Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Хлобыстова Карина Александровна

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного типа (изучения нового материала) расположенных в соответствии с логикой изложения учебного материала УМК В.В. Пасечника, я хотела показать возможности использования различных приемов технологии РКМЧП с целью развития ключевых компетенций.

    В конце конспектов приведено краткое описание приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо использованных в ходе данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy.doc135 КБ
Microsoft Office document icon vse_ispolzuemye_priemy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Глубокие политические и социально-экономические преобразования, протекающие в нашем государстве, привели к значительным изменениям в сфере образования. Наблюдаемые изменения в структуре и содержании школьного образования направлены на подготовку современного выпускника, который должен не только обладать определенным запасом знаний, но и владеть рядом умений познавательного и практического характера. Биология как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для решения этих задач.

Исходя из вышеизложенного, главной целью своей педагогической деятельности считаю  создание условий для воспитания  подрастающего поколения с новым, системным биологическим мышлением.

Основными задачами, решение которых способствует достижению поставленной цели, считаю:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни,  как высшей ценности;
  • Подготовка  теоретически и практически биологически грамотной личности;
  • Развитие у учащихся  способностей самоанализа,  самообразования  и саморазвития

        Для  реализации поставленных задач в  своей  работе  применяю элементы ряда современных  педагогических технологий  (проблемно  -  диалогического обучения, модульного обучения, ИКТ, РКМЧП и др.), ведущей из которых (для себя  определила)  технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

В связи с этим тема моего педагогического исследования  «Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биология как средство развития личности учащихся».  Данная технология позволяет, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска  и творческого решения проблем.

       Базовая модель трех стадий «вызов- осмысление- рефлексия», основа технологии  РКМЧП,  позволяет учащимся актуализировать имеющиеся знания, самостоятельно определять  цели учебной деятельности, осуществлять продуктивную работу с информацией, осмыслять   изученное,  формировать  собственное отношение к изучаемому материалу, а значит, формирует критическое мышление.

Критическое мышление понимают как творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Оно обладает рядом признаков

  • мышление продуктивное;
  • самостоятельное, ответственное;
  • аргументированное;
  • многогранное;
  • индивидуальное;
  • социальное

Ниже представлено описание  и основные приемы, характерные для данной технологии и используемые мной в практической деятельности (см. презентацию)

      Иллюстрацией вышеизложенного являются,  представленные мной, разработки вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного типа (изучения нового материала) расположенных в соответствии с логикой изложения учебного материала УМК В.В. Пасечника, я хотела показать возможности использования различных приемов технологии РКМЧП с целью развития ключевых компетенций.

    В конце конспектов приведено краткое описание приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо использованных в ходе данного урока.

Конспект урока биологии по теме

«Класс ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Общая характеристика»

Задачи урока:

  • выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся
  • показать особенности их строения, связанные с наземным образом жизни
  • осуществляя  эколого–эволюционный подход преподавания биологии установить филогенетическую связь   пресмыкающихся и  земноводных
  • продолжить формирование информационной и коммуникативной  компетенций через использование приемов технологии РКМЧП.

Оборудование: информационный текст, иллюстрации, справочная литература.

Ход урока

I. Стадия вызова 

  Послушайте стихотворение

Ловко прячусь я в лугах,
Среди листочков и цветов...
Не увидит злобный враг
Меня такую  без очков.

Стоит лишь прилечь на пне -
Подкрадётся грозный тать,
И не даст на солнце мне
Отдохнуть и помечтать!

Ах, горюю неспроста –
Вот, опять я без хвоста!

О ком идет речь в этом стихотворении? (Ящерица – представитель нового для нас класса – класса «Пресмыкающиеся»)

Тема нашего сегодняшнего урока  «Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»

Какие ассоциации у вас возникают при слове «пресмыкающиеся»?  (Прием «Колесо ассоциаций»)

1………………………………..

2……………………………….

3………………………………..

4………………………………..

5……………………………….

6………………………………..

7………………………………..

8………………………………..

Например: (животные, ползают, холодные, динозавры, змеи, крокодилы  влажные и т.д.)

