РАЗРАБОТКА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
РАЗРАБОТКА УРОКА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА" В 5-6КЛАССЕ. К УРОКУ ПРИЛАГАЕТСЯ АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobr.sr-va.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к уроку.
Предмет – русский язык.
Класс – 6.
Тема – «Изобразительно-выразительные средства языка».
Тип урока – объяснение нового материала.
Пояснительная записка.
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами. Во-первых, данная тема не представлена в учебниках русского языка, хотя задания по данной теме включены в тесты ГИА и ЭГЭ по русскому языку. Во-вторых, необходимо формирование в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, к культуре речи.
Предусматривается совместная деятельность учителя и ученика по достижению целей урока: основной метод работы учителя – стимулирование познавательной мотивации учащихся с помощью беседы. Презентация обеспечивает осуществить восприятие и осмысление нового материала путем взаимодействия учителя и ученика. В ходе урока осуществляется соотнесение промежуточных результатов с целью.
.
Цели урока:
Образовательные:
Понятие об изобразительных средствах речи: эпитет, сравнение, метафора.
Формирование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства, понимать их художественную необходимость.
Развивающие: Развитие ассоциативности мышления, художественной зоркости, эмоциональности.
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, к культуре речи.
Оборудование: презентация, выполненная в PowerPoint; раздаточный материал.
Продолжительность: 45 минут.
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждые хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
- Введение в тему - мотивация познавательной деятельности.
Постановка целей.
СЛАЙД 2.Беседа.
- Какие чувства вызывает картина?
(Радость, легкость, очарование, праздник, свежесть…)
- Какими средствами передал художник великолепие зимней природы?
(Посредством цвета, красок)
- Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками.
Скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем.
- Прочитаем строчки стихотворения Ф.И.Тютчева. Какими средствами создают поэты, писатели изображаемые образы?
Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэты и писатели используют изобразительно-выразительные средства языка, то есть тропы.
Тропы - это слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях.
К тропам относятся эпитет, сравнение, метафора.
СЛАЙД 3. Сегодня мы посвятим урок изучению некоторых изобразительно-выразительных средств языка. (Запись темы в тетрадь).
Цель урока: знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить тропы в тексте, определять их роль, использовать тропы в своей речи.
- Объяснение нового материала.
СЛАЙД 4. ЗНАКОМСТВО С ЭПИТЕТАМИ.
- Красочные определения предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)
- В следующих строчках найдите эпитеты:
- статные осины высоко лепечут над нами;
- томительный свет белой ночи;
- длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит
- погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский)
СЛАЙД 5.
Какие эпитеты использует автор для создания художественных образов?
Определить их значение в данных отрывках:
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
А.С. Пушкин.
- Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
М. Ю. Лермонтов.
- Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
М. Ю. Лермонтов.
СЛАЙД 6. ЗНАКОМСТВО СО СРАВНЕНИЕМ.
- Это сопоставление одного предмета с другим,
придающее описанию особую наглядность, изобразительность.
- Найдите сравнения. Что они передают?
- Там, как черная железная нога побежала, поскакала кочерга.(К. И.Чуковский)
- Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К. Г. Паустовский)
СЛАЙД 7-8. Запишем формы выражения сравнений:
- Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно ( В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов.)
- Существительным в творительном падеже ( Змейкой мчится по земле белая поземка. ( С. Маршак)
- Существительным в родительном падеже ( Лак на скрипке был цвета крови )
- Сравнительной степенью ( Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. ( В. Луговской)
- С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… ( Кленовый лист напоминает нам янтарь. ( Н. Заболоцкий)
- Придаточным сравнительным предложением ( Спина его ссутулилась, словно за шиворот сунули подушку )
- Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов )
СЛАЙД 9. Задание. Как сравнения позволяют поэтам добиться яркой выразительности?
- Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин
- Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит…
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
А. Н. Майков
- Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
С. Есенин
СЛАЙД 10. ЗНАКОМСТВО С МЕТАФОРОЙ.
- Употребление слова или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. Это сравнение неявное, скрытое.
- В следующих строчках найдите метафоры:
- Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. А. С. Пушкин
- На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев. А. С. Пушкин
СЛАЙД 11. Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных отрывках?
- Цветочная поляна – мой космодром. (В.Солоухин)
- И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там. (А. С. Пушкин)
- Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф. И. Тютчев
СЛАЙД 12. ЗНАКОМСТВО С ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.
Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью.
- Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
С. Есенин
- Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся…
А. Фет
СЛАЙД 13. Задание. Какие образы создают авторы с помощью олицетворений?
- Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись над метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
С. А. Есенин
- Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. ( А. Н. Толстой)
- Закрепление материала.
СЛАЙД 15. Задание 1. Устраните несоответствие в названии и значении термина.
Перечень тропов | Значение термина |
Олицетворение | 1. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением |
Эпитет | 2. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. |
Сравнение | 3.Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать |
Метафора | 4.Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства |
СЛАЙД 16. Самопроверка.
Олицетворение | 3 |
Эпитет | 4 |
Сравнение | 1 |
Метафора | 2 |
СЛАЙДЫ 17-18. Задание 2. Выполните тест.
№ 1. Отметьте пример, содержащий сравнение:
1. Если Ваня разойдется, ему море по колено.
2. Как чайка, парус там белеет в вышине.
3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка.
№ 2 . Отметьте пример, содержащий олицетворение:
- Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
- Все флаги в гости будут к нам.
- Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.
№ 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.
- сравнение
- метафора
- олицетворение
№ 4. Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложении.
Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.
1) метафора
2) эпитет
3) олицетворение
№ 5. Определите средства выразительности в каждом предложении.
- Великий город гудел, как сказочный улей.
- Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.
- Гора там есть с заоблачной тропой!
СЛАЙД 19. Самопроверка.
№ 1 – 2
№ 2 – 3
№ 3 – метафора
№ 4 – эпитет
№ 5
1- сравнение
2 – метафора
3 - эпитет
- . Слайд 20. Рефлексия. «Самооценка».
Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ, полученными в начале урока
Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно.
- Урок для меня был интересным.
- Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
- На уроке я был активен.
- Все мои ответы были удачными.
- В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).
Желтая карточка. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.
- Урок для меня был интересным.
- Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
- На уроке я был недостаточно активен.
- Не все мои ответы были удачными.
- В тетради допустил 3-4 ошибки.
Красная карточка. На уроке я чувствовал себя некомфортно.
- Я не очень понимал, о чем идет речь.
- Я не проявлял активность.
- В тетради у меня более 4 ошибок.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. Слайд 20.
Выписать все тропы из стихотворения С. Есенина « Береза».
:)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".
Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...
Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".
Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...
открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)
Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....
Методическая разработка урока по теме: Средства структурирования языка Паскаль. Подпрограммы. (Повторение).
методическая разработка урока...
Разработка урока на тему: «Средства индивидуальной защиты населения»
Цель урока:Сформировать представление об основных средствах защиты и изучить правила их использования. Задачи урока:Образовательные:- Изучить назначение и виды средств индивидуальной защиты насел...