Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова;    примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_5_klass.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

            Управление образования администрации Селивановского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Волосатовская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

от 29.08.2014. протокол №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от 29.08.2014. №132-од

_______________Н.В. Рябова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

 

среднего  общего образования ,  5 класс

Количество часов  68             

Программа разработана на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  

- «Программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова;

- «Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

   Разработчик:

учитель русского языка   Горелкина О.А.

п.Новый Быт

2014 год

1.Пояснительная записка.

 Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  

- «Программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова;

- «Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

 

Программа составлена на 68 часов , рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового уровня обучения.

 Предлагаемый курс не противоречит общим задачам  школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  • приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
  • развить способности:
  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  • анализировать и оценивать литературные произведения;
  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

 

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.[авт.сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац]; под ред. Г.И.Беленького.– 13-е изд.– М.: Мнемозина, 2011

Формы организации учебного процесса сопровождаются следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

Формы организации учебного процесса:

          Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.

      Преобладающими формами текущего контроля являются:  подготовка и защита рефератов, проектов по литературе, комплексный анализ текста; классное и домашнее сочинение по изученному произведению; устное высказывание на заданную тему; чтение наизусть; ответ на проблемный вопрос.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу; - индивидуальный устный опрос; - фронтальный опрос;  - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;- написание сочинений; - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;- выразительное чтение;- различные виды пересказа;- заучивание наизусть стихотворных текстов;- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; - подготовка рефератов, докладов;- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Программа предусматривает проведение  уроков внеклассного чтения

п/п

Содержание

1

Мифы и сказки славян, мифы Древней Греции

2

Игра «Миллион сказок детям»

3

По сказкам Пушкина

4

Игра-викторина по сказкам Андерсена.

5

Конкурс знатоков басен.

6

В мире героев Андреева, Григоровича, Чехова.

7

Родная природа в творчестве русских поэтов и писателей «Березке русской поклонюсь…»

Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:

Класс

Кол-во часов

Кол-во классных сочинений

Количество домашних сочинений

Внеклассное чтение

Развитие речи

Техника чтения

5

70

3

1

9

10

120 -130 слов

2. Содержание программы учебного предмета литература

V класс (68 часов)

Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы (7 часов + 1 час внеклассное чтение)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои   мифов   в   поэме Гомера «Одиссея»   (отрывок   из  IX  песни).

Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; В. В. Смирнова. «Герои Эллады»; легенда о «Летучем голландце».

Мифы древних славян

Боги   как носители  доброго  и  злого  начал.  Духи  и нечистая   сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество. Народные сказки (6 часов)

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов».

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».   Сборники   русских   народных   сказок:   «Гора   самоцветов»,«Волшебное кольцо». Сказки народов мира. «Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки / сост. В. П. Аникин; Б.В. Шергин); «Незабудки», «Пословицы в рассказах», «Гости с Двины»; «При солнышке тепло, при матери! добро» (по рекомендации учителя и выбору учащихся).

Б. Привалов. «Петрушка — душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А. С. ПУШКИН. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в

произведении.   Изобразительное   мастерство   поэта.   Ритм,   стихотворный размер, рифма.

X. К. АНДЕРСЕН. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к

героям в их портретах.

Е. Л. ШВАРЦ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е. Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П. П. БАЖОВ. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу.

Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова — труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

В. М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; В. Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»; Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч»; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; А. С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»; Ю. К. Олеша. «Три толстяка»; К. Г. Паустовский. «Теплый   хлеб»; А.   П.   Платонов. «Разноцветная   бабочка»   (легенда),  «Путешествие воробья»; Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». X. К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла»; Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли»; Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд. «Мальчик-звезда»; М. Лобату. «Сказки тетушки Настасий». И. Зиедонис. «Разноцветные   сказки»;   Э.   Рауд.   «Муфта,   Полботинка   и   Моховая борода»; И. Франко. «Башмаки Абу-Касима»; В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»; К.Каллоди. «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие

Нильса с дикими гусями»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на   крыше»; А.   А.   Милн. «Когда-то,   давным-давно...»;

О.   Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»; П. Трэверс. «Мэри Поппинс»; Т. Янсон. «Шляпа волшебника»; Д. Родари. «Сказки Италии».

