Главные вкладки
Проект "Образ зеркала в художественной литературе"
проект по литературе (7 класс)
Проектная деятельность. Работа обучающейся 7 класса "Образ зеркала в художественной литературе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zerkal.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней школы №2 г. Сычёвки.
Исследовательская работа
по литературе
Тема: «Образ зеркала в художественной литературе»
Работу выполнила: …………………
обучающаяся 7А класса
Руководитель: ………………………..
учитель русского языка и литературы.
г. Сычёвка
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 4
История происхождения зеркала……..………………………………… 5
Магические свойства зеркал…………………………………………….. 6
Зеркало в мифологии …………………………………………………..... 7
Зеркало в сказках А.С.Пушкина
и Г.Х.Андерсена ………………….……………………………………….. 8
Зеркало как предмет гадания в произведениях
русской литературы …………………………………………………….... 9
Заключение ………………………………………………………………. 10
Литература ……………………………………………………………….. 11
Приложения………………………………………………………………. 12
Как много тайн в себе хранит
Привычный всем предмет…
Куда нас зеркало манит?
Так в чем его секрет?
Введение
Одно из прекраснейших свойств литературы – отражать жизнь. И возможно, не случайно литература интересуется зеркалами.
Среди всех предметов, которыми мы пользуемся, едва ли найдется вещь более интересная и загадочная, чем зеркало. Зеркала сопровождают человека повсюду, где бы он ни находился. В каждом доме мы можем встретить зеркало, большое или маленькое, круглое или узорное. Мы не выйдем из дома, не посмотрев на себя в зеркало. Оно стало частью нашей жизни потому, что позволяет нам следить за своим отражением, наблюдать взросление, красоту, старение, следить за внешностью и фигурой. Иногда оно радует нас, иногда огорчает, иногда мы даже разговариваем с ним. Все мы, смотрясь в зеркало, обязательно испытываем положительные и отрицательные эмоции.
Мы, современные люди, так привыкли к зеркалам, что на них иногда не обращаем внимания. А ведь было время, когда зеркало казалось чудом, когда оно ценилось на вес золота. Зеркала вставляли в кольца и серьги вместо драгоценных камней. Зеркалами украшали жилища. В богатых домах были даже зеркальные комнаты – стены, потолки, двери – все из зеркал. Знатные дамы заказывали себе платья, обшитые кусочками зеркала.
Чем ближе знакомишься с зеркалом, тем больше вопросов появляется:
- Кого мы видим, глядя в зеркало?
- Как выглядело первое зеркало? Где и как его изобрели?
- Какие тайны скрываются за стеклянной гладью зеркала?
- Где используют зеркала в современной жизни, науке?
- С какой целью авторы разных литературных жанров используют зеркало в своих произведениях?
Тема для изучения показалась мне очень интересной. Пришлось найти ответы на многие вопросы, но один из них стал ключевым: какова роль образа зеркала в художественной литературе?
Цель исследования: выявить символический смысл использования образа зеркала в литературе.
Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала в мифах, литературных сказках, в русской литературе ХIX - XX века. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить различную литературу с целью получить больше информации о зеркалах; изучить историю создания зеркала, способы применения;
- провести эксперименты с зеркалами и познакомиться с их свойствами
- выявить символику зеркала
- определить особенности мотива зеркала в произведениях русских классиков.
Предмет исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с зеркалами
Актуальность: исследование «зеркальных» приёмов, образов и мотивов позволит нам более глубоко понять идейный замысел произведений, оценить
их художественные достоинства.
Проблемный вопрос: какова роль образа зеркала в произведениях
литературы?
Гипотеза: Образ зеркала в произведениях выполняет различную роль: помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев.
Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных
Писателей, легенды и предания..
Практическая значимость работы: материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы.
1. История происхождения зеркала
Первые упоминания о зеркалах появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Древние металлические зеркала были округлой формы и изготовляли их из бронзы или серебра. Они представляли собой отполированные металлические пластины.
Впервые стеклянные зеркала создаются римлянами в I веке нашей эры. На свинцовую или оловянную пластинку крепилась стеклянная пластинка, что делало отражение значительно лучше.
Точность зеркального отображения породила множество суеверий. В средние века стеклянные зеркала перестали использовать, так как представители духовенства утверждали, что через них в наш мир смотрит вселенское зло.
В 13 веке производство стеклянных зеркал возобновилось. В 1373 году немецком городе Нюрнберге заработал первый зеркальный цех.
