Рецензирование текста как один из элементов технологии развивающего обучения. Из опыта работы.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Фазлова Наиля Исмаиловна

 В брощюре обобщен опыт работы по созданию рецензий  на прочитанные художественные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_fazlova_n.i.doc761 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования администрации Лямбирского муниципального района РМ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Рецензирование текста

как один из элементов технологии

развивающего обучения

 

из опыта работы учителя

русского языка и литературы

Фазловой Наили Исмаиловны

2010 г.

Рецензент: методист МУ «Управление образования администрации Лямбирского муниципального района РМ» Трикова Э.Р.

Руководитель: зам. директора по УВР Биктякова А.Ф..

Составитель: учитель русского языка и литературы

                         Фазлова Наиля Исмаиловна

Фазлова Наиля Исмаиловна работает в МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1» 26 лет. За годы работы в школе проявила себя активным, творчески работающим педагогом, высоко требовательным к себе и окружающим. Учитель первой квалификационной категории, она достигла настоящего профессионализма благодаря целеустремлённости, неустанному труду, большой любви  к русскому языку, который она преподает. Эту любовь она прививает  своим ученикам, добиваясь максимального усвоения учебного материала. Одна из первых начала работать по новым учебно-методическим комплексам  по русскому языку  под редакцией В.В.Бабайцевой, по литературе под редакцией   А.Г.Кутузова.

 Её эмоциональные уроки, сочетая новый, интересный материал с четкой логикой изложения, заставляют внимательно слушать и  работать. Она старается на них активизировать творческую деятельность учащихся и с этой целью выбрала работу над проблемой «Обучение сочинениям разных жанров». На уроках литературы она знакомит своих учеников с литературно-художественными журналами, через их обзор даёт картинку сегодняшнего литературного процесса. Её ученики - активные читатели, следящие за новинками литературы, и хорошие знатоки классической литературы. К тому же они умелые литературоведы, способные не только оценить художественное произведение и  литературного героя, но и проанализировать  его, они могут написать отзыв о прочитанном романе или повести, выразив своё отношение к событиям и героям художественного произведения. Владея хорошими навыками анализа, они пишут рецензии на прочитанное. Приобщаясь на уроках литературы к духовному миру юных поэтов, увлекаясь красотой и музыкой поэзии, ребята пишут собственные стихи.

Осуществляя свои педагогические идеи на практике, она постоянно выступает на педагогических совещаниях по проблемам современного урока, делится с коллегами своим опытом, проводя для них открытые уроки, внеклассные мероприятия. Только в последние годы ею были подготовлены и проведены конференции по поэме А. Вознесенского «Ров», обсуждение фильма «Покаяние», открытые уроки  для молодых специалистов и  учителей района.

Прочные и глубокие знания учащихся подтверждаются хорошими результатами. Рецензия Кочкиной Ю. на повесть В. Быкова «Облава» была отмечена как лучшая из работ медалистов, представленных в республиканскую комиссию. Конкурсному сочинению «Письмо в XXХ век» Каниковой Л.  было присуждено 3 место за оригинальность выполненной работы. Получили призы и Дипломы Министерства образования Республики Мордовия за создание работ о ветеранах труда и войны ученицы Филькина И., Биктякова Л., Цулина О., Лаптева М., Фазлова Л., Федотова О., Дёмушкина Н. Работа Сафаровой И. отмечена поощрительным призом.

 Фазлова Наиля Исмаиловна ведет большую общественную работу. Она являлась членом Государственной комиссии Республики Мордовия по проведению Единого государственного экзамена в 2002 - 2006 годах, проверяя в качестве эксперта рецензии выпускников. Многие годы она руководила межшкольным методическим объединением учителей русского языка и литературы.

   Фазлова Н.И. награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР», Почётными Грамотами Министерства образования Республики Мордовия и администрации Лямбирского района. Она обладатель Премии Главы администрации Лямбирского муниципального района – 2006года.

Желание сделать больше, лучше - это слагаемые характера Наили Исмаиловны, за что она и пользуется авторитетом и уважением коллег, учащихся и родителей.  

Моя педагогическая философия

          В юности я мечтала стать учителем, занималась много, с большой охотой. Моим идеалом была учительница русского языка и литературы  Мартынова Вера Никифоровна. Талантливая, умная, строгая, справедливая, она покорила меня мощью своих знаний.

После окончания Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева  я начала свою деятельность в родной школе села Лямбирь Лямбирского  района. Минимум педагогической практики, максимум желания – всё, что было в моей педагогической шкатулке. Я была очарована школой как учитель. И моя судьба была решена. Вот уже двадцать шесть лет я работаю в школе.

Размышляя о современной системе школьного образования и школьного воспитания, естественно, задумывалась над болевыми проблемами и в меру своих сил пыталась их решать.

Проблемы обучения исследованы лучше, шире, глубже, чем проблемы воспитания. Считается, что воспитание главным образом осуществляется в процессе обучения.

Под обучением понимается процесс «вооружения» людей знаниями, умениями и навыками. Основу его составляет активная познавательная деятельность обучаемых, именно в ней заключается главный и единственный смысл организации обучения. Следовательно, познавательная деятельность обучаемых есть самый существенный признак процесса обучения.

