Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Меньшикова Ирина Владимировна

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_potoka_po_literature.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа потока по литературе

«Литература как повод для дискуссии»

5 класс

по программе В.Я. Коровиной.

Пояснительная записка.

  В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое своё качество, в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является её человечность: всё строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей человека.

Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативных способностей, так как они являются составной частью указанных качеств личности.

  Жизнь в современных условиях, требующих воспитания человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в ситуациях, для которых необходимо умение работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

  «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным. (Леонтьев А.А.)

  Исходя из вышесказанного (социальный заказ, нормативные документы), была разработана данная программа «Литература как повод для дискуссии».

   Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

  Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

  Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

  Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

  Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

  Влияние дискуссии на личностное становление учащегося обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Целью данной программы является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи:

а) развитие познавательного интереса; систематизация и обобщение имеющихся знаний
б) включение учащихся в самостоятельное освоение учебного материала;
в) расширение кругозора;
 знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структурой, нормами поведения во время дискуссии
г) обучение самоанализу;
д) формирование коммуникативных компетенций (знакомство с различными видами вопросов и ответов, умение задавать вопросы и отвечать на них, умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы)

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:

  1. Информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;
  2. Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;
  3. Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
  4. Установление регламента выступления участников;
  5. Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого учащегося в ней, для чего необходимо:

- привлечь учащихся к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
- проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
- расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение,
- предоставить каждому учащемуся возможность высказаться;

  1. Обучение учащихся умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации;
  2. Особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая учащимся свою точку зрения.

 Особенности работы с пятиклассниками.

 Так как пятиклассники недостаточно владеют техникой чтения, не всегда понимают прочитанный текст и не владеют в достаточной мере навыками устной речи, можно говорить лишь о первых шагах в подготовке к ведению дискуссии.

 Главной задачей обучения литературе в 5-м классе «Программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной» видит развитие умения чтения вслух и осмысление прочитанного. Учитывая рекомендации программы, планирую лишь некоторые уроки проводить с элементами дискуссии.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

 Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-        основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

-        воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-        видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

-        выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-        определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-        прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-        пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

-        выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

     - подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;

создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;

знать, что такое дискуссия, владеть некоторыми приемами ведения дискуссии, уметь слушать и принимать другую точку зрения, аргументировать свое мнение.

 Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

1.Программа по литературе под ред. В.Я.Коровиной  5-11 классы ,М., Просвещение,2008.

2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

урока

Кол-

во часов

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

1




2.  

Введение. Книга в жизни человека.



Устное народное творчество.  Малые жанры фольклора


1




1

Книга и ее компоненты. Учебник литературы.


Детский фольклор: загадки, частушки,    приговорки, скороговорки,    колыбельные песни.

Знать своеобразие предмета. Роль литературы в жизни человека

Уметь слушать и понимать текст.


Знать понятия «фольклор», «жанры фольклора».

Уметь пересказывать текст учебника, сочинять загадки,   частушки,    колыбельные песни.

Слушание, беседа. Чтение статьи.


стр.3-5, читать, переска-зывать


Выписать определения в тетрадь

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

1

Строение сказки. Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Знать понятия «сказка», виды сказок, постоянный эпитет, повторы.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, находить выразительные средства сказок.

пересказ

Пересказ очерка, стр. 8-10

4

«Царевна-лягушка».    Высокий    нравственный   облик   волшебницы    Василисы Премудрой

1

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Знать понятия «сказка», виды сказок, постоянный эпитет, повторы, герои сказки.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, находить выразительные средства сказок, составлять выборочный рассказ о герое.

Выразительное чтение, выборочный   пересказ.

Подгото-вить рассказ об Иване-царевиче, стр.13-25

5

Художествен-ный   мир сказки    «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.

