рабочая_программа_11_класс_литература
рабочая программа по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_literatura.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Пос. Кубань Гулькевичского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Утверждено
решение педсовета протокол № ___
от _______ 20____ года
Председатель педсовета
______________ __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2 вида
По литературе
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее 11 класс
Количество часов 102 Уровень базовый
Учитель Савушинская Э.А.
Программа разработана на основе авторской программы по литературе:
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература: 5-11 классы / Под ред.
В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005.
1. Пояснительная записка к рабочей программе 2 вида.
Цели обучения:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи:
изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература: 5-11 классы / Под ред.
В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005.
Программа предусматривает изучение литературы в количестве 4 часов в неделю (136 часов в год). В учебном плане количество часов уменьшено до 3 часов в неделю (102 часа в год). Поэтому с опорой на программу и федеральный компонент государственного стандарта по литературе для 11 класса была составлена рабочая программа, рассчитанная на 102 часа (3 часа в неделю).
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
I | Литература начала XX века | 1 | |
1 | Проза начала 20 века | 5+2 р/р | |
II | Серебряный век русской поэзии: | 15 | |
1 | Символизм | 4 | |
2 | Акмеизм | 1 | |
3 | Футуризм | 10 | |
4 | Новокрестьянские поэты | 4+2 р/р | |
III | Литература 20-х годов | 10 | |
IV | Литература 30-х – начала 40-х годов | 23+4 р/р | |
V | Литература периода Великой Отечественной войны | 4+2 р/р | |
VI | Литература 50 - 90-х годов | 22+3 р/р | |
VII | Литература конца XX – начала XXI века | 2 | |
VIII | Из зарубежной литературы | 3 |
2. Содержание обучения.
I Литература начала XX века. ( 1ч)
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
1. Проза начала XX века (5+2 р/р ч)
И.А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». Обращение И.А.Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе. «Жизнь Арсеньева» как завершение цикла художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства.
А.И.Куприн..Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».
Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение любви Веры. Поэтика рассказа. А.Т. Аверченко. «Смех сквозь слезы» в рассказах и очерках Аверченко. Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко. ( по выбору уч-ся )
IIСеребряный век русской поэзии (15 ч)
1. Символизм (4 ч)
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. В.Я.Брюсов. Стихотворения: «творчество», «Юному поэту» и др. по выбору учителя и учащихся.. Рационализм, отточенность образов и стиля.
К.Д.Бальмонт. Стихотворения (по выбору учащихся). Интерес к древнеславянскому фольклору.(«Злые чары», «Жар-птица»). А.Белый.( Б.Н.Бугаёв). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»)
2. Акмеизм (1 ч)
Н.Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад» или др. (по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилёва. Трагическая судьба поэта после революции.
3. Футуризм.(10ч)
Манифесты футуризма. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин и др.), кубофутуристы (В.Маяковский и др.), «Центрифуга» (Б Пастернак и др.).
Западноевропейский и русский футуризм. И.Северянин. (И.В.Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском» (по выбору учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества.
М.Горький. Жизнь, творчество, личность ( на материале автобиографических произведений и биографических работ о М.Горьком, опубликованных в последние годы).Раннее творчество Горького. Суровая правда рассказов ((«Челкаш и др.) Романтический пафос революционных песен, рассказа «Старуха Изергиль» и др. произведений.
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей.
Т.л. Социально-философская драма как жанр драматургии ( нач. представления).
«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве» и др.).
А.А.Блок. Литературные, философские пристрастия юного поэта. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.
Т.л. Развитие понятия «образ-символ»
Тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта.
Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении.
4. Новокрестьянские поэты (4+2 р/р ч)
Н.Клюев. Стихотворения по выбору учителя и учащихся..Поэмы: «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери». С.Клычков, П.Орешин, Стихотворения. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии.
С.А.Есенин. Стихотворения ( по выбору учителя и учащихся). Россия, Русь, как основная тема есенинского творчества.
Т.л. Имажинизм.
«Анна Снегина», лирическое и трагическое в поэме.
Т.л. Лирическая поэма.
Трагизм поэмы «Чёрный человек» и лирики последних лет жизни поэта.
III Литература 20-х годов (10 ч)
Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки. Журналы.
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич и др.)
Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова и др.)
Русская эмигрантская сатира, её направленность (А.Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи. «Ностальгия»).
Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее (Е.Замятин. «Мы»)
В.В.Маяковский. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Начало творческого пути: дух бунтарства, эпатажа. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.Ранние поэмы: мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви .Антивоенные поэмы в дооктябрьской поэзии Маяковского.
Поэт и революция Окна РОСТА. Октябрь в поэзии Маяковского. Новаторство лирико-политических поэм. Особенности любовной лирики Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Сатирическая лирика и драматургия поэта. Новаторство Маяковского-драматурга.
