Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы под редакцией Г. И. Беленького (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова и примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx | 60.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Селивановского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Волосатовская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО решением педагогического совета от 29.08.2014. протокол №1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от 29.08.2014. №132-од _______________Н.В. Рябова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
на 2014-2015 учебный год
среднего общего образования , 6 класс
Количество часов 68
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- «Программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова;
- «Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Разработчик:
учитель русского языка Горелкина О.А.
п.Новый Быт
2014 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.
Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью;
- составление плана;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса могут использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
В 6 классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование.Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе.
Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии М.А.Снежневской и О.М.Хреновой (Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2005).
2. Содержание тем учебного курса.
Введение (1 ч.)
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (9+3 ч.)
Устное народное творчество. Былины (3 ч.)
Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике роднойземли.
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Древнерусская литература (4 ч.)
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
Для чтения и изучения:
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Баллады (5 ч.)
В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.
Для чтения и изучения:
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения:
В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека (20+1 ч.)
А.С.Пушкин (11 ч.).
Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения:
«Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Н.М.Языков. (1 ч.)
Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов (3 ч.)
Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед:
«На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь (4 ч.)
Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения:
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
С.Т.Аксаков (2 ч.)
Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
(мотивы родной природы в русской лирике) (2 ч.)
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
Смешное в жизни и литературе (3 часа)
А.П.Чехов
Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».
Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «хирургия» и другие ранние рассказы.
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом
(16 часов)
В.Г.Короленко (6 ч.).
Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Для самостоятельного чтения:
Н.Д.Телешов. (2 ч.) «Домой».
А. Доде (1ч.) «Маленький шпион»
А.П.Платонов. (2 ч) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
М.М.Пришвин (5 ч.) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно шений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
Движение весны. Страницы поэзии (2 ч.)
Стихотворения русских поэтов о весне (2 ч.)
В детские годы (11 ч.)
М.М.Зощенко. (1ч.) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
Ю.М.Нагибин. (2 ч.) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
В.Г.Распутин. (2 ч.)
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Н.М.Рубцов. (2 ч.) Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».
Д. Олдридж. (2 ч.) Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Повторение изученного (2 ч.)
3. Учебно-методическое обеспечение программы
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
- Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс. 6 класс. – М., 2005.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М., 2006.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и проводить элементарный анализ художественного текста;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- давать краткую характеристику героев,
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе.
Раздел III. Календарно-тематическое планирование по литературе, 6 класс
№п/п | Дата | Тема, урок в теме. | Тип урока | Требования к уровню подготовки. | Вид контроля. Контрольные материалы. | Оборудование. | ||
По плану | Фактически | |||||||
1 | Введение. Человек-главный объект изображения в художественной литературе | КУ | Знать, что литература – это художественное отражение жизни, а человек – главный объект изображения в художественной литературе, знать структуру и краткое содержание учебника-хрестоматии, понимать важность изучения литературы в школе. | Устные ответы, сочинение «Ожившие вещи» | Учебник, словари, кроссворд | |||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 2+0+1 ) | ||||||||