В задачу обучения входит формирование научного мировоззрения учащихся, развитие на этой основе их умственных способностей, воспитание трудовых и гражданских качеств, то есть задача обучения состоит во всесторонней и законченной подготовке молодых людей к их практической деятельности во взрослой жизни. Решается эта задача на протяжении всех лет пребывания учащихся в школе.

Русский язык и литература занимают в системе наук особое место. Языком владеть, быть грамотным человеком должен  каждый. К тому же он развивает коммуникативные навыки людей, столь необходимые в жизни. Литература сама по себе особый предмет, который воспитывает каждого.

Воспитывать человека образованного, причём гуманными методами ,– вот идеал, к которому стремлюсь я как учитель русского языка и литературы.

Ученики одного и того гоже класса отличаются друг от друга по своим преимущественным интересам, способностям, темпам мышления, складу характера, отношению к учителю и т. д. Казалось бы, в этих условиях их обучении должно быть строго индивидуализированным. Однако, обучая целый классный коллектив, приходится основываться не на индивидуальных различиях, а на том общем, что роднит всех детей данной возрастной группы и  данной ступени обучения. Успешное обучение требует сочетание общей работы с индивидуальным подходом к каждому ученику.

В учебном процессе объективно возникает противоречие между коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоение знаний, умений и навыков. Это противоречие стимулирует меня к поиску эффективных путей дифференциального подхода к каждому учащемуся, чтобы сделать обучение отвечающим особенностям личности ученика..

Наличие интереса к предмету у учащихся является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретённых знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно увеличить уровень интереса учеников к предмету, следить за его изменением.

На протяжении многих лет работы в школе я убедилась, что не бывает не- способных учеников. А бывают ученики с большой запущенностью, у которых пропал интерес к языку как науке из-за систематической неуспеваемости. И самым первым шагом в преодолении этой проблемы является доброе отношение учителя к ученику. Необходимо, чтобы у ученика возникла положительная мотивация в обучении русскому языку и литературе, возник интерес к предмету.

     Воспитание заставляет только повиноваться,

 а образование учит будущего человека жить

и распоряжаться своими силами

                                                   Д. Писарев

 

 

 В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача - повышения качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения русскому языку и литературе.

Одной из важнейших мер является повышение эффективности урока, так как в нем в первую очередь решаются главные задачи обучения и воспитания учащихся. Опыт показывает, что значительный резерв повышения качества знаний по русскому языку и литературе заключен в оптимальном планировании и построении системы уроков по каждому разделу курса. Я использую в своей работе развивающую систему преподавания.

В современной школе в педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической технологии. «Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния»,- сказал В.М. Шепель. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Сама жизнь, современные ученики с их знанием компьютера требуют и от учителя работы по-новому, работы с применением современных педагогических технологий. Совершенно недостаточно, да и не получится заинтересовать сегодняшнего ученика литературой, заставить много читать, если работать только традиционными методами. Учитель просто вынужден шагать в ногу со временем, постоянно совершенствоваться, чтобы быть авторитетом для своих учащихся, только тогда они будут учиться у него с интересом. Сам учитель должен быть к тому же личностью творческой, осуществлять любую педагогическую технологию по-своему, творчески.

Организация обучения, построенная по теоретическому типу, по мнению В.В. Давыдова, автора теории содержательного обобщения, наиболее благоприятным для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение он и его последователи назвали развивающим.

В основе этой концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания. Учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а  особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений. А учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания, пути метода научного познания.

 Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии:

  1. Знакомство с предлагаемой ситуацией лингвистической задачи, ориентирование в  ней.
  2. Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения языковой ситуации.
  3. Фиксация выявленных отношений в форме знаковой модели.
  4. Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной лингвистической задачи

А далее, я бы добавила, необходимо отработать навыки письма. И работать над применением этих навыков при создании собственного текста.

По такому принципу я строю работу по русскому  языку по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. Объяснение нового материала начинается с наблюдения над словом, словосочетанием, предложением. Примеры подобраны так, что ученики, анализируя их, выявляют определенные ситуации в языке. Они самостоятельно приходят к выводам, которые закрепляют в виде условных обозначений. Это виды орфограмм в слове, схемы для постановки знаков препинания в осложненных или сложных предложениях. Затем мы выполняем целый ряд упражнений, закрепляющих умения учеников видеть орфограмму, пунктуационную ситуации. Отрабатываем эти навыки целым рядом упражнений, решая все более сложные лингвистические задачи. А затем применяем свои умения и навыки по орфографии и пунктуации в собственных сочинениях. Вся работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков, должна заканчиваться умением создать собственный текст любого жанра и грамотно его оформить.

Создавать тексты разных жанров учит пособие «Русская речь», являющееся составной частью учебно-методического комплекса под редакцией ВА.В. Бабайцевой. Умение написать текст любого жанра не только позволяет закрепить и отработать навыки грамотного письма, но и развивает творческие способности учащихся, коммуникативные навыки, следовательно, готовят их к жизни.

Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова- Д.Б.Эльконина, как нельзя лучше подходит и для работы по литературе по учебному комплексу под редакцией П.Г. Кутузова «В мире литературы». Оба УМК, по русскому и литературе, очень гармонично, дополняя друг друга, учат работе с текстом и над составлением собственных текстов, развивая творческие способности учащихся. Учебник по литературе предлагает целую систему творческих работ под рубрикой «Творческий практикум». Это и написание сочинений - эссе, отзывов, рассуждений, сочинений-рецензий. Постоянная работа над сочинениями разных жанров находит свое отражение на  росте качества знаний учащихся по русскому языку и литературе.

Я хочу рассказать о работе над рецензированием текста, как об одном из элементов технологии развивающего обучения. Рецензию необходимо написать на ЕГЭ по русскому языку. Это умение пригодится и в жизни .

У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология – правила нетрадиционного урока, который развивает творческие способности человека. Чтобы урок литературы или русского языка был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Обозначит значение урока в системе других, связать его с предыдущим и последующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установит связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Новые педагогические технологии – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Различают три основные группы технологий: объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные и технологии развивающего обучения.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе творческой деятельности.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков, которые позволяют развивать творческие возможности учащихся:

  1. Урок-«погружение» .
  2. Урок-деловая игра.
  3. Урок-пресс-конференция.
  4. Урок-соревнование.
  5. Театрализованный урок
  6. Урок с групповыми формами работы.
  7. Урок-взаимообучение учеников.
  8. Компьютерные игры.
  9. Урок-творчество.

10.   Урок-консультация

11.   Урок-аукцион.

12.   Урок, который ведут школьники.

13.   Урок-зачет.

14.   Урок-сомнения.

15.   Урок-творческий отчет.

16.   Урок-формула.

17.  Урок-конкурс.

18.  Бинарный урок.

19.  Урок-обобщение

20.  Урок-фантазия.

21.  Урок-игра.

22.  Урок-«суд».

23.  Урок поиска правды.

24.  Урок-лекция «Парадоксы»

25.  Урок-концерт.

Перед учителем русского языка и  литературы стоит важная задача – научить своих воспитанников писать хорошие, содержательные сочинения, тексты, уметь грамотно и понятно выражать свои мысли. Как решить эту проблему? Одни говорят, что для этого необходим писательский талант. Другие утверждают, что талант необязателен: каждый может научиться писать сочинение, если пожелает. Кто же прав? Правы и те, и другие. Первые потому, что способности действительно облегчают обучение. Вторые потому, что работа над сочинением складывается из таких навыков, умений, которыми может овладеть старшеклассник.

Наши выпускники должны уметь создать сочинения разных типов и жанров. Мы их учим этому в течение многих лет. Это и литературно-критические сочинения, и сочинения-характеристики, и аннотации, и отзывы, и рецензии, и эссе. Последние из названных жанров вызывают особое затруднение, потому что ясного представления о специфике этих жанров, об их взаимосвязи даже у выпускников школы часто нет. Как же этого добиться?

Целесообразный методический путь изучения этих жанров – изучение теоретического материала на «спаренных» уроках с последующей рассредоточенной учебной деятельностью, предполагающей анализ предложенных учителем и создание школьниками собственных текстов. После вступительного слова учителя о практической значимости освоения данных жанров на доске оформляется запись темы урока:

Аннотация на …

Отзыв о …

Рецензии на…

Эссе…(по поводу)

Первый этап работы – знакомство со спецификой жанра. Все определения записываются учениками в тетрадь. Затем в каждом определении подчеркиваются ключевые слова.

Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения, жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

Задача рецензента – выразит собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотр спектакля, рассказать о своих впечатлениях – но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения; рассмотреть произведения всесторонне: в целом и в деталях, выразить меру общественного признания произведения.

Принципы рецензирования:

  1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится – не нравится» без доказательств, а рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным  анализом, ссылкой на определенное место в произведении.
  2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
  1. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
  2. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущество рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменят.
  3. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Примерный план рецензии на литературное произведение:

  1. Библиографическое описание.
  2. Краткая характеристика творчества писателя – в связи с данным произведением.
  3. Творческий замысел автора книги.
  4. Смысл названия.
  5. Краткая информация о содержании.
  6. Критическая оценка произведения:

- особенности композиции;

- мастерство автора в изображении героев;

- индивидуальный стиль писателя;

- искусство иллюстратора книги.

7.   Основная мысль рецензии.

  1. Актуальность тематики произведения.

Для знакомства с жанром рецензии можно взять фрагменты статьи Андрея Малыгина «Поэт и время», опубликованной в журнале «Юность» в 1998 г. №11, предложить им вопросы и задания.

Творческое задание вариативное.

  1. Напишите рецензию на книгу Р. Рождественского.
  2. Напишите рецензию на книгу, которая не понравилась.
  3. Напишите рецензию на  интересную вам книгу.
  4. Найдите в журнале или газете рецензию на книгу, спектакль или фильм и укажите в ней все элементы рецензии.

Соблюдены ли принципы рецензирования? Ваше отношение к рецензированному произведению.

После того, как ученики познакомились с этими жанрами рецензии, необходимо отрабатывать их навыки, давая им задания устно или письменно составлять тексты в жанре рецензии.

