Роль экспозиции в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Этот урок – отправная точка в решении задачи формирования навыка комплексного анализа текста, позволяющего выявить авторскую позицию. Экспозиция романа И.С.Тургенева (1 – 4 главы) – это отдельный эпизод, и логика урока является своеобразным алгоритмом анализа эпизода.
Задача урока – показать «работу» композиционных элементов текста, детали в раскрытии авторского замысла, предвосхищая те выводы, к которым приведёт читателя автор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ottsy_i_deti_-_kopiya.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока:
Роль экспозиции в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Этот урок – отправная точка в решении задачи формирования навыка комплексного анализа текста, позволяющего выявить авторскую позицию. Экспозиция романа И.С.Тургенева (1 – 4 главы) – это отдельный эпизод, и логика урока является своеобразным алгоритмом анализа эпизода.
Задача урока – показать «работу» композиционных элементов текста, детали в раскрытии авторского замысла, предвосхищая те выводы, к которым приведёт читателя автор.
К уроку были даны 3 опережающих задания:
- Своеобразие пейзажа в 3-й главе романа и его роль.
- Особенности портретной характеристики героев эпизода.
- Базаров в экспозиции: речь и манеры поведения.
Форма урока – эвристическая беседа, направленная на определение роли экспозиции в тексте.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы начинаем работу над содержанием одного их самых спорных произведений романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Интерес к этому роману современников автора очень хорошо передала А.Панаева, не симпатизировавшая автору: «Я не знаю, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети».» Прошло полтора столетия с момента выхода «Отцов и детей» в свет, а споры вокруг романа не утихают до сих пор. Наша задача – «прочитать» роман, выявляя позицию автора через язык, стиль, слово автора, потому что именно в художественной форме романа заключена его мысль. Изучая это произведение, мы пойдём вслед за Тургеневым, опираясь на наши знания и кое-какие навыки работы над текстом, которые у нас уже есть. С чего мы обычно начинаем работу над произведением?
Ученики: С осмысления его названия.
Учитель: В чём, по вашему мнению, смысл названия романа?
Ученики: Название романа отражает вечный конфликт поколений.
Учитель: Но исчерпывается ли содержание романа таким пониманием конфликта? Ответить на этот вопрос мы сможем после изучения романа, а сегодня предметом нашего внимания будет экспозиция романа, а цель работы заключена в теме урока. Запишем её. (Определение экспозиции записано на доске.) «Экспозиция – вводная часть произведения, в которой изображается обстановка и условия, определившие возникновение конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их характеров.»
Учитель: Это определение будет для нас своеобразным планом для ведения записей на уроке: его общие моменты вы должны будете наполнить конкретными наблюдениями над содержанием 1-й – 4-й глав романа, которые литературоведы считают экспозиционными. Роман начинается с указания точного времени действия – 20 мая 1859 года. Зачем это делает автор?
Ученики: Очевидно, он сразу подсказывает читателю, что перед нами предреформенная Россия, и это очень важно для автора.
Учитель: Какие приметы времени и как воссоздаёт в экспозиции автор?
Опережающее задание, подготовленное учеником. Обобщая детали пейзажа, обращая внимание на эпитеты, сравнения, ученик делает вывод , что Тургенев рисует картину обнищания, заброшенности поместья Кирсановых, намекая на положение дел в России в целом. Дополняют картину детали, воссоздающие взаимоотношения хозяев и крестьян: реакция дворовых на приезд господ, поведение Петра, изображение мужиков, попавшихся по дороге.
Учитель: Уже в экспозиции Тургенев говорит о том, что Россия на грани социальной катастрофы и «полюбовного» соглашения крестьян и помещиков (а ведь Н.П.Кирсанов – один из лучших представителей дворянства, пытающийся произвести преобразования) нет и быть не может. «Преобразования необходимы», - считает Аркадий, и мы с ним соглашаемся. Но что менять и как менять? Где та мера, которая позволит разрешить социальную напряжённость и не повлечёт ещё более серьёзных катастроф? Эти вопросы встают перед героями произведения. Кто же эти герои?
Ученики: Братья Кирсановы, сын Николая Петровича Аркадий и его друг Базаров.
Учитель: Одинаковую ли роль будут играть они в авторском повествовании? Давайте попробуем разобраться. Знакомство с героями традиционно начинается с портрета. В чём особенность портретной характеристики в экспозиции романа?
Опережающее задание, подготовленное учеником. Особенности подачи портрета героев ( детальный или подробный) позволяют сделать вывод о системе образов. Беглые зарисовки с гипреболизацией старости и молодости выявляют сюжетную линию Николай Петрович – Аркадий. Детально проработанные и полностью противопоставленные портреты Павла Петровича и Базарова – сигнал к наличию главной сюжетной линии.
Учитель: Какая из сюжетных линий связана с решением вечной проблемы отцов и детей?
Ученики: Николай Петрович и Аркадий Кирсановы – отец и сын.
Учитель: Тогда какой же конфликт, какой смысл вкладывает автор во вторую сюжетную линию? Ведь Павел Петрович одинок, он не отец, а Базаров «не страдает» сыновней привязанностью, т.к. после окончания университета не спешит домой. К тому же Тургенев, как мы видели, работая с портретом, намеренно старит Базарова и молодит Павла Петровича, как бы стирая возрастную грань.