Попробуйте с помощью предложенных вами слов и словосочетаний составить короткий рассказ о рептилиях. При желании можете использовать изображения животных, размещенных на доске.  Учитель открывает скрытую до этого момента часть доски (см. приложение №1)

Давайте проверим, все ли ассоциации справедливы. Нет ли ошибок в нашем рассказе? Какие они, пресмыкающиеся, на самом деле?

II. Стадия осмысления (Прием «ИНСЕРТ»)

Прочитайте текст, оставляя  отметки на полях "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполните таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы (в таблицу записывайте мысли в сжатой форме)

. «V»

«+»

«-»

«?»

я это знал (а)

это новое для меня интересно!

я думал (а) иначе

непонятно, нужно разобраться

Неизвестные термины и понятия можно найти в биологическом словаре.

Кто такие пресмыкающиеся?

           В истории рептилий, или пресмыкающихся, еще много белых пятен, но основное мы уже знаем. Считают, что первопроходцы суши - земноводные - появились на стыке девона и каменноугольного периода. Покинув воду и приобретя кое-какие приспособления для жизни на суше, первые земноводные, видимо, неплохо чувствовали себя: климат был ровный, теплый, воздух влажный, да и водоемов было достаточно. Но вот в конце каменноугольного периода на Земле произошли существенные перемены, изменился климат: в ряде мест земного шара он стал жарким и сухим, в то же время, как свидетельствуют годовые кольца на стволах ископаемых деревьев, начались суровые и холодные зимы. Естественно, изменилась и растительность. Счастливая и беспечная жизнь первых амфибий кончилась. Надо было приспосабливаться к новым условиям существования. Часть земноводных не смогла приспособиться и погибла. Другие сохранили верность полуназемному, полуводному образу жизни и постепенно дали начало современным амфибиям. Третьи сделали решительный и окончательный шаг на сушу и остались осваивать новые условия жизни.

Самые древние рептилии, вымершие, конечно, появились в середине каменноугольного периода. А в мезозойской эре древние пресмыкающиеся пережили бурный расцвет и достигли небывалого разнообразия. Мезозой называют "веком рептилий", потому что именно в это время в истории Земли рептилии - первые по-настоящему сухопутные обитатели нашей планеты - окончательно завоевали ее, стали полноправными хозяевами суши. Они уже не так зависели от климатических и погодных условий, они уже не были привязаны к определенному - близкому к водоему - месту жительства, у них было множество преимуществ перед амфибиями. И не в последнюю очередь благодаря тому, что они оказались способными откладывать небывалые прежде яйца.

Конечно, новое чудо природы - яйцо рептилий - появилось не сразу, конечно же, на его «создание» и «совершенствование» ушли миллионы лет. Но, в конце концов, яйцо в плотной "упаковке", которому не страшно было высыхание, появилось.

Мы уже знаем, что яйца земноводных могут развиваться только в воде. Во влажной среде они защищены от высыхания. Из этой среды зародыши получают микроэлементы, необходимые для успешного развития. Кроме того, именно в воде или влажной среде проходит личиночная стадия развития земноводных. Ну а если икринка, то есть яйцо земноводного, окажется вне воды, вне влажной среды? Зародыш земноводного не разовьется в нем. А у рептилий? У них все не так. Яйцо пресмыкающихся создает все необходимые условия для нормального и успешного развития нового существа. Зародыш какое-то время должен находиться в водной среде. И яйцо дает ему эту возможность: под скорлупой имеется крошечное "Озерцо". Зародыш должен питаться. И яйцо дает ему все необходимое. Иными словами, новое яйцо - яйцо рептилий - было уже настолько совершенно и приспособлено для наземных условий жизни, что за многие и многие миллионы лет не потребовалось его существенных изменений. Даже у современных птиц, ведущих свое начало от древних крылатых ящеров, оно мало чем отличается от яйца перворептилий. Справедливости ради надо сказать, что такие яйца не у всех пресмыкающихся. Есть и менее совершенные покрытые не скорлупой, а кожистым веществом.