Но больше других в средние века ценились венецианские зеркала, отличающиеся особой гладкостью стекла, которые изготовляли с применением различных минералов. Мастера добавляли в составы золото и бронзу, поэтому изображение было ясным и чётким, а все предметы выглядели красивее, чем в действительности.
В 15 веке центром стеклоделия становится остров Мурано. Венеция сохраняла способ выработки зеркал в глубокой тайне. Вышел приказ, который запрещал зеркальщикам не только покидать страну, но и разглашать тайну производства. За раскрытие секрета изготовления стекла им грозила смертная казнь. Стоимость одного венецианского стекла сопоставлялась стоимости большого военного корабля.
В течение трёх веков зеркало оставалось фантастически редким и необычайно дорогим товаром.
В России стекольные заводы появились во времена Петра I, и с тех пор зеркала стали широко использоваться в быту, архитектуре и технике.
А вот как гласит легенда о происхождении зеркала:
«В давние времена, когда еще род людской не знал и не видывал о зеркале, скитался старый монах по пустыне, и вспомнились ему слова из священных писаний: «Просите, и дастся вам». Усомнился он и решил проверить их. Пошел к царю просить руки его дочери, обомлел царь от такой просьбы и решил спросить у дочери. Царевна в свою очередь тоже удивилась, но, подумав, решила просить взамен, что-то невозможное и невиданное. Молвила царица: «Если хочешь руки моей, тогда принеси мне в подарок волшебную вещь, в которой я увижу себя». Услышав пожелание, старец отправился на поиски, долго бродил он по лесам, по полям и, уже потеряв надежду найти чудную вещь, дошел до пустыни. Присев отдохнуть, заметил он вдали бочку. Удивившись, подошел он к ней, оглядел со всех сторон. А из бочки вдруг послышался стон. Замученный голос произнес: «Выпусти меня отсюда, старец, я уже долгие годы тут сижу, томлюсь, а взамен я тебе дам все что пожелаешь». Обрадовался монах и рассказал про свою историю незнакомцу в бочке, мол, ищет он волшебную вещь по просьбе царевны, в которой она сможет себя увидать. Незнакомец пообещал, что поможет старцу с его проблемой, и выпустил монах на свет самого дьявола. И он сдержал свое обещание, и подарил старцу зеркало. Пошел монах к царю вручать приданое. Но владыка был не честен и, увидав подарок, приказал казнить старца. Так и появилось на свет дьявольское зеркало, которое с первых дней своего существования несло зло и обман.
Поэтому на Руси вплоть до 17-го века зеркало считали «заморским грехом». Зеркало можно сравнить с губкой, которая впитывает в себя все, что «видит», - образы, события, явления их же и отражает.
2. Магические свойства зеркал
Что же такое зеркало? Это граница между мирами: нашими, привычными и зазеркальными, где всё наоборот. В зеркало жадно смотрятся, от него ждут правды и попадают в самообман. Кривые зеркала смеются над людьми – и люди разбивают их на мелкие кусочки, чтобы никогда не слышать смеха зеркал. Зеркала дают возможность встретиться с собой как с другом. Зеркала знают будущее и всегда живут рядом с человеком. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число
гаданий, обрядов и предрассудков. В средневековых текстах зеркало является образом, символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет. Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть тайный смысл?
Тайный шифр. Одним из основных мистических свойств зеркал является, так называемый «тайный шифр». Суть его состоит в том, что некоторые буквы алфавита не отражаются, т.е. остаются прежними. Я провела свой опыт и убедилась в этом невероятном, на первый взгляд, утверждении. Я взяла алфавит и по очереди начала отражать буквы в зеркале. Действительно, не все знаки отражаются. Всё дело в том, что в алфавите есть симметричные буквы, например А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. И в этом нет ничего особенного, ведь симметричные фигуры не отражаются в зеркале. Они одинаковы с обеих сторон.
Зеркальный коридор. Зазеркальный коридор - это своего рода ритуал гадания на суженого. Гадалки, экстрасенсы, шаманы называют этот обряд самым страшным, несущим за собой непоправимые последствия. На зеркалах гадают в случае крайней необходимости. Потому что от прабабок и знахарок знают, что в тусклом свете свечей увидят в зеркальном коридоре мертвеца. Вернее, посланника с того света, бесплотного духа в человеческом обличье. Он и суженого покажет, и карту судьбы приоткроет. А взамен душу заберет. Не успеет девушка перекреститься и набросить на зеркало полотенце, рухнет замертво или ума лишится.