Новое лицо в литературе, таких мы ещё не встречали – Евгений Базаров. Он и представляется по-особому, как крестьянин – Евгений Васильев. Давайте познакомимся с ним поближе.
Опережающее задание, подготовленное учеником. Давая речевую характеристику Базарова и оценивая его поведение в чужом доме, ученик делает вывод о том, что в поведении героя сквозит вызов.
Учитель: Павел Петрович и Базаров ещё не сказали друг другу ни слова, но мы уже чувствуем, что их враждебность, которая перерастёт в открытую неприязнь, в непримиримый конфликт. Внешний вид и манера поведения – это проявления культуры, которая отражает идейную основу человека.
Так какой же конфликт отражает сюжетная линия Базаров – Павел Петрович?
Ученики: Это конфликт 60-х годов 19 века, конфликт либералов-дворян и революционеров-демократов, поэтому и указывает автор точное время действия. Это время борьбы идей по вопросу о способах отмены крепостного права.
Учитель: Верно, поэтому конфликт можно назвать идеологическим, ведущую роль в его раскрытии будут играть споры, а главным приёмом станет антитеза: «отцы» - либералы и «дети» - нигилисты, отрицатели. Ещё совсем недавно литературоведение утверждало, что в романе «Отцы и дети» Тургенев «высек отцов». Эту точку зрения доказывали и художники-иллюстраторы. Вот 2 портрета, выполненные художником Боклевским. (Демонстрация иллюстраций) Сравните эти изображения с тургеневскими портретами героев. Видите ли вы соответствие?
Ученики: Нет, в портрете Павла Петровича нет изящества, «устремлённости вверх», зато подчёркнута сытость, самодовольство, чего нет у автора. А у Базарова снято «выражение самоуверенности» и равнодушия.
Учитель: Вы совершенно правы: представление о героях слишком упрощено, доведено до примитивного: плохой – хороший. А ведь у Тургенева всё значительно сложнее. Задача не в том, чтобы «высечь» кого-то, задача – спасти Россию от ложных идей, чтобы в результате непримиримой борьбы противоположностей «не распалась связь времён, не погибла Россия.
Как сейчас, не дожидаясь катастрофы, проверить идеи нигилизма? Всё новомодное, сиюминутное автор-философ проверяет вечным. Одно из таких проявлений вечного – семья, поэтому и начинает автор свой роман с внешне лишнего рассказа о жизни братьев Кирсановых. Но Тургеневу, очевидно, важно показать именно Николая Петровича и показать в двух ипостасях: как сына и как отца. Когда-то и он столкнулся с противодействием родителей, не желавших видеть Машу Преполовенскую своей невесткой, но это не разрушило семью, не повлияло на семейные отношения. И вот теперь Николай Петрович сам отец, и он ждёт своего сына, окончившего университет. Это отдельный эпизод, но автор почему-то разнёс его в две главы ( конец 1 и начало 2 главы). Как вы думаете, что скрывается за этим членением целого?
Ученики: Возможно, потому, что ожидания отца обмануты: Аркадий ведёт себя сдержанно, несколько холодновато. Существовавшая прежде связь распадается – эпизод поделён на две главы.
Учитель: В чём причина холодности Аркадия?
Ученики: Он хочет показать себя взрослым, самоутвердиться, ему неприятно обращение с ним как с ребёнком.
Учитель: Но только ли это определяет странности его поведения? Вспомните поведение Аркадия , едущего в одной коляске с отцом?
Ученики: Он находится под влиянием Базарова и очень дорожит его мнением: «Я тебе не могу выразить, до какой степени я дорожу его дружбой» Поэтому Аркадий не всегда поступает так, как ему бы хотелось, чем вызывает тревогу отца. Такое «внедрение» нигилиста и нигилизма в семью влечёт осложнение семейных отношений.
Учитель: Молодцы, Да, вот он , тот способ проверки идеи: если идея не разрушает семью, значит, она истинна, благотворна, если же нарушает гармонию семейных отношений – губительна и опасна.
Последний аккорд экспозиции – финал: «дети» заснули скоро, но «отцы» в доме не спали. И всё-таки не их тревогам отданы последние строки экспозиции. Учитель зачитывает последние строки 4 главы.
Огромным обобщающим смыслом наполнены эти задушевные, полные лиризма строки. Вечный облик Мадонны, матери, тревожно наблюдающей за своим сыном – облик самой Вечности.
Вот мы и «прочитали» экспозицию романа «Отцы и дети» и попытались понять расстановку сил в романе, увидеть проблемы, которые поставлены автором, выявить основные сюжетные линии, определить сущность конфликта и главное – приоткрыть завесу над замыслом автора: проверять идеи, которые отстаивают герои, будет сама жизнь, её вечные начала – семья, любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)
Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....
Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....
Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...
Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...
Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева Отцы и дети
“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”И.С. ТургеневЦели: Подведени...
О чем может рассказать портрет героя (Роль и значение портрета Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" может заинтересовать учителей литературы старшей школы и ...
Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...