рабочая_программа_11_класс_литература
рабочая программа по литературе на тему

Савушинская Эльвира Алексеевна

Предварительный просмотр:

Пос. Кубань Гулькевичского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

                                                                     Утверждено

                                                                               решение педсовета протокол  № ___

                                                                                        от _______ 20____ года

                                                                                         Председатель педсовета

                                                                          ______________                 __________________

                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        2 вида

По      литературе 

Ступень обучения (класс)      среднее (полное) общее   11 класс  

                                                                                                                                     Количество часов   102               Уровень   базовый

Учитель   Савушинская Э.А.

Программа разработана на основе  авторской программы по литературе:  

В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература: 5-11 классы / Под ред.

В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005.

1. Пояснительная записка к рабочей программе 2 вида.

Цели обучения:

           приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

           знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные  чувства у человека читающего.

         

Задачи:

           изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

           Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе:  В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература: 5-11 классы / Под ред.

 В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005.

           Программа  предусматривает изучение литературы в количестве 4 часов в неделю (136  часов  в год).  В учебном плане количество часов уменьшено до 3 часов в неделю (102 часа в год).  Поэтому с  опорой  на программу и федеральный компонент государственного стандарта по литературе для 11 класса была составлена рабочая программа, рассчитанная на 102 часа (3 часа в неделю).

           Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

I

Литература начала XX века

1

1

Проза начала 20 века

5+2 р/р

II

Серебряный век русской поэзии:    

15

1

Символизм

4

2

Акмеизм

1

3

Футуризм

10

4

Новокрестьянские поэты

4+2 р/р

III

Литература 20-х годов

10

IV

Литература 30-х – начала 40-х годов

23+4 р/р

V

Литература периода Великой Отечественной войны

4+2 р/р

VI

Литература 50 - 90-х годов

22+3 р/р

VII

Литература конца XX – начала XXI века

2

VIII

Из зарубежной литературы

3

2. Содержание обучения.

I Литература начала XX века. ( 1ч)

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Человек и эпоха – основная проблема искусства.  Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

        

 1. Проза начала XX века (5+2 р/р ч)

И.А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». Обращение И.А.Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе. «Жизнь Арсеньева» как завершение цикла художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства.        

А.И.Куприн..Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».          

Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение любви Веры. Поэтика рассказа. А.Т. Аверченко. «Смех сквозь слезы» в рассказах и очерках Аверченко. Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко. ( по выбору уч-ся )        

IIСеребряный век русской поэзии (15 ч)

1. Символизм (4 ч)

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. В.Я.Брюсов. Стихотворения: «творчество», «Юному поэту» и др. по выбору учителя и учащихся.. Рационализм, отточенность образов и стиля.        

К.Д.Бальмонт. Стихотворения (по выбору учащихся). Интерес к древнеславянскому фольклору.(«Злые чары», «Жар-птица»).        А.Белый.( Б.Н.Бугаёв). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»)        

2. Акмеизм (1 ч)

Н.Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад» или др. (по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции.

        

 3. Футуризм.(10ч)

Манифесты футуризма. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин и др.), кубофутуристы (В.Маяковский и др.), «Центрифуга» (Б Пастернак и др.).

Западноевропейский и русский футуризм. И.Северянин. (И.В.Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском» (по выбору учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества.        

М.Горький. Жизнь, творчество, личность ( на материале автобиографических произведений и биографических работ о М.Горьком, опубликованных в последние годы).Раннее творчество Горького. Суровая правда рассказов ((«Челкаш и др.) Романтический пафос революционных песен, рассказа «Старуха Изергиль» и др. произведений.        

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей.

Т.л. Социально-философская драма как жанр драматургии ( нач. представления).         

«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.        

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве» и др.).

        

А.А.Блок. Литературные, философские пристрастия юного поэта. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.

Т.л. Развитие понятия «образ-символ»        

Тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта.        

Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении.

        

4. Новокрестьянские поэты (4+2 р/р ч)

Н.Клюев. Стихотворения по выбору учителя и учащихся..Поэмы: «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери». С.Клычков, П.Орешин, Стихотворения. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии.        

С.А.Есенин. Стихотворения ( по выбору учителя и учащихся). Россия, Русь, как основная тема есенинского творчества.

Т.л. Имажинизм.        

«Анна Снегина»,  лирическое и трагическое в поэме.

Т.л. Лирическая поэма.        

Трагизм поэмы «Чёрный человек» и лирики последних лет жизни поэта.

III Литература 20-х годов (10 ч)

Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки. Журналы.        

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич и др.)         

Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения  («Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова и др.)        

Русская  эмигрантская сатира,  её направленность (А.Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи. «Ностальгия»).        

Развитие  жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее (Е.Замятин. «Мы»)

В.В.Маяковский. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Начало творческого пути: дух бунтарства, эпатажа. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.Ранние поэмы: мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви .Антивоенные поэмы в дооктябрьской поэзии Маяковского.        

Поэт и революция Окна РОСТА. Октябрь в поэзии Маяковского. Новаторство лирико-политических поэм.         Особенности любовной лирики Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.        

Сатирическая лирика и драматургия поэта. Новаторство Маяковского-драматурга.

        

IV Литература 30-х – начала 40-х годов ( 23+4р/р)

Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы; её отражение в литературе и других видах искусства. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского и др.        

