объявили результаты: Наташа, Даша и Анжелика получили дипломы 1, 2 и 3 степеней.
В ходе реализации проекта девочки проявили творчество. Нужно было найти верное слово, красиво оформить реферат – это внешняя сторона вопроса. А ведь сколько надо было проявить такта, находчивости, умения вести беседу в разговоре со старожилами; надо было учиться вчитываться в слова писем и газетных строк о людях своего проекта. Конечно, дети стали выше в своём духовном развитии: они прикоснулись к истории земли, на которой родились и живут. Они познали свои родовые корни. Сейчас мы продолжаем этот вид деятельности, но в чуть ином плане. Класс по желанию разбит на группы: мальчики – одна группа, а по принципу «с кем мне хорошо» созданы ещё две группы. Они пока обдумывают, какие шаги будут сделаны в решении проектов: «История школьного стадиона», «Край родной, навек любимый» (его будут реализовывать девочки, которые выступали на конференции «Люблю тебя, земля родная!»), «Доброе сердце» (помощь детям из реабилитационного центра). Этот вид деятельности увлёк обучающихся. В их сердцах родился интерес, желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии и сострадании, пришло время творческого поиска. Мы думаем вместе, как помочь детям из реабилитационного центра. Совсем недавно мы дарили им собранные игрушки, а что придумать такого, чтобы радость от встречи осталась надолго, чтобы теплота наших сердец согрела этих обездоленных детей.
Ребята будут заниматься проектом ещё и потому, как они говорят, теперь они знают, как это сделать.
Хочу рассказать о совместной работе с психологом Горбиковой Ольгой Эриховной. Хорошо, что есть в школе такая служба. Скольких бы ошибок пришлось избежать, будь психолог в те годы, когда я начинала свой учительский путь. По инициативе Ольги Эриховны я проводила такое мероприятие, которое мы назвали тренинговым занятием «Подари сердце». Рисую на ватманском листе большое по объёму сердце. Говорю, что оно состоит из многих сердец живущих в нашем классе ребят. Помним о том, что в сердце каждого живёт много добра, участия, понимания, уважения к одноклассникам.
Дома каждый готовит три трафаретика сердечка. Почему три? Можно и больше, но это не будет впечатляющим. В нашей жизни на сегодняшний день есть самые близкие, значимые люди – это мама, друг и одноклассники. С ними мы проводим большую часть времени, мы постоянно общаемся, проявляем внимание друг к другу.
Первое сердечко предлагаю предназначить для подарка своей маме. А подарю ей его тогда, когда она испытывает нелёгкие минуты, а, может, просто захочу её порадовать. Вариантов о времени, месте подарка может быть много. Предлагаю слева нарисовать рисунок-подарок, небольшой, но значимый. Справа - написать ласковые слова. Безусловно, мама улыбнётся, а я люблю смотреть, как мама улыбается.
Второе сердечко предназначено другу, любимому(ой). Чем хочу порадовать, то и рисую. Это корабль, это солнце, это просто улыбка. Мои восьмиклассники оказываются не меркантильными людьми. На их рисунках цветы, улыбки, солнце; есть и поезд, рюкзак, дорога. Время и место вручения сугубо индивидуальное.
Третье сердце – классу. Каждый мой воспитанник презентует своё сердце. Это пожелание классу, это стремление к лучшему, большему в духовном развитии, в делах. Это не просто слова. Это утверждение своего «Я»: «Я хочу….». Из презентации я понимаю, что для детей важен такой момент: мы сплочённый и дружный коллектив. У этого коллектива большое сердце, которое состоит из маленьких, но очень ласковых, сострадательных сердечек. Своей презентацией каждый утверждает: я не один, нас много. Я говорю: «Если вам плохо, подойдите, посмотрите на наше большое сердце, почувствуйте друг друга, ещё раз прочитайте пожелания. А раз пожелали, то они обязательно сбудутся».
Так дети проявляют своё творческое отношение к тем, с кем живут, с кем встречаются каждый день, учатся решать проблемы в своём коллективе.
