Рабочая программа 5 класс (литература)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_5_klass.doc | 321.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от «___»сентября 2011 г. ___________/Мозжерина Л.А./ Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №___ от «___»сентября 2011 г. | Согласовано Зам.директора по УР __________/Зиангирова Л.Н./ «___»сентября 2011 г. | Утверждено Директор МОБУ СОШ №4 __________/Юсупова Л.Ю./ Приказ№____________ «___»сентября 2011 г. |
Рабочая программа
по литературе для 5 класса
основного общего образования
г. Нефтекамск,2010 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки обучающихся; сведения об учебно-методическом и о материально-техническом обеспечении.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
У обучающихся формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.
Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа для пятого класса рассчитана на 68 учебных часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основное содержание
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
Устное народное творчество (6 ч)
Повторение знакомых жанров русского народного творчества. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, час тушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский харак тер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота», полное неиссякаемой любви сердце, готовность жертвовать собой — духовные данные Василисы Премудрой. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы Яги, Кощея Бес смертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки.
«Иван — крестьянский сын н чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, младшего среди своих братьев и кажущегося им не готовым к борьбе с врагом родной земли. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гиперболы (развитие представлений). Сказочные форму лы. Вариативность народных сказок (начальные представления).
Из древнерусской литературы (1ч)
Возникновение древнерусской литературы.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Теория литературы. Летопись (начальные представления
Из литературы XVIII века (1 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэти ческой форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Юмор (начальные представления).
Из литературы XIX века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов (3 ч). Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инди видуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (началь ные представления).
Василий Андреевич Жуковский (2 ч). Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и на родной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. Конкурс на лучшую обработку народной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Ге рои баллады.
Теория. Литературная сказка. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин (5 ч). Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зе леный...»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных ска зок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвей царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм — тема «бродячих сюжетов»). Противостояние доб рых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положи тельных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (закрепление представлений). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. «Бродячие сюжеты» сказок народов мира.
Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч). Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Впервые историческое событие передается устами рядового участника сражения. Восприятие героического сражения молодым солдатом и современными читателями. Патриотический пафос стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представле ний), звукопись, метафора, аллитерация (начальные представления).
Николаи Васильевич Гоголь (2 ч). Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — по весть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз ни, народных преданий, сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов (3 ч). Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедли вость. «Мороз, Красный нос»: отрывок из поэмы — «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (3 ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — рассказ о жизни в эпоху гос подства крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные понятия). Сравнение (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой (3 ч). Краткий рассказ о писателе (детство, на чало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характе ра, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждую щих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов (1 ч). Краткий рассказ о писателе (детство и на чало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невеже ства героев рассказа. Юмор ситуации.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе (2 ч)
А. А. Фет. «Весенний дождь». А, Н. Плещеев. «Весна», Ф. И. Тютчев. «Весенние воды», А. С. Пушкин. «Унылая пора...»,И. С. Никитин. «Весело сияет Месяц над селом...», И. 3. Суриков. «Зима». Выразительное чтение наи зусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин (1 ч). Краткий рассказ о писателе (детство и на чало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстети ческое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просто рами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между со бою какими-то невидимыми и тайными силами.
Владимир Галактионович Короленко (3 ч). Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и состра дание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа от ношений в семье.
Теория литературы. Портрет, пейзаж, композиция литературного произ ведения (начальные понятия), сравнение (развитие понятий).
Сергей Александрович Есенин (1ч.) Краткий рассказ о поэте. Картины родных мест в стихотворениях « Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Павел Петрович Бажов (2 ч). Краткий рассказ о писателе (детство и на чало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фан тастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка. Тайны мастерства. «Малахитовая шкатулка».
Теория литературы. Сказ (начальные представления).
Самуил Яковлевич Маршак (2 ч). Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и от рицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных ска зок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов (2 ч). Краткий рассказ о писателе (детст во, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Глав ный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страда ния и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений)
Виктор Петрович Астафьев (2 ч). Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро» — бесстрашие, тер пение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных об стоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «От крытие» Васюткой нового озера.
Теория литературы. Автобиографичность произведения (начальные
представления).
«Ради жизни на Земле» (2 ч)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в го ды Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»,
А. Т. Твардов ский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — тема многих прозаических и стихотворных произведений о Великой Отечественной войне.
О Родине и родной природе (2 ч)
И. А. Бунин. «Помню— долгий зимний вечер...», А. Т. Твардовский. «Лес осенью», А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...», С. А. Есенин. «Разгуля лась вьюга...», А. А. Прокофьев. «Аленушка», Д. Б. Кедрин «Аленушка».
Стихотворные и прозаические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающей родной
природы и осмысление собственного мироощущения,н астроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Писатели улыбаются(1ч.)
Саша Чёрный.Рассказы.
Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон (1 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо (1 ч). Краткий рассказ а писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (сме лость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоя тельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Христиан Андерсен (3 ч). Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен (1 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойе-ра». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интерес ным.
Джек Лондон (1 ч). Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труд нейших жизненных обстоятельствах.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Введение | 1 | |||
1 | Роль книги в жизни человека. | 1 | ||
Устное народное творчество | 5 | |||
2 | Устное народное творчество | 1 | ||
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 1 | ||
4 | Художественный мир сказки «Царевна- лягушка». | 1 | ||
5 | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического содержания. | 1 | ||
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 1 | |||
7 | Возникновение древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | ||
Из русской литературы XVIII века | 1 | |||
8 | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | ||
Из русской литературы XIXвека | 10 | |||
9 | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне». | 1 | ||
10 | И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом». Анализ и исполнение. | 1 | ||
11 | И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Анализ и исполнение. | 1 | ||
12 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | ||
13 | В.А. Жуковский. «Кубок» Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | 1 | ||
14 | А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути . Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | ||
15 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | ||
16 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки. | 1 | ||
17 | Сопоставление «Сказка о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна». | 1 | ||
18 | Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Рифма, способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | ||
Русская литературная сказка | 14 | |||
19 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | ||
20 | Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | 1 | ||
21 | М.Ю.Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический смысл стихотворения. | 1 | ||
22 | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. Знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | ||
23 | Н.В.Гоголь. Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место». | 1 | ||
24 | Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | ||
25 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 1 | ||
26 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н.А.Некрасова.
| 1 | ||
27 | Детство И.С.Тургенева, начало деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | 1 | ||
28 | Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. Непримиримое отношение писателя к деспотизму. | 1 | ||
29 | А.А.Фет. Слово о поэте. Поэтический образ родины в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь». | 1 | ||
30 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | ||
31 | Жилин и Костылин. | 1 | ||
32 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | 1 | ||
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 2 | |||
33 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | ||
34 | Анализ лирического произведения. И.А.Бунин «Леса в жемчужном инее». | 1 | ||
Из русской литературы XXвека | 12 | |||
35 | И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | ||
36 | В.Г.Короленко «В дурном обществе».Вася и его отец. | 1 | ||
37 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | ||
38 | С.А.Есенин. Картины родных мест в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | ||
39 | П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Волшебство и таинственность в сказе. | 1 | ||
40 | К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».Черты народной сказки в произведении. «Заячьи лапы». | 1 | ||
41 | С.Я.Маршак. Пьеса – сказка «12 месяцев». Традиции народной сказки. | 1 | ||
42 | Положительные и отрицательные герои в сказке «12 месяцев». | 1 | ||
43 | А.Платонов «Никита». Быль и фантастика в рассказе. | 1 | ||
44 | «Никита». Душевный мир главного героя. | 1 | ||
45 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя. | 1 | ||
46 | Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». | 1 | ||
Поэты о Великой Отечественной войне(1941-1945гг.) | 2 | |||
47 | Дети и война. А.Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | ||
48 | Дети и война. К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». | 1 | ||
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | 2 | |||
49 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | 1 | ||
50 | Стихотворения Д.Кедрина и А.Прокофьева «Алёнушка». | 1 | ||
Писатели улыбаются | 2 | |||
51 | Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов. Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». | 1 | ||
52 | Итоговый урок по русской литературе. | 1 | ||
Из зарубежной литературы | 8 | |||
53 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд». Черты характера героя, прославляемые в балладе. | 1 | ||
54 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо».Герой на острове. Устройство жизни | 1 | ||
55 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. | 1 | ||
56 | «В какой длинный путь она отправилась ради него…». | 1 | ||
57 | «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать!» | 1 | ||
58 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. | 1 | ||
59 | Джек Лондон «Сказание о Кише». Мужество, смелость и благородство героя. | 1 | ||