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов: А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак и др.        

Сатира в творчестве писателей 30-х годов: М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева и др.        

М.А.Булгаков. Жизнь,  творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя.

 «Мастер и Маргарита». Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм..Композиция романа        

Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.        

А.П.Платонов. Повести и рассказы. Высокий пафос и сатира в творчестве Платонова. Своеобразие стилистики произведений Платонова. Трудная судьба писателя.

Т.л. Индивидуальный стиль писателя.        

А.Н.Толстой. Роман «Пётр Первый». Историзм и злободневность романа. Композиция произведения.

Т.л. Исторический роман как жанр литературы.        

Образ Петра Первого. Изображение народа в романе. Новаторство А.Толстого – исторического романиста.        

А.А.Ахматова. Стихотворения  (по выбору учителя и учащихся) Тема Родины и гражданского мужества в лирике Ахматовой.        

«Реквием» - поэма о трагедии народа.

Т.л. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия).        

М.И.Цветаева. Стихотворения  (по выбору учителя и учащихся). Тема творчества, назначения поэта в лирике Цветаевой.        

Тема России. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи.

Т.л. Стихотворный цикл (закрепление понятия).        

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения  (по выбору учителя и учащихся). Драматическая судьба поэта Сближение с обэриутами в начале творческого пути. Человек и природа в поэзии Заболоцкого.

Т.л. Эволюция стиля поэта.        

М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.        

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта художественной панорамы.

Т.л. Роман-эпопея (закрепление понятия)        

Трагедия Григория Мелехова.        

Правдивое изображение Гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий.        

Проблема гуманизма в романе.         

Женские судьбы.        

«Поднятая целина». История создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы.        

V Литература периода Великой Отечественной войны (4+2 р/р)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Ахматовой., Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова и др.        

Поэмы: «Зоя» М.Алигер, «Лиза Чайкина» М.Светлова, «Февральский дневник» О.Берггольц. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.        

Человек на войне, правда о нём. Реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, Б.Горбатова и др.        

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова.        

VI  Литература 50-х – 90-х годов (Обзор) ( 22+3р/р )

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьёва и др.        

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский и др).        

«Городская» проза: Д. Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трофимов и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.        

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева и др.        

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история»).        

Литература Русского зарубежья. Возвращённые в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, Р.Гуль, В.Ходасевич и др).        

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.        

Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.                

А.Т.Твардовский.  Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны. Оценка событий первых лет советской власти и периода коллективизации в «Стране Муравии».         

«Тёркин на том свете» - поэма-сказка. Поэма-сатира. Осмеяние уродливой системы советского режима.

Т.л. Проблемы традиций и новаторства в литературе.        

Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.

Т.л. Лирические отступления в эпических произведениях.        

Б.Л.Пастернак. Стихотворения. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Взаимоотношения человека и природы.        

Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и её решение в романе.         

Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.        

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Трагическая судьба человека в  

тоталитарном государстве.        

«Архипелаг ГУЛАГ». Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Т.л. Публицистичность художественного произведения (закрепление понятия).        

Органическое единство художественного и публицистического в произведениях А.И.Солженицына.        

Н.М.Рубцов.»Видения на холме», «Русский огонёк» и др.стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова.        

В.П.Астафьев.  Взаимоотношения человека и природы в романе  «Царь-рыба».        

В.П.Распутин. Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок»        

В.П.Распутин. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».        

И.А.Бродский. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся»). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве Бродского.        

VII  Литература конца XX –  начала XXI века (2 ч)

Общий обзор произведений последних десятилетий. Проза: В.Белов, А.Битов, Ю.Бондарев, В.Маканин и др.        

Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Дружинина и др.        

VIII Из зарубежной литературы (3 ч)

Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Характеры главных героев.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзор) Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героя романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности.

Эрнест Миллер Хемингуэй. Повесть  «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго.         

3. Перечень практических работ.

          1. Развитие речи – 13 ч.

                                           I.Письменные работы – 13ч.

           Сочинения – 13ч:

                       контрольные – 6 (по 2ч),

                       домашнее – 1 ( 1ч),

4.Требования к подготовке учащихся по предмету.

     Перечень требований к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадает с авторской программой по предмету.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

1. Учебник: Русская литература 20 века: Учебник для 11 кл. В 2-х ч. / Под ред.

В. П. Журавлева . – М.: Просвещение, 2004. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Методическое пособие: Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе: 20 век. В 2-х ч. – М.: ВАКО, 2004.                                                                                                                                              

           

Согласовано:                                                                                Согласовано:                                                                        

Протокол заседания                                                                     Зам.дир. по УВР

МО учителей русского языка и                                                  _________________

литературы                                                                                     (Гармашова З.Ф.)

№1 от 30.08.2010г                                                                       «___» _______2010г

________________________

(Савушинская Э.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс (литература)

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений по ли...

Рабочая программа 5 класс литература

(срок реализации программы)Составлена на основе программы:   общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной...

Рабочая программа 5 класс литература 2021/2022

Рабочая программа 5a класс литература...

Рабочая программа 7б класс литература 2017/2018

Рабочая программа 7б класс литература...

Рабочая программа 9г класс литература 2017/2018

Рабочая программа 9г класс литература...

Рабочая программа 7 класс литература

Новая программа по литературе для 7 класса по ФГОСам...

Рабочая программа 8 класс литература

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...