Рабочая программы по литературе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Лаврикова Елена Викторовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 10-11 классов ( авторы: В.Я. КОРОВИНА, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский В.П. Полухина;) под ред. В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_10kl-profil-.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 10-11 классов ( авторы: В.Я. КОРОВИНА, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский В.П. Полухина;) под ред. В.Я. Коровиной. – М. Просвещение, 2012 и  учебника   для ОУ. В 2-х частях. 10 класс. Автор: В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2014.

 Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Календарно- тематическое планирование прилагается отдельно.

Пояснительная  записка

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели изучения литературы в школе:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

-    развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств.

-    освоение текстов художественных произведений в единстве формы  и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

-    совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте. 

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).

  В 10-11 классе предусмотрено изучение литературы на историко- литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Ведущая проблема изучения литературы в 10 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Особое внимание уделяется вопросам традиций и новаторства, вопросам теории литературы( от усвоения отдельных теоретико- литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем)..

Чтение произведение зарубежной литературы в  10 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, словарная работа, произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа линейного курса на историко-литературной основе изучения литературы в 10 классе рассчитана на 3 часа в неделю.

КОНЦЕПЦИЯ    ПРОГРАММЫ - ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ личностно  развивающее, граждански ориентированное,   глобально ориентированное, экоадекватное, духовно - нравственное.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов по

типовой

программе

Кол-во часов по

рабочей

программе

Из них

КР

Вн.чт.

Развитие речи

Введение. Литература первой половины XIX века

3

3

Творчество А.С. Пушкина

12

12

1

2

Творчество М.Ю. Лермонтова

7

7

2

Творчество Н.В. Гоголя

8

8

1

1

Творчество А.Н. Островского

6

6

1

Творчество И.А. Гончарова

4

4

Творчество И.С. Тургенева

6

6

1

Творчество Ф.И. Тютчева

3

3

 1

Творчество А.А. Фета

2

2

Творчество  Н.А.Некрасова

9

9

2

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

4

1

1зачёт

Творчество Ф.М.Достоевского

12

12

1зачёт

Творчество Н.С.Лескова

3

3

1зачёт

1

Творчество Л.Н.Толстого

15

15

1

Творчество А.П.Чехова

5

5

1

Зарубежная литература

2

Резервные уроки

2

Итого

105

105

3

11

Содержание тем учебного курса

Введение

Литература первой половины XIX века

Характеристика литературы 19 века – 1ч

Традиции и новаторство в творчестве Г.Р.Державина . Личность и судьба В.А.Жуковского – 1ч

Становление реализма как жанра. Литературная критика 60-х годов – 1 ч

Александр Сергеевич Пушкин – (10+2)  «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца   с  Поэтом»,   «Вольность»,   «Демон», «Осень»

 «Медный всадник»,»Цыганы»,»Кавказский пленник», «Борис Годунов»,»Евгений Онегин».

Сочинение «Способен ли Онегин любить?»

Михаил Юрьевич Лермонтов. (5+2).  Жизнь и творчество.

 «Как часто пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Роман «Герой нашего времени».

Сочинение «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Николай Васильевич Гоголь.(8 + 1ч).  Жизнь и творчество. (Обзор.)

Авторское сознание и способ его выражения в идейном замысле поэмы «Мёртвые души». Россия «мёртвых душ». Образ города в поэме «Мёртвые души». Образ дороги в поэме «Мёртвые души». Чичиков и чичиковщина. Тайны поэмы «Мёртвые души». Образ автора, народ и Родина в поэме. Внеклассное чтение «Выбранные места из переписки с друзьями».

Анализ эпизода поэмы.

Литература второй половины XIX века

Александр Николаевич Островский. (6ч).  Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

«Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»), Драма «Гроза», «Бесприданница» (вн).

Иван Александрович Гончаров. (4ч).  Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Иван Сергеевич Тургенев.(5 + 1 ч.)  Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. {«Базаров» Д. И. Писарева).

«Отцы» и «дети» в романе. Смысл названия романа. Любовь в романе. Базаров – герой своего времени.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Федор Иванович Тютчев. (3ч).  Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано пре- дуга дать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Афанасий Афанасьевич Фет. (2ч)  Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Остановленные мгновенья» в лирике Фета. Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор)

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. (6 + 3ч.) Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над-рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа в пореформенной Руси. Крестьяне и помещики в поэме. Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках .Народ и Гриша Добросклонов.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (4ч.)  Жизнь и творчество. (Обзор.)

Сказки Салтыкова –Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. «Господа Головлёвы» (обзор).

Федор Михайлович Достоевский. (12ч.)  Жизнь и творчество, (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорблённых. Теория Раскольникова и истоки его бунта. Преступление Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Семья Мармеладовых. «Правда» Сони. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Николай Семенович Лесков. (3ч.)  Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Очарованный странник». Вн.чт. «Леди Макбет Мценского уезда».

Лев Николаевич Толстой. (15ч.)  Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

«Война и мир» - роман – эпопея. Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер. Петербург 1805г», «Именины у Ростовых», «Лысые горы». Изображение войны 1805 – 1807 годов. Поиски плодотворной деятельности П.Безухова и А.Болконского (том 2).Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. Отечественная война 1812 года. Кутузов и Наполеон в романе.  «Мысль народная» в романе. Образ Наташи Ростовой. «Мысль семейная» в романе.

Антон Павлович Чехов. (4 + 1 ч.) Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

 Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад».

Из зарубежной литературы

И.В.Гёте и его трагедия «Фауст» (2ч).

Оноре де Бальзак.  «Гобсек». Изображение губительной власти денег в повести. (3ч.)

Произведения для заучивания наизусть в 10 классе

А.С.Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

А. Т. Тв а р д о в с к и й. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать (понимать):

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их   творческой эволюции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

основные теоретико-литературные понятия,

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Учебно-методическое обеспечение

п/п

  Содержание.

Класс

Автор(ы)

Издательство

Год издания

1

Программы  ОУ

 

10

В. Я. Коровина

Москва «Просвещение»

2012

2.

Учебник для ОУ.  В 2-х частях.

10

В.И.Коровин

Москва «Просвещение»

2014

3.

Поурочные разработки по русской литературе. 1ч.

10

И.В. Золотарёва,

Т.И. Михайлова.

Москва

«ВАКО»

2005

4.

Поурочные разработки по русской литературе. 2 ч.

10

И.В. Золотарёва,

Т.И. Михайлова.

Москва

«ВАКО»

2004

5.

Поурочные разработки по литературе. 1 полугодие.

10

Н.В. Егорова

И.В. Золотарёва,

Т.И. Михайлова.

Москва

«ВАКО»

2007

 

       

 Мультимедийные пособия:

СД1   -   «Уроки литературы. 10 класс». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

СД2  - Электронная энциклопедия по литературе.

        Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...