Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок химии в 9 классе "Органическая химия" | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Непеина Т.А., учитель химии первой категории, Почётный работник общего образования РФ,MОУ «Вилегодская СОШ» села Вилегодск Архангельской области.
Тема урока: «Органические вещества»
Предмет: Химия Класс: 9 Методический комплекс: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман
Цель урока: знакомство с предметом органической химии, особенностями состава, строения и свойств органических веществ
Задачи урока:
Образовательные. Определить предмет изучения органической химии, изучить химический состав, строение органических веществ
Развивающие. Развивать умение работать с информацией: выделять известное и неизвестное, проблему и предлагать способы решения её. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание
Воспитательные. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Техническое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента, фломастеры, магниты
Ожидаемый результат:
- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества
- называть отличительные особенности органических веществ
- уметь определять органические вещества.
Этапы урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент Актуализация знаний 5 мин. Мотивация 2 мин | Здравствуйте! Для того, чтобы успешно провести этот урок, надо вспомнить, что изучает наука химия? H2C03, С6H1206, CaC03, С3H8, Na2C03, CO2, С2H60 Перед вами формулы веществ, назовём их (слайд 2 с формулами ОВ И Неорг В) К какой группе относятся вам известные вещества? Как назывался раздел химии, представляющий нам неорг вещества? К какой большой группе веществ можно отнести неизвестные нам вещества? Как можно назвать раздел химии, в котором они изучаются? Значит ли это, что определение ОХ нам понятно, а про ОВ мы практически ничего не знаем? Зачем их надо знать? (Человек их использует) Сформулируем тему урока | Отвечают: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Называют вещества (встречаются неизвестные). Неорганические Неорг Х ОВ ОХ
ОВ. ОХ |
Целеполагание 2 мин. | Поставим цель и задачи, которые будем решать Какими источниками информации мы можем воспользоваться? Чем особенны ОВ, что их изучает раздел химии? Что мы можем узнать про ОВ? | -Узнать, что изучает ОХ, ОВ -Учебник, эксперимент, доп. литература, ИНЕТ -Особенности строения, свойств, применения |
Приобретения нового знания 10 мин. 8 мин. 10 мин. | Организует работу в группах (слайд 3) Я принимаю предложенный вами план работы: особенности строения ОВ будет рассматривать 1 – я группа; особенности свойств исследует 2 группа; особенности применения – 3-я группа учащихся Организует отчёт о работе групп и оформление его на доске Организует рефлексию и самооценку по вопросу: особенности ОВ ( приём недописанных предложений) Слайд 4 Слайд 5 Человек издавна использовал органические вещества как консерванты, лекарства, благовония, красители и лишь в начале 19 века шведский химик Якоб Берцелиус ввёл понятие «органические вещества» и определил их по какому принципу, а раздел химии, изучающий эти вещества назвать органической химией . Но в эти же времена ряд химиков стали получать в своих лабораториях мочевину, уксусную кислоту, жиры, сахар. В 1828 году немецкий учёный Ф. Вёлер - ученик Берцелиуса, синтезировал из неорганических веществ мочевину. В 1845 г. немецкий химик А. Кольбе искусственным путём получает уксусную кислоту. В 1854 г. французский химик М. Бертло синезирует жиры, а русский ученый А.М. Бутлеров в 1861 году синтезирует сахаристое вещество. Сформулируйте проблему, которая была решена в связи с этими синтезами. (На какой вопрос получили ответ учёные, когда стали получать ОВ вне клетки) Значит ли это, что мы вместе с Берцелиусом не точно дали определение ОВ? Изучив особенности их строения и свойств, мы можем дать определение ОВ? Обратимся к учебнику, стр 148 нижний абзац Изучение ОВ ставило новые проблемы: Какова валентность С в ОВ? Слайд 6 Ответ на этот вопрос дал русский химик АМ Бутлеров в теории химического строения ОВ. Что такое химическое строение и какова валентность С в ОВ Ещё проблема (слайд 7): этиловый спирт и диметиловый эфир разные вещества, почему у них одинаковый состав – МФ? Как можно изобразить строение веществ? А сейчас мы попробуем написать структурные формулы ОВ (основа – цепь атомов С, затем по валентности ставим структурные чёрточки и атомы Н) | Учащиеся работают в группах по заданию: 1 группа анализирует строение ОВ, формулы которых даны в задании (приложение 1) 2 группа исследует горючесть ОВ, соблюдая правила ТБ по инструкции (Приложение 2) 3 группа рассматривает применение ОВ по доп литературе (Приложение 3) Отчитываются Отвечают на вопросы в тетради , оценивают себя По содержанию в живых организмах ? Можно ли получить ОВ вне живого? ? Читают с оговоркой в скобках Работают с учебником, стр 150 (как только нашли ответ, поднимают руку!!!) Предполагаем- разное строение Структурными формулами Пишем формулы: пропан,бутан |
Рефлексия 7 мин | Изобразить строение метана CH4, этана C2H6 Что узнали об ОВ в вопросе – ответе (Приём «Вопрос другу») | Пишут формулы, проверяют в учебнике стр 150 Поднимают руку, если справились Составляют вопрос, оценивают ответ |
Домашнее задание 1 мин | Пар.48. стр 163 №1, 4 письм. Мини-сочинение «ОВ моего дома» |
Приложение 1
Проанализируйте строение органических веществ и сделайте выводы.
А) СН3 - СН2 - СН2 - СН3 Б) СН3- СН2 В) СН3 - СН2 - OH Г) СН3 - O – СН3
Строение веществ выражается электронными и структурными формулами, которые показывают, как атомы соединены друг с другом в молекуле
При характеристике строения мы указываем
тип связи -
вид кристаллической решётки –
указываем молекулярное или немолекулярное строение
вывод о физических свойствах
(помощь – стр 148, первый абзац)
Приложение 2.Исследуйте горючесть органических веществ- №1 этиловый спирт, №2 парафин, №3 целлюлоза №4 полиэтилен, соблюдая правила техники безопасности: опыты проводите на поддоне, осторожно поджигайте, не наклоняйтесь над горящим веществом, тушите пламя с помощью крышки
Подготовьте рассказ по плану: название опытов, наблюдения (что поджигали – название, вид, что наблюдали – вид, название вещества), общий вывод: большинство органических веществ горят с выделением ………. , это ……………. Опыты доказывают, что органические вещества – соединения ………………….
Приложение 3. Прочтите и расскажите о применении метана, этилового спирта, уксусной кислоты, целлюлозы. Органических веществ 5 млн.! Сделайте общий вывод: органические вещества имеют ……. практическое значение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"
Урок проводится в начале изучения данной темы....
методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"
Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....
Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....
Эскендаров Альберт Агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс
эскендаров альберт агаевич, методическая разработка по химии, сканворд первоначальные понятия химии 8 класс...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...