Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок русской литературы по теме "Образ фауны в художественной литературе.Мир птиц" для 7 класса разработан в соответствии с программой по русской литературе. Учитывая индивидуальные возможности учащихся класса занятие проведено в групповой форме с применением информационно-коммуникативных технологий (презентация, тестирования). Учитывая, что для анализа взяты лирические произведения, больше внимания уделялось анализу изобразительно-выразительных средств и навыкам выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_slovesnosti.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Образ фауны в художественной литературе.
Мир птиц.
Тип урока: Комбинированный
Вид: Урок с использованием ИКТ
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Цели:
1. Ученик сравнивает и выделяет различия между изображением птиц в орнитологии, мифологии и художественной литературе, делает выводы.
2. Ученик формирует умения целенаправленно работать с текстом: анализировать произведение, выразительно читать.
3. Ученик воспитывает уважительное, бережное отношение к природе.
Ход урока.
І. Ориентировочно-мотивационный этап.
1.Постановка цели урока.
2. Аннотирование темы. Ключевое слово.
3.Ассоциативное мышление.
Задание: Назвать ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово птицы.
Красота перья крылья полёт певцы
красота ПТИЦЫ трели
скворечник гнездо
весна жизнь вестники весны
4. Вопросы:
- Кто занимается изучением птиц?
(орнитологи, наука орнитология)
Ученые орнитологи изучают строение птиц, оперение, повадки, особенности вида, поведение.
- А какое отношение имеет словесность – искусство слова к птицам?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
5. Показ слайдов с изображением птиц, озвучивание.
Почему так жутко и неуютно в лесу перед грозой? В звенящей тишине леса не слышно птичьих голосов, они смолкли перед непогодой. И так хорошо, что тишина эта ненадолго.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьёв…
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на полет птиц, человек всегда стремился в небо.
О чем думают люди, глядя вслед улетающей стаи? У каждого человека, наверное, с птицами связаны какие-то свои, милые сердцу воспоминания. Может быть, это трели соловья, которые ты услышал на первом свидании, или уханье совы на лесном привале у костра, когда кажется, что всё самое лучшее в твоей жизни ещё впереди? А может, это маленький встрёпанный воробушек, которому ты насыпал крошек?
6.Художественное чтение учителя с переходом к основной части урока.
ІІ.Основной этап: Формирование новых знаний.
Задание: Сравнить:
Соловей | Ворон |
Оперение соловья однотонно-коричневое, сверху темнее, снизу светлее, лишь хвост отличает ржавчато-коричневая окраска. Грудь и спина молодых покрыта коричневыми пятнами. | Ворон – один из самых крупных представителей семейства вороновых. Он весит до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног однотонно черного цвета. Селятся в лесах, пустынях и горах, у скал и на береговых обрывах речных долин. Кормится он грызунами, яйцами, птенцами и рыбой. Ворон – очень осторожная птица и редко селится вблизи жилья человека. |
- Где можно встретить такое описание предмета?
7. Работа в группах.
- Задание. Используя материал учебника стр. 189-190 и стр.187-188
Составьте опорную схему «Образ ворона» и «Образ соловья» в мифологии и литературе.
- Защита работ, оценивание.
8. Работа в группах.
«Соловей» К.М. Фофанова
«Соловей» А.И. Фатьянова
«Ворон» Э.По
«Ворон» Э.П.Мориц
- Задание. Анализ лирического произведения.
Алгоритм анализа.
- Прочитать про себя несколько раз.
- Прочитать вслух. Вызвать мини-дискуссию по вопросу: Как вы чувствуете текст?
- Ещё раз прочитать, закрепить впечатления о тексте.
- Определить самое простое (о чем это стихотворение?)
- Описать лирический сюжет стихотворения (найти и определить движение, развитие чувства, состояние, мысль автора, закрепленная в смене интонации).
- Возвращаемся к началу стихотворения, стараемся понять, какие художественные приёмы помогают жить лирическому сюжету.
- Защита работы.
Учащиеся оценивают работу, заполняют оценочный лист.
