РАЗРАБОТКА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

ПАНИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

РАЗРАБОТКА УРОКА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА" В 5-6КЛАССЕ. К УРОКУ ПРИЛАГАЕТСЯ АВТОРСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobr.sr-va.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку.

Предмет – русский язык.

Класс – 6.

Тема – «Изобразительно-выразительные средства языка».

Тип урока – объяснение нового материала.

Пояснительная записка.

    Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами. Во-первых, данная тема не представлена в учебниках русского языка, хотя задания по данной теме включены в тесты ГИА и ЭГЭ по русскому языку. Во-вторых, необходимо формирование в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, к культуре речи.

      Предусматривается совместная деятельность учителя и ученика по достижению целей урока: основной метод работы учителя – стимулирование познавательной мотивации учащихся с помощью беседы. Презентация обеспечивает осуществить восприятие и осмысление нового материала путем взаимодействия учителя и ученика. В ходе урока осуществляется соотнесение промежуточных результатов с целью.

.

Цели урока:

Образовательные:

Понятие об изобразительных средствах речи: эпитет, сравнение, метафора.

Формирование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства, понимать их художественную необходимость.

Развивающие: Развитие ассоциативности мышления, художественной зоркости, эмоциональности.

Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родному языку, к культуре речи.

Оборудование: презентация, выполненная в PowerPoint; раздаточный материал.

Продолжительность: 45 минут.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Поскорей проверь, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Всё на месте, всё ль в порядке?

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

Каждые хочет получать

Только лишь оценку  «пять»!

  1. Введение в тему - мотивация познавательной деятельности.

 Постановка целей.

СЛАЙД 2.Беседа.

  1. Какие чувства вызывает картина?  

(Радость, легкость, очарование, праздник, свежесть…)

  1. Какими средствами передал художник великолепие зимней природы?

(Посредством цвета, красок)

  1. Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками.

Скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем.

  1. Прочитаем строчки стихотворения Ф.И.Тютчева. Какими средствами создают поэты, писатели изображаемые образы?

       Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэты и писатели используют изобразительно-выразительные средства языка, то есть тропы.

       Тропы - это слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях.

       К тропам относятся эпитет, сравнение, метафора.

       СЛАЙД  3. Сегодня мы посвятим  урок изучению  некоторых изобразительно-выразительных средств языка. (Запись темы в тетрадь).

                         Цель урока: знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь находить тропы в тексте, определять их роль, использовать тропы в своей речи.

  1. Объяснение нового материала.

СЛАЙД 4. ЗНАКОМСТВО С ЭПИТЕТАМИ.

  1. Красочные определения  предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)
  2. В  следующих строчках найдите эпитеты:

  • статные осины высоко лепечут над нами;

  • томительный свет белой ночи;

  • длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит

  • погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский)

СЛАЙД 5.

Какие эпитеты использует автор для   создания художественных образов?

Определить их значение в данных отрывках:

  • Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льет печально свет она.

А.С. Пушкин.

  •    Ночевала тучка золотая

На груди утеса – великана,

Утром в  путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

М. Ю. Лермонтов.

  •  Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

М. Ю. Лермонтов.

 

      СЛАЙД 6. ЗНАКОМСТВО СО СРАВНЕНИЕМ.

  1. Это  сопоставление одного предмета с другим,

придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

  1. Найдите сравнения. Что они передают?

  • Там, как черная железная  нога побежала, поскакала кочерга.(К. И.Чуковский)

  • Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К. Г. Паустовский)

      СЛАЙД 7-8.  Запишем  формы  выражения сравнений:

  • Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно ( В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов.)

  • Существительным в творительном падеже ( Змейкой мчится по земле белая поземка. ( С. Маршак)

  • Существительным в родительном падеже ( Лак на скрипке был цвета крови )

  •  Сравнительной степенью ( Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. ( В. Луговской)

  • С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…     ( Кленовый лист напоминает нам янтарь. ( Н. Заболоцкий) 

  • Придаточным сравнительным предложением ( Спина его ссутулилась, словно  за шиворот сунули подушку )

  • Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением

     Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,

     Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов )

    СЛАЙД 9. Задание. Как  сравнения  позволяют поэтам добиться яркой выразительности?

  1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

А.С.Пушкин

  1. Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,

Нога шумит…

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные, спят…

А. Н. Майков

  1. Заколдован невидимкой,

   Дремлет лес под сказку сна,

   Словно белою косынкой,

   Подвязалася сосна.