IV. Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.  Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность.   Лаконизм   и   близость   их   языка   к   разговорной   речи. Афористичность.

И. А. КРЫЛОВ. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягненок».

Для чтения и бесед

«Лжец»,   «Две   Бочки»,   «Свинья   под   Дубом»,   «Осел   и   Соловей», «Кукушка и Петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное

Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и

Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной

войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение   рассказчика-солдата   в   поэтическом   повествовании; образность языка, звукопись. Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII,  VIII); А. С.Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы  XXXVI—XXXVII. «Как часто в горестной разлуке...»); Д. В. Давыдов. «Партизан». A. В. КОЛЬЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. ТУРГЕНЕВ. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва»Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость,   жизненная   активность,   человечность   (Жилин)   в

противопоставлении пассивности, слабодушию (Косты-лин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.

B. М. ГАРП1ИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина   разного   отношения   героев   рассказа   к   жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л. Н. АНДРЕЕВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что осудить дачников.

А. И. КУПРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый   пудель». Причина   столкновения   персонажей   в   рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А. В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка»; А. И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л. Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек». Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Рассказы (в издании для детей); К. М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А. П. Чехов. «Мальчики», «Беглец»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

VI. Поэзия природы (6 часов)

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А. С. Пушкин. «Обвал»; Ф. И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».   К.   Д. Бальмонт. «Где   б   я   ни   странствовал,   вездеприпоминаю...»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке...».

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека  и  природы.  Лиризм   описаний,  выразительность  и  красочность языка. Очерк как вид эпического  произведения.

Е. И. НОСОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

A. А.   Фет.   «Ласточки   пропали...»,   «Скрип   шагов   вдоль   улиц белых...»; А.   Н.   Майков. «Весна»   («Уходи,   зима   седая!..»),   «Весна!   Выставляется   первая   рама...»,   «Осень»   (отрывок);   В.   В. Бианки. «Лесная   газета   на   каждый   год»;   К.   Г.   Паустовский.   Рассказы   (в   издании   для   детей),   сб.   «Летние   дни»; М.   М.   Пришвин.

Сб.   рассказов   «Ярик»,   «О   чем   шепчутся   раки»,   «Лесной   хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений).

VII. «Идет война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед (по выбору учителя)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А. А.Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; О. Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; М. Джалиль. «Мост», «Случается порой»; С. С. Орлов. «Тонкая российская береза...»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. М. Шукшин. «Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

B. П. Катаев. «Сын полка».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю. П. КАЗАКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое   утро». Своеобразие   характеров   мальчиков.   Смысл   заглавия рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.

В. А. СОЛОУХИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель».

Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII) '

Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес», «Ночь», «Тедди».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кир Булычев. Рассказы;

A. П. Гайдар. «Тимур и его команда»;

B. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

  1. Формы и средства контроля

Формами контроля являются

  • текущие оценки,
  • итоговые оценки,
  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
  • тест;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • комплексный анализ текста;
  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  • зачётная система по некоторым темам курса.
  • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
  • устное высказывание на заданную тему;
  • проектная работа
  • ответ на проблемный вопрос.

Основной формой контроля является сочинение

Формы контроля

год

Классное сочинение

3

Домашнее сочинение

1

Входной контроль. Проверка техники чтения. Анализ текста

1

Промежуточный контроль. Сочинение-размышление

1

Итоговое контрольное тестирование

1

3. Перечень учебно-методического обеспечения.

Основная литература

  1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.[авт.сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац]; под ред. Г.И.Беленького.– 13-е изд.– М.: Мнемозина, 2011

Дополнительная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)
  3. ЦОР по всем темам
  4. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
  5. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  6. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  7. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  8. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование

п\п

ТЕМА УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ТИП УРОКА

КОЛ-ВО

ЧА-СОВ

ДА-ТА

1

 

Введение. Художественная литература как учебный  предмет.В мире книг. Отличие художественной литературы от научно - популярной

Искусство. Виды искусств. Литература как искусство слова. Отличие художеств. литературы от научно – популярной

Школа читательского мастерства. Работа с художеств. текстами.

Литература как искусство слова.

Понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

Лекция с элементами беседы.

1 час

Мифы (4ч. )

2

Мифы  и легенды народов мира.