К такой ворожбе в старину прибегали только ведьмы. Но и они, чтоб не погибнуть, неукоснительно соблюдали все тонкости бесовского ритуала.
3.Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы
Зеркало как магический предмет представлен в балладе Жуковского «Светлана». Девушка прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, поставив перед собой зеркала, героиня зажгла свечу и принялась гадать. В поэме всё закончилось удачно, но в жизни такие практики редко несут такие последствия.
«Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Здесь зеркало - способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух». Тьма в зеркале порождают робость и страх ». Гадание на зеркале тоже выполняет сюжетообразующую роль, однако, это не главное. В этой балладе намечается переход автора от романтических представлений к реалистичному взгляду на мир.
Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» повествует о святочных гаданиях. Главная героиня Татьяна, воспитанная на «преданьях простонародной старины», тоже идёт гадать с помощью зеркала на своего суженого.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
«Как помним, гадания никак не хотят предсказывать Татьяне того, что хочет она, - любви Онегина». Эпизод гадания нужен был Пушкину для того, чтобы ярче высветить характер главной героини, показать его народную основу.
Молодые героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» тоже живут в ожидании счастья, как и Татьяна. На Святки молодёжь из семейства Ростовых участвует в народных забавах, а потом Наташа, Соня и их горничная Дуняша решаются на
гадание с зеркалом. Наташа, как ни старалась, ничего не увидела в нём. Толстому, как и Пушкину, эпизод гадания нужен был для того, чтобы лучше показать характер героинь, их стремление к любви и счастью.
Таким образом, эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих
произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана» Жуковский преподносит читателю светлый и оптимистический финал. В романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина эпизод гадания нужен был авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви. Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного приёма, приближая сказку к серьёзной литературе.
4.Образ зеркала в мифах, легендах, преданиях.
Еще с древних времен человечество все непонятное, таинственное для себя облачало в легенды и мифы, которые передавались потом от поколения к поколению. Так вот и зеркало обросло разнообразными таинствами, отголоски которых дошли и до наших времен. Человечество издревле считало зеркала магическими предметами. Девушки высматривали в них суженого, маги узнавали будущее. Зеркала носили как амулеты на груди.
Народные предания.
С зеркалами связаны приметы. Если пошел из дома, но с полпути вернулся – надо непременно посмотреться в зеркало. Ребенка до одного года нельзя подносить к зеркалам, иначе он будет плохо расти. Самой плохой приметой считалось разбитое зеркало. Вместе с зеркалом портится содержащаяся в нем копия информационной матрицы владельца.
Издревле зеркало закрывали, если в доме был покойник. Считалось, что в нем может остаться его душа. Обычные способы энергетической «очистки» (промывание в проточной или освященной в церкви воде или очищение огнем) в этом случае не работают. Такое зеркало надо разбить, и душа умершего уйдет из зеркала. После этого осколки советуют побыстрее выбросить.
Было принято вешать зеркала на шею от порчи и сглаза. У этой традиции есть объяснение. Зеркало отражает негативную энергию, является оберегом. На востоке зеркало использовалось для защиты дома, зеркала вешали перед входом и ими даже обвешивали дом снаружи с той же целью. Полезно класть зеркало на пол –оно является защитным экраном от вредных излучений геопатагенных зон. Нельзя зеркало вешать на потолок или направлять его в небо так, чтобы отражение не попадало в квартиру. Тогда необходимая для «подпитки» людей энергия из космоса будет отражаться..
В преданиях упоминаются зеркала-вампиры. Считалось, что опасно вешать дома чужое зеркало. Это может привести к порче и сглазу. Ведь не известно, что оно «помнит». Возможно, оно было свидетелем ссор, скандалов или даже убийства.
В мифологии зеркало выступает как средство спасения от сил, несущих человеку гибель. Согласно древнегреческому мифу, Геспериды дали Персею крылатые сандалии, шлем и волшебную сумку, в которой должен был принести голову горгоны Медузы.
В древнегреческом мифе Персей побеждает страшную Медузу с помощью медного щита: голова Медузы превращается в камень. Медузу Горгону побеждает её же собственное отражение, то есть то зло, которое она творит. Посредством зеркального щита (он был именно медный, а не серебряный) Персей побеждает Медузу Горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Доказано, что металлы теплых оттенков:бронза, латунь, золото, и, в первую очередь, медь - поглощают «холодные». Они угнетают энергию и отражают «теплые», «солнечные». Поэтому в древности никогда не делали серебряных зеркал, считалось, что они отрицательно влияют на здоровье и настроение человека. С зеркалом связано не только собственное отражение, но и сближают с ним мотивы луны и солнца, водной поверхности, которая символизирует зеркало, та как она способна отражать.