Этот вид деятельности пробуждает творческие струны души, учит трепетно относиться к окружающим людям.
К творческой деятельности относится самопрезентация. Начать работу можно в классе, а закончить дома. Но я считаю, что лучшим вариантом является совместная работа в течение нескольких классных часов или просто после уроков под наблюдением классного руководителя. Горбиковой О.Э. была разработана методика изготовления личного постера.
В жизни у каждого человека есть несколько кумиров, которым хочется подражать, на которых хочется быть похожим. В комнатах, как правило, висят плакаты, коллажи любимого человека. Объясняю, что хорошо кого- то любить, кому-то подражать. Но!Свою жизнь надо построить так и понять, что самый главный кумир – это ты сам. Давайте сделаем свой постер. Что для этого должны знать? Берём пол-листа ватмана. В центре помещаем своё любимое фото. Но может быть и шарж, и коллаж, как посчитает ребёнок нужным. А далее определяем ступеньки или шаги работы.
- Мои ценности. Что является самым главным для меня? Это может быть здоровье, любовь, дружба, учёба и т. д..
- Цели. Они ставятся в зависимости от ценностей. Если на сегодняшний день для обучающегося главным является здоровье, то он определяет себе цель: буду заниматься бегом, волейболом.
- Мои профессиональные планы. Хотя до времени конкретного пути определения в выборе профессии может быть ещё далеко, но ребёнок должен думать над тем, какая профессия его привлекает. Это ни к чему не обязывает, но думать, размышлять заставляет. Если даже никакая профессия не нравится, всё равно выбрать надо.
- Мои качества, которые помогают мне в жизни. Это могут быть самые разные качества: любовь, доброта, сострадание и т.д. Эти качества помогают мне в жизни, но могут и мешать. Например, излишняя доброта, доверчивость.
- Девиз, герб. Составление девиза, рисунок герба – этот вид деятельности потребует не только творческой фантазии, но и близкого общения с родителями. Надо вспомнить, чем занимались родственники не одного поколения, чем увлекались, чему отдавали предпочтение. В соответствии с этим и будет придуман девиз, нарисован герб. Обязательно нужно помнить о значении цвета при оформлении. Красный цвет – это «творческий» цвет, синий – успокаивает, серый – скучный и т.д..
- Мои способности. Они есть у каждого. Пусть все видят и знают. Например, Артём не очень хорошо учится, но он всегда добросовестно трудится, выполнит любое поручение. Поэтому я его привлекаю с Алексеем ужаживать за цветами в рекреации. Мальчики этого не стесняются, потому что все в школе знают, что наша рекреация самая лучшая, а цветы – самые красивые.
Постер готов. Советую повесить в своей комнате. На нём можно поместить рисунки из своей жизни, пожелания самому себе. Эти пожелания обязательно должны быть в утвердительной форме. Если ребёнок хочет избавиться от каких-то отрицательных привычек, он должен сказать самому себе: «Я буду вовремя приходить на урок». Частицы «не» быть не должно. Но также и нужно не переборщить с пожеланиями. Они должны быть выполнимы.
Советую каждое утро смотреть на свой постер. Пусть он радует душу ребёнка. Не надо забывать и вечером обратиться к нему. Пусть ребёнок поразмышляет над ним: что сделал, к чему стремиться надо.
Знакомясь с постером, я как классный руководитель лучше узнаю своего воспитанника. Ребёнок, работая над постером, ведёт осмысленную жизнь. По крайней мере, стремится к этому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ при дистанционном обучении
Выступление на семире "Перспективы дистанционного обучения детей-инвалидов" (презентация к докладу)...
Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ при дистанционном обучении (презентация)
Презентация к выступлению "Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ при дистанционном обучении" (http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/organizatsiya-vneuroc...
Театр, как одна из форм организации внеурочной деятельности детей
В российскую школу пришел новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Эт...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ « ИГРАЯ, ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ»
Дети, как известно, любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические упражнение, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя, они учатся жить.Школьник, играя, более активно у...
Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС
Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...
Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов
Особенности организации внеурочной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ....
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....