 Понятие о мифе.

Мифы Древнего Египта

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов.

Обучение художественному пересказу.

Мифы.

  Комбинирован-ный

 

1 час

3

Мифы Древней Греции о происхождении мира и богов. «Олимп», «Аполлон и музы», «Пигмалион».Подвиги Геракла.

Понятие «герой» в

древнегреческой мифологии. Положительный герой.

Обучение художественному пересказу. Монологический ответ.

Мифы.

Анализ художественного произведения

1 час

4

Гомеровский эпос. Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». «Одиссея» - рассказ о странствиях одного из героев троянской войны.

Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы

Характеристика литературного героя. Особенности стихотворной речи поэмы

Героический эпос

Урок-путешествие

1 час

5

 Славянские мифы и легенды.

 Персонажи славянской мифологии.

Составление словаря. Яркость поэтического изображения природы в мифах.

 

1. Урок-исследование

 

1 час

Устное народное творчество (11ч. + 1ч. вн.ч)

 6

Понятие об устном народном творчестве.

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор.

Проблемные вопросы. Размышление «Эстетическое совершенство произведений русского фольклора». Творческие работы.

Фольклор.  Жанры фольклора. Детский фольклор.

1.Изучение нового материала.

 

1 час

7

8

 

1. Сказки. Русские народные сказки. Виды сказок.

2  «Белая уточка». Художественные особенности волшебной сказки.,

 

Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок.

 .

Художественное совершенство сказок. Словесное  рисование. Сюжеты народных сказок в картинах художников В.М.Васнецова, И.Я. Билибина.

Сказка. Виды сказок. Художественные особенности волшебной сказки.

Элементы сюжета.

1.Изучение нового материала.

2.Анализ художественного произведения.

 

2 часа

9

Р.р.№1.В творческой мастерской «Попробуй сочинить сказку».

 Сочинение на тему «Мой любимый сказочный герой.»  Домашнее.

Умение писать на заданную тему/

Художественное своеобразие сказок.

Тема. Основная мысль.

Виды сказок. Композиция. Художественные
приемы.

Развитие речи

1 час

 10

11

Легенды и предания. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китеже»,  

 «Про Никитушку Ломова».

Миф и легенда как жанры фольклора.

Индивидуальные сообщения.

Анализ художественного произведения

2 часа

12

 

13

 

14

Малые жанры фольклора- «золотые зерна» народной мудрости. Небылицы. Загадки.

Пословицы и поговорки русского народа

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка,  небылица, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора.

Богатство и разнообразие  тематики , форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения.

Творческие работы.

Выразительное чтение.

Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Афоризмы.

1Урок-путешествие

2. Творческая мастерская

3.Комбинированный

4. Творческая мастерская

3 часа

15

16

Русский народный театр.

«Петрушка Уксусов». Петрушка и другие герои пьесы. Сатира в кукольной комедии

Народный театр в истории  русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. «Петрушка Уксусов». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов.

Стремительность развития действия  и яркость диалогов.

Пьеса. Диалог, реплика, ремарка.

Стремительность развития сюжета. Особенности кукольного театра.

Изучение нового материала.

2 часа

 

Вн.чт .  Любимые произведения устного народного творчества

1) определять жанровое своеобразие произведений устного народного творчества;

2) определять принадлежность сказок к определенному виду;

3) обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения;

4) отбирать материал для устного рассказа;

5) сочинять пословицы, загадки, небылицы;

Сборники с произведениями устного народного творчества/

Читать поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Пословица, поговорка, устное народное творчество, легенда, предание, миф, сказка, сказка, сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка, композиция,

1 час

Сказочные события и герои в литературе

17

Литературные сказки.   1Отличие литературной сказки от народной.

1)выделить особенности сказок литературных;

2) определить их отличие и сходство от  народных;

3) находить отличительные особенности литературных сказок;

Сказка, литературная сказка, композиция

 

Урок-исследование

1 час

А.С.Пушкин.(5 ч)

18

19

А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Сказки в жизни поэта.«Руслан и Людмила»  (фрагменты). Пролог «У лукоморья дуб зелёный…» как начало поэмы.

Знакомство с фактами биографии юного Пушкина. Мир пушкинской сказки.

