Презентация "Автор и его герой в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Методическое руководство по применению презентации «Автор и его герой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Данная работа может быть использована на заключительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Эпилог проясняет учащимся авторскую позицию в конце романа, так как известно, что отношение автора к Базарову менялось по ходу написания произведения. Обобщающая таблица помогает увидеть противоречия между авторским замыслом и реально сложившимся образом. Меняется Базаров, и меняется отношение автора к нему. Тургенев в начале романа жесток и беспощаден к своему герою. Но он рос, мужал, мудрел, создавая свой роман. И хотя автор приводит своего героя к смерти, но не насмехается над поверженным Базаровым, а жалеет его, скорбит о нем. Тургенев не чувствует уже права судить героя, потому что жизнь это сделала за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.avtor_i_ego_geroy_v_romane_i.turgenev.pptx | 425.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор и его герой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его кана - вы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда- то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подтал - кивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвоз - бранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлых старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и ста- нут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын: поменяются коротким словом, пыль смах - нут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неуже - ли их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скры - лось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невин - ными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения? Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова .
какова РОЛЬ ЭПИЛОГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ? Эпилог помогает понять авторскую позицию в конце романа. Известно , что отношение Тургенева к Базарову менялось по мере создания произведения.
Письма тургенева о базарове 30 октября 1861г. И. С. Тургенев – М. Н. Каткову: «… он сам пуст и бесплоден» 6 октября 1862г. И. С. Тургенев – А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова, или его превознести? Я этого сам не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» 14 апреля 1862г. И. С. Тугренев – К. К. Случевскому: « Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубос - тью , бессердечностью, безжалостной сухостью и резкос - тью , - если он его не полюбит… Я виноват и не достиг своей цели».
Эволюция образа базарова
Базаров в начале романа Базаров в конце романа 1. В спорах с Павлом Петровичем дерзок, груб, циничен. 2. В лице видны самоуверенность и ум. Уверен в своей правоте. 3. Выходит победителем из споров с Пав-лом Петровичем. 4. Философию считает романтизмом. 5. Отрицает романтику, считает её белибер-дой . «И охота быть романтиком в нынешнее время». 6. Отрицает любовь. Называет отношения между мужчиной и женщиной чепухой и гнилью. 7. Равнодушен к природе. «Природа не храм, а мастерская…» 8. Считает, что говорить красиво – непри-лично . 9. Не задумывается о смерти. 1. С Одинцовой уважителен, не позволяет себе резких суждений, ведёт себя сдержан-но , тактично. 2. Пропадает самоуверенность. Находится в подавленном настроении. 3. Окончательно сломлен. Не хочет сам себе признаться в своём поражении. 4. Высказывает пессимистические мысли о смысле жизни и назначении человека. 5. Попадает во власть романтического чув-ства . С негодованием сознаёт романтика в самом себе. 6. Способен на высокие чувства. В нём просыпается чувственная душа, таящая бездну страстей. 7. По-новому почувствовал природу. Полю-бив , ощущает «раздражительную» свежесть ночи, слышит таинственные шептания. 8. Перед лицом смерти говорит так краси-во , как никогда не говорил6 «Дуньте на уми-рающую лампадку, и пусть она погаснет». 9. «Да, поди попробуй отрицать смерть, она тебя отрицает, и баста!»
Вывод В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» ,- писал Тургенев. Если в начале романа автор был жесток и беспощаден к своему герою, то в конце он не чувствует права судить Базарова, потому что это жизнь делает за него.
Список источников основного содержания 1.И.С.Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети.- М: Дрофа, 2002.- 414с 2.И.С.Тургенев.Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в восемнадцати томах. Том пятый. Письма 1862-1864.-М: Наука, 1988
Список источников иллюстраций 1.К.Е.Маковский. Портрет И.С.Тургенева.1871
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе "Отношение автора к герою в романе А.С. Пушкина "Дубровский""
План-конспект урока, по которому можно сделать презентацию, так как есть указания на те фрагметны, которые можно использовать в презентации по теме "Отношение автора к герою в романе А.С.Пушкина "Дубр...
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....
"Письмо к герою"(по роману И.Тургенева"Отцы и дети").
Сочинение в стихах "Письмо к герою"(по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")....
Урок литературы в 10 классе по теме "Музыка как герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Урок литературы в 10 классе с использованием Интернет-ресурсов. музыкальных фрагментов....
Автор и его герой в романе "Евгений Онегин"
Презентация к уроку "Евгений Онегин" (анализ 1 главы)...
"Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (анализ I главы)"
презентация к уроку литературы в 9 классе...