2 | О былинах и ее героях. Былины об Илье Муромце | УОНМ | Актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин | Выразительное чтение былины «Илья Муромец» | Иллюстрации к былинам (И. Билибина, В. Васнецова) | |||
3 | Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник». Строение и язык былин | Урок-исследование. | Расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины | Пересказ былины, анализ её языка, особенностей строения. | Иллюстрации к былинам (И. Билибина, В. Васнецова) | |||
4 | Былинные времена и герои | Вн. чтение | Знать имена русских былинных богатырей, их жизнеописание, подвиги. Уметь рассказывать былины близко к тексту, сохраняя язык и стиль повествования. Понимать важность былин в воспитании патриотизма. | Подробный пересказ с сохранением языка и стиля былины. | Иллюстрации к былинам (И. Билибина, В. Васнецова) Выставка книг. Рисунки учеников. | |||
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ ( 4+1+0 ) | ||||||||
5 | Письменная литература Древней Руси. Летописание. | УОНМ | Знать историю возникновения письменности на Руси, исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, летописные жанры древнерусской литературы, их особенности. | Ответы на вопросы после рассказа учителя и прочтения статьи учебника. | Буклеты, фотоальбомы исторических музеев. | |||
6 | «Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Сказка и летопись (сопоставление) | Урок-исследование. | Знать: определение понятий «древ- нерусская литература», «летопись», «летописание»,,«летописец», «сказание», содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества. | Выборочный пересказ. Подробный пересказ отдельных фрагментов | Выставка книг. Иллюстрации. | |||
7 | «Слово о погибели Русской земли» | КУ | Знать время и причину написания «Слова…», уметь читать «Слово…», сохраняя стиль (торжественно и с любовью). Понимать значение «Слова…» в истории литературы. | Выразительное чтение с учетом особенностей «Слова…» | ||||
8 | «Евпатий Коловрат» | УПЗУ | Знать содержание повести, время написания, уметь отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные эпизоды близко к тексту. Понимать чувства автора. | Тестирование по древнерусской литературе. Пересказ близко к тексту. | Выставка книг. Рисунки учеников. | |||
9 | Жанр «Житие». «Житие Александра Невского» | Р / Р | Знать особенности жанра «Житие». Уметь подражать этому стилю. | Стилизованное сочинение | Рисунки, изображения Александра Невского и его подвигов. | |||
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА ( 28+8+3 ) | ||||||||
10 | Баллада как лиро-эпический жанр. | УОНМ | Знать художественные особенности баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | Анализ языка баллады. | Иллюстрации к балладам. | |||
11 | В. А. Жуковский. «Светлана» | КУ | Знать факты биографии поэта, сюжет баллады. Познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. Нравственный выбор героини баллады. | Пересказ сюжета. Чтение наизусть. Беседа по вопросам. Рассказ по картине. | Портрет В. А. Жуковского работы О. Кипренского, Издания баллад в переводах Жуковского. | |||
12 | В. А. Жуковский «Лесной царь», «Перчатка». Сопоставление баллад В. А. Жуковского и Шиллера | Урок-исследование. | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства. Уметь видеть черты сходства и различия, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ | Выразительное чтение баллады. Пересказ сюжета. Составление плана. | Издания баллад в переводах Жуковского. Иллюстрации к балладам. Рисунки учеников. | |||
13 | А. К. Толстой «Канут» | УПЗУ | Знать факты биографии А. К. Толстого, сюжет произведения. Уметь составлять цитатный план, отвечать на вопросы по содержанию, понимать переживания и чувства героев. | Выразительное чтение в лицах. Составление цитатного плана. | Портрет А. К. Толстого, рисунки учеников. | |||
14 | О рифме и строфе | Р / Р | Знать определения «рифмы» и «строфы», уметь определять тип рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая или опоясывающая). | Сочинение в жанре баллады | ||||
15 | А. С. Пушкин. О поэте. | УОНМ | Знать факты биографии А. С. Пушкина, его первые поэтические опыты, уметь видеть, как события жизни отражаются в стихотворениях, развивать навыки анализа стихотворного текста. | Устный опрос (о жизни поэта) Выразительное чтение. | Репродукции : портретов Пушкина разных художников, портретов друзей Пушкина | |||
16 | «Песнь о вещем Олеге» | КУ | Знать историю создания «Песни…», ее летописный источник. Уметь видеть отличие баллады от летописного сказания, проводить языковой анализ. | Выразительное чтение, анализ языка «Песни…» | Иллюстрации к «Песни…». Рисунки учеников. | |||
17 | «Зимнее утро». «Няне» | УПЗУ | Знать: какие художественные средства и приемы использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа. Уметь воспринимать поэтический текст, проводить его анализ, находить эпитеты, метафоры, сравнения. | Чтение наизусть. Экспрессивная лексика – в тетрадь. | Репродукции зимних пейзажей русских художников. Запись пьес «Времена года» П. И. Чайковского | |||