60 | Обобщающий урок по теме: «Мой любимый литературный герой» | 1 | ||
Развитие речи | 5 | |||
61 | Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки» | 1 | ||
62 | Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||
63 | Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») | 1 | ||
64 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | ||
65 | Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 | ||
Внеклассное чтение | 3 | |||
66 | Жанр басни в мировой литературе | 1 | ||
67 | Н.А.Некрасов .Стихотворение «Крестьянские дети». | 1 | ||
68 | П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки. | 1 |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид учебного занятия | Требования к ЗУН | Примечание | |
п | ф | ||||||
Введение | |||||||
1. | Роль книги в жизни человека. | 1 | Беседа . Тестирование | Специфика литературы как предмета; как устроен учебник; навык работы с книгой. | |||
Устное народное творчество | |||||||
2. | Устное народное творчество | 1 | Рассказ учителя . Беседа | Особенности фольклора | |||
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | 1 | Обучение чтению. Беседа | Сказка – фольклорный жанр; навык пересказа. | |||
4 | Художественный мир сказки «Царевна- лягушка». | 1 | Обучение чтению. Беседа | Волшебная сказка; её особенности; навык пересказа; план. | |||
5 | «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического содержания. | 1 | Обучение чтению. Беседа | Героическая сказка жанровые признаки умение выразительно читать. | |||
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Обучение чтению. Беседа | Бытовые сказки | |||
7 | Р.р.Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки» | 1 | Урок развития речи | Комплексное применение ЗУН | |||
Из древнерусской литературы | |||||||
8. | Возникновение древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Обучение чтению. Беседа | Жанр летописи; навык выразительного чтения, пересказа. | |||
Из русской литературы XVIII века | |||||||
9. | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | Обучение чтению. Беседа | Жизнь Ломоносова; анализ стихотворения; навык выразительного чтения. | |||
Из русской литературы XIXвека | |||||||
10 | И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне». | 1 | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Понятие об аллегории и морали | |||
11. | И.А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом». Анализ и исполнение. | 1 | Беседа. Обучение чтению | Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Понятие об аллегории и морали | |||
12 | И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Анализ и исполнение. | 1 | Беседа. Обучение чтению | Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Понятие об аллегории и морали | |||
13 | Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе. | 1 | Урок внеклассного чтения | Предшественники и последователи Крылова в жанре. Обучение выразительному чтению. | |||
14 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Рассказ учителя. Беседа . Обучение чтению | История создания сказки; черты литературной и народной сказки; навык выразит. чтения, пересказа. | |||
15 | В.А. Жуковский. «Кубок» Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | 1 | Беседа. | История создания баллады. Навык выразительного чтения. | . | ||
16 | А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути . Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | Рассказ учителя . беседа | Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. | |||
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | Беседа. Обучение чтению | Влияние народного творчества на будущего поэта, развитие речи и воображения учащихся. | |||
18 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки. | 1 | Беседа | Сопоставительная характеристика центральных героев сказки. | |||
19 | Сопоставление «Сказка о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна». | 1 | Беседа | Сопоставительная характеристика центральных героев сказки. | |||
20 | Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Рифма, способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | Лекция с элементами беседы | Рифма ,виды рифм,строфа,ритм | |||
Русская литературная сказка | |||||||
21 | Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | |||
22 | Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea princeps» Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения | 1 | Обучение чтению. Беседа | Пафос | |||
23 | М.Ю.Лермонтов. О поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический смысл стихотворения. | 1 | Рассказ учителя. Обучение чтению | Композиция стихотворения и особенность повествования | |||
24 | Р.р.Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова. | 1 | Урок развития речи | Навыки анализа художественного текста | |||
25 | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. Знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Рассказ учителя. Обучение чтению | Детство и юность Гоголя; своеобразие его первого сборника; навыки выразительного. чтения. | |||
26 | Н.В.Гоголь. Поэтизация народной жизни в повести «Заколдованное место». | 1 | Беседа. | Герои и сюжет повести; реальное и фантастическое; трагическое и комическое; навыки выр. чтения, анализа эпизода. | |||
27 | Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Рассказ учителя. Обучение чтению | Биография и личность поэта; навыки выр. чтения, составления плана, анализа стихотворения. Развитие понятия об эпитете | |||
28 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 1 | Беседа | Выразительное чтение; анализ образа | |||
29 | Вн.чт. Н.А.Некрасов .Стихотворение «Крестьянские дети». | 1 | Беседа | Выразительное чтение; анализ образов | |||
30 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н.А.Некрасова.