Обучение выразительному чтению.

Изобразительное мастерство поэта.

Изучение нового материала.

2 час

20

Сюжет поэмы. Герои: Руслан, его соперники и враги.

1)дать представление о сюжете поэмы, пересказывая отсутствующие части;

2)показать героев поэмы (их образ) в ходе анализа поэмы;

3)охарактеризовать Руслана как главного героя поэмы;

4)определить особенности создания устных иллюстраций, которые передавали бы разные картины боя;

Сюжет, образ,

Поэма. Сюжет поэмы. Фольклор.

Особенность стиха

Анализ художественного текста.

1 час

21

Людмила и Черномор. Злые и добрые силы в поэме.

1)определить особенности взаимоотношений Людмилы и Черномора;

2)выделить главные эпизоды поэмы и озаглавить их своими словами;

3)составлять план на основе выделенных эпизодов;

4)показать жестокость, хитрость Черномора в поединке с Русланом;

5)дать представление о преданиях;

Эпизод, предание, поэма

Ответить на вопрос: «Почему Пушкин назвал поэму «преданьями славы и добра»?

1 час

22

О стихотворной речи.

1)дать понятие «рифмы», «стопы», «строфы»;

2)выделить виды рифм;

3)научить отличать перекрёстную, кольцевую и парную рифмы;

4)научить определять рифму стихотворения;

5)сочинять стихи по рифмам на определённую тему;

6)дать понятие двусложного стихотворного размера;

Стих, ритм, стопа, стихотворные размеры, рифма, ямб, хорей

1.определить размер и рифму в 5 любых стихах

2.сочинить стихотворение, Читать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

1час

                                                                                      Х.К.Андерсен (3 )

23

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева».  

1)показать каким хотел быть писатель в жизни;

2)вызвать интерес к сказкам Андерсена;

3)показать мир Андерсена в сказке;

4)сравнить мир Кая и Герды;

5)дать характеристику главных героев;

6) пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста;

Словесное рисование.

Анализ эпизодов.

Составление рассказов о героях.

Рассуждение над прочитанным.

Литературная сказка.

Характеристика героев.

1.Комбинированный

Анализ художественного произведения

Развитие речи

2часа

1 час

24

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом

1)  определить особенности сюжета сказки;

2) портретная характеристика героев;

3) алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос;

4)сравнить описание чертогов Снежной Королевы и дома Кая и Герды;

25

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

1) доказать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям;

2) находить особенности выражения авторского отношения к героям;

3) находить портретные характеристики героев;

                                                             Е.Л.Шварц  2часа

 

26

27

Е.Л.Шварц  Сведения о жизни писателя. «Золушка»(киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л.Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре.

 

 1)определить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро;

2)дать понятие «музыкальной комедии»;

3)выявить особенности музыкальной комедии;

4)выявить особенности творчества Е.Л. Шварца

1)  определить, над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц;

2) находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы;

3) читать по ролям сказку;

4) пересказывать любимый отрывок;

Сопоставление сказок.

Сказка, комедия, музыкальная комедия

Характеристика героев.

1.Комбинированный

2 . Анализ художественного произведения

2 часа

28

29

П.П. Бажов – «уральский волшебник». «Каменный цветок» - сказ об истинной силе мастерства. Воплощение в сказе нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда.

Жизнь и творчество писателя. «Каменный цветок» - сказ об истинной силе мастерства

Словесное рисование.

Анализ эпизодов.

Составление рассказов о героях.

Сказ. Сказители. Особенности языка сказа

1.Комбинированный

2 ..Анализ художественного произведения

2часа

Герой сказа. Данила – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая сила). Особенности языка произведения.

                         Басни (3ч.   +1вн.ч.+ 1 тестовый контроль)

 

30

31

 Расцвет русской басни в начале 19 века.  Великий баснописец И.А.Крылов.

 

«Волк и ягненок», «Квартет», «Демьянова уха», «Волк на псарне».

Предшественники и последователи Крылова в жанре басни.

Обличение  воинствующего невежества в баснях  Крылова. Невежа и невежда.  Герои басен. Афоризмы из текста басен. Басня и её читатели.

Сообщение учащихся  о баснописцах прошлого. Выразительное чтение басен.

Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.

1.Комбинированный

2.Урок – исследование

2 часа

 32

Р.к. №3 Басни писателей Ставрополья

Басни писателей Ставрополья.

Современная басня.

Развитие умения понимать иносказательный  подтекст басен и их мораль.

Инсценирование.

Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.

Анализ художественного текста

1 час

 

Вн .чт.№4 Басни Эзопа и Лафонтена. Литературная викторина по басням И.А. Крылова.  

1)углубить теоретические знания о басне;

2)усовершенствовать умения анализа литературного произведения, выразительного чтения

Басня, мораль, аллегория, сказка

1час

33

Тестовый контроль№1 за первое полугодие

1)повторить понятие сказки, виды сказок и их особенности;

2)вспомнить малые жанры фольклора и их особенности;

3)определить, чем отличается прозаическая речь от стихотворной;

4)повторить понятие пьесы, отличие пьесы от пьесы сказки;

5)закрепить понятие мифа, отличие мифа от сказки и легенды;

6)систематизировать понятие басни, отличие басни от сказки, сходства басни и пьесы;

 1 час

                                 

                                                     Человек перед лицом жизненных испытаний (22ч. +  3 ч.р.р. + 1 ч. вн.чт+ 1 рк.)

М.Ю. Лермонтов.( 2ч)

Знакомство с фактами биографии поэта. Первое представление о своеобразии лирики Лермонтова.

Индивидуальные сообщения. Обучение выразительному чтению.

Рифма. Средства выразительности речи.

Литературно- музыкальная композиция

1час

34

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творческого пути. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова

35

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Патриотическая  тема  в  стихотворениях  о войне  1812 года.

«Бородино»:  композиция и герои произведения. Образ старого  солдата . Рассказ- монолог  старого  солдата  о знаменитой битве. Молодой  солдат как  слушатель .

Автор и его оценка героев и событий.

Индивидуальные сообщения. Выразительное чтения стихотворения.

Составление цитатного плана.

Анализ сцены Бородинского боя.

Тема и идея стихотворения. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном  произведении. Композиция стихотворения.

1. Анализ лирического текста.

1 час

36

А.В. Кольцов 1 час

1)сформировать представление о жизни и особенностях творчества А.В.Кольцова;

2)сопоставить особенности народных песен и стихотворения «Косарь», в котором нашли широкое отражение традиции русского фольклора;

3)выявить в стихотворении характерные для народной поэзии постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения, повторы, восклицания;

4)рассмотреть особенности построения стиха, где повествование сочетается с описанием;

5)сопоставить стихотворение с картиной Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. Косцы»;

Средства выразительности. Тема. Основная мысль.

Эпитет, сравнение, рифма, олицетворение, повествование, описание Эпитет, сравнение, рифма, олицетворение, повествование,

Мотивы социальной несправедливости в стихотворении

Анализ поэтического текста

1 час

Тема и идея произведения. Эпитет. Сравнение. Строфа. А.В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.

 «Косарь». Мотивы социальной несправедливости в стихотворении

И. С. Тургенев ( 5ч)

 37

И. С. Тургенев   Сведения о жизни писателя.  «Муму». История создания рассказа.  

1)определить историю создания рассказа;

2)рассмотреть особенности композиции рассказа, значение экспозиции;

3)составить словесный портрет Герасима и Татьяны , используя характеристику данную в рассказе;

4)определить особенности взаимоотношений Герасима и Татьяны;

1)дать представление об образе Герасима и особенностях его жизни в деревне и в городе;

2)определить, где проявляются названные качества героя;

3)выяснить, как автор относится к своему персонажу;

Дочитать рассказ. Озаглавить главы, составить план.

Рассказ «Как Герасим находит Муму»

Индивидуальные сообщения о прототипах рассказа. Характеристика главного героя рассказа. Беседа по вопросам.

Художественный пересказ отдельного эпизода.

Составление плана прочитанного эпизода.

Подготовить рассказ «Как Герасим находит Муму»

Творческий пересказ о немом дворнике от лица Гаврилы, Капитона, Степана и Антипки

Своеобразие Тургенева-повествователя.

.

Образ героя, рассказ, эпизод

Портрет. Связь  между  внешним обликом  и  поступками героя.