1

Народная мораль в сказке. Поэтика   волшебной сказки.     Сказочные формулы.     Фантастика

Знать понятия «сказка», постоянный эпитет, повторы, герои сказки.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, находить выразительные средства сказок, составлять выборочный рассказ о герое

Выразитель-ное чтение, выборочный   пересказ

Читать сказку «Иван – крестьян-ский сын и чудо-юдо», стр.28-37

6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки

1

Гипербола.

Героическая

сказка.

Знать содержание сказки, особенности героической сказки.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, находить выразительные средства сказок, составлять выборочный рассказ о герое

Пересказ. Чтение.

Подготовить выборочный рас-сказ о герое, стр.38

7

Образ главного героя сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки

1

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.  Герои сказки в оценке автора-народа

Знать содержание сказки, особенности героической сказки.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, находить выразительные средства сказок, составлять выборочный рассказ о герое

Выразитель-ное чтение, выборочный   пересказ

стр.39-40

8

Сказки   о   животных. «Журавль   и   цапля». Бытовые сказки. «Солдатская   шинель».  

1

Народное представление о справедливости Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Знать содержание сказки, особенности бытовой сказки и сказки о животных.

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, находить выразительные средства сказок, понимать основную мысль сказок.

Выразитель-ное чтение, выборочный   пересказ

стр.41-42, вопросы

9

Возникновение древнерусской   литературы. «Повесть   временных лет» как литературный    памятник.

Поток: что такое дискуссия?

1

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Сюжеты русских летописей.  

Знать особенности древнерусской литературы, время её возникновения, связь с возникновением письменности.

Уметь пересказывать учебный текст.

Знать что такое дискуссия, диспут.

пересказ

Стр45, статья о древней русской литературе

10

«Подвиг  отрока  киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Поток: как вести дискуссию?

1

Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

Особенности построения дискуссии.

Знать особенности древнерусской литературы, время её возникновения, связь с возникновением письменности.

Уметь пересказывать текст летописи.

Знать особенности построения дискуссии.

пересказ

Стр.46-49, вопросы 1-3

11

Из  русской  литературы XVIII века. М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...

1

«Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды   и   жанры   литературы

Знать о жизни и творчестве  М. В. Ломоносова,  своеобразие поззии.

Уметь рассказывать наизусть, рассказывать о писателе.

выразитель-ное чтение

стр.51-54, подготовить выразит. чтение

12

Басня   как  литературный жанр.

1

. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен,    русские баснописцы XVIII века)

Знать понятие басни, особенности жанра, знать понятия «аллегория», «мораль».

Уметь понимать иносказательный смысл  басен и их мораль

выразитель-ное чтение

Выразительное чтение, стр. 55-58

13-14

И. А.  Крылов. Слово о   баснописце. Басни «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом».  

Поток: диспут «Устарели ли басни Крылова?»

2

Басня, аллегория, мораль  басни. Обличение человеческих пороков в баснях.

Особенности построения дискуссии.

Знать понятие басни, показать особенности жанра

Уметь понимать иносказательный смысл  басен и их мораль

Знать особенности построения дискуссии

Уметь вести спор, доказывать своё мнение, используя изучаемый материал.

чтение наизусть

Выучить наизусть  басни И.А.Крыло-ва «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Волк и ягнёнок» (на выбор).

15

вн.чт.

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

1

Басня, аллегория, мораль  басни.

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне

Знать понятие басни, особенности жанра.

Уметь понимать иносказательный смысл  басен и их мораль

чтение наизусть

подгото-вить инсценировку басен.

16

Мир басен И.А.Крылова.

1

урок-концерт

Знать понятие басни, разнообразие мира басен, особенности жанра

Уметь понимать иносказательный смысл  басен и их мораль

выступления ребят

Стр.64, вопросы 1-3.

17

В.  А.     Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая    царевна».

1

Литературная сказка

Знать  особенности сюжета, героев сказки. Отличие литературной сказки от фольклорной.

Уметь отличать литературную сказку от фольклорной.