группа | выразительность | тема, идея | изобразит. средства | общая оценка |
1 группа | ||||
2 группа |
- Задание. Ответьте на вопросы:
1)Все ли прочитали стихотворение выразительно?
2) Какое чтение можно назвать выразительным?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Прослушивание песни на стихи А.Фатьянова «Соловьи» с показом слайдов (военная тематика).
- Работа над выразительным чтением.
Партитура – ритмический рисунок стихотворения, выраженный знаками.
↓ - строковая пауза
/ - продолжение мысли
↓ - точка, завершение мысли
V – люфтпауза
- зашагивание
Я шел в лесу. ↓ Лес темный был
Так странно зачарован. ↓
И сам кого-то я любил, ↑
И сам я был взволнован. ↓
Кто так разнежил облака, ↑
Они совсем жемчужны? ↓
И почему ручью река
Поет: / мы будем дружны? ↓
11. Создание партитуры стихотворения по выбору (в группах).
12. Упражнение по дыханию. Тренинг.
1) Руки на ребра, вдох через нос, выдох через рот.
2) Воздух носом, выдыхаем и приседаем до полусогнутых.
3) Воздух носом выбрасываем вперед – фу—
4) Пти, птэ, пта, пто, пту, пты.
5) Сплин, сплэн, сплан, сплон, сплын.
6) Тпли- дри, тплэ – дре, тпла – дра, тпло – дро, тплу – дру, тплы – дры.
7) Полили ли лилию
Видели ли Лидию?
8). Козел – мукомол, кому муку молол, кому не молол
Кому молол – получал по ватрушке,
Кому не молол – получал по макушке.
13. Выразительное чтение стихотворений.
ІІІ. Рефлексивно – оценочный этап.
Творческая работа (в парах)
Литературный тест с использованием компьютера.
Задание:
Вставить вместо пропусков названия птиц, упоминающихся в литературных произведениях, песнях и пословицах.
- На верхушке пестрый *** белке домик конопатил.
- «Чего распелся ты так рано над крыльцом?» -
Кукушка из лесу *** прокуковала (С.Михайлов)
- *** все парами, только я одна (из песни).
- Над седой равниной моря городо реет *** (М.Горький)
- Жили у бабуси два веселых *** (из песенки)
- *** белая плывет (А.С.Пушкин)
- Что стоишь как *** на болоте? (поговорка)
- Как-то ночью к телефону *** вызвала Ворону (С.Михайлов)
- Где – то плачет ***,
Схоронясь в дуало (С.Есенин)
- ***, ***, взлетели выше солнца
И степи с высот огляди (из песни).
- *** бог послал кусочек сыра ... (И.Крылов)
- И *** тоже плачут ... (М.Горький)
- ***бог послал кусочек сыра...(И.Крылов)
- И***тоже плачут...(М.Горький)
- У дороги ***, у дороги ***,
Он стоит, волнуется, чудак (из песни).
- Той костью овладеть Ворона захотела,
И сверху вниз как *** налетела (С.Михалков).
- ***, *** не будите солдат... (из песни)
- Хоть боимся мы волка и *** (из песни)
- За что *** хвалить петуха? (И.Крылов)
- *** учатся летать ... (из песни).
- Лисица и *** (Название басни)
- Вы слыхали, как поют ***?(из песни)
- Спасибо, ***, спасибо, птица,
Так и должно было случиться (из песни)
- ***завидовало Гусям,
Что могут плавать там и сям (С.Михалков)
- Спой нам песню,***,***,
Раз иголка, два иголка – будет елочка (из песни).
ІV. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть (по выбору).
- Творческое задание (по выбору).
Описать соловья, свое впечатление от его пения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образ инвалида в мировой художественной литературе" для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений.
Программа "Образ инвалида в мировой художественной литературе" предназначена для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Может использоваться для разработки уроков в...
7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»
Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»...
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....
Детские образы в художественной литературе как предмет речевого анализа
Научно-исследовательская работа...
Проект "Образ зеркала в художественной литературе"
Проектная деятельность. Работа обучающейся 7 класса "Образ зеркала в художественной литературе"...
- Мне нравится (1)