Анализ эпизода.

(В.9-19 стр. 50-51)

Эпилог, экспозиция, прототип

Ирония,  эпизод, рассказ, изобразительно- выразительные средства

Стр.50-54 читать. В. стр.51, 54

1.Изучение нового материала.

2-4.Анализ художественного текста.

 

5  час

38

 Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, великодушие, трудолюбие, доброта

39

Герасим и Татьяна

1)составить портрет героини, используя характеристику, данную в рассказе;

2)определить отношения Капитона и Татьяны, цель их женитьбы;

3)выяснить отношение Герасима к Татьяне, причину отъезда Татьяны;

40

Герасим и  Муму

1)показать, как автор описывает собаку;

2)выяснить отношение Герасима к собачке (какие слова для этого использует автор);

3)показать переживания Герасима из-за случая с Муму;

41

Герасим и дворня Финал рассказа. Немой Герасим — символ крепостного крестьянства .

1)выяснить авторское отношение к героям и событиям, случившимся после возвращения Муму к Герасиму;

2)дать понятие иронии;

3)показать эпизоды рассказа, где автор использует иронию;

4)отметить, с помощью каких изобразительно- выразительных средств автор передаёт переживания Герасима в сцене прощания с собакой;

5)сопоставить сцены прощания с Муму на иллюстрациях И.Астапова, П.Пинкисевича, И.Пчёлко;

Л.Н. Толстой (  3ч..)

42

Л.Н.Толстой.  Жизнь и творчество. История создания «Кавказского пленника».

1)дать представление о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

2)дать краткую историческую справку о русско-кавказской войне;

3)выяснить историю создания рассказа «Кавказский пленник»;

4) выделить смысловые части рассказа;

5) сформулировать тему, идею, проблематику произведения;

Сообщение на тему «Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика».

Дочитать рассказ до конца, подготовить рассказ с. 82 з.2;

Быль как литературный жанр.

Рассказ, быль, тема, идея, проблематика произведения

1.Комбинированный

 

 

43

Разные характеры, разные судьбы Жилина и  Костылина. Жилин и Дина.

1)  определить авторскую позицию и способы  ее выражения;

2)выделять среди событий рассказа наиболее важные для раскрытия характеров героев, для оценки и сопоставления их поступков;

3)объяснять отношение героев друг к другу;

4)сопоставить характеры и судьбы героев;

Описание, характеристика героя.Сравнительная характеристика двух героев.

2.Стр.83,в.5,6

Описание, характеристика героя, образ героя, характер героя, рассказ, быль

2. Анализ произведения.

44

  Л.Толстой на Кавказе.

В.М.Гаршин. 2 час

45

46

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. Рассказ «Сигнал».

 Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

1)дать представление о жизни и творчестве В.М.Гаршина;

2)проследить в рассказе «идею зарождения зла в борьбе за своё добро»;

3)сопоставить героев рассказа, Семёна и Василия;

4)проследить композицию рассказа;

5)выяснить конфликт Василия с окружающими;

6)осмыслить в ходе беседы идею рассказа: трагична жизнь человека, одержимого злом;

Обучение монологическому высказыванию. Пересказ. Характеристика героев. 1.стр.99 задания;

2. сравнительная характеристика Семёна и Василия.

Рассказ как литературный жанр.

Композиция рассказа.

Рассказ, характеристика героя, образ героя,  композиция, экспозиция, кульминация, развязка

1.Комбинированный.

2.Урок-диспут.

2 часа

Л.Андреев.( 2ч.+1 ч. Вн.ч)

47

48

Л.Андреев. Коротко о жизни писателя

 Рассказ «Кусака».

1)дать представление о жизни и творчестве Л.Н.Андреева;

2)показать особенности нового жанра мемуары, его историко-культурное значение;

3)выяснить отношение людей к Кусаке и её ответное отношение к людям;

4)выяснить роль описаний Кусаки, картин природы в рассказе;

5)определить, в чём заключалась несчастная жизнь собаки;

6)выявить словосочетания и предложения, показывающие сближение Кусаки с людьми;

7)выяснить как изменила Кусаку дружба с людьми;

8)выделить три периода в жизни Кусаки;

1.Выразительное чтение, пересказ; с.111-112 задания

2. Озаглавить главы цитатами из текста, пересказ.