выразитель-ное чтение

стр. 67-79, в. 1,3,4, выучить отрывок наизусть.

18

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

Поток: Поступок юного пажа: подвиг или  безрассудство?

1

Баллада. Особенности жанра. Герои баллады. Нравственно-психологические    проблемы баллады

Спор и дискуссия: в чём отличие?

Особенности построения дискуссии.

Знать особенности жанра баллады и языка писателя.

Уметь рассказывать о писателе, анализировать балладу.

Знать особенности построения дискуссии, отличать от спора.

Уметь вести дискуссию, доказывать своё мнение, используя изучаемый материал.

выразитель-ное чтение

Подгото-вить сообщение о жизни и творчестве А.С.Пушки-на, стр.81-85

19

А.   С.   Пушкин.   Детские и лицейские годы жизни   поэта.   Пролог к поэме «Руслан   и   Людмила».  

1

Поэма, пролог «Няне»   как поэтизация    образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан   и   Людмила»   как собирательная картина народных сказок

Знать о жизни и творчестве поэта, знать понятия «пролог», «поэма».

Уметь рассказывать о писателе, анализировать стихи, видеть выразительные средства  языка.

Беседа. Выразитель-ное чтение

Выучить наизусть отрывок, стр.87-90

20

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Поток: Какие качества важнее в современной жизни: красота внутренняя или внешняя.

1

Истоки  рождения  сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

Красота внутренняя и внешняя.

Учимся формулировать свою точку зрения.

Знать о жизни и творчестве поэта, знать понятия «пролог», «поэма», «литературная сказка»

Уметь рассказывать о писателе, анализировать стихи, видеть выразительные средства  языка, уметь рассказывать о герое.

Уметь формулировать свою точку зрения.

Выразитель-ное чтение

Читать сказку, учить наизусть отрывок, стр.91-108.

21








Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка».

1








Литературная сказка. Сюжет. Литературный герой. Стихотворная и   прозаическая   речь. Рифма, ритм, строфа. Поэтичность   и   музыкальность   пушкинской сказки. Народная   мораль   и нравственность в пушкинской сказке.      

Знать о жизни и творчестве поэта, знать понятия «пролог», «поэма», «литературная сказка», «литературный герой».

Уметь рассказывать о писателе, анализировать стихи, видеть выразительные средства  языка, уметь рассказывать о герое, видеть близость пушкинской сказки народной.

Выразитель-ное чтение







учить наизусть отрывок, стр.110-112, выписать определе-ния





22


Р/р. Подготовка к сочинению: «В чем превосходство царевны  над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?». «Что  помогло  Елисею в   поисках  невесты   в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»   А.   С.   Пушкина?»


1

Народная   мораль   и нравственность в пушкинской   сказке.  

Красота внутренняя и внешняя.



Знать особенности сочинения на литературную тему, его структуру.

Уметь писать сочинение-рассуждение на литературную тему.


Создание творческой письменной  работы


закончить сочинение

23-24

Русская   литературная сказка. Антоний   Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители» как литературная  сказка.

Поток: мог ли Алёша поступить иначе?

2

Нравоучительное содержание и причудливый    сюжет сказки. Сказочно-условное фантастическое   и   достоверно-реальное в сказке

Учимся задавать вопросы. Виды вопросов.

Знать особенности литературной сказки, особенности сюжета сказки А. Погорельского.

Уметь пересказывать сказку, понимать её содержание, основную мысль.

Уметь задавать вопросы. Знать виды вопросов.

чтение, пересказ

стр.117-151, читать, переска-зывать

25

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps».  

1

Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

Знать особенности литературной сказки, особенности сюжета сказки В.М. Гаршина.

Уметь пересказывать сказку, понимать её содержание, основную мысль.

чтение, пересказ

стр.153-162, читать, пересказы-вать

26-27

М.    Ю.    Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».

2

Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика -солдата  в  поэтическом повествовании.