Все эти работы прослушиваются в классе, анализируются классом. Ребята сами отмечают достоинства и недостатки каждого сочинения, учатся друг у друга, переделывают свои работы. Так отрабатываются навыки написания рецензии. И на выпускных экзаменах ученики прекрасно справляются с выполнением части С ЕГЭ, они с удовольствием участвуют в различных конкурсах. Участвуют успешно, получают призы и награды.

Предлагаю вариант урока для старших классов.

 

Тема урока: Композиционные формы сочинений (текста).

                   Рецензия на книгу.

Цель урока: повторить ранее полученные сведения об отзыве как виде ученического сочинения, познакомить учащихся с рецензией и её особенностями, подготовить учащихся к написанию самостоятельной рецензии.

                                        Прежде чем начать писать,

                                        Я задаю себе три вопроса:

                                        Что хочу написать, как написать

                                                И для чего написать.

                                                                                   М. Горький

Задачи урока

   Образовательная. Познакомить с особенностями жанра рецензии, разновидностями этого жанра, законами построения литературного произведения.

   Развивающая. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, образного мышления, коммуникативных умений учащихся.

   Воспитательная. Воспитание интереса  к предмету посредством использования лучших образцов литературы, активности, умения выражать свои мысли, общей культуре письма.

   Оборудование: тексты, презентация на ПК.

                                             

Структура урока

I- этап – Мотивационно – ориентировочный. Организационный момент (приветствие, психологический настрой на работу, постановка целей и задач урока).

II –  этап – Актуализация знаний. Устная работа.

III – этап – Основной. Работа над темой. «Рецензия на книгу»

IV – этап – Самостоятельная работа. Создание вступления к рецензии.

V – этап – Подведение итогов урока. Домашнее задание.  

                                                                                             

Ход урока

  1. Повторение

Учитель задаёт классу вопросы на повторение.

-Что называется отзывом?

-Каковы его особенности? Какие разновидности отзыва вы знаете?

Учащиеся отвечают.

-Отзыв - это эмоциональная оценка прочитанного, выражение своего отношения к прочитанному. Аргументировать эту оценку можно выражением своего отношения к герою, его поступкам и поведению, рассуждением о его характере, отношении к жизни. В поступках обычно говориться о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль.

  1. Слово учителя о рецензии и её особенностях с показом презентации

Рецензия и отзыв часто используются как синонимы. Но если по своему лексическому значению эти слова действительно близки, то в терминологическом плане они требуют разграничения.

Рецензия -  это оценка произведения, основанная на его анализе. Автор рецензии стремится не только высказать своё отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки произведения, особенности построения, авторские приёмы изображения героев событий. Рецензия предусматривает оценку не только содержания, но и художественного мастерства писателя. Это требует от рецензента начитанности, литературного и речевого развития, литературоведческих знаний, умения искать и находить те художественные средства, с помощью которых автор реализует основную идею произведения. Рецензия требует от автора знаний о законах построения литературного произведения.

Примерный план рецензии на литературное произведение

1.   Краткая      характеристика     творчества     писателя      в      связи      сданным произведением.

2.   Творческий замысел автора книги.

3.   Смысл названия.

4.   Краткая информация о содержании.

5.   Критическая оценка произведения:

- особенности композиции,

- мастерство автора в изображении героев,

- индивидуальный стиль (язык) писателя, - искусство иллюстратора книги.

6.   Тема и идея произведения.                                          

  1.  Актуальность тематики произведения.

   Существуют такие разновидности рецензии, как рецензия в виде литературно - критической статьи, рецензия - аннотация, рецензия - эссе.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающие индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический или беллетристический характер.

С аннотацией как разновидностью рецензии мы познакомимся на следующих уроках развития речи.

III. Тренировочные упражнения

1.    №239. (Предварительно проводится урок внеклассного чтения по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»).

Учащиеся * получают задание прочитать рецензию на повесть, проанализировать её, проследить все её составляющие.

2.    Работа над вступлением.

Учитель напоминает об основных требованиях к вступлению к сочинению, в том числе к сочинению - рецензии. Вступление должно подвести к теме сочинения, должно быть ярким, интересным.

Прослушиваются 2-3 вступления (это было домашним заданием для 1 ряда).

3.    Упражнения из сборника «Развивайте дар слова».

1)   №75. Определите, отзывы это или рецензии. Докажите своё мнение.

2)   №76. Выделите композиционные части рецензии.

  1. №78. Можно ли это сочинение считать рецензией.

IV. Работа над речью

  1. Словарный диктант.

Подлинные герои, самопожертвование, вставные новеллы, канва событий, ощущение пространства и времени, исключительные обстоятельства, ложная патетика; высокие слова, произносимые вслух, естественное переплетение героического и будничного, смешного и возвышенного, лирически окрашенный одухотворённый, соединение поэзии и прозы, юмора и драмы, романтика и реализм, поэтическое своеобразие и очарование повести.

  1. Речевые обороты, конструкции речи: мастерство писателя, писатели умело используют приём (контраста)...

Идейное своеобразие рассказа заключает в том...