18 | Листая страницы избранных стихов поэта. | Вн. чтение | Знать лирику А. С. Пушкина, уметь воспринимать поэтическое слово, выразительно читать. | Выразительное чтение и чтение наизусть. | Сборники стихотворений , репродукции пейзажей русских художников. | |||
19 | О романе «Дубровский» | УОНМ | Знать историческую эпоху начала 19 века, историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; | Составление плана к отдельным главам и ко всему роману. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | |||
20 | Столкновение чести с деспотизмом власти и денег. Дубровский и Троекуров. | КУ | Уметь давать характеристику образов литературных героев. Уметь сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. Понять основные черты русского национального характера (няня, Архип, Антон.) | Сравнительная характеристика героев (составление сложного плана). | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | |||
21 | Владимир Дубровский | УПЗУ | Уметь давать характеристику образов литературных героев. Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Следить за раскрытием характера героя в сюжете литературного произведения. | Раскрытие характера героя в сюжете лит.произведения(исследование). | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | |||
22 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский | УПЗУ | Знать основные элементы композиции изучаемого произведения, уметь их выделять. Уметь давать характеристику образов литературных героев. Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа | Исследование композиции худ. произведения. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | |||
23 | «Благородный разбойник» и несчастный человек. | Урок-исследование | Уметь давать характеристику образов литературных героев. Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа | Устное сочинение-рассуждение о героях | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | |||
24 | Авторская оценка произведения. | УЗИ | Знать определение «темы» и «идеи» произведения, уметь определять их. Понимать авторскую позицию. | Характеристика одного из героев. | Иллюстрации к произведению. | |||
25 | Художественное мастерство Пушкина в изображении деталей быта, интерьера, пейзажа. Внутренние монологи героев. | КУ | Знать определение пейзажа, интерьера, уметь находить их в тексте. Понимать роль пейзажа и внутреннего монолога в передаче душевного состояния героя. | Изобразительно-выразительные средства языка. Пейзаж, его роль в произведении. | Иллюстрации к роману, видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Дубровский» | |||
26 | Урок подготовки к домашнему сочинению | Р / Р | Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения | Собирание материала к сочинению. Составление сложного плана. | Иллюстрации к произведению. Рисунки учеников. | |||
27 | Анализ сочинений. Контрольная работа. | Р / Р | Знать текст романа, уметь в нем ориентироваться. Понимать вопросы и задания. Видеть ошибки в сочинениях. Уметь анализировать языковые ошибки и ошибки в содержании текста. | Контрольная работа по роману (тест). | тесты | |||
28 | М. Ю. Лермонтов. О поэте. «Парус» Аллегорический смысл, одиночество, тоска, грусть | УОНМ | Знать факты биографии М. Ю. Лермонтова (необычность его судьбы, гениальность), уметь проводить анализ стихотворения, видеть инверсию и понимать смысл её использования. Понимать роль морского пейзажа в передаче душевного состояния героя. | Рассказ о жизни поэта. Составление плана статьи учебника. | Портреты М.Ю.Лермонтова разных художников, автопортрет, рисунки моря. | |||
29 | «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. «Тучи». | Урок-исследование. | Знать историю создания стихотворений. Уметь проводить их анализ. Понимать назначение антитезы в стихах. | Анализ стихотворения. Фронтальный опрос. | Репродукции пейзажей Лермонтова- художника | |||
30 | Листая страницы избранных стихов поэта. | Вн. чтение | Знать лирику М. Ю. Лермонтова, уметь воспринимать поэтическое слово, выразительно читать. | Чтение наизусть. | Репродукции пейзажей Лермонтова- художника | |||
31 | О стихотворных размерах. | Р / Р | Знать двусложные и трехсложные размеры стиха. Уметь определять стихотворные размеры изучаемых произведений. | Определение стихотворных размеров. | ||||
32 | Н. В. Гоголь. Об авторе и его книге. | УОНМ | Знать основные факты биографии писателя, историю создания сборника «Вечеров…», понимать ценность произведения Гоголя в развитии литературы. | Рассказ о жизни писателя. Составление плана статьи учебника. | Портрет писателя. | |||
33 | «Майская ночь, или Утопленница». | КУ | Знать содержание повести, уметь пересказывать текст, сохраняя стилевые черты, выделять картины, изображающие народную жизнь, Понимать, что такое «юмор» и видеть способы юмористического повествования. | Ответы на вопросы по содержанию повести. Выборочный пересказ. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма. | |||
34 | Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Сказочность повести. | Урок-исследование. | Уметь проводить словарную работу над текстом, понимать роль пейзажа в художественном произведении, понимать, что в повести реально, а что – сказочно. | Анализ языка повести : изобразительно-выразительные средства (сравнения, эпитеты, олицетворения). | Иллюстрации к произведению Рисунки учеников.. | |||