 Знать историческую основу  стихотворения, видеть мастерство поэта в создании батальных сцен.

Уметь рассказывать наизусть, видеть особенности стихотворения.

Выразитель-ное чтение

Отрывок из «Бородино» - наизусть, стр.164-170

28-29

Н.  В.   Гоголь.  Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2

Поэтизация народной жизни в цикле повестей.

Знать биографию писателя, сюжет  и  героев  повести.

Уметь рассказывать об авторе, понимать сюжет и систему образов повести.

пересказ

стр.172-184, читать, пересказы-вать

30

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Поток: можно ли считать повесть Н.В.Гоголя юмористической?

1

Понятие   о   фантастике. Юмор в повести.

Учимся отвечать. Ответ. Виды ответов

Знать особенности языка  повести.

Уметь работать с текстом произведения.

Знать виды ответов.

Уметь аргументированно отвечать.

пересказ

стр.186-192, подгото-вить выразит. чтение

31

Н. А. Некрасов. Слово о поэте.  «На Волге». Раздумья поэта о судьбе  народа.  

1

Понятие об эпитете, композиция.

Знать особенности композиции, понимать авторские  рассуждения  о судьбе народа.

Уметь рассказывать о бурлаках, видеть изменение отношения рассказчика к родной реке.

пересказ, выразитель-ное чтение

стр.192-196, подгото-вить выразит. чтение

32

Н.А. Некрасов. «Есть женщины    в    русских селеньях...» — отрывок из    поэмы    «Мороз, Красный нос».

1

Понятие об эпитете, образ русской женщины

Знать особенности композиции, понимать авторские  рассуждения  о судьбе русской женщины

Уметь анализировать стихотворение..

чтение наизусть, пересказ

стр.196-205, вопросы, отрывок наизусть

33

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Поток: в чём видит автор тёмную  светлую стороны жизни крест. детей?

1

Речевая  характеристика персонажей

Учимся защищать свою точку зрения.

Знать особенности композиции, понимать авторские  рассуждения  о судьбе крестьянских детей.

Уметь анализировать стихотворение.

Знать способы аргументации.

Уметь защищать свою точку зрения.

выразитель-ное чтение, чтение наизусть

стр.207-208, подгото-вить рассказ о писателе

34

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму».

1

История  создания рассказа. Непримиримое  отношение писателя к угнетению людей

Знать историю  создания рассказа, особенности композиции.

Уметь рассказывать о писателе, давать характеристику герою.

пересказ

стр.209-225, читать, пересказы-вать

35

Герасим в деревне и в городе

Поток: нравилось ли Герасиму в городе?

1

Нравственный   облик Герасима. Нравственное   превосходство Герасима. Осуждение крепостни-чества

Учимся защищать свою точку зрения.

Знать историю  создания рассказа, особенности композиции.

Уметь рассказывать о герое, давать характеристику герою.

Знать способы аргументации.

Уметь защищать свою точку зрения.

пересказ, выборочный рассказ

стр.225-2242, читать, пересказы-вать

36

Герасим и Татьяна.

1

Нравственный   облик Герасима. Протест Герасима  против  барыни и ее челяди. Нравственное   превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

 Знать характеристику литературного героя, композицию рассказа.

Уметь рассказывать о герое, давать характеристику герою, выборочно пересказывать текст.

пересказ, выборочный рассказ

стр.242, вопросы 3,4,5.

37

Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

Поток: мог ли Герасим поступить иначе?

1

Тургенев   —   мастер портрета   и   пейзажа. Отношение автора к крепостникам-помещикам.

Учимся формулировать свою точку зрения. Тезис и антитезис. Противоговорения.

Знать характеристику литературного героя, композицию рассказа.

Уметь рассказывать о герое, давать характеристику герою, выборочно пересказывать текст.

Уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения.

пересказ, выборочный рассказ

стр.243, выписать определе-ния

38

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

1

Природа и человек в стихотворении. Воплощение   красоты жизни

Знать выразительные средства языка, особенности стихотворения.