Основная масса пресмыкающихся откладывает яйца. Это сближает рептилий с амфибиями. Но в то же время именно яйцо - его принципиальное отличие - резко разделяет пресмыкающихся и земноводных. Мало того, оно повело к дальнейшим коренным изменениям, так как дало возможность рептилиям стать полностью независимыми от воды, удалиться от нее на значительное расстояние. А это, в свою очередь, не могло не отразиться на строении дыхательной системы.

Земноводные, как мы знаем, значительную часть кислорода получают через кожу. Но в то же время незащищенная голая кожа приводит к большой потере влаги. Для рептилий в условиях жаркого сухого климата, да еще вдали от воды, это могло бы стать роковым. И они полностью "отказались" от кожного дыхания. У них исчезли кожные железы, кожа покрылась чешуей, костными пластинками или другими защитными приспособлениями. Утрата кожного дыхания была тесно сопряжена с коренными изменениями - по сравнению с земноводными-предками - дыхательного аппарата. Земноводные, как правило, не имеют ребер, а если имеют, то очень короткие и несовершенные. Во всяком случае, пригодной для дыхания грудной клетки у них нет. Поэтому при дыхании (не кожном) воздух они сначала набирают в рот, затем, "заткнув" ротовое отверстие, "проталкивают" его в горло.

У рептилий уже появились ребра, грудная клетка. И это дало им возможность не заглатывать воздух, а вдыхать его.

Изменилась кровеносная система, изменилось сердце (два предсердия  и один желудочек с неполной перегородкой, а у крокодилов сформировалось четырехкамерное сердце) Изменились скелет и мускулатура. В первую очередь потому, что изменились - и очень! - конечности рептилий.

Кистеперые рыбы в меньшей, земноводные - в большей степени, но и те, и другие все-таки делали первые шаги по земле. Рептилии зашагали по планете уверенно. Для этого нужны были и соответствующие средства передвижения. И рептилии обзавелись ими. Правда, позже часть рептилий утратила это великое завоевание. И из-за них весь класс стал называться рептилиями, или пресмыкающимися.

Первые путешественники, увидевшие гигантских черепах, были поражены не только их величиной, но также их "длинноногостью". Действительно, медленно идущая гигантская черепаха, кажется, движется на огромных столбах. Известный американский зоолог Арчи Карр рассказывал, как был удивлен, впервые увидав стремящегося к воде крокодила. Крокодил неожиданно оказался не только очень проворным, но и весьма длинноногим. Многие ящерицы прекрасно двигаются на своих стройных длинных ножках, а есть и такие, что при опасности бегут - и очень быстро - лишь на задних ногах.

Но даже и утратившие ноги рептилии не потеряли способность активно передвигаться. Достаточно вспомнить коротконогих ящериц и змей, которые гораздо проворнее и вообще гораздо лучше приспособлены к движению, чем амфибии.

Рептилии, хотя и не имеют постоянной температуры тела, все-таки меньше зависят от окружающей среды: их кожа покрыта защитными приспособлениями, для них не так важна влажность воздуха, они не так боятся жары, сухости, прямых лучей солнца. Мало того, перемещаясь то в тень, то на нагретые места, они в какой-то степени поддерживают относительно постоянной температуру своего тела.

У рептилий есть множество "новоприобретений", ставящих их среди представителей животного мира на более высокую ступень развития по сравнению с амфибиями.

Рептилии очень разнообразны. Тем не менее, общих признаков у них очень много. Поэтому они и объединены в один класс. А так как пресмыкающиеся все-таки очень разные, то в этом классе различают четыре отряда. Отряд клювоголовых насчитывает всего один  вид. Отряд черепах включает сейчас примерно 250 видов. Отряд крокодилов - прямые потомки жителей мезозоя. Крокодилов известно сейчас около 25 видов. И, наконец, отряд чешуйчатых (около 600 видов) К ним относятся все змеи, ящерицы, хамелеоны.

Таковы рептилии, живущие сейчас на нашей планете. Точнее, известные нам сейчас. Наверняка есть немало еще неизвестных науке. 

III. Стадия рефлексии.

Итак, текст  прочитан и  вами заполнена таблица. Объединитесь в группы по 4-5 человек и обсудите результаты. (Стадия  рефлексии  1)

Стадия рефлексии 2

 Вернемся к созданному нами колесу ассоциаций.