   Понагнулась, как старушка,

   Оперлася на клюку,

   А над самою макушкой

   Долбит дятел на суку.

                          С. Есенин

СЛАЙД 10. ЗНАКОМСТВО С МЕТАФОРОЙ.

  1. Употребление слова или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. Это сравнение неявное, скрытое.
  2. В  следующих строчках найдите метафоры:

  • Природой здесь нам суждено              

В Европу прорубить окно.                                    А. С. Пушкин

  • На холмах пушки, присмирев,    

Прервали свой голодный рев.                           А. С. Пушкин

СЛАЙД 11.  Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных отрывках?

  • Цветочная поляна – мой космодром. (В.Солоухин)

  • И битвы поле роковое                                                                      

Гремит, пылает здесь и там.   (А. С. Пушкин)

  • Гремят раскаты молодые,                                                                                      

Вот дождик брызнул, пыль летит,                                                                                        

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Ф. И. Тютчев

 

СЛАЙД 12.  ЗНАКОМСТВО С ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

Наделение  неживых  предметов человеческими чувствами,  мыслями,    речью.

  • Зима еще хлопочет                                

И на Весну ворчит.                              

Та ей в глаза  хохочет                          

И пуще лишь шумит…                              

Взбесилась ведьма злая                    

И, снегу захватя,                                        

Пустила, убегая,                                  

В прекрасное дитя…                              

                                   С. Есенин                                      

  • Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,      

Что оно горячим светом                    

По листам затрепетало;                  

Рассказать, что лес проснулся,      

Весь проснулся, веткой каждой,  

Каждой птицей встрепенулся…

                                          А. Фет

СЛАЙД 13. Задание.  Какие образы создают авторы     с помощью олицетворений?

  • Клен ты мой опавший, клен заледенелый,                                        

Что стоишь нагнувшись над метелью белой?                          

Или что увидел?  Или что услышал?                                          

Словно за деревню погулять ты вышел.                

С. А. Есенин

  • Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. ( А. Н. Толстой)
  1. Закрепление материала.

СЛАЙД 15. Задание 1. Устраните несоответствие в названии и значении термина.

Перечень тропов

Значение термина

Олицетворение

1. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Эпитет

2. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Сравнение

3.Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора

4.Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

СЛАЙД 16. Самопроверка.

Олицетворение

3

Эпитет

4

Сравнение

1

Метафора

2

СЛАЙДЫ  17-18. Задание 2. Выполните тест.

№ 1. Отметьте пример, содержащий сравнение:

1. Если Ваня разойдется, ему море по колено.

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка.

№ 2 . Отметьте пример, содержащий олицетворение: 

  1. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
  2. Все флаги в гости будут к нам.
  3. Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.

№ 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.

  1.   сравнение
  2.    метафора
  3.    олицетворение

№ 4.  Укажите,  какое средство выразительности использовано в данном предложении.

Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.

1) метафора

2) эпитет

3) олицетворение

№ 5.  Определите средства выразительности в каждом предложении.

  1.  Великий город гудел, как сказочный улей.
  2.  Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.
  3.  Гора там есть с заоблачной тропой!

СЛАЙД 19. Самопроверка.

№ 1 – 2

№ 2 – 3

№ 3 – метафора

№ 4 – эпитет

№ 5

1- сравнение

2 – метафора

3 - эпитет

  1. .  Слайд 20.   Рефлексия. «Самооценка». 

Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ, полученными в начале урока 

Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно.

  1. Урок для меня был интересным.
  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  3. На уроке я был активен.
  4. Все мои ответы были удачными.
  5. В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).

Желтая карточка. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.

  1. Урок для меня был интересным.
  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  3. На уроке я был недостаточно активен.
  4. Не все  мои ответы были удачными.
  5. В тетради  допустил 3-4 ошибки.

Красная карточка. На уроке я чувствовал себя  некомфортно.

  1. Я не очень понимал, о чем идет речь.
  2. Я не проявлял активность.
  3. В тетради у меня более 4 ошибок.

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Слайд 20.  

Выписать все тропы из стихотворения  С. Есенина « Береза».

:)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".

Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...

открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)

Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....

Разработка урока на тему: «Средства индивидуальной защиты населения»

Цель урока:Сформировать представление об основных средствах защиты и изучить правила их использования. Задачи урока:Образовательные:- Изучить назначение и виды средств индивидуальной защиты насел...