"Образ инвалида в мировой художественной литературе" для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений.
рабочая программа на тему
Программа "Образ инвалида в мировой художественной литературе" предназначена для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Может использоваться для разработки уроков внеклассного чтения, факультативных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_invalida.odt | 102.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Образ инвалида в мировой художественной литературе»
для учащихся 5-9 классов
коррекционных образовательных учреждений.
Пояснительная записка.
Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы, но пассивны, третьи активно участливы. Зачастую восстановить утраченное здоровье невозможно, речь может идти только об обучении, о приспосабливании, о подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Одна из основных задач обучения детей-инвалидов состоит в искоренении из их сознания стереотипа потребительского отношения к людям, комплекса жалости к себе.
Главная цель — научить преодолевать собственную ущербность, формируя все — от навыков самообслуживания до способности разрешать житейские проблемы и находить выход из разных ситуаций, от накопления знаний и приобретения навыков до их практического применения.
Стимулом учения служит яркий побудительный мотив. Программа «Образ инвалида в мировой художественной литературе» направлена на изучение произведений, герои которых, преодолевая физические недостатки или тяжелую болезнь, активно и полноценно участвуют в жизни общества. Многие известные писатели в своих этапных произведениях сумели отразить жизненные коллизии, с которыми сталкиваются инвалиды. Системное изучение подобных произведений становится для детей с аномалиями нравственной поддержкой, духовной опорой, помогает им найти свое место в общественной жизни. Разумеется, внимание детей не следует фиксировать исключительно на инвалидной тематике. Поэтому в содержание программы включены произведения, герои которых не имеют никаких дефектов, но оказываются в трудных, нестандартных ситуациях,проявляют силу и упорство и решают сложные реальные проблемы.
Программа разработана для детей, по состоянию здоровья обучающихся индивидуально ( при школе либо на дому) по программе СКОУ VII и VIII вида, и включает как программные произведения для более глубокого изучения, произведения, рекомендованные для внеклассного чтения и обсуждения, так и дополнительную художественную, автобиографическую, художественно-документальную прозу.
Реализация программы начинается с 5 класса. Сознание ребенка восприимчиво к различным влияниям, поэтому героика преодоления трудностей литературными персонажами воздействует в этом возрасте на мировоззрение больше, чем когда бы то ни было. Следовательно, в этот период можно добиться наилучших результатов в социально-эстетической абилитации ребенка-инвалида. Программа призвана воспитать в ребенке доброту, волю, трудолюбие, оптимизм, чувство ответственности. Через предлагаемые произведения дети знакомятся с реальной жизнью, что поможет им в будущем избежать некоторых тяжелых разочарований. Сравнивая свои жизненные трудности с судьбой литературного персонажа, ребенок учится взыскательнее относиться к себе и терпимее — к окружающим.
Содержание курса
5 класс (17 часов)
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. (4 ч.)
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные произведения Робинзона Крузо. Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.(4 ч.)
Владислав Крапивин. Краткий рассказ о писателе.
"Та сторона, где ветер". Образы подростков. Истинная дружба. Свои и чужие чувства. Взаимопомощь и взаимовыручка. (5 ч.)
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише». Взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни народа. (4 ч.)
6 класс ( 17 часов)
Алесандр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (4 ч.)
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Стойкий оловянный солдатик». Воплощение несгибаемого мужества, стойкости и упорства. Твердость духа. «Маленькое оловянное сердечко»- символ любви, верности и бесстрашия. (4ч.)
Алан Маршалл. Рассказ о писателе.
«Я умею прыгать через лужи». Автобиографический рассказ. Страдания и упорство маленького мужественного человека. Мудрость, трудолюбие, душевное богатство. (5 ч.)
Антуан де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о писателе.
«Маленький принц». Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая истина. Утверждение всечеловеческих истин. (4 ч.)
7 класс (17 часов)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка- незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. (4 ч.)
Владимир Галактионович Короленко.
«Слепой музыкант». Повесть о доброте, любви и сострадании. Выбор жизненного пути. Отношение к людям и к миру. Нелегкий путь к счастью. (5 ч.)
Алексей Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Русский характер». Герои — представители русской нации. Вечные человеческие ценности — любовь, духовность, верность, гордость. Внутренняя сила и красота. ( 4 ч.)
Мигель де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о писателе.
«Дон Кихот» (главы). Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. (4 ч.)
8 класс (17 часов)
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«Парадокс». Художественный очерк. Главный герой — Ян Залуский. Добро и счастье. Проблема смысла жизни и назначения человека. Нравственные и социальные проблемы. (4ч.)
Борис Полевой. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о настоящем человеке». Судьба прототипа главного героя повести. Мужество и сила воли. Живой образец для подражания. Проблемы гуманизма и истинного патриотизма. (9 ч.)
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. ( 4 ч.)
9 класс (17 часов)
Эдуард Асадов: личность, творчество, судьба.
Стихи о любви. Стихи о войне. Стихи о животных. Особое чувство красоты мира и человеческих отношений. Миниатюры. Эпитафии. Статьи, посвященные Э.Асадову. Великое служение народу, любовь к Родине, Земле. (8 ч.)
О Генри. Краткий рассказ о писателе.
«Последний лист». Главный шедевр мистера Бермана. Подвиг самопожертвования. Вера и надежда — спасение от безысходности. (4 ч.)
Николай Островский. Рассказ о писателе.
«Как закалялась сталь». Автобиографический роман. Новый человек. Новые представления о жизни. Новая мораль. (5 ч.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»
В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о
Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»....
Рабочая образовательная программа по Мировой художественной культуре 10- 11 класс (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая образовательная программа составлена на основе:- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента го...
Рабочая программа для 8 - 9 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Москва «Просвещение» 2009 – 160с. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образов
С учетом индивидуальных и психофизических особенностей и эмоционально – волевой сферы, рабочая программа рассчитана для: ...