Уметь выразительно рассказывать стихотворение, анализировать его.

выразитель-ное чтение

стр.245-247, подгото-вить выразитель-ное чтение

39

Л.  Н. Толстой. Слово  о  писателе.   «Кавказский   пленник»   как протест против национальной  вражды.

1

Быль как литературный   жанр.   Мысль писателя  о дружбе   народов. Жилин и горцы. Идея, сюжет, рассказ.

Знать понятия «идея», «сюжет», особенности эпического произведения.

Уметь анализировать эпическое произведение, видеть его основную мысль.

пересказ, выборочный рассказ

стр.248-277, читать, пересказывать

40

Сюжет  и герои  произведения.Жилин    и    Костылин.

Поток: кого можно назвать героем?

1

Авторская позиция, идея, говорящая фамилия, сравнительная характеристика

Учимся договариваться. Согласование. Снятие противоговорений. Поиск компромисса. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.

Знать понятия «идея», «сюжет», особенности эпического произведения, сравнительная характеристика.

Уметь анализировать эпическое произведение, видеть его основную мысль, рассказывать о герое, давать сравнительную характеристику героям.

Уметь договариваться, уметь слышать и уважать чужое мнение.

пересказ, выборочный рассказ

подгото-вить рассказ о героях

41

Р/р. «Жилин   и   Костылин: разные судьбы».

1

Сочинение – сравнительная характеристика героев. «Друзья и враги пленного   Жилина».

Знать особенности написания сочинения – сравнительной характеристики.

Уметь писать сочинение сравнительную характеристику.

сочинение

стр.277-278. вопросы.

42

А. П. Чехов. Слово о писателе.   «Хирургия» как   юмористический рассказ.

1

Понятия «юмор» и «сатира».

Знать понятия «юмор» и «сатира».

Уметь отличать сатирические произведения  от  юмористических.

пересказ, анализ юмористического произведения

стр.279-281, рассказ о Чехове.

43-44

Русские поэты XIX века   о   Родине   и   родной   природе.   Лирика Ф.  И. Тютчева, И.   С.   Никитина, А. Н. Плещеева,   А.   Н.   Майкова, И. 3. Сурикова

2

Тема, лирический герой,

художественные средства.  

Знать выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетворение).

Уметь анализировать лирическое произведение.

письменный анализ стихотворения

стр.289-299, подгото-вить анализ стихотворения

45

И. А. Бунин. Слово о

писателе.    «Косцы».

1

Тема человека и природы в рассказе.

Знать особенности устного словесного рисования.

Уметь создавать словесные картины, анализировать произведение

пересказ (устное словесное рисование)

46

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

Слово о писателе. «В дурном   обществе».   Развитие отношений героев.

Знать биографию писателя, историю создания повести, её героев.

Уметь рассказывать о герое, давать ему характеристику.

пересказ

47

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней, общение Васи с Валеком и Марусей

1

Портрет как средство изображения героев. Деталь, контраст, авторское отношение, символ

Знать содержание повести, понимать её основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев.

пересказ

Подгото-вить пересказ, близкий к тексту «История с куклой».

48-49

Изображение города и его обитателей  в  повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Поток: «дурное общество» и «дурные дела».Как понимаем выражение?

1

Понятие о композиции

литературного   произведения.

Учимся договариваться. Согласование. Поиск своей точки зрения в общем пространстве.

Знать содержание повести, понимать её основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев.

Уметь договариваться, уметь слышать и уважать чужое мнение.

пересказ

Написать сочинение «Почему Вася подружил-ся с Валеком и Марусей?» «Маруся и Соня: два детства»

50

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь...».

1

Своеобразие языка стихотворения

Знать выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетворение).

Уметь анализировать лирическое произведение.

выразитель-ное чтение

51-52

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».

Поток: какие качества Данилы оценила хозяйка Медной горы?