Широко известен древнегреческий миф о Нарциссе. «Сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы. Нарцисс был необыкновенно красив, но никого не любил – мысли его были заняты самим собой. За это богиня любви Афродита наказала его. Однажды, охотясь, он нагнулся у ручья, чтобы напиться, увидел своё отражение и уже не смог оторвать от него взгляд. Нарцисс не ел, не пил, не спал – всё глядел и глядел на себя…Так, у ручья и умер. Цветок, выросший на его могиле, нарекли именем самовлюблённого юноши – нарциссом…
А не зеркалом ли послужил ручей? А что такое отражение в ручье, как не прообраз зеркала? И ведь недаром зеркало в руках Афродиты – в римской мифологии Венеры – стало олицетворять самовлюблённость. Самовлюблённый Нарцисс навсегда застывает перед своим отражением в воде. Миф о Нарциссе был придуман в древние времена, как предостережение не видеть свое отражение. Это связывалось с магией потому, что отражение человека воспринималось, как двойник и второе злое «Я». По представлениям того времени, второе «Я» чаще всего живет во сне. Скорее всего, цветок нарцисс воспринимался, как своеобразное растительное божество, которое способно умирать и воскрешать себя.
5. Зеркало в литературных сказках А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена как носитель зла и добра.
Зеркало, как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках. В русскую литературу образ зеркала входит с творчеством А.С.Пушкина, в котором можно ясно видеть «подлинное качество человека». А какими качествами наделял Пушкин зеркала в своих произведениях? Почему-то сразу вспоминается этот портрет и слова А.С.Пушкина: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Зеркала у Пушкина «верные», «льстивые», «любящие» тех, кого они отражают...В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи тоже говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Так в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Кто- то говорит, что это положительный персонаж, т.к. смерть оно приняло за свои справедливые убеждения! Не побоялось злобной царице правду в лицо сказать! Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду:
«Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее...»
А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:
Свет мой, зеркальце! скажи...
Но с появлением соперницы обращение другое:
Ах ты, мерзкое стекло!
Оно отражает, прежде всего, внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.
Великий датский сказочник Г.Х. Андерсен удивительным образом расширяет, углубляет возможности зеркала. Под его пером зеркало становится литературным приёмом, позволяющим приблизить вроде бы истории для детей с захватывающим сюжетом к серьёзным проблемам, таким как добро и зло, самопознание человека. Например, в сказке «Гадкий утёнок» отражение помогает утёнку осознать свою красоту и делает его счастливым:
«...И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. И о, чудо! Он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!..»
Счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. Андерсен использует зеркало как окно в мир добра, чтобы открыть истину несчастному. Гадкий утёнок из сказки Андерсена, увидев себя в отражении прекрасным лебедем, возрождается к жизни.
По Андерсену, зеркало ещё и можно использовать в злых целях, обманывать людей. Зеркало Зла, искажающее истину, кривое, смеющееся над красотой и добром, представлено ещё в одной сказке Г.Х. Андерсена –«Снежная королева». Андерсен наделяет его новыми возможностями, всё больше увеличивая его роль в произведении. Теперь зеркало выворачивало наизнанку добрую сторону мира и усиливало зло. Оно стало его материалом, его воплощением, так как и изобрёл его сам Дьявол. Зеркало становится своего рода самостоятельным героем произведения и даже одним из главных персонажей. Например, именно из-за осколков Кай попадает к Снежной королеве. Осколки кривого зеркала в данном случае являются метафорой отрицательных свойств и качеств. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго? Как он посмотрит тогда на мир? Делаем вывод: зло для Андерсена — холодные, чёткие, слишком правильные взгляды на жизнь, а добро — то самое разнообразие нашего мира, его постоянное движение, краски. Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, оно предоставляет злу жизненное пространство. Но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь добру.
5. Страна Зазеркалье
Зазеркалье - страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир - вопреки сложившимся представлениям о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением».
Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение. Переправа в Зазеркалье происходит мгновенно. Зеркало становится символической дверью и выступает как окно в другой мир. В Зазеркалье Оля встречается с Яло, которая оказывается ее двойником. Вся сказка построена на двойничестве, которое строится по принципу симметрии. Имена Оли и Яло являются палиндромами (перевертнями) – словами, читающимися одинаково слева направо и справа налево. Все имена в сказке перевернуты и читаются “наоборот” как у положительных (Гурд, Бар, Аксал),
так и у отрицательных героев (Топсед, Нушрок, Абаж, Анидаг). Все имена в “Королевстве кривых зеркал” имеют оценочную нагрузку. Кривое зеркало показывает мир в искаженном свете.