 

Какие  мысли подтвердились?

 Какие ассоциации  оказались не совсем справедливыми?

Какие мысли вызвала эта статья?

Как изменились ваши знания о пресмыкающихся?

Какая информация  вас заинтересовали или даже удивила?

Какую информацию о пресмыкающихся вы хотели бы еще приобрести?  (Стадия  вызова №2 , связь  со следующим уроком)

Стадия рефлексии 3

Домашнее задание.

1.  Используя составленную вами таблицу, подготовить рассказ об общих чертах представителей класса Пресмыкающиеся.

 2. По желанию сочините даймонд на тему «Земноводные и пресмыкающиеся»

Пример даймонда:  Лист дерева

Рождение

зеленый, яркий

светит,  растет,  цветет

жара, движение, покой, холод

увядает, засыпает, затуманивается

коричневый, старый

Смерть

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке

Стадия вызова - Колесо ассоциаций – Этот прием способствует актуализации знаний учащихся. По нескольким предложенным педагогом или самими учениками словам (терминам) учащиеся составляют связный рассказ.

 

Стадия осмысления – Система маркировки текста «ИНСЕРТ» (чтение с пометками),

 I — interactive — интерактивная
N — noting — размечающая
S — system — система для
E — effective — эффективного
R — reading and — чтения и
T — thinking — размышления

Прием используется, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: "V" (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам; "-" (минус) – помечается то, что противоречит их представлению; "+", (плюс) – помечается то, что является для них новым, интересным; "?" (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше. Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: "V", "+", "-", "?"

Стадия рефлексии. Прием «Даймонд» применяется для описания одного или сравнения двух понятий. Вычленения особенностей изучаемых объектов или явлений.

Правила написания даймонда: 

1 и 7 строки  - антонимы (существительные)

2 строка - 2 прилагательных, описывающих 1 существительное

3 строка  - 3 глагола, относящихся к 1 существительному

4 строка -  4 существительных  (2 первых относящихся к первому существительному, а 2 вторых к последнему)

5 строка -  3 глагола, относящихся ко 2 существительному

6 строка - 2 прилагательных описывающих 2 существительное.

Конспект урока биологии по теме

«Класс ПТИЦЫ. Общая характеристика»

Задачи урока:

  • выявить основные признаки животных класса Птицы
  • показать черты усложнения их организации по сравнению с пресмыкающимися
  • осуществляя  эколого–эволюционный подход преподавания биологии установить филогенетическую связь  птицами с пресмыкающимися
  • продолжить формирование информационной и коммуникативной  компетенций через использование приемов технологии РКМЧП.

Оборудование: информационный текст, иллюстрации.

Ход урока

I. Стадия вызова. (Прием «Ключевые слова»)

Определите ключевое слово, объединяющее представленные ниже предложения

  1. На сегодняшний день в мире насчитывается около 9703 видов этих животных (птицы)
  2. Высота некоторых представителей достигает 2,74 метра (9 футов), а вес может достигать 160  килограммов. (страус)
  3. Самый быстрый представитель этого класса животных может достигать в наземно-воздушной среде скорости 200 км/ч. (сапсан), а другой в воде 27 км/ч (папуанский пингвин)
  4. Некоторые могут поворачивать голову на 270 градусов (большая рогатая сова)
  5. Глаза представителей  одного из отрядов больше, чем его мозг (страус)
  6. Большинство представителей этого класса освоили воздушную часть наземно-воздушной среды (птицы)

Что объединяет эти высказывания?

Какое предложение утвердило вас в своем предположении?

Какое ключевое слово вы нашли?