Придумать продолжение рассказа «Кусака».

Рассказ, сюжет, композиция, герой, событие

1.Комбинированный.

2Анализ произведения.

 

2часа

 

Вн. чт №.5 Рассказы Л.Андреева: «Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец».

1)выяснить три периода в жизни главного героя в рассказе «Петька на даче»;

2)показать, какие перемены произошли в облике героя в рассказе «Петька на даче»;

3)охарактеризовать главного героя рассказа «Ангелочек»

1 Нарисовать рисунок к рассказу или составить кроссворд

Персонаж, герой, рассказ.

.Комбинированный.

 1 час

49

А.И. Куприн  3 часа

1)дать представление о жизни и творчестве А.И.Куприна;

2)показать реальную историю, которая легла в основу рассказа «Белый пудель»;

3)побудить интерес к прочтению рассказа «Белый пудель»;

Дочитать рассказ

Рассказ, биография

.Комбинированный.

 3 часа

Сведения о жизни писателя Рассказ «Белый  пудель».

50

Причина столкновения персонажей в рассказе

1)выделить основные эпизоды каждой главы;

2)выявить основной сюжет рассказа и особенности композиции;

3)определить, как автору удаётся показать удар старика после кражи собаки, какие слова и приёмы он использует;

1.подготовить пересказ;

2.С. 151 задания

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация, эпитет, метафора, конфликт, завязка, герой произведения

Анализ произведения

51

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Рассказ как литературный жанр

1)выделять содержание произведения;

2)определять проблему изучаемого произведения;

3) Сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики;

Подготовить рассказ об одном из героев.

Подготовиться к обобщающему уроку стр.152

Рассказ, композиция, эпизод, сюжет, кульминация, эпитет, метафора, конфликт, завязка, герой произведения

Комбинирован

ный.

ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ ( 2 часа+ 1ч вн.чт).

52

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н.Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

1) дать общие сведения о жизни и творчестве поэтов;

2)определить тематику их стихотворений;

3) выбирать, находить   и использовать выразительные средства языка;

4)проанализировать лирические произведения;

Выразительно читать стихи , с. 156 задание 3,

 с. 162 задание 4

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

Урок-путешествие

1 час

53

Лирика Ф.И. Тютчева, К.Д. Бальмонта, Н.И. Рыленкова.

1) дать общие сведения о жизни и творчестве поэтов;

2)определить тематику их стихотворений;

3) сформулировать тему, идею, проблематику стихотворений;

4)  выделить философскую глубину, афористичность  стихотворений;

5) выбирать, находить   и использовать выразительные средства языка;

6)проанализировать лирические произведения;

7)сопоставить стихи разных авторов, объединённых одной темой;

С. 159 задание 5; вопросы и задания стр.164-166

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

Анализ лирического текста

1час

 

Вн.чт. №6 Поэзия природы.

1))определить тематику выбранных стихотворений;

2) сформулировать тему, идею, проблематику стихотворений;

3) выбирать, находить   и использовать выразительные средства языка;

4) проанализировать лирические произведения;

Выучить понравившееся стихотворение наизусть

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

1 час

К.Г.Паустовский.   2 часа +1 ч. вн. ч.

54

К.Г.Паустовский.  Сведения о жизни писателя. «Мещерская сторона». Очерк «Обыкновенная земля»

1) дать представление о жизни и творчестве писателя;

2)дать понятие очерка;

3)выделить особенности очерка;

4)научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроение;

5)сравнить очерки Паустовского с пейзажами И.Левитана;

6) сформулировать тему, идею, проблематику,

Прочитать очерки «Мшары», «Леса», ответить на вопросы стр.174

Очерк, тема произведения, пейзаж, эпитет, сравнение

2 часа

55

Анализ очерков К.Паустовского  

 

1)научить воспринимать чувства, настроение автора;

2)показать построение очерка «Мшары»;

3)обратить внимание на описание леса;

4)выяснить, какие краски, звуки использует автор;

5)показать приём олицетворение и использование его автором;

6)дать понятие инверсии и научить находить её в тексте очерков;

1)проанализировать очерк «Луга»;

2)выяснить, чем привлекают писателя луга;

3)выделить приёмы, которые использует автор для изображения луга.