Своеобразие стиля писателя - в мастерстве изображения пейзажа.

С большим искусством он применяет многообразные изобразительно-художественные средства...

Автор по-разному выражает свое отношение к героям и происходящим событиям: здесь и скрытая авторская характеристика, проявляющаяся в выборе

художественных деталей, в тональности и красках повествования, в системе образов, в то же время писатель нередко прибегает к прямым оценкам…

Всем ходом повествования писатель как бы говорит...

В рассказе немало метких деталей, ярких и самобытных характеров и судеб… Постепенно от сцены к сцене вырисовывается главная мысль повести, движущая её сюжет…

V. Заключение

Несколько слов об актуальности произведения.

Заключительное слово учителя.

 Домашнее задание.   Найти   рецензию   на   произведение   современной   литературы   в   любом литературно - художественном журнале. Проанализировать рецензию.

Литература

1.   РЯШ №1, 98г. ст. Котельниковой С. А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе. с.9

2.   Е. И. Никитина. Русская речь. Учебное пособие для 8-9 классов.

3.   Развивайте   дар    слова.    Факультативный    курс    «Теория    и    практика сочинений разных жанров». Сост. Ладыженская, Зепалова.

4.   Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика...» пособие для учителей. Сост. Ладыженская, Зепалов         

                                         

Анализ  урока

     Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был представлен урок на тему «Рецензия на книгу».

    Считаю, что урок способствовал достижению основной поставленной цели: развитие творческих способностей учащихся.

    А также урок способствовал реализации поставленных мной задач, которые сформулированы с учетом задач предыдущих и последующих уроков. Образовательная: научить учащихся рецензировать, то есть анализировать любой текст; развивающая – способствовать развитию логического, аналитического мышления, коммуникативных умений учащихся; воспитательная: воспитание интереса к предмету посредством использования на уроке ПК; активности, умения общаться, общей речевой культуре.

 Цель и задачи урока  определили тип урока и его структуру.

 Основные положения заявленной мной проблемы. Рецензирование текста как один из элементов технологии развивающего обучение.

  На уроке были применены наглядные средства: презентация, содержащая основные понятия, дополнительные материалы с текстом для рецензирования и  заданиями.

  Применялись следующие методы:

а) организации и осуществления учебной деятельности:

  - словесная беседа (ответы на вопросы), рассказ (объяснение учителя);

  - наглядные (презентация); 

          - практические (текст);

б) методы стимулирования и мотивации  учения

     - метод стимулирования и мотивации интереса к учению: творческие задания. Они  оживляли учебный процесс на уроке, давали возможность развивать творческие способности учащихся.

   Я считаю, что на уроке были реализованы цели и задачи, поставленные мною. А именно: совершенствованы знания учащихся о рецензии как жанре  сочинения, выработаны ты умения написания творческой работы в жанре рецензии.

Домашнее задание я дала, учитывая объем пройденного на уроке материала и позволяющий развивать творческие наклонности и способности учащихся. Данное задание позволяет не только повысить интерес к предмету, но и заставляет учащихся поверить в свои возможности, развивает речь, развивает творческие и коммуникативные возможности учащихся.

  Я думаю, что эти знания и умения пригодятся в жизни для человека любой профессии.  

   

                     

Рецензия на повесть Василия Быкова «Облава»

(выполнила выпускница 11 класса Кочкина Юлия).

                                                 Пусть зло во все века сильней,

                                                 Но доброта неистребима,

                                                 Идет безвестным пилигримом

                                                 Она дорогою своей.    

С. Виленский                                                                                            

Новая повесть Василия Быкова - о мирной жизни белорусской деревни в середине тридцатых годов.

Впервые за последние годы он расстался с темой войны, которой посвящены около двух десятков повестей.

А в последнее время вниманием писателя все больше овладевает тема драматических тридцатых годов. Мирных, но не менее сложных, чем военные.

На мирный лад не настраивает уже название повести «Облава». Тревогой и опасностью веет от него, потому что во время облавы стараются поймать особо  опасного преступника, если речь не идет  об охоте на какое – то свирепое животное. Но и в том, и в другом случае это опасно, не зря же выходят на облаву все мужчины деревни, предварительно хорошо вооружившись.

Встревожен, неспокоен человек, появившийся на первой же странице повести и явно старавшийся избегать людей. С большим мастерством описывает автор проявление этой взволнованности в торопливой походке, настороженном взгляде, в обостренном слухе своего героя.

Если не знать, не чувствовать,  о каких временах идет речь, то можно подумать, что этот человек, пробирающийся лесными дорогами, партизан или подпольщик.

Знакомое, тревожное, опасное пространство, которое нужно преодолеть. И одинокий человек, преследуемый кем -то безжалостным. Для изображения этой атмосферы  годится испытанная поэтика быковской фронтовой и партизанской прозы. Сюжетные схемы войны как бы спроецированы на мирную, цветущую действительность. В этом особенность творческого замысла писателя.

Остается узнать, кто этот гонимый человек? И хочется узнать быстрее, ты уже заинтригован автором, который выбрал особую композицию для своей повести. Он показывает героя в самом опасном положении и только потом рассказывает о том, что же случилось с крестьянином Федором Ровбой, что же он совершил.