Учитель знакомит с примерами птиц (они указаны в скобках и в виде изображений на доске) см. приложение №2

А в качестве приза, вам еще один интересный факт (изображение гнезда на доске и интересный факт)…

Когда первые европейцы появились в лесах Новой Гвинеи, они думали, что крохотные шалашики, украшенные цветами, ягодками и птичьими перышками, которые они находили повсюду в лесу, строят местные ребятишки. На самом деле это было гнездо местной птички – шалашника, одно из самых необычных в мире. (см. приложение №2)

Вы  верно определили название класса животных, изучение которого мы  начинаем на сегодняшнем уроке -  «Класс Птицы»

Какими же общими чертами обладают столь разные представители этого интересного класса? Чтобы их определить  разделимся на группы. Каждая группа получит  только часть текста. Этот раздел содержит информацию только по одному из  параметров характеризующих представителей данного класса. Изучите текст, озаглавьте, выделите основные мысли и представьте их в виде кластера (черновой вариант)

II. Стадия осмысления. (Прием «Кластер»)

Теперь вам необходимо объединиться в группы представить свой результат работы с текстом, познакомится с другими работами, обменяться мнениями с ребятами и создать один общий кластер, выбрать одного человека представляющего вашу группу.

Тексты для групп

  1. Покровы тела.

Кожа у птиц сухая, тонкая и покрыта перьями. Перьевой покров - очень характерный внешний признак, по которому птицы (пернатые) отличаются от всех других животных. Перо птицы имеет упругий стержень-ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином. От ствола отходит опахало состоящее из множества тонких и узких пластин – бородок. Бородки 1-го порядка прикреплены к стволу параллельно друг другу. От каждой такой бородки с двух ее сторон отходят еще более тонкие бородки 2-го порядка, налегающие на соседние и цепляющиеся за них микроскопическими крючочками. Такое строение пера делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете птицы имеют крупные контурные перья крыльев (маховые)  и хвоста (рулевые)

Под контурными перьями расположены мелкие пуховые перья. Опахала у них мягкие, рыхлые, без бородок 2-го порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки.

Перья, особенно пуховые, и пух сохраняют тепло тела птицы. Между их бородками, в стволах и среди отдельных пушинок содержится много воздуха, который плохо проводит тепло.

У птиц строгая периодичность линьки: изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые.

Из кожных желез развита только копчиковая, расположенная на спинной стороне, у основания хвоста. Птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости из железы и переносит их на перья. Это смазывание делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц предохраняет от намокания.

 

2. Дыхательная система.

Обмен веществ у птиц очень интенсивен, температура тела доходит до 42°С. Чтобы обеспечить интенсивный обмен веществ, нужно много кислорода. Поэтому у птиц имеются не только легкие, которые вентилируются тем интенсивнее, чем чаще взмахи крыльев, но и воздушные мешки (полости), во много раз превышающие легкие по объему. Их несколько пар: носоглоточные, шейные, переднегрудные, заднегрудные и брюшные, плюс непарный межключичный мешок. Когда птица поднимает крылья, мешки расширяются и заполняются воздухом из легких. При опускании крыльев мешки сжимаются, и воздух, выходя из них, продувает легкие на выходе второй раз. Это двойное дыхание избавляет птиц от одышки: чем быстрее они летят, тем сильнее дышат. Так у голубя в покое 26 дыхательных движений в минуту, а в полете 400.

3.  Пищеварительная система.

Интенсивная двигательная активность требует больших затрат энергии. Кости челюстей покрыты снаружи роговыми чехлами, образующими клюв. Клюв разнообразен по величине и форме, в зависимости от рода пищи и приемов ее добывания. Так как птицы беззубы, пища поступает через длинный пищевод в зоб, где подвергается предварительному химическому воздействию. Из зоба она поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого. Мускулистый желудок заменяет птицам зубы: пропитанная пищеварительным соком пища размельчается благодаря сокращениям мускульных стенок. Этому процессу помогают проглоченные птицей камешки, выполняющие роль жерновов. От желудка отходит 12-перстная кишка, обвивающаяся вокруг поджелудочной железы. Печень у птиц большая, пищеварение идет быстро. Далее идет тонкий кишечник,  который переходит в короткую толстую кишку, открывающуюся в  клоаку. Из-за недоразвития прямой кишки птицы часто освобождают кишечник, что облегчает их массу.