Подготовить выразительное чтение отрывка описание вечера, ночи или рассвета.

Выучить отрывок наизусть,

Подготовить рассказ «День на Прорве».

Прочитать очерк «Мой дом»

Очерк, олицетворение, эпитет, инверсия

Очерк, олицетворение, эпитет,

Комбинированный.

Урок-путешествие.

 

Вн.чт.№7 Мы читаем Паустовского.

1)определить особенности творчества Паустовского в жанре рассказа и сказки;

2)дать понятие слова талант;

3)осмыслить содержание прочитанных произведений, поведение героев с помощью викторины;

1 час

Е.И.Носов.1 час

56

Е. И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась».

1) проанализировать художественные тексты;

2) сопоставить эпизоды литературных произведений и сравнить их героев;

3)охарактеризовать главных героев;

4)сопоставить изображение птиц в рассказе Е.Носова и в очерках Паустовского;

Пересказ рассказов, в.стр.187-190

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

1. Комбинированный

  Анализ художественных произведений.

1 час

ИДЕТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!...»

57

 Стихи о войне К.М. Симонова,  А.А. Суркова, О.Ф. Берггольц.

1)выяснить роль военной темы в творчестве К.М. Симонова,

 А.А. Суркова,

О.Ф. Берггольц;

2)определить особенности системы образов в стихах;

3)выяснить значение местоимения- прилагательного другие;

4)сопоставить стихи

К.М. Симонова,

 А.А. Суркова,

О.Ф. Берггольц;

Читать выразительно, ответить на вопросы

Стихотворение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, цветопись, рифма

 Урок-беседа

Комбинирован

ный

1 час

 

Вн.чт.№8

 Стихи о войне разных авторов.

1)продолжить знакомство с поэзией о войне;

2)сопоставить стихи о войне разных авторов;

3)сравнить изображение войны в прозе, стихах и живописи;

Выучить одно стихотворение о войне наизусть

Поэзия, живопись, эпитет, метафора, олицетворение

1час

58

Тестовый контроль №2 за  второе полугодие

1 час

59

Ю.П. Казаков. 1час

1)определить особенности творческого пути Казакова;

2)выяснить, какая проблема затронута в рассказе;

3)выяснить особенности характеров главных героев;

4)определить, что делает Яшку счастливым человеком;

5)сопоставить героев рассказа: Яшку и Володю;

1.выразительное чтение отрывка,

 2.пересказ,

3.рассказ о Яшке и Володе

1.Пересказ, 2.вопросы

стр. 233

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

1.Комбинированный.

2.Анализ художественного произведения.

1час

Ю.П. Казаков. Путь в литературу. Рассказ «Тихое утро».

60

1.В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.  «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

1)дать представление о творчестве В.Солоухина;

2)проследить в ходе анализа за меняющимися чувствами мстителя;

3)выяснить, какие нравственные проблемы ставятся в рассказе;

4)показать особенности описания природы в рассказе;

1.Пересказ, 2.вопросы

стр. 233

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя, развязка, завязка, эпитете, сравнение, олицетворение, эпитет,

1.Комбинированный.

 

1 час

61

62

Р. Бредбери. Рассказ «Мальчик-невидимка».

1) дать представление о творчестве Р.Бредбери;

2)определить особенности взаимоотношения героев;

3)определить, в чём заключается фантастический смысл рассказа;

Вопросы стр.244-245;

Читать стр.245-246, в. стр. 246

Рассказ, кульминация, композиция, характеристика героя

Комбинирован

ный.

2часа

 

 Вн.чт.№9-10. Любимые книги, любимые авторы.

1)закрепить навык составлять связанный рассказ о прочитанной книге;

2)закрепить навык анализа произведения;

3)заинтересовать учащихся интересными книгами;

4)иллюстрировать понравившиеся произведения;

Книга, автор, произведение, тема, идея, основная мысль произведения

Комбинирован

ный.

1 ч

63

Обобщающий урок по разделу «Рассказы о твоих сверстниках»

)обобщить, повторить и систематизировать изученный материал по теме;

Комбинирован

ный.

1час

64-65

66

67

68

 Уроки внеклассного чтения

 

 

5 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...