Урок-игра по басням И.А.Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 900 КБ |
конспект урока | 77.5 КБ |
kartochki_s_zadaniyami.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе ФГОС
Тема: «Его басни переживут века…»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
* воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
* проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
* проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
* развитие речи и творческого мышления обучающихся;
* формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра
УМК:
- Литература. — Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 — раздаточный материал;— технические средства обучения
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки для конкурса капитанов;
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточка с зашифрованными словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
(И.А.Крылов)
Организационная структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность | Планируемые результаты |
1. Организационный момент. Вхождение в тему урока. | Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры. - Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. - Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали? - Что такое басня? — Кто герои басен? - А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу? | Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя | Личностные: воспитание интереса к классической литературе. Предметные: проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы. Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся. |
2. Активизация познавательной деятельности учащихся (Слайд 1 – Тема занятия) | Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point Для проведения игры класс делится на команды. | Учащиеся деляться на две команды, придумывают название и дивиз (по тематики басен И.А.Крулова) | Личностные: умение быстро и слаженно работать в группе. Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся. |
3. Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2 – Стихотворение М.Исаковского) | Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. (М.Исаковский) - Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского? - Почему крыловские слова называют «крылатыми»? | Слушают, отвечают на вопросы | Личностные: * умение быстро и слаженно работать в группе; * воспитание интереса к классической литературе. Предметные: * проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы. Метапредметные: развитие речи. |
4. Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 3-5 – термины и их определения басня, аллегория, мораль) | Что такое басня? Басня — короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”. Басня — небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”. А какое художественное средство используется в басне? Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя — неуклюжесть, в образе Осла — глупость, упрямство, в образе Муравья — трудолюбие. Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? Басня “ Волк и ягненок?” А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? Мораль — нормы поведения людей, нравственное наставление автора. | Дают определние слову басня Аллегория Разобщенность в дружбе Трусость Мораль Дают опрелделение мароли | Личностные: воспитание интереса к классической литературе. Предметные: проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы. Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности. |
5. Викторина. | Конкурс-разминка.(слайд 6) - Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна) - У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы) - Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська) - Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона) - Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное) - На дереве какой породы восседала ворона? (Ель) - Что пленило лисицу? (Сырный дух) - Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея) 1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 7) Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши) А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь) Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку) Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет) Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки) 2) Угадай название басни по её морали.(Слайды 8-13) а) Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, За дело просто взяться. «Ларчик» б) Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица, Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться. «Синица» в) Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей льзя молвить, не греша, Что в дружбе все они едва ль не одинаки: Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба» г) Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно». д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь; Но если помолчать вовремя не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха» е) Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна» 3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 14-19) Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне. 4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 20) Задача: узнать, из какой басни взяты строчки. Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню. Цитаты: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет») «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок») «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар») «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик») «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица») «Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») 5) Конкурс «Найди пару» - Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова. - Обучающимся предлагаются перепутанные карточки. Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги. Время выполнения – 3 минуты. Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару. 6) Инсценирование басни. Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. Примерное время – 10 минут. Оценивание по 5-балльной шкале. Инсценирование басни «Ворона и Лисица». - Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»). Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) Инсценирование басни «Волк на псарне». - Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня — общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего — Кутузова полон достоинства и мужества). Физкультминутка. Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя). Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван — царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо. 7) «Конкурс Капитанов». Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды. Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова. Время выполнения – 5 минут. Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово. Например: Для команды № 1 «Квартет» Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка __________________сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под _____________,- Пленять своим искусством свет. ____________________ в смычки, Дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.- Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так __________. Ты с басом, Мишенька, садись против__________, Я, прима, сяду против вторы. Для команды № 2 «Волк на псарне» Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь _______________ двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» — И вмиг ________________ на запор; В минуту _____________ стала адом. Бегут: иной с дубьём, Иной с ______________. Для команды № 3 «Волк и Ягнёнок» У сильного всегда ________________ виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный ____________ Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, ______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить __________ Моё С песком и илом? 8) Загадочные животные (на столах лежит ифр) Составьте и запишите названия животных, героев басен и.А.Крулова аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол |
| Личностные: * умение быстро и слаженно работать в группе; * воспитание интереса к классической литературе. Предметные: * проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; * проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен. Метапредметные: * развитие речи и творческого мышления обучающихся; * формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание). |
6. Рефлексия деятельности. | Объявление результатов соревнования между тремя командами. Оценивание актеров. Заключительное слово учителя. (Слайд 21). В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова? Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше. Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку): Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. Как вы понимаете строки?Согласны ли вы с автором? Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему? | Слушают, отвечают на вопросы | Личностные: * самоконтроль; * воспитание интереса к классической литературе. |
7. Домашнее задание (Слайд 22-23) | 1. Выразительное чтение полюбившейся басни. 2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне. Урок окончен, всем — спасибо! | Записывают домашне задание | Личностные: самоконтроль. |
Предварительный просмотр:
Карточки для конкурса капитанов
Для команды № 1 «Квартет» Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл Да косолапый Мишка __________________сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под _____________,- Пленять своим искусством свет. ____________________ в смычки, Дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.- Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так __________. Ты с басом, Мишенька, садись против__________, Я, прима, сяду против вторы. |
Для команды № 2 «Волк на псарне» Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь _______________ двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» — И вмиг ________________ на запор; В минуту _____________ стала адом. Бегут: иной с дубьём, Иной с ______________. |
Для команды № 3 «Волк и Ягнёнок» У сильного всегда ________________ виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный ____________ Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, ______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить __________ Моё С песком и илом? |
аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол |
аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол |
Для конкурса «Найди пару»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по басням И.А.Крылова
Цели: Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и творческих способностей, логического...
Урок-игра по басням И. Крылова
Тема: Урок-игра по басням И. КрыловаЦели:Учебная: Обобщить, углубить знания учащихся по басням И. Крылова.Развивающая: развитие навыков выразительного чтения, организаторских и ...
Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...
Урок-игра по басням Крылова
Урок содержит разного рода задания: по биографии автора, по содержанию басен, по теории итературы....
Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)
Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;П...
Урок-игра по басням Крылова.
Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать» по баснямИ. С. Крылова....
Урок-игра по басням И.А.Крылова
Урок-игра...