По Быкову, механизм несчастья Федора буднично прост. Федор считал, что революция произошла для того, чтобы трудящийся человек жил хорошо. Он попробовал жить хорошо и даже приобрел молотилку. Этим он стал отличаться от других, и это его погубило. Нетрудовые доходы, эксплуататор. Поди объясни каждому, что молотилка взята в кредит, что люди платят, кто сколько может, по доброй воле. Один позавидовал, другой настрочил кляузу. Вот и появился кулак Ровба.

Но писатель тонко дает понять, что простота механизма кажущаяся. Не доносы и кляузы определяют большую политику. Большая политика словно бы отказывается от прежней идеи, чтобы трудящийся человек жил тем лучше, чем он больше трудится. Она хочет, чтобы люди были одинакового роста, как трава на газоне, а газон, как известно, нужно время от времени стричь. Так гениально просто  ставится Быковым сложнейшая тема – тема большой политики. Для чего совершали революции? Кому нужна была коллективизация? Что дала она людям? Вопросы встают один за другим. Кто этот гонимый и преследуемый человек, который только и делал в своей жизни, что работал: пахал, сеял, строил? За что его травило государство? Где родина -  мать, склонившаяся над своим гонимым, измученным, униженным сыном? Или родина – всего лишь знакомый с детства лес, дающий последнее укрытие, и осеннее поле, где можно отыскать несколько картофелин? Над такими проблемами задумываюсь я, все больше узнавая о трагической жизни Федора. Они переплетаются, вытекая один из другого. Они заставляют думать и переживать. И мучительнее всего сознавать, что травили Федора свои. Кто они, от кого прячется на родной земле Федор Ровба? Кто они, лишившие его всего, из чего состояла жизнь дома, хозяйства, работы, семьи?

Ужаснее всего, что среди голосов преследователей голос его сына, благополучно отказавшегося от отца и участвующего в облаве. Вот и еще одна тема для размышления: взаимоотношения отца и сына.

Разрушено естество жизни, ничего не оставлено для надежды, если даже сын становится палачом отца, не совершившего никакого преступления. И впервые о герое Быкова нельзя сказать: он выстоял. Выстаивать больше нет смысла, потому что во имя высшего смысла государства у человека отнят последний смысл его присутствия на земле. Автор умело подводит нас к идее повести, ради которой она и написана : нельзя нарушать естество жизни, отнимать у человека работу, семью, дом, иначе человечество вымрет. Нельзя рушить вековые традиции и экспериментировать на людях ради своих идей. Это может иметь страшные последствия. Но самое удивительное для меня заключается в том, что герой произведения, испытав все тяготы, гонения, несправедливость, предательство и государства, и сына, все-таки не озлобился, не ожесточился. Он остался человечным и добрым, и только постоянно спрашивал себя: «За что меня так?».

Просто и непритязательно рассказывает автор о судьбе белорусского крестьянина, а задумываешься о сложнейших проблемах. Такое под силу перу только большого мастера, а в большом мастерстве писателя мы убеждаемся не раз, читая повесть. Оно проявляется в глубоком знании окружающей жизни, психологии человека, в деятельном исследовании самого сложного периода жизни нашего государства на примере жизни одного человека. Для реализации идеи повести автор использует широкий арсенал художественных средств: эпитеты, метафоры, сравнения. Интонации мудрой народной речи слышатся со страниц повести.

Меняются времена, и кто-то спешит им соответствовать. Василию Быкову незачем ни спешить, ни соответствовать. Его трагический герой был необходим обществу вчера, он, не меньше, чем вчера, необходим ему сегодня. Люди не хотят зависеть от политической правды, от политики вообще, поэтому они предпочитают правду надежную, быковскую, не перестающую быть правдой в любые хмурые или светлые времена. А если жизнь строить на правде, тогда и будет она для людей всегда светлой.

Рецензия на повесть И.С. Уханова

«Окалина».

(выполнила выпускница 11 класса Каникова Линара).

          Легкой жизни я просил у Бога:

Посмотри, как мрачно все кругом.

И ответил Бог: пожди немного,

Ты еще попросишь о другом.  

                                И.И. Тхоржевский

Что есть истина? Спор тьмы и света, добра и зла вечен. По – разному решают этот спор наши писатели, а каждый человек в течение жизни не раз задает себе этот вопрос и отвечает на него своими делами, поступками.

Главный критерий выявления  добра и зла в человеке у Булгакова – это его способность или неспособность любить. Эгоизм, трусость  - это самые страшные, по его мнению, пороки. За них следует наказание после смерти. За жертвенную любовь – награда.

Сейчас иные времена. Но споры об истине не менее мучительны.

Герой повести И.С. Уханова «Окалина» тоже ищет свою правду, размышляя, как же  поступить в трудной ситуации, в которой он оказался. Трудно дается ему решение.