35 | Страницы поэзии Н. П. Огарев, А. К. Толстой, А. А. Фет, И. С. Никитин, А. Н. Плещеев, И. З. Суриков. | КУ | Знать русских поэтов-пейзажистов 19 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, связь стихов с жизнью героев и самих поэтов. | Сообщения о жизни и творчестве поэтов. Выразительное чтение стихотворения. | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | |||
36 | Отзыв о стихотворении. | Р / Р | Знать, что такое лирическое произведение и каковы его особенности, уметь видеть образ лирического героя, выражать свое отношение к стихотворению. Уметь писать отзыв о стихотворении. | Чтение наизусть. Отзыв о стихотворении. | Рисунки учеников. | |||
37 | А. П. Чехов. О писателе. Приглашаем в библиотеку. О смешном в художественном произведении. | УОНМ | Знать: факты биографии писателя, определение понятий «юмор», «сатира», «ирония». Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Рассказ об А. П. Чехове. Юмор, ирония, сатира – разновидности комического. | Портрет писателя. Воспоминания о нем современников. | |||
38 | «Толстый и тонкий». | Урок-исследование. | Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». Понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Чтение по ролям (инсценировка). | видеозапись отдельных эпизодов из фильма Иллюстрации к произведению. | |||
39 | «Смерть чиновника», «Пересолил». | УПЗУ | Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; «ирония», понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Пересказ. Приемы создания комического эффекта. | Иллюстрации к произведению. Рисунки учеников. | |||
40 | Попробуй сочинить. | Р / Р | Знать приемы создания комического эффекта, уметь сочинять юмористические рассказы, используя эти приемы. Развивать творческие способности учащихся. | Сочинение юмористического характера. | Иллюстрации к произведению. | |||
41 | В. Г. Короленко. О писателе. Короленко – публицист. «Дети подземелья». | УОНМ | Знать факты биографии писателя, которые нашли отражение в повести. Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Тестирование по творчеству Чехова. | Портрет писателя | |||
42 | Тонкие душевные движения, сложность человеческих взаимоотношений. | УПЗУ | Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя. Формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей | Выборочный пересказ: жизнь героя в родительском доме. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма. Иллюстрации к произведению. | |||
43 | Открытия, которые сделал для себя Вася, общаясь с новыми друзьями. | Урок-исследование. | Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя. Формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей | Ответы на вопросы по содержанию повести. Анализ поступков героя. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма. Иллюстрации к произведению. | |||
44 | Проблема нравственного выбора. | УОСЗ | Уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя Понимать, что изменила в жизни Васи и в нем самом дружба с детьми подземелья. | Характеристика одного из героев. | Иллюстрации к произведению. | |||
45 | Автор и рассказчик повести. | КУ | Уметь работать над анализом художественного произведения. Уметь разграничивать понятия «автор» и «рассказчик» | Пересказ близкий к тексту (от 1-го лица). | Рисунки учеников. | |||
46 | Портрет литературного героя. | Р / Р | Уметь работать над анализом художественного произведения. над характеристикой литературного героя. Формирование главного героя под влиянием жизненных обстоятельств и окружающих людей | Сочинение. Составление сложного плана. | Иллюстрации к произведению. Рисунки учеников. | |||
47 | «Слепой музыкант». | Вн. чтение | Продолжить знакомство с творчеством писателя, уметь видеть, как происходит взросление героя, формируется его характер, развивать навыки анализа текста. | Выборочный пересказ. Анализ эпизодов. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Слепой музыкант» | |||
48 | Попробуй сочинить. «Случайный верный друг», «Друзья познаются в беде». | Р / Р | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. | Сочинение -творческий пересказ (Рассказ от имени одного из героев) | Рисунки учеников. | |||
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (12+6+2 ) | ||||||||
49 | А. П. Платонов. «Песчаная учительница». | УОНМ КУ | Знать факты биографии А. П. Платонова, уметь определять тему и нравственные проблемы произведения, давать ответы на вопросы. | Развернутый и обоснованный ответ на вопрос. Выборочный пересказ. | Портрет писателя. | |||
50 | М. М. Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя». | УОНМ КУ | Знать факты биографии М. М. Зощенко, особенности его рассказов, уметь в комическом положении героя увидеть мораль произведения. | Пересказ близкий к тексту. | Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. | |||