Зеркало часто используется в литературе как метафора внутренней жизни
человека. Вспомним, например, самые известные книги, удивительно красиво описывающие внутреннюю жизнь ребенка, - книги Л. Кэрролла про Алису. В книге «Алиса в зазеркалье» девочка, пройдя через зеркало, попадает в особую страну – отражение ее собственного мира.
В произведениях фантастического жанра (сказках, мифах) зеркало играет сюжетообразующую роль. Зеркало может выступать как предмет-помощник и как атрибут зла в руках чародеев и колдунов. Авторские сказки А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена продолжают мифологическую линию, представляющую зеркало как магический предмет. Приём проникновения героев в Зазеркалье используется во многих произведениях фантастического жанра. Миф о Зазеркалье порождён способностью зеркала отражать мир наоборот, искажать изображение, расширять пространство и создавать миражи. Зеркало становится не только героем, но и свидетелем событий. Таким образом, в сказках зеркало выполняет функцию литературного приёма, приближая сказку к серьёзной литературе.
Заключение
Итак, исследовав произведения, в которых встречается мотив зеркала, я пришла к нескольким выводам.
Во-первых, в произведениях фантастического жанра зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в сказках, мифах, легендах как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла в руках волшебников и чародеев. Приём проникновения героев в Зазеркалье также используется во многих произведениях фантастики, выполняя сюжетообразующую роль. Древние люди не знали о физических свойствах зеркал, для них это был таинственный предмет, которому они приписывали магические свойства. Впоследствии некоторые мифологические сюжеты и мотивы обыгрывались в литературе, например, миф о Нарциссе («Евгений Онегин»).
Во-вторых, зеркало как атрибут гадания встречается во многих произведениях русской литературы (баллада В.А. Жуковского «Светлана», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Эпизод гадания в данных произведениях лишён мистической подоплёки. Он нужен авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их стремление к счастью и любви.
В-третьих, мотив зеркала как художественный приём широко используется в отечественной литературе. На зеркальном принципе основывается приём антитезы. Она позволяет проследить эволюцию героев и ярче высветить идею произведения.
Столь широкое использование «зеркальных» мотивов и приёмов в мифологии и литературе вызвано, прежде всего, следующими свойствами зеркал:
-с помощью зеркал можно украсить, расширить и изменить пространство;
-зеркало отображает окружающий мир наоборот;
-поверхность зеркала обладает мощной отражательной способностью, так что даже может отражать лучи, невидимые глазу;
-неровная поверхность зеркала искажает изображение, что породило миф о «кривом» зеркале.
Гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
Абрам Вулис «Литературные зеркала» М: «Советский писатель», 1991 г.,:
HYPERLINK "http://sharedbook.ru/"http://sharedbook.ru/, 237 с.
Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки», полное издание в одном томе,издательство «Альфа-книга», Москва, 2008 г., 1087 с.
Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки» в трёх томах, 1986 г., том 2, 464
с.
Г.Х Андерсен. Сборник сказок 1989г
Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».
Виктор Шкловский. Тетива: О несходстве сходного. — М.: Советский писатель, 1970. — 376 с.
А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»
Урванцева Н.Г. «Мифологема зеркала в повести-сказке В.Г. Губарева
“Королевство кривых зеркал” стр.34, 49..
Список Интернет-ресурсов:
http://www.ngebooks.com/book_9654_chapter_1_Literaturnye_zerkala.htmhttp://h.ua/story/31849/
http://www.proza.ru/
Приложение.
Не забывайте улыбаться зеркалам,
Не оставляйте в них флюиды негатива,
Чтоб к вам улыбка позитивом возвратилась,
Даря частички благодатного тепла.
Пусть будет светлым даже серый будний день,
Заряжен доброй энергетикой удачи.
Не оставляйте в зеркалах печаль и плачи,
На свет души своей набрасывая тень.
Оберегайте от беды душевный храм,
И привлеките ваше собственное счастье.
Да будет всё прекрасно, и – никак иначе!
Как можно чаще улыбайтесь зеркалам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.
Доклад в Республиканской научно-практической конференции "Языковое образование, опыт и концепции"...
Взаимосвязь русской и тувинской художественной литературы при преподавании предмета «Литература» в средних классах.
Презентация доклада...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитыва
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...