Довоенная жизнь  Устина Дедушева не показана. Вернулся Устин Дедушев до окончания войны с фронта по причине контузии, полностью потеряв слух и речь. Покалеченный, но живой вернулся он домой и был счастлив. Счастлив, что хоть и покалечен, но живой. Счастлив, что долг свой выполнил сполна. Устин верит в правомерность уважительного отношения к себе, в любовь  жены и детей. Все время – и годы на фронте, и по возвращении в деревню – живет полной  жизнью человека , который спокоен и уверен в себе, уважаем как труженик и воин. Он страдает физически от своей глухоты и немоты, но не страшится будущего, душа у него спокойна и чиста. В семье -  взаимопонимание и любовь. Скоро Устин становится незаменимым на кузнице, где уже не управляется без него старый дед Панкрат. Все идет хорошо, и вдруг неожиданный поворот в сюжете повести. Автор как будто задумал проверить своего героя, фронтовика, труженика, с детства добросовестного человека, на прочность, решил испытать его еще раз. Как будто мало его испытывала на прочность жизнь. Примерно за год до Победы к Устину возвращаются слух и речь. Он несказанно рад и горит желанием поделиться своим счастьем с женой, с детьми, со своими односельчанами. Но неожиданно встречает сопротивление со стороны отца, который хочет уберечь сына от фронта. Отец настаивает, требует, умоляет сына: «Помолчи еще немного, войне скоро конец. Зачем деревне еще одна смерть? Не дезертир же ты, а подчистую комиссованный, единственный на всю деревню полноценный работник». Эти слова убеждают, тем более, что и самому не очень хочется вновь отправляться на войну. И вот перед нами уже другой Устин Дедушев. Не калека, здоров, а покой, чувство уверенности в себе исчезли. Он стал каким – то пришибленным, более смирным, стал бояться жены и детей. Он всех подозревает, всем не доверяет, потому что неуверен в себе, в своей правоте.

Писатель заставляет нас с напряжением ждать, дойдет ли его герой до конца в своем незаметном для всех падении или сумеет найти силы остановиться? Устин угнетен, начинается тоска, потеряно жизненное равновесие. Он успокаивает себя, оправдывает. Но можно ли заглушить собственную совесть? Устин пытается это сделать. Он не вылезает из кузницы, работает день и ночь до изнеможения. Но чем больше устает он физически, чем лучше относятся к нему окружающие, тем больше он страдает. Ходит по селу опустив голову. За короткое время становится нелюдимым и угрюмым, меняется до неузнаваемости. Уходят на фронт совсем молодые ребята, стали уже приходить на них похоронки, и все

Это он принимает как укор себе. Пусть находит новые оправдания для сына все более дряхлеющий отец, законы собственной совести требуют иного отхода. Душевные муки, борьба в душе героя достигают такого напряжения, что мы понимаем – это кульминационный момент в повести. Я сама начинаю страдать вместе с героем повести, понимая его состояние. Возникает большое желание помочь. Но есть ситуации, когда никто за человека не решит, никто не сможет помочь. Только он сам должен сделать выбор.

И такой случай вскоре Устину подвернулся. Случилась авария, затонула машина, так нужная колхозу. Устин, рискуя жизнью, ныряет в прорубь и – начинает говорить на людях. Народ поверил, что Устин заговорил впервые в этой экстремальной ситуации.

Значит, только дело случая вынудило героя заговорить? Тогда не велика его заслуга. Но нет, сообщает нам как ненароком автор, что письмо в военкомат было написано Устином еще до ныряния в прорубь. «Недавно контузия отошла сама. Теперь я здоров и снова могу быть на фронте…» Значит, «окалину» со своей души герой сбил еще раньше, сам, слушаясь только своей совести. «Жить надо в ладу с собой и своей совестью, иначе жизнь теряет всякий смысл», - как бы говорит нам своим произведением автор повести. Реалист и психолог Уханов не жалеет своего героя, он просто дает ему возможность жить полной жизнью в любви, в работе, дает возможность побороть свою слабость в страшной борьбе с самим собой.

В наши дни многие предпочитают выживать среди многочисленных проблем современной жизни, а не жить в мире и согласии с душой. Но в таком случае жизнь не получается. Суровые законы совести вечны и в наше время, и в любое другое время – это и есть идея повести.

 Есть в самом начале повести описание процесса ковки в кузнице, где старый Панкрат дает урок

Устину: «Клещами выхватил углей раскаленную заготовку, положил ее на  наковальню. А сам выдернул из голенища сапога легкий, на длинном черенке молоток и простучал брус – заготовку, сбивал пепельно-бурый налет окалины.

Поковка стала изжелта-белой, как кусок полуденного солнца». Вот так и Устин нашел способ сбить, стряхнуть «пепельно-бурую окалину» со своей души, со своей совести, нашел для этого силу и мужество.  

  И мы верим автору, потому что сама жизнь нас тоже убеждает в этом. Грустно и противно смотреть, когда человек пытается оправдать себя, перехитрить, обмануть. Только самого себя не обманешь, да и  людей обмануть трудно. И воздастся каждому в жизни по его делам. А если уж не людьми, так Богом.

Рецензия на рассказ Д. Балашова «Лаура»

(выполнил выпускник 11 класса Потапкин Юрий)

Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека.

Предшествующие эпохи оставили человечеству столько произведений и ярких, неповторимых художественных образов. Казалось, все сказано, тема исчерпана. Франческа и Паоло, Ромео и Джульетта, любовная лирика Пушкина, сонеты Петрарки …

Но вот приходит Дмитрий Балашов с новым рассказом «Лаура», который обогащает нас новым видением темы, новыми впечатлениями. Они тем сильнее, что перед нами люди из самой гущи народа, не избранные натуры, а самые обыкновенные. Но у этих простых людей богатая, живая душа, доброе сердце. Неисчерпаемы в них запасы человечности, несмотря на трудные условия жизни. А она в России во все времена была нелегка.

И в прошлом, и в настоящем нашей страны всегда хватало проблем. Предпринимаются попытки их решения, но без внимания остается самая важная и острая – проблема души человека. Как приспособиться к столь динамично меняющемуся миру? Как не потеряться в водовороте событий, не растерять лучшие человеческие чувства?

Эти вопросы поставлены Дмитрием Балашовым в рассказе «Лаура».

Автор проводит аналогично между собственной судьбой и жизнью итальянского поэта Петрарки, в стихах обессмертившего имя своей возлюбленной. В жизни главного героя тоже была своя Лаура, не менее прекрасная. Как и Петрарке, она являлась ему три раза, опалив огнем любви и жизненной энергией. Как и Петрарка, он знал, что продолжения не будет никогда.

Образ загадочной Лауры, давшей название рассказу, является ключевым, олицетворяет любовь, вечную и неуловимую. Он проходит сквозь века, но опять потерян. Создавая его, Балашов обращается то к прошлому, то к настоящему. В этом переплетении эпох композиционная особенность произведения. Писатель проводит параллель. Он ведет две линии повествования, говорит о далекой Италии и о времени, в котором выпало жить ему самому. Автор не ругает нынешнее время, не идеализирует эпоху Возрождения, он понимает сам и дает понять нам, читателям, что основные человеческие ценности постоянны, вечны незыблемы. Трудно представит себе то время, когда они будут утрачены, когда человек не будет верить, надеяться, любить. Возможно, сейчас значение этих ценностей уменьшилось, материальное зачастую стоит у наших современников выше духовного, стремления и желания стали проще и примитивнее, а жизнь сложнее. Может быть, потому герой теряет след любимой, что в кутерьме повседневной жизни, в заботах о хлебе насущном, он слишком поздно понимает, кем для него была эта женщина. Понимает и жалеет о потере. Сознание того, что все могло бы быть иначе, не дает ему покоя: «А все большое, великое, подлинное, как Бог, как совесть, как смысл Бытия, проходит мимо, на него недосуг поглядеть, некогда и подумать о  том!». И только в минуту прозрения приходит понимание древних пророческих слов: «Суета сует и всяческая суета». Эти строки рассказа звучат как предостережение. Автор призывает замедлить ритм жизни, чтобы не жалеть о том, что не вернешь. В этом основная мысль рассказа.

Многое в своем произведении Балашов оставляет недосказанным, давая возможность размышлять над судьбой героя. И это не просчет автора, а проявление его мастерства.

Прочитав последние строки рассказа, я задумалась о будущем главного героя. Он будет жить дальше. Каждодневные заботы, может быть, сотрут образ любимой женщины из сознания, но забыть ее он не сможет. Его не покинет чувство вины перед ней, перед самим собой. А жить с грузом вины на сердце тяжело и мучительно.

Все суета. Все – проходящий сон.

И свет звезды – свет гибели мгновенной.

И человек – ничто. Пылинка в мире он.

Но быль его громаднее Вселенной!

Короткий рассказ приводит к глубоким размышлениям, потому что проблемы в нем поднимаются серьезные, важные, вневременные. Тема взаимоотношений великого и насущного не может не иметь дальнейшего развития – значит, рассказ никогда не утратит своей актуальности. Не зря говорят: «Лодка любви разбилась о быт». Это все зависит, видимо, от самого человека. Впрочем, мне пока трудно судить об этом. Для этого необходимо прожить жизнь, встретиться самому с любовью. А у меня все это впереди, жизнь только начинается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развивающего обучения во внеклассной работе.

В классах, где преобладают обучающиеся со средними и низкими математическими способностями, с девиантным поведением, с низким уровнем общей подготовки необходимо развить потребность в обучении, ...

Педагогический проект"Элементы технологии развивающего обучения на уроках русского языка"

Данная презентация содержит теорию о технологии развивающего обучения и примеры ее реализации на уроках русского языка....

О применении технологии алгоритмизации обучения ( из опыта работы)

    Со стороны учителя необходимо осуществлять методически правильное руководство познавательной ( мыслительной)  деятельностью  учащихся таким образом, чтобы у них не возни...

Элементы технологии развивающего обучения в работе с ансамблем домристов в детской школе искусств

В статье «Элементы технологии развивающего обучения в работе с ансамблем домристов  в детской школе искусств» автор опирается на большой опыт работы с коллективом.      В первой ча...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....

Формирование интеллектуальных качеств у обучающихся на уроках математики на базе технологии уровневого обучения (из опыта работы)

В концепции инновационного развития Чувашской Республики обращается большое внимание на развитие интеллектуального потенциала личности. Формирование интеллектуального потенциала личности начинается в ...