2

Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе

Учимся защищать свою точку зрения. Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание и анализ.


Знать понятия «сказ». Сказ и сказка- общее и различное.

Уметь пересказывать сказ близко к тексту

Уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения.

художествен-ный пересказ отрывка

53

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

Поток: как оценить поступок Федьки?

1

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Учимся защищать свою точку зрения. Рассуждение. Тезис. Аргументы и факты. Вывод. Оценивание и анализ.

Знать содержание сказки, понятие «сказка-быль».

Уметь пересказывать сказку близко к тексту, понимать характеры и поступки героев.

Уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения.

пересказ

54

С. Я. Маршак. Слово о   писателе.    Сказки С.   Я.   Маршака.   Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1

Драма   как род литературы. Положительные  и  отрицательные    герои пьесы «Двенадцать месяцев».   Столкновение добра и зла

Знать понятие «драма», особенности драматического произведения.

Уметь пересказывать пьесу, давать характеристики героям.

пересказ, инсценировка

55

А.П. Платонов «Никита». Быль и фантастика.

1

Душевный   мир   главного   героя   рассказа А.   П.   Платонова «Никита».   Оптимистическое  восприятие  окружающего мира

Знать содержание рассказа, понимать его основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев.

пересказ, беседа по вопросам

56-57

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».

Поток: как оценить поведение Васютки в лесу?

2

Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу

Культура речи и поведения.

Знать содержание рассказа, понимать его основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев.

Уметь грамотно строить свою речь, правильно вести себя во время дискуссии.

пересказ, беседа по вопросам

58

Русские поэты XX века о   Родине   и   родной природе: И. А. Бунин, Дон    Аминадо, А.  А.   Прокофьев,  Д.   Б.   Кедрин,   Н.   М.   Рубцов.  

1

Поэтическое   восприятие окружающего    мира природы и своего места в нем. Образ Родины  в стихах о природе.

Знать выразительные средства языка (эпитет, метафора, олицетворение).

Уметь анализировать лирическое произведение

Чтение наизусть

59

С. Черный. «Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.

1

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях   Саши Черного.  Юмор в его рассказах

Знать содержание рассказа, понимать его основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев.

беседа по вопросам

60

«Ради жизни па земле» Поэты о Великой Отечественной войне К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Война и дети.

Знать содержание стихотворений, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать наизусть.

Чтение наизусть, беседа по вопросам

61

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед».

1

Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

Знать содержание баллады, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать

беседа по вопросам

62

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

1

Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Знать содержание романа, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать

беседа по вопросам, пересказ

63

Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастиче-ское в сказке.

1

 Кай и Герда Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

Знать содержание сказки, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать

беседа по вопросам, пересказ

64-65

Победа добра, любви и дружбы над злом

Поток: что помогло Герде одолеть Снежную королеву?

2

Символический образ Снежной королевы.


Культура речи и поведения.

Знать содержание сказки, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать

Уметь грамотно строить свою речь, правильно вести себя во время дискуссии.

беседа по вопросам, пересказ

66-67

М. Твен. Слово о писателе.   «Приключения Тома   Сойера».    Том Сойер   и   его  друзья.

1

Том Сойер   и   его  друзья. Черты характера героев. Том   и   Гек  в  романе М.   Твена  «Приключения Тома Сойера». Том и   Бекки.   Внутренний мир героев М. Твена

Знать содержание повести, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать

беседа по вопросам, пересказ

68-69

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».   Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Нравственное

взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

Знать содержание повести, понимать основную мысль.

Уметь рассказывать о герое, сопоставлять, анализировать поступки героев, выразительно читать

беседа по вопросам, пересказ

70

Итоговый урок.

Поток: чему научились за год?

1

Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему?  Мои любимые литературные герои и их нравственные качества

Урок-дискуссия

Знать прочитанные произведения.

Уметь доказывать свою мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г.

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г., адаптированная для использования в А...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...