| 1 | Урок контроля | Комплексное применение ЗУН | |||
31 | Детство И.С.Тургенева, начало деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | 1 | Рассказ учителя. Обучение чтению | Своеобразие Тургенева – повествователя; прототипы рассказа; пересказ. | |||
32 | Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. Непримиримое отношение писателя к деспотизму. | 1 | Беседа. Практикум | Навыки анализа художественного произведения | |||
33 | Р.р. Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») | 1 | Урок развития речи | . Знание материала; умение составлять план; выражение своей точки зрения. | |||
34 | А.А.Фет. Слово о поэте. Поэтический образ родины в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь». | 1 | Рассказ учителя. Практикум | Навыки анализа лирического произведения | |||
35 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | Рассказ учителя . Обучение чтению | Жизнь Л.Н.Толстого; анализ эпического произведения; работа с текстом; пересказ. | |||
36 | Жилин и Костылин. | 1 | Беседа | Умение отбирать материал; навыки сопоставительной характеристики героев. | |||
37 | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник» :Жилин и Костылин: разные судьбы». | 1 | Урок развития речи | Умение отбирать материал; навыки сопоставительной характеристики героев. Композиция сочинения. Работа над типом речи- рассуждением | |||
38 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | 1 | Рассказ учителя. Практикум | Биография А.П.Чехова; понятия «юмор», «сатира»; навыки групповой работы. | |||
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | |||||||
39 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | Беседа | Навыки анализа лирического произведения | |||
40 | Анализ лирического произведения. И.А.Бунин «Леса в жемчужном инее». | 1 | Лекция с элементами беседы | Навыки анализа лирического произведения, выразительное чтение | |||
Из русской литературы XXвека | |||||||
41 | И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1 | Беседа | Навыки выр. чтения, анализа, словесного рисования. | |||
42 | В.Г.Короленко «В дурном обществе».Вася и его отец. | 1 | Беседа | Жизнь и личность писателя; выразительное чтение и пересказ. | |||
43 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | Беседа | Навыки комментированного чтения. | |||
44 | Р.р. Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1 | Урок развития речи | Навыки работы над сочинением. | |||
45 | С.А.Есенин. Картины родных мест в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | Беседа | Навыки анализа лирического произведения | |||
46 | П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Волшебство и таинственность в сказе. | 1 | Беседа | Жанр сказа; навыки аналитического чтения и пересказа. | |||
47 | Вн.чт. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки. | 1 | Урок внеклассного чтения | Навыки групповой работы и творческих способностей. | |||
48 | К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».Черты народной сказки в произведении. «Заячьи лапы». | 1 | Беседа | Навыки комментированного чтения, работа с понятием « эпитет» | |||
49 | С.Я.Маршак. Пьеса – сказка «12 месяцев». Традиции народной сказки. | 1 | Беседа | Жизнь и творчество С.Я.Маршака; анализ и чтение драматического произведения. | |||
50 | Положительные и отрицательные герои в сказке «12 месяцев». | 1 | Беседа | Навыки выр. чтения и анализа. | |||
51 | А.Платонов «Никита». Быль и фантастика в рассказе. | 1 | Беседа | Навыки комменти-рованного чтения. | |||
52 | «Никита». Душевный мир главного героя. | 1 | Беседа | Выборочное комментирование; развитие речи; составление плана. | |||
53 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографич-ность произведения. Черты характера героя. | 1 | Лекция с элементами беседы | Творчество писателя; навыки пересказа, комментированного чтения. | |||
54 | Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро». | 1 | Беседа | Анализ текста; навыки словесного рисования и ком-ментированного чтения. | |||
Поэты о Великой Отечественной войне(1941-1945гг.) | |||||||
55 | Дети и война. А.Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | Беседа | Творчество А.Твардовского; выр.чтение; жанровые особенности баллады. | |||
56 | Дети и война. К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». | 1 | Беседа | Жизнь писателя; выр. чтение, работа над сюжетом. | |||
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | |||||||
57 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. | 1 | Беседа | Комплексный ана-лиз стихотворений; выр. чтение. | |||
58 | Стихотворения Д.Кедрина и А.Прокофьева «Алёнушка». | 1 | Беседа | Навыки сопоставительного анализа; выр. чтение. | |||
Писатели улыбаются | |||||||
59 | Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов. Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». | 1 | Беседа | Творчество писателей; сжатый пересказ, инсценирование, устное словесное рисование. | |||
60 | Итоговый урок по русской литературе. | 1 | Урок контроля | Обобщение и систематизация знаний. | |||
Из зарубежной литературы | |||||||
61 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд». Черты характера героя, прославляемые в балладе. | 1 | Лекция с элементами беседы | Творчество писателя; навыки выр. чтения, анализа. | |||
62 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо».Герой на острове. Устройство жизни | 1 | Беседа | Навык самостоятельной работы с учебником; тема путешествия в литературе; развитие речи | |||
63 | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. | 1 | Беседа | Жизнь и творчество писателя; навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения; пересказ | |||
64 | «В какой длинный путь она отправилась ради него…». | 1 | Беседа | Понятие «подтекст»; навыки пересказа, выр. чтения, анализа. | |||
65 | «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать!» | 1 | Беседа | Анализ текста; выр. чтение, пересказ. | |||
66 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. | 1 | Беседа | Жизнь и творчество писателя; навыки самостоятельной работы с учебником, выр. чтения. | |||
67 | Джек Лондон «Сказание о Кише». Мужество, смелость и благородство героя. | 1 | Беседа | Жизнь и творчество писателя; анализ темы и идеи произведения. | |||
68 | Обобщающий урок по теме: «Мой любимый литературный герой» | 1 | Беседа | Комплексное применение ЗУН |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.-М.:Просвещение,2008г.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс -М.:ВАКО,2006г.
- Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.- М.: Русское слово,2005г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Телевизор
- DVDпроигрыватель
- Компьютер
- Кассетный магнитофон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...