51 | М. М. Пришвин. Писатель о себе. «Кладовая солнца» | Урок изучения нового материала. | Знать автора, содержание сказки- были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать | Составление плана произведения. Выразительное чтение эпизодов. | Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. | |||
52 | Сказка-быль «Кладовая солнца». Человек во взаимодействии с природой. | УПЗУ | Знать содержание сказки-были, проблемы, поставленные автором, уметь находить нужные эпизоды, сравнивать портреты, поведение, отношение друг к другу и к жизни Митраши и Насти. Понимать отношение автора к своим героям. | Пересказ близкий к тексту. Сравнение Насти и Митраши. Роль рассказчика в повести. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма | |||
53 | Пейзаж. | Р / Р | Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться | Анализ эпизодов. Роль пейзажа в каждом из эпизодов. Понятие «Олицетворения» | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма. Иллюстрации к произведению. | |||
54 | Характер и значение олицетворений в пришвинских описаниях. | Урок-исследование. | Понимать идею повести: человек раскрывается через природу, через свое отношение к ней. Для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; | Идея повести. Смысл названия. | Иллюстрации к произведению. Рисунки учеников. | |||
55 | Попробуй сочинить. Обучение сочинению на литературную тему. | Р / Р | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. | Сочинение на литературную тему | Иллюстрации к произведению. | |||
56 | Рассказы М. М. Пришвина. | Вн. чтение | Знать другие произведения М. М. Пришвина о природе, понимать их особенность и неповторимость. | Творческий пересказ (с изменением лица). | Портрет писателя. Его фотографии. | |||
57 | Анализ сочинений. Работа над ошибками в содержании, языковом оформлении. | Р / Р | Уметь анализировать языковые ошибки и ошибки в содержании текста. | Тестирование по «Кладовой солнца» | тесты | |||
58 | «Движение весны». Страницы поэзии. И.А.Бунин, А.Т.Твардовский, И.Северянин, А.П.Межиров. | КУ | Знать русских поэтов-пейзажистов 20 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, понимать связь стихов с жизнью героев и самих поэтов. | Чтение наизусть. Анализ стихотворения. | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | |||
59 | Попробуй сочинить. Описание природы. | Р / Р | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. | Сочинение-описание пейзажа. | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | |||
60 | В.Г.Распутин. О писателе. Интервью Распутина. | УОНМ КУ | Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой - повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя. Уметь определять роль автора и рассказчика в произведении. | Средства раскрытия характера в сюжете: работа над выразительным чтением и пересказом эпизода с употреблением различных средств изображения характера. | Портрет писателя. Его фотографии. Видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Уроки французского». Иллюстрации к произведению. | |||
61 | «Уроки французского». | Урок-исследование. | Понимать скрытый смысл названия рассказа, главную мысль ,мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия, уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, | Составление цитатного плана к содержанию рассказа. Пересказ эпизодов. Инсценировка. | Видеозапись отдельных эпизодов из фильма «Уроки французского». | |||
62 | Рассказы об учителях | Вн. чтение | Знать авторов и названия произведений об учителях. Уметь выделять главную мысль рассказа, формулировать идею произведения, понимать роль рассказчика в произведении. | Сжатый и выборочный пересказ | Книги, принесенные детьми. | |||
63 | Очерк в газету. «В жизни не раз наступает решающая минута». | Р / Р | Уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним. | Сочинение публицистического характера. | Газетные публикации. | |||
64 | Ю.М.Нагибин «Старая черепаха» | УОНМ КУ | Знать факты биографии писателя, уметь определять тему и нравственные проблемы произведения, понимать душевные порывы, переживания героя. | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | Фотографии Ю. М. Нагибина. Иллюстрации к произведению. | |||
65 | Ответственность за «братьев меньших». Малая родина. | КУ | Понимать образы и настроения пейзажной лирики, | Работа над выразительным чтением стихотворений. | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | |||
66 | Страницы поэзии. | УОНМ КУ | Знать русских поэтов-пейзажистов 19-20 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, понимать связь стихов с жизнью героев и самих поэтов. | Чтение наизусть. Итоговое тестирование. | Сборники стихотворений русских поэтов о природе, репродукции пейзажей русских художников | |||
67 | Отзыв о книге. Попробуй сочинить. | Р / Р | Уметь высказывать свои мысли письменно. | Сочинение-отзыв о книге. | Книги, принесенные детьми. Рисунки учеников. | |||
68 | Завершая изучение литературы в 6 классе. Обобщение. Приглашаем в библиотеку. | КУ | Знать содержание курса литературы 6 класса, уметь отвечать на вопросы по содержанию текстов. | Фронтальный опрос. Беседа по вопросам курса. | Иллюстрации к разным произведениям, изучавшимся в 6 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...