Урок-исследование
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Берлинская Парасковия Васильевна

Урок по литературе в 7 классе. в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_dusha_obyazana_truditsya.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНОПЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ МБОУ ПАВЛОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 

Урок -исследование «Душа обязана трудиться»

(по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Выполнила: Учитель русского языка и литературы

Берлинская Парасковия Васильевна

 

 

д. Пронино

                                                                                                                             2014

Предмет, который мы преподаем, особый – литература. Это искусство, которое отражает мир посредством слова. Именно на наших уроках складывается художественная многомерная модель мира. В отличие от других школьных предметов учитель литературы балансирует на грани науки и искусства.  

       Все это требует от учителя профессионального самосовершенствования. Этого требуют и Стандарты второго поколения, в которых культурно-исторический и системно-деятельностный подход становится ведущим. Развитие личности обеспечивается через формирование  универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса.

                

1.Тема урока:

Урок – исследование «Душа обязана трудиться».

2.Тип урока:

урок комплексного применения знаний и способов деятельности; проблемный анализ текста.

3. Форма урока:

Урок по литературе для 7 класса посвящен знакомству со стихотворением  Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», построен как  урок-исследование.

4. Предмет:

литература.

5. Класс:

учащиеся 7 класса, владеющие навыками работы в малых группах (в парах)

6. Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, система малых групп  

7. Технология:

Данный урок построен с применением  метапредметной технологии, технологии мастерских, ИКТ. Также налицо применение метода проектов. На данном уроке учитель предстает в образе мастера, который создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

        На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, при необходимости прибегая к помощи учителя и других учеников.

8.Место урока в системе уроков литературы:

Урок проводится при изучении лирического произведения по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.

9.Перспектива:

  урок может найти свое место при работе над проектом «Душа».

Развиваемые компетенции:

Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки)

Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ, синтез)

Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие, эмоциональное развитие)

Развиваемые УУД:

Личностные – нравственно-этическая ориентация

Регулятивные – целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные

        Общеучебные – самостоятельное формулирование цели, поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста, ориентация в тексте

        Логические – анализ текста, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,  умение точно выражать свои мысли

Цели:

1)предметные:

овладение навыками анализа текста,

подготовка учащихся к сочинению

2)метапредметные:

овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

формирование информационной культуры личности ребенка,

формирование навыков творческой деятельности,

развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

3)личностные:

формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста,

духовное развитие через работу с понятием и текстом

Оборудование:

текст стихотворения,

 музыкальный ряд (Моцарт-Вивальди «Душа», композиция «Струн души… » (христианская музыка),

Урок-исследование в 7 классе

Тема: «Душа обязана трудиться» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»)

 структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организация начала урока 2мин

Готовность класса. Приветствие

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе. Приветствуют учителя

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование  

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация  3мин

Дает установку

Слово учителя:

Бог создал на земле человека в последнюю очередь. Он вдохнул в него разум и тем самым возвеличил над всем живым миром. Человек стал
венцом творения небесных сил. Ему были дарованы чувства любви, ненависти, боли, счастья. Ему была дана душа.
Сегодня на уроке мы должны понять, в чём красота души человека, почему человек должен заботиться не только о материальном благополучии, внешней красоте, но и о духовном здоровье.  

Слушают учителя

 

Определяют и записывают тему урока  

Личностные:  нравственно-этическая ориентация

 

3. Целеполагание   5 мин

 А что же такое душа? Предоставим слово нашим исследователям

 

Выступют с информацией.

Слушают выступающих Определяют и записывают тему урока

Формулируют цель

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний 10мин

 Учитель:

Душа.…А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета…

-О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»?

(О доме, в котором царит уют; о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом; о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….)(На фоне звучащей музыки: Моцарт-Вивальди «Душа»)

Выстраивание ассоциативного ряда. Индивидуальная работа

-Какие ассоциации приходят на ум или западают в вашу душу, когда вы произносите слово «душа»?

Проверка результатов. Запись ассоциаций на доске

ДУША

-внутренний дом, где все родное

-Добро или зло

-Любовь

-Гармония или дисгармония

-свой мир

-свет-тьма

-тайна

-чистота

-мир

-сердце

 

 

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, рассуждают

Делают записи в тетрадь

 

1) Познавательные:

 Построение логической цепи рассуждений.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

 Коммуникативные : оценка действий партнера, умение выражать мысли

 Словарная работа; реализвция группового задания 10 мин

 1)Подбор антонимов: 

бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость.

2)Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами):

Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная

У – умиротворенная, умная, увлекающаяся

Ш - широкая

А – артистичная, активная-Как вам видится, а что же  такое душа?

-Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?

(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)

-Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю.

1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание.

2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

4.В старину: крепостной крестьянин.

5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).

Группы предлагают свои определения

А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой)

Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

В) Душа – это человек. ( Христианство)

- Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.

Составляется одно общее определение.

(Примерно получилось такое:

Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)

А сейчас при помощи глаголов постараемся описать состояние души

-Что может происходить в душе каждого из нас?  Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души.

Для работы предлагается заполнить два столбика:   

                                                             

Веселится                                Гневается

Успокаивает                              Завидует

Помогает                               Подталкивает

Защищает                                     Губит

Возрождает                                 Убивает

Мирит                                           Ссорит

Радуется                                       Злится

Умиротворяет                             заботится

Трудится                                     Ленится

Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится.

 Слово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает нас к бездушным роботам. 

 Работают со словом в группах

Отвечают на вопросы, рассуждают

Работают с толковыми словарями

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- умение работать в группе, находить общее решение;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

 Знакомство со стихотворением Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» 10мин

 - Сегодня   наш урок, как вы уже заметили, посвящен труду человеческой души. Тема труда – одна из основных как в русской, так и в мировой литературе. Валерий Брюсов писал в стихотворении «Труд»:

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова «Труд»!

Писатели, поэты, художники посвящали теме труда свои лучшие произведения. И это не случайно, потому что труд – основа жизни, трудом живет и славится человек.

Чтение подготовленным учащимся стихотворения
Заболоцкого «Душа обязана трудиться».
  1)Слово учителя

Оказывается, проблемы, связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и мы, над словом «душа»

 Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться    А  так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения. Первичная беседа

-Что это, как вы думаете? Совет? Наказ? Нравоучение для нас с вами? Обращение к читателю, к себе? (можно порассуждать)

    Вы представляете, эти строки писал поэт, будучи смертельно больным. Стало быть, это обращение к нам с вами.

Можно выслушать детей: о чем стихотворение, чем интересно с точки зрения языка, что необычно, какое настроение вызвало, каким видим автора, о чем оно заставило задуматься…

Можно задать вопросы:

- О чем вы подумали, когда услышали строки? (рассуждаем)

-О чём оно? Какие проблемы решает в нем автор?

А) проблема жизненной цели

  Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом.

 Б)проблема освоения новых жизненных рубежей:  только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед.

Слушают

Делятся впечатлениями

Работают

с текстом.

 Отвечают на вопросы

рассуждают

1)Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

 2.познавательные: формулирование проблемы, выбор обоснований, анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

3.Регулятивные  

Прогнозирование, планирование

4.Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

 

-Какова основная мысль стихотворного текста?

 «душа обязана трудиться»

 -Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

- Как, по мнению автора, можно заставить трудиться? Что нужно делать для того, чтобы не позволять душе лениться?

( «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды».

-Это автор употребляет в переносном  значении. Какой смысл вложил автор в эти слова?

(«Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

- Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек  потеряет себя, свою индивидуальность.)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

-А как сам автор относится к своей душе?

 (строг к своей душе)

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.

- Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него?

 «Душа - рабыня и царица», «Воспитание души», «Труд души»)

  Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет -   это зависит от каждого человека.    

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

 И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов .Послушайте одно из таких, которое тронуло мою душу. Это стихотворение И.Шварца «Музыкант играл на скрипке»

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать

 Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
Задумалась над последними двумя строчками. Да, наверное, это так.
Мне кажется, что труд души заключается в постоянном движении, развитии и совершенствовании. 

 

 Рефлексия 2мин

-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Делятся впечатлениями

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Домашнее задание 3 мин

Задание №1

Составьте синквейн «Душа»

Задание №2

Написание миниатюры:

1.Воспитание души.

2.Труд души

Записывают д/з

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Приложение

1 группа

Философы: ДУША - термин, которым религия, идеалистическая философия определяли психику, внутренний мир человека. Согласно с идеалистическими, религиозными концепциями ДУША рассматривается как нематериальная, потусторонняя бессмертная сила, которая временно пребывает в теле, и словно есть основою, источником психических явлений. Философское учение дуализм считает ДУШУ противоположной телу самостоятельной субстанцией. Достижения науки, экспериментальное изучение психических явлений дали возможность выяснить основные закономерности психической деятельности человека, показали неразрывную связь человеческой психики и окружающего мира, её обусловленность трудовой деятельностью.

2  группа

Филологи: Используя толковый словарь С.И.Ожегова, мы определили, что слово ДУША - многозначное. Значение его таковы: - это внутренний психический мир человека, его сознание; - это то или иное свойство характера; Это сам человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...