4. Кровеносная система

Кровь птиц движется по двум кругам кровообращения: малому (связывающем сердце и легкие) и большому (связывающем сердце и все остальные органы). Кровеносная система замкнутая. Сердце четырехкамерное (в желудочке сформирована полная перегородка) Поэтому артериальная и венозная кровь полностью разделена и во все органы, кроме легких,  поступает чистая артериальная (насыщенная кислородом) кровь. Сердце мощное и способно усиливать сваю работу в десятки раз. Так у голубя в покое оно сокращается 165 раз в минуту, а в полете – 550 раз. Поэтому и обмен веществ протекает очень интенсивно. Благодаря этим приобрели постоянную температуру тела в среднем около  42 °С, а у некоторых доходит до 44 °С.

5. Опорно-двигательная система.

Передвижение по земле на задних конечностях и способность к полету отразилось на строении скелета птиц.  Скелет большинства,  отличается легкостью которая достигается наличием воздушных полостей. Часть костей срослась, что придало им прочность. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления парных больших грудных мышц (обеспечивающих работу крыльев) образовался специальный вырост- киль. В связи с полетом изменилось и строение передней конечности. В отличие от пятипалой передней конечности, характерной для земноводных и пресмыкающихся крыло птиц имеет только 3 пальца, что обеспечивает прочность этого отдела скелета, который несет основную нагрузку при полете.  

6. Нервная система.

 В головном мозге хорошо развит мозжечок – центр координации и согласованности движений, ведь птицы в полете совершают очень сложные движения.

По сравнению с раннее изученными позвоночными у птиц  увеличены полушария переднего мозга. Поэтому и поведение птиц отличается большой сложностью. Правда, многие действия их являются врожденными, инстинктивными. Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насаживание. Однако в течение жизни у птиц появляется все больше условных рефлексов. К примеру, молодые птенцы часто совсем не боятся человека, а с возрастом начинают относиться к людям с осторожностью. Более того, многие умеют  определять степень опасности: мало боятся невооруженных, а от человека с ружьем улетают. Домашние и ручные птицы быстро привыкают узнавать кормящего их человека. Дрессированные птицы способны производить по указанию дрессировщика различные трюки, а некоторые (например, попугаи, вороны) умеют довольно внятно повторять различные слова человеческой речи.

    Хорошо развиты зрительный центр головного мозга. Этот факт объясняет  отличное развитие цветного зрения птиц. Чувствительность глаз очень большая. У некоторых птиц она в 100 раз больше, чем у человека.

Выступление учащихся. Составление общего кластера. Установление взаимосвязи между элементами кластера.

Получили  ли мы полное представление о строении и образе жизни птиц?

Стадия вызова 2 (на домашнюю работу)

 Какие вопросы остались для нас закрыты? (Обозначение в общем кластере недостающих элементов (размножение птиц, выделительная система)).  

Домашнее задание

  1. Закончить кластер.
  2. С помощью кластера и текста параграфа № 27 (1 часть) составить рассказ об общих чертах птиц.

III.  Стадия рефлексии (Прием «Эссе»)

А сейчас я предлагаю написать вам короткое эссе (свободное письменное задание) на тему  «Я знаю, что птицы….» В нем же вы также можете сформулировать свои вопросы.

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке

Стадия вызова Прием «Ключевые слова» Существует несколько вариантов приема. Однако, любой из них позволяет "настроить" учащихся на тему урока, вызвать любопытство учащихся, напомнить им о том, что они знали до урока.

Стадия осмысления Прием «Кластер» (графический систематизатор). Универсальный. На стадии вызова прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, ученики графически изображают логические связи между ними, это дает возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Стадия рефлексии Эссе.  После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 5-10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Учитель может задать основные направления мысли: Что нового узнали? Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.

Конспект урока биологии по теме

«Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Общая характеристика»

Задачи:

  • выявить основные признаки животных класса Млекопитающие
  • показать черты усложнения из организации по сравнению с животными изученных классов
  • осуществляя  эколого–эволюционный подход преподавания биологии установить филогенетическую связь с  пресмыкающимися и птицами
  • продолжить формирование информационной и коммуникативной  компетенций через использование приемов технологии РКМЧП

Оборудование: информационный текст, иллюстрации, справочная литература.

Ход урока

I. Стадия вызова. (Прием «Ключевые слова», прием «Знаем - Хотим узнать – Узнали»)

Вашему вниманию представлены ассоциации, которые возникли у учеников 5 класса при произнесении одного  биологического понятия:

зверь,

шерсть,

молоко,

животное,

теленок,

человек.

Как вы думаете, какое понятие услышали пятиклассники? (Млекопитающие) Демонстрация многообразия млекопитающих на доске (см. приложение № 3)

А что вы знаете о Млекопитающих? Заполните, пожалуйста, 1 и 2 колонки предложенной вам таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Обсудите в парах,  записанное вами в первую колонку таблицы. Если сосед по парте напомнил вам о том, что вы знали, допишите  это в 1 колонку.

 

Какие вопросы вы записали во 2 колонку таблицы?

II. Стадия осмысления. (Прием «Знаем - Хотим узнать – Узнали»)

Прочитайте текст. Заполните третью колонку таблицы «Знаем - Хотим узнать – Узнали»

Текст  «КТО ТАКИЕ  ЗВЕРИ? »

С давних времен люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям. Млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они появились на Земле в триасовом периоде. Предполагают, что непосредственными их предками являются звероподобные ящеры - териодонты.

Знаменитый шведский ученый Карл Линней в своей «Системе природы» (10-е изд., 1758) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 4050 видов этих животных.

Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства,— наземные животные, бегающие на четырех ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров-панголинов, панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа — это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.

Чем же объясняется vногообразие млекопитающих? По-видимому, тем, что их предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до наших дней только наиболее приспособленные.

Млекопитающих различают и по их величине. Самый маленький зверек — землеройка-малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит массой до 130 т. Синий кит тяжелее землеройки-малютки в 65 миллионов раз. Если бы можно было поставить синего кита на хвост, то его голова достигла бы крыши десятиэтажного дома. Чтобы уравновесить массу такого гиганта, на другую чашу весов пришлось бы поместить около 180 быков или поставить 2000 людей.

Как многообразны у зверей образ жизни и повадки! У одних млекопитающих (например, у первозверей) детеныши вылупляются из яиц, у других (например, у сумчатых) они рождаются недоразвитыми, у третьих (например, у хищных, грызунов, зайцеобразных) новорожденные беспомощные, слепые, слабые. В то же время у многих зверей (например, у непарнокопытных и хоботных) детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить и даже следовать за матерью.

Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и таких, которые полгода проводят в спячке.

Что же объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Главная особенность, отличающая зверей от других позвоночных, заключается в том, что они вскармливают своих детенышей молоком (отсюда и название всего класса — млекопитающие). Тело большинства зверей покрыто волосяным покровом. В большинстве своем  имеют высокую постоянную температуру тела.

Зародышевое развитие у большинства млекопитающих происходит в утробе матери при постоянных условиях. Лишь яйцекладущие млекопитающие откладывают яйца. Среди особенностей строения необходимо так же выделить  диафрагму (мышечную перегородку разделяющую  грудную и брюшную полости), а также обязательное наличие в позвоночнике 7 шейных позвонков (будь то землеройка или жираф)   Важная особенность, обеспечивающая млекопитающим превосходство над другими животными, очень хорошо развитая нервная система. В этом может убедиться каждый, кто содержит собак или кошек, кто знаком с поведением обезьян в зоопарках или дельфинов в дельфинариумах, а также с выступлениями многих видов  зверей в цирках.

Стадия рефлексии

Стадия рефлексии №1 (Прием «Знаем - Хотим узнать – Узнали»)

Проверьте, нет ли ошибок в колонке «Знаю», противоречий между 1 и 3 колонками.

Познакомьте с результатами своей работы соседа по парте.

На какие вопросы, сформулированные в колонке «Хочу узнать» вы нашли ответы?

Какие вопросы остались без ответа? Стадия вызова на последующие уроки по теме «Изучение отрядов млекопитающих»

Оцените свою работу и работу вашего соседа на уроке (в виде символов)

Домашнее задание.

1.  С помощью таблицы и материала изложенного в параграфе № 31 (первый пункт) подготовьте рассказ об общих признаках млекопитающих.

Стадия рефлексии №2.  Написать синквейн на тему «Млекопитающие»

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке

Стадия вызова Прием «Ключевые слова» Этот прием обычно используется на стадии вызова и способствует актуализации знаний учащихся.

По нескольким предложенным педагогом или самими учениками словам (терминам) учащиеся должны определить обобщающее слово или составить связный рассказ.

Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать – Узнали»

Стадия осмысления Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать – Узнали» Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.

На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы «Знаем - Хотим узнать – Узнали» (по вопросам)

Синквейн(от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;

4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквена

СЕРДЦЕ

мышечное, четырехкамерное

работает, сокращается, перекачивает

жизненно важный орган

МОТОР

 

 



Предварительный просмотр:

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке № 1

Стадия вызова - Колесо ассоциаций – Этот прием способствует актуализации знаний учащихся. По нескольким предложенным педагогом или самими учениками словам (терминам) учащиеся составляют связный рассказ.

 Стадия осмысления – Система маркировки текста «ИНСЕРТ» (чтение с пометками),

 I — interactive — интерактивная
N — noting — размечающая
S — system — система для
E — effective — эффективного
R — reading and — чтения и
T — thinking — размышления

Прием используется, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: "V" (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам; "-" (минус) – помечается то, что противоречит их представлению; "+", (плюс) – помечается то, что является для них новым, интересным; "?" (вопросительный знак) ставиться, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше. Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: "V", "+", "-", "?"

Стадия рефлексии. Прием «Даймонд» применяется для описания одного или сравнения двух понятий. Вычленения особенностей изучаемых объектов или явлений.

Правила написания даймонда: 

1 и 7 строки  - антонимы (существительные)

2 строка - 2 прилагательных, описывающих 1 существительное

3 строка  - 3 глагола, относящихся к 1 существительному

4 строка -  4 существительных  (2 первых относящихся к первому существительному, а 2 вторых к последнему)

5 строка -  3 глагола, относящихся ко 2 существительному

6 строка - 2 прилагательных описывающих 2 существительное.

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке № 2

Стадия вызова Прием «Ключевые слова» Существует несколько вариантов приема. Однако, любой из них позволяет "настроить" учащихся на тему урока, вызвать любопытство учащихся, напомнить им о том, что они знали до урока.

Стадия осмысления Прием «Кластер» (графический систематизатор). Универсальный. На стадии вызова прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, ученики графически изображают логические связи между ними, это дает возможность отразить индивидуальные результаты обучения.

Стадия рефлексии Эссе.  После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 5-10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Учитель может задать основные направления мысли: Что нового узнали? Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.

Краткое описание приемов технологии РКМЧП используемых на уроке № 3

Стадия вызова Прием «Ключевые слова» Этот прием обычно используется на стадии вызова и способствует актуализации знаний учащихся.

По нескольким предложенным педагогом или самими учениками словам (терминам) учащиеся должны определить обобщающее слово или составить связный рассказ.

Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать – Узнали»

Стадия осмысления Конструктивная таблица «Знаем - Хотим узнать – Узнали» Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.

На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы «Знаем - Хотим узнать – Узнали» (по вопросам)

Синквейн(от французского «5») – малая стихотворная форма, которая используется для фиксации оценок участников обучения Ученик сам себе дает отчет в том, принял он изучаемый материал или нет. Синквейн строится по следующим правилам:

1) в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

 2) во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

3) в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;

4) в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

5) в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

Методическая разработка вводного урока по теме "Многогранники" для 10 класса по геометрии

                Конспект урока и методичекие рекомендации к уроку...

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека", 8 класс.

Методическая разработка открытого урока по технологии "Профессия в жизни человека (8 класс) включает технологическую карту, подробный конспект, презентацию к уроку и приложения с раздаточным материало...

методическая разработка открытого урока по технологии, 6 кл. Тема: "Блюда из молока и молочных продуктов"

методическая разработка урока технологии в форме коммуникативно-дидактической имитационной игры....

Методическая разработка открытого урока по технологии, 7 кл. Тема "Приготовление блюд из овощей"

Методичекая разработка открытого урока по технологии, раздел кулинария....