IV Литература 30-х – начала 40-х годов ( 23+4р/р)
Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы; её отражение в литературе и других видах искусства. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского и др.
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов: А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак и др.
Сатира в творчестве писателей 30-х годов: М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева и др.
М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя.
«Мастер и Маргарита». Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм..Композиция романа
Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.
А.П.Платонов. Повести и рассказы. Высокий пафос и сатира в творчестве Платонова. Своеобразие стилистики произведений Платонова. Трудная судьба писателя.
Т.л. Индивидуальный стиль писателя.
А.Н.Толстой. Роман «Пётр Первый». Историзм и злободневность романа. Композиция произведения.
Т.л. Исторический роман как жанр литературы.
Образ Петра Первого. Изображение народа в романе. Новаторство А.Толстого – исторического романиста.
А.А.Ахматова. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся) Тема Родины и гражданского мужества в лирике Ахматовой.
«Реквием» - поэма о трагедии народа.
Т.л. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия).
М.И.Цветаева. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Тема творчества, назначения поэта в лирике Цветаевой.
Тема России. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи.
Т.л. Стихотворный цикл (закрепление понятия).
Н.А.Заболоцкий. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Драматическая судьба поэта Сближение с обэриутами в начале творческого пути. Человек и природа в поэзии Заболоцкого.
Т.л. Эволюция стиля поэта.
М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта художественной панорамы.
Т.л. Роман-эпопея (закрепление понятия)
Трагедия Григория Мелехова.
Правдивое изображение Гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий.
Проблема гуманизма в романе.
Женские судьбы.
«Поднятая целина». История создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы.
V Литература периода Великой Отечественной войны (4+2 р/р)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Ахматовой., Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова и др.
Поэмы: «Зоя» М.Алигер, «Лиза Чайкина» М.Светлова, «Февральский дневник» О.Берггольц. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.
Человек на войне, правда о нём. Реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, Б.Горбатова и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова.
VI Литература 50-х – 90-х годов (Обзор) ( 22+3р/р )
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьёва и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский и др).
«Городская» проза: Д. Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трофимов и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история»).
Литература Русского зарубежья. Возвращённые в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, Р.Гуль, В.Ходасевич и др).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
А.Т.Твардовский. Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны. Оценка событий первых лет советской власти и периода коллективизации в «Стране Муравии».
«Тёркин на том свете» - поэма-сказка. Поэма-сатира. Осмеяние уродливой системы советского режима.
Т.л. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины.
Т.л. Лирические отступления в эпических произведениях.
Б.Л.Пастернак. Стихотворения. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Взаимоотношения человека и природы.
Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и её решение в романе.
Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Трагическая судьба человека в
тоталитарном государстве.
«Архипелаг ГУЛАГ». Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.
Т.л. Публицистичность художественного произведения (закрепление понятия).
Органическое единство художественного и публицистического в произведениях А.И.Солженицына.
Н.М.Рубцов.»Видения на холме», «Русский огонёк» и др.стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова.
В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
В.П.Распутин. Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок»
В.П.Распутин. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
И.А.Бродский. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся»). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве Бродского.
VII Литература конца XX – начала XXI века (2 ч)
Общий обзор произведений последних десятилетий. Проза: В.Белов, А.Битов, Ю.Бондарев, В.Маканин и др.
Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Дружинина и др.
VIII Из зарубежной литературы (3 ч)
Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Характеры главных героев.
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзор) Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героя романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности.
Эрнест Миллер Хемингуэй. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго.
3. Перечень практических работ.
1. Развитие речи – 13 ч.
I.Письменные работы – 13ч.
Сочинения – 13ч:
контрольные – 6 (по 2ч),
домашнее – 1 ( 1ч),
4.Требования к подготовке учащихся по предмету.
Перечень требований к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадает с авторской программой по предмету.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Учебник: Русская литература 20 века: Учебник для 11 кл. В 2-х ч. / Под ред.
В. П. Журавлева . – М.: Просвещение, 2004. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Методическое пособие: Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе: 20 век. В 2-х ч. – М.: ВАКО, 2004.
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания Зам.дир. по УВР
МО учителей русского языка и _________________
литературы (Гармашова З.Ф.)
№1 от 30.08.2010г «___» _______2010г
________________________
(Савушинская Э.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс (литература)
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений по ли...
Рабочая программа 5 класс литература
(срок реализации программы)Составлена на основе программы: общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной...
Рабочая программа 5 класс литература 2021/2022
Рабочая программа 5a класс литература...
Рабочая программа 7б класс литература 2017/2018
Рабочая программа 7б класс литература...
Рабочая программа 9г класс литература 2017/2018
Рабочая программа 9г класс литература...
Рабочая программа 7 класс литература
Новая программа по литературе для 7 класса по ФГОСам...
Рабочая программа 8 класс литература
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...