Формирование интеллектуальных качеств у обучающихся на уроках математики на базе технологии уровневого обучения (из опыта работы)
статья по математике (10, 11 класс)

Федотова Лариса Петровна

В концепции инновационного развития Чувашской Республики обращается большое внимание на развитие интеллектуального потенциала личности. Формирование интеллектуального потенциала личности начинается в школе, а в техникуме мы продолжаем эту работу. К нам в техникум поступают обучающиеся с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковыми установками на урок. В связи с этим возникает проблема в формировании системных знаний по математическим дисциплинам.

 Решение проблемы успешного обучения обучающихся, развитие их познавательной активности становится возможным за счет управления учебным процессом на основании активизации и интенсификации. В этом смысле технология разноуровневого обучения выступает методической системой, позволяющий рассматривать обучающегося как субъект обучения, то есть личностно-ориентированна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интеллектуальных качеств у обучающихся на уроках  математики на базе технологии уровневого обучения (из опыта работы)

В концепции инновационного развития Чувашской Республики обращается большое внимание на развитие интеллектуального потенциала личности. Формирование интеллектуального потенциала личности начинается в школе, а в техникуме мы продолжаем эту работу. К нам в техникум поступают обучающиеся с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковыми установками на урок. В связи с этим возникает проблема в формировании системных знаний по математическим дисциплинам.

 Решение проблемы успешного обучения обучающихся, развитие их познавательной активности становится возможным за счет управления учебным процессом на основании активизации и интенсификации. В этом смысле технология разноуровневого обучения выступает методической системой, позволяющий рассматривать обучающегося как субъект обучения, то есть личностно-ориентированна.

    Как же я применяю данную технологию в своей работе?

    С целью определения уровня обученности и интеллекта каждого обучающегося мною проводятся:

     1)  анализ успеваемости обучающихся по аттестатам;

      Группы

Количество обучающихся

Оценка «4» или «5» по алгебре

Оценка «4» или «5» по геометрии

11

25

2

1

12

25

3

2

13

25

5

3

    Результаты анализа успеваемости обучающихся показывают низкую общеобразовательную подготовку практически всех обучающихся.

  1. входная контрольная работа по математике за курс основной (общей) школы с ее последующим анализом;

Анализ результатов входного контроля свидетельствует, что ежегодно в техникум  поступают обучающиеся  со стабильно низким уровнем подготовки по математике (рис.3) и в большинстве случаев отрицательной мотивацией к учебе. Значительная часть поступающих не обладает необходимым уровнем развития ключевых компетенций, что еще более осложняет деятельность педагога.

Рис.3. Итоги входного контроля по математике.

  1. тестирование совместно с психологом по выявлению интеллекта обучающихся при помощи тестов IG;

     Результаты диагностики, проведенные психологом техникума с применением методики исследования интеллектуальных способностей показывают, что в  2019/2020 учебном году доля обучающихся, способных к усвоению знаний в высоком темпе составляла всего 4% от общего числа поступивших, в среднем темпе – 48% и в низком – 48% (рис.2).

Рис.2. Распределение обучающихся по темпу усвоения знаний в 2019/2020 учебном году

Имея эти данные, учитывающие структуру личности, я делю обучающихся на группы, в которых содержание образования и предъявляемые к обучающимся учебные требования различаются, но при этом предусматривается последовательное достижение ими различных уровней усвоения знаний при овладении всеми обучающимися обязательным базовым уровнем подготовки:

1 группа - обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания преподавателя. Эти обучающиеся любят математику, хорошо работают на уроках и им нужны разнообразные и достаточно сложные задания, так как однообразные упражнения надоедают, утомляют и не развивают любовь к предмету.

2 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило,  не проявляют. Для этих обучающихся важно поверить в себя, научиться решать типичные примеры и задачи.

3 групп – неуспевающие обучающиеся, значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение обучающимися это группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу. Эти обучающиеся не любят математику. Каждый из них –особая забота преподавателя, они требуют повышенного внимания, нестандартного подхода и терпения.

Обучающиеся  не испытывают дискомфорт от того, что они находятся в группе  2 или 3. Наоборот, они реально оценивают свои возможности. Это деление осуществляется по принципу мобильности. В  течение учебного года возможны частые переходы из группы в группу в случае, если обучающийся стал заниматься лучше, или наоборот, хуже.

                                           Схема разноуровневого урока  по П.И.Третьякову:

Цель трех уровней формируется через результаты обучения: обучающийся в конце урока узнает ранее изученные объекты, знает их свойства; умеет выполнять задания по образцу, инструкции или под руководством; планирует  и самостоятельно выполняет задания и решает  проблемные задачи.

Опрос на разных уровнях.

Объяснение нового материала на высоком уровне.

Закрепление на разных уровнях (кроме изучения нового).

Контроль на разных уровнях (кроме изучения нового).

Домашнее задание на разных уровнях (кроме изучения нового).

Осуществляя на уроке уровневую дифференциацию, я сначала, объясняю всей группе новый материал, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается ФГОС по математике и уровнем изложения материала в учебнике. Новый материал предпочитаю излагать крупными блоками, что позволяет значительно сократить время на изучение теории, высвобождает время на обработку умений и навыков, на лучшее осмысление материала, благодаря многократной конкретизации, рассмотрению общих положений в разных условиях, ситуациях, с разных сторон. В конечном счете, это способствует более полному, глубокому и прочному усвоению изучаемого материала. Затем, при повторном кратком изложении, я выделяю обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта. После изучения блока теоретического материала 2-4 урока я отвожу  на выработку у обучающихся  умений на уровне обязательных результатов. Как правило, 2-4 уроков достаточно для безошибочного овладения обязательными результатами обучающимся 1 группы, а обучающиеся 2 и 3 группы овладевают ими частично.

Этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. На этом этапе должны быть сконцентрированы основные усилия преподавателя. Очень важно так организовать учебную работу обучающихся, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех. Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух, логических операций, требовать лишь прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной или практической работы.

Деятельность обучающихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. Закрепление материала, как правило, я начинаю  с совместной работы со всей группой,  постепенно увеличивая степень самостоятельности обучающихся. Через некоторое время организуются “подвижные” группы тех, кто уже освоил обязательные требования и может работать на повышенном уровне и тех, кому необходима дополнительная работа по ОРО. Я работаю поочередно с разными группами. Здесь очень важно создать доверительный, доброжелательный рабочий климат в группе, и чтобы не подавлять инициативу обучающихся. Я никогда не ставлю плохих оценок на этапах закрепления и усвоения новых знаний. В результате, на таких уроках не бывает бездельников, потому что обучающийся без страха быть наказанным за непонимание может попытаться выполнить работу, а затем получить квалификационную консультацию и понять свои ошибки.

Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании. Домашнее задание, как правило, состоит из ядра, обязательного для всех обучающихся,  и дополнительной части, куда входит задание для каждой группы. Например:

 Обязательно:

1. Найти в тексте §41 ответы на вопросы 1, 2 и записать их в тетрадь.

2. Найти в тексте §42 ответы на вопросы 1, 2 и записать их в тетрадь.

3. Выполнить упражнения №314, 317.

Желающим:

1. Прочесть § 41, 42 и ответить устно на остальные вопросы к нему.

2. Выполнить упражнения №315, 318.

Иванову:

Подготовить сообщение об освоении космического пространства.

Согласно программе по математике я разработала разноуровневые дидактические материалы по этим темам: задания тренажеры, карточки-инструкции, тесты, тематические зачеты, самостоятельные и контрольные работы. Это и есть систему заданий с постепенно нарастающей сложностью, т.е. специально формируемая система упражнений на основе "лестницы деятельности».  Такая система заданий должна включать:

  • широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнять все обучающиеся;
  • задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня;
  • задания повышенной сложности, предназначенные для обучающихся, быстро подвигающихся в усвоении материала.

Наличие вариантов различной сложности позволяет  мне легко организовать самостоятельную или контрольную работу, принимать зачеты, проводить уроки-отчеты, особенно удобно применять их на уроках-практикумах. Обучающиеся могут использовать карточки-инструкции   при изучении или  при закреплении темы, а также и при выполнении домашних заданий.

Контроль знаний, кроме выполнения письменной контрольной работы,  происходит на основе зачетной системы. Тематические зачеты должны сдать все обучающиеся  без исключения. Не сдавшие зачет обучающиеся с первого раза пересдают его до тех пор, пока не сдадут. Подготовка, проведение и зачета проводятся в учебное время. Доработка материала и пересдача – на консультациях.

С целью повышения объективности оценки результатов, достигнутых обучающимися, контроль обязательной части зачета  я организовала  в виде тестирования, которое осуществляется с помощью разработанной преподавателем физики Вединым С.В. в среде Microsoft Excel тестовой оболочки. В процессе работы с тестом обучающиеся переходят от одного вопроса к другому с помощью управляющих кнопок «Вперед»  и «Назад» или с помощью ярлыков листов книги. При этом есть возможность пропускать вопросы и возвращаться  к ним позже. После выбора кнопки «Конец» тестирование заканчивается, обучающийся попадает на лист «Оценка» и видит результаты прохождения теста. Вопросы, на которые дан неправильный ответ, высвечиваются красным цветом. Если тест запущен в режиме тренажера, к ним можно вернуться и попытаться ответить еще раз. В режиме экзаменатора такая возможность отсутствует. Если обучающийся затрудняется с ответом, он может посмотреть справку, выбрав гиперссылку рядом с соответствующим вопросом.

Система оценивания основана на «принципе сложения»: положительная оценка выставляется за достижение определенного минимального достаточного уровня подготовки. Таким образом, задается норма. Более высокий уровень подготовки является личным делом обучающегося и оценивается более высоким баллом (при традиционной системе оценивания пользуются «принципом вычитания»- нормой задается верхняя шкала результатов-«пять» соответственно, что ниже- означает «хуже» и оценивается более низко).

Итак, какая же реальная польза от применения деталей технология разноуровневого обучения на уроке математики?

  1. Значительно улучшается четкость в организации работы группы.
  2. Так как каждый обучающийся работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи.

3.    Так как, работая на определенном уровне трудности, обучающийся